«Лить ли АИ-98 вместо АИ-95?» и другие заблуждения о бензине

В народе неистребимо поверье, что периодической заливкой 98-го бензина в бак можно промыть топливную систему и вообще «сделать мотору получше». Да что там в народе – такие советы можно услышать даже от официальных дилеров... Разберемся, где правда, а где вымысел.

Я надеюсь, вы прочитали первую часть статьи про «наш бензин» и уже не демонизируете его. О недостатках бензина тоже было сказано, но за рамками обсуждения осталось множество других предрассудков, как имеющих рациональное объяснение, так и совершенно беспочвенных. Давайте посмотрим, в чем еще мы слишком часто заблуждаемся?

«Лейте иногда 98-й!»

Не секрет, что современные моторы бывают слишком уж хрупкими. Вроде бы производитель рапортует о новых технологиях, а на деле проблем все больше и больше, и вот уже пятилетняя машина – не желанная покупка, а объект крупных «вливаний» денежных средств и потенциальный источник проблем. И владелец машины, как всегда, остается с ними один на один. Производитель твердит, что машина отличная – и бензина ест мало, и экологичная, да и надежность вон какая, по всем репортам просто блеск, минимум отказов. А в этих ваших интернетах ходят слухи, да и дилер почему-то порой настойчиво советует заливать иногда 98-й бензин, «очистить» мотор и вообще для профилактики. И знаете, дилер по-своему прав. Ведь недостатки двигателя, огрехи эксплуатации можно компенсировать разными способами. Можно усовершенствовать мотор, а можно просто доливать масло и заправляться более высокооктановым бензином. Вот только к очистке мотора это никакого отношения не имеет.

Depositphotos_27204029_original.jpg



Чем вообще 98-й бензин отличается от 95-го? Чисто теоретически – октановым числом. Моющие свойства, текучесть, испаряемость – все эти параметры будут примерно близки. Даже более того, возможны варианты, когда 98-й бензин – это действительно лишь та же самая основа, что и у 95-го, но с присадками.

Вот только не нужно радостно лить в свою машину, где на лючке бензобака совершенно безоговорочно утверждается «Only 98RON», 95-й бензин, мотивируя этот поступок логикой «если не видно разницы, зачем платить больше?». Разницу – видно. И я не утверждаю, что они эквивалентны, ведь разница в октановом числе есть, и она часто может оказаться решающей.

Например, для роторной Mazda RX-8 зачастую она выливается в десятки тысяч «лишнего» пробега до капремонта роторов, да и на машинах с турбонаддувом нередко на 95-м бензине мотор сможет прожить только до первого длительного «нажатия тапочки». Почему же ваш дилер (например, Audi) советует «иногда заправлять 98-й»?

Как я уже говорил, практический смысл у этого действия есть. Смешав 95-й и 98-й бензин, мы получим нечто среднее, зачастую по характеристикам ближе к АИ-98, чем к АИ-95. Мы заведомо перекроем требования автопроизводителя по октановому числу. И уже не столь важно, что мотор чуточку перегревается из-за грязных радиаторов, неисправного термостата, «глючащих» датчиков, стоящей защиты картера. Что октановое число бензина падает из-за летящего через давно забитую систему вентиляции масла, ведь поршневые кольца давно залегли...

И вот, залив бензин получше, мы действительно продлили жизнь мотору – он лучше крутится, эффект налицо. Только не лучше ли привести его в порядок более традиционным способом? И, разумеется, мыть 98-й бензин ничего не будет, повышенная цена не означает повышенных второстепенных характеристик.


Depositphotos_82128770_original.jpg



Более того, при использовании некоторых антидетонационных присадок вероятность коксования форсунок даже возрастает, например, ММА (монометиламин) и подобные могут вызвать такой эффект – и пусть эта присадка не применяется в крупных сетевых заправках, но на периферии всякое возможно.

Единственный действительно стоящий повод залить бак 98-го бензина – это поездка на трек или просто для хорошего «отжига». Если мотор просто чуть закоксовался, но система охлаждения еще жива, датчики в норме, то нагар отступит, восстановят подвижность кольца, провернутся и крепче вожмутся в седла клапаны, и мотору станет немного получше после долгого стояния в пробках. Но тогда уж надо лить 98-й постоянно, а не время от времени.

Кому октанового побольше?

Думаю, читатели сайта уже в курсе, почему нельзя лить в американские машины 92-й бензин, несмотря на то, что на лючке явно указан какой-то 91-й. Их «91 AKI» – это бензин, у которого среднее октановое число по моторному и исследовательскому методу равно 91. У нас же марки присваиваются только по исследовательскому методу – отсюда и буква «И» в названии «АИ-92». В наших реалиях 91 AKI – это, скорее, 95-й и выше, а вовсе не 92-й.

И пусть у соседа Audi 2,7 turbo уже год ездит на 92-м, и он радуется экономии, эта экономия – как лотерея. Может быть, мотору станет плохо сейчас, а может быть, у одного из следующих владельцев – в любом случае, ваш сосед берет взаймы у ресурса двигателя и когда-нибудь эти деньги придется отдавать. Реальность такова, что шумоизоляция машин уже давно стала слишком хороша, чтобы водитель слышал детонацию, а моторы, даже атмосферные, форсированы настолько, что она возможна при любой нагрузке.

К тому же современные многоступенчатые трансмиссии прямо провоцируют двигатель работать в самых опасных с этой точки зрения режимах, с малыми оборотами и высокой нагрузкой. Почти на всех моторах, выпущенных в XXI веке, по четыре клапана на цилиндр, управляемый термостат и температура двигателя на холостом ходу – выше ста градусов, а добрая половина их еще и оснащена турбонаддувом. Это значит, что риск детонации на всех современных моторах повышенный, особенно когда двигатель нагружают после длительного «разогрева» на холостых.

В общем, если ваш мотор по паспорту имеет управляемый термостат, вы часто стоите в пробках, или у вас есть турбонаддув, то, поверьте, вам 98-й действительно не помешает. Даже если на лючке бензобака написано, что машине подойдет 95-й. Просто там, где ее сделали, рассчитывали на более дотошное обслуживание, более чистый воздух и отсутствие многочасовых пробок, стояние в которых чередуется с разгонами до сотни.


Depositphotos_45510301_original.jpg



Подкованный читатель скажет, что детонации можно не бояться, ведь на машине есть соответствующие датчики, и система управления должна ее предотвращать, но на практике все оказывается чуть сложнее. Во-первых, почти все системы используют звуковые датчики детонации, а значит, детонационный стук должен появиться, чтобы система его засекла. Потом еще нужно время на изменение параметров работы мотора.

Детонация, может быть, пропадет сразу, а может быть, и нет. В любом случае вскоре система управления попробует снова перейти на оптимальные углы зажигания и скорость открытия дросселя, и если мотор не совсем в порядке, а бензин не тот, то детонация снова появится, и процесс повторится.

Но основная проблема – даже не в детонации на средних оборотах, а в неприятностях, которые подстерегают мотор на высоких. В большинстве случаев датчик детонации просто отключается после набора каких-то оборотов, ведь внутренние шумы мотора возрастают, и датчик становится бесполезен. Теоретически граница зоны детонации уходит очень далеко от оптимальной, и это почти безопасно. Но если двигатель перегревается, лямбда-зонд врет, топливный насос или регулятор давления неисправны, то детонация все равно возникнет, и последствия будут самые страшные. Обычно это полный выход мотора из строя: пробитый блок цилиндров – «кулак дружбы», завернутый узлом коленвал и рассыпавшиеся поршни и шатуны.

К сожалению, не все могут вовремя услышать надвигающийся вал неприятностей. Редкие пока системы, определяющие детонацию на любых оборотах по ионизации в цилиндре, применяются в основном на очень форсированных моторах, а массово на все машины их ставил разве что почивший в бозе SAAB. В общем, детонация вполне возможна. Кстати, нет смысла прислушиваться к работе двигателя на холостых оборотах. Пока нагрузка маленькая и коэффициент наполнения цилиндров невелик, там много остаточных газов, и никакой детонации просто не будет. Аналогично для старых турбонаддувных моторов с пониженной степенью сжатия – детонации не будет при малой нагрузке, но это не означает, что она не появится, если чуть-чуть прижать педаль газа.

Многие излишне современные водители считают, что мотор с непосредственным впрыском может «переваривать» чуть ли не 80-й бензин без всяких последствий. Эти байки в ходу, наверное, еще со времен завоза на Дальний Восток двигателей GDI от Mitsubishi и попыток «наэкономить». Но боюсь, что если в современный турбомотор с непосредственным впрыском лить даже 92-й, то ничего хорошего не будет. Более того, возрастает риск поломки очень дорогих форсунок.

Биотопливо и все-все-все

Наверное, вам будет интересно узнать, что в Европе можно очень недорого заправляться бензином с октановым числом 102-110. И это не почитаемый многими у нас газ, сжатый или сжиженный. Это биотопливо Е85, содержащее 85 процентов этилового спирта. Чуть меньшая калорийность с лихвой компенсируется возрастающей отдачей мотора, нужны только несколько более мощные форсунки. Правда, лить его в неподготовленную машину не стоит.

Большинство машин FlexFuel, умеющих потреблять такое топливо, специально разработаны для этого. У них большая производительность форсунок, больший диапазон работы лямбда-сенсоров и, главное, система управления может распознать менее калорийное топливо. Помимо этого имеется еще и более коррозийно-стойкая система питания, но это не столь же важно.


Depositphotos_33905189_original.jpg



Если вам вдруг захочется залить «недорогого» 105-го бензина, то лучше откажитесь от этой затеи, ибо неподготовленный мотор может попросту сломаться. А в лучшем случае расход будет таким, что перекроет всю возможную экономию, а детонационная стойкость топлива окажется низкой из-за обеднения смеси.

По той же причине не стоит лить спирт в бензин, пытаясь поднять его октановое число. Любое изменение калорийности топлива, выходящее за пределы регулирования по лямбда-сенсору и составляющее обычно около 10-15%, крайне нежелательно. Ситуацию могут спасти специалисты по тюнингу, они настроят мотор на любое топливо, но это путь в одну сторону – для полноценного использования смесей Е85 с бензином и добавками этанола нужна продвинутая система управления, умеющая определять содержание спирта в баке.

Топливо Е85 характеризуется также благотворным воздействием на моторы, ведь спирт не смывает топливную пленку, лучше охлаждает клапаны (как раз за счет более высокой скрытой теплоты сгорания ОЧ у него выше) и куда лояльнее относится к катализаторам. Именно потому машины из Европы могут оказаться в лучшем состоянии, чем их «ближайшие родственники» у нас. И дело тут не в том, что у нас плохой бензин, а в том, что у нас он бензин, а у них – на 85 процентов спирт.

В общем, если не уверены, не лейте в бензобак спирт. А вот ацетон, кстати, можно. Это тоже неплохая антидетонационная добавка. Хотя МТБЭ куда эффективнее и не так вреден для окружающей среды. Но это уже, как говорится, совсем другая история.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
25 комментариев
23.10.2015 17:40
Stanislav Kolobov

Мотор VW 1.2TSI с турбиной, но 8-клапанный, о чем мало кто знает, на лючке бензобака производитель нарисовал 98, в крайнем случае 95, а в руководстве по самообучению для дилерских центров 91-98 "с незначительной потерей мощности". 3 года лью 92 с одной АЗС.


02.11.2015 11:44
Борис Игнашин

очень зря, этот мотор на 92, что называется, "не тянет", те работает точно в аварийном режиме с детонацией

2

09.09.2019 16:55
Jamila Rizvanova
скажу бол ьше, у меня то VW 1,2 TSI, всегда с 2103 года заливала 95, 95 экто, хотя на лючке 98 и очень жалею сейчас, потому как клапан ОГ за 220000км меняла аж 4 раза!  Перешла на 98, дорого. но машинка побежала!


23.10.2015 17:45
Степан Якимец

чем бОльше степень сжатия и выше обороты, тем бОлее высокооктановое топливо требуется. Читайте мануал производителя авто. Например в ДВС БМВ N42 октановое число указано 91 - 98. Лью 92 уже 5 лет - полет нормальный.


23.10.2015 18:24
Уго Чавес

на личном опыте скажу,у меня тойота прадо 150 4.0 бензин,поставил итальянскую газовую установку 4 поколения,расход где то на 15%больше но ни какой дитонации нет,правда с гарантии сняли,да в принцыпе по хер ту гарантию,не дай бог что сломается на гарантии бесплатно не поменяют никогда,нервы потрепают тебе , все рамно собьют денег.главное найти нормальное сто и все. а запчастей сейчас и авто магазинов много. Авто у меня с 2013года пробег 104 тыс. полет нормальный.,живу в г. Харькове.


02.11.2015 11:54
Борис Игнашин

да она и на бензине бы прошла эту сотню

ГБО плохо только колхозной настройкой и малым запасом хода


23.10.2015 19:22
Алексей Зима

КАЖДЫЙ любитель детективов вспомнит, что практически в любой книжке, где действие происходит в прошлом веке, ежели кому из героев возникнет нужда заправиться, то его ОБЯЗАТЕЛЬНО на колонке спрашивают: "Обычный или экстра?"

И, буде герой имеет карман, топырящийся от аванса или рассчёта за предыдущее дело, он эдак, (практически по-русски махнув рукой) бросает служащему:

"А давай экстра! Полный бак..."

(при этом подразумевалось, что ОБЫЧНО герой повествования довольствуется по бедности своей обычным бензином, а ЭКСТРА - это себе можно позволить, ежели богат!)

и ничего, жили же как то...


23.10.2015 19:29
Кирилл Костров

Хотелось бы комментарий автора, как АИ-92 повредит моему американскому мотору AMC-242.


26.10.2015 08:47
Павел Стефанович

AMC-242 имеет степень сжатия 8.7 . Он с завода сделан под 76-92. Печально что люди прочитав текст по диагонали начинают сами что то додумывать . Ну где там написано что в амеров нельзя лить 92 наш ?

1

02.11.2015 11:53
Борис Игнашин

Читать то не пробовали?Если на лючке бензобака стоит 91AKI, то наш 92й может и повредить, в остальном совершенно не важно, где сделан мотор, в корее или в германии. Важно лишь то, что вы не читаете статью и не вникаете в то, о чем рассказано. Детонация возможна, AKI сильно отличается от RON

3

27.12.2015 04:06
Денис Оболонь

Если на лючке написано 87 РОН он же Регуляр это наш 92 89 РОН он же Премиум среднее между 93 и 96 и везде по разному. а 92 РОН он же супер премиум это как раз для Спорт каров от 98 и высше откана нашего.


23.10.2015 19:55
Алексей Зима

"...Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы......Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, ОБЫЧНО составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 95 может показать на другой установке при соблюдении всех требований(!) метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226)совсем другую величину(!!!!!), например 96 (или даже 97). Или наоборот - 94 (или совсем 93)Существенным является то, что обе величины - 93 и 97, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива..."источник:(ссылка)короче - в этом деле надо быть ИЛИ профессионалом, постоянно тратящим время, для того, чтобы ЛИЧНО во всём разобраться, путём накопления опыта и постоянного глубокого его осмыслениялибо тупо платить-платить-платить скока скажут, и молиться, молиться и молиться - чтобы НЕ СИЛЬНО "обманывали" (хотя напрашивается саааавсем другое слово...) всякий раз, когда льёшь НЕИЗВЕСТНО ЧТО в бак, или приезжаешь на СТО, где тебя точно так же лечат НЕИЗВЕСТНО ОТ ЧЕГО...

2

23.10.2015 20:34
Igor Bakunov

А может проще не выделываться, а лить то, что рекомендует изготовитель ? И если на конкретном бензине с определенной заправки работает ровненько, то пореже менять кормушку...

3

02.11.2015 11:51
Борис Игнашин

Производитель советует исходя из других реалий и свежего мотора, ему немного пофиг, что тут на самом деле творится. К сожалению, есть много примеров, когда лучше лить более высокооктановый бензин. И не меньше, когда можно смело лить 92 вместо 95. И всегда есть место допускам и конкретным особенностям эксплуатации

1

23.10.2015 21:15
Андрей Иванов

очередная реклама , типа лейте 98 и всё будет гуд , где факты , измерения, исследования. Тупая реклама, скоро и тут читать не чего будет )))

2

25.10.2015 21:37
ДимСаныч

реклама чего? бензина?

2

02.11.2015 11:49
Борис Игнашин

Вас не затруднит что именно тут в статье рекламируется?Бензин?? Те рекламируем бензин, чтобы не покупали дизельные моторы и ГБО?98й? Кто по-вашему платит за такую рекламу?Садитесь Иванов, подумайте еще раз

15

24.10.2015 01:07
Kai Jaworski

Про американские авто и то, что в них нельзя лить 92-й, просто порвало.


25.10.2015 17:25
Павел Стефанович

Американское авто понятие растяжимое как японский презерватив. Все зависит от мотора ( степень сжатия , наддув, форма поршня). Есть простая формула , если степень сжатия ( не компрессия) меньше 10 то аи92, от 10 до 12 то аи 95, выше 12 или от 10 с наддувом то аи 98. В статье не про то что в американцев нельзя лить аи 92 у них другая система расчета октанового числа . AKI нашего 92 (ОЧММ 83+ОЧИМ 92)/2=87,5

4

02.11.2015 18:35
Борис Игнашин

я так понимаю, статью "ниасилил, но комменты рулез" ?

3

26.10.2015 19:11
Азат Валеев

У меня вот октан-корректор стоит,можно лить и 92,и 95.Что лучше,если СЖ 9.1?

1

29.10.2015 23:06
Вадим

Щкоду рапид, что льют 98 ? или 95


30.10.2015 14:20
Игорий Брехов

Смотря какой движок. 1,6 - 95. 1,4 - 98.

1

20.12.2015 20:07
Ntalia Ignatovich
1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings