О том, что должно измениться в Lada 4x4, мы беседовали со специалистами АВТОВАЗа, отвечающими за этот проект, ещё в июле 2015 года. Чтобы понять, двигается ли модернизация внедорожника в соответствии с планом, мы ещё раз приехали на завод и поговорили с Юрием Нутрихиным, руководителем проекта мелких серий Lada 4x4, и Денисом Конюковым, руководителем по качеству проекта Lada 4x4. Их ответы мы сложили в краткий рассказ о ходе модернизации.
Сразу отметим, что если свериться с опубликованным материалом полугодовой давности, отклонений от графика практически нет – все точечные изменения конструкции и технологии проводятся более-менее в оговоренные сроки. Напомним, что программа модернизации рассчитана на год и завершится в мае 2016 года, а предусматривает она три основных момента: соответствие законодательным требованиям, улучшение качества и фейслифт. Отчасти эти три момента накладываются друг на друга по времени внедрения.
Все мероприятия призваны в конечном итоге улучшить потребительские качества автомобиля при сохранении тех свойств, которые в своё время сделали Ниву легендой.


На фото: руководитель проекта мелких серий Lada 4x4 Юрий Нутрихин и руководитель по качеству проекта Lada 4x4 Денис Конюков
Пожалуй, главное, что нас ожидает в 2016 году – это модернизированные интерьер и подвеска на всех версиях внедорожника. В подвеске произойдёт переход на газонаполненные стойки и новые поворотные кулаки. Иные характеристики амортизаторов спереди и сзади, а также изменившееся плечо обката управляемых колёс должны положительно сказаться на ходовых качествах. Все опытные работы по новой подвеске уже проведены.

В интерьере у всех Lada 4x4 появится облицовка тоннеля пола «в стиле Urban» – более эргономичная, с подстаканниками. Также в 2016 году будет обновляться задняя часть салона – будет заменена облицовка двери задка. Летом были испытаны новые уплотнители лобового и заднего стекла, и в декабре производство переходит на эту новую серию уплотнителей. Аналогичный вопрос по боковым стёклам будет решён в первом полугодии 2016 года. Комплект ремней безопасности новой конструкции также пойдёт в производство в первой половине 2016 года.
А вот вопрос с новым двигателем, увы, по-прежнему пребывает в «замороженном» состоянии. На данный момент принято решение проводить все инженерные работы с тем двигателем, что имеется сейчас. И что-то удаётся сделать – долгая «война» с поставщиком натяжителя цепи привела к тому, что и поставщика «воспитали» по качеству, и конструкцию немного доработали. В результате с декабря 2015 года новый натяжитель, бесшумный и надёжный, внедрили в серию.
А вот двухпозиционного замка задней двери, который ставят на экспортные версии внедорожника, отечественному покупателю ждать пока не стоит – его внедрят только в том случае, если подобный пункт появится в требованиях безопасности для транспортных средств России или Евразийского союза.
Уже сейчас все Lada 4x4, сходящие с конвейера, оснащаются двигателями, соответствующими нормам Euro-5 и тормозной системой с ABS. Ещё в начале года внедорожник получил более надёжный звуковой сигнал – тут поставщика вазовцам пришлось сменить. С мая 2015 года на все внедорожники ставят щётки стелоочистителей увеличенной ширины. Кроме того, уже началась окраска металлизированными эмалями кузовов не только спецсерий Urban и Elbrus Edition, но и машин в «стоковых» исполнениях.
И если продолжать разговор о внешнем виде, то новая решётка радиатора – такая же, как у Урбана – появится и у классической версии внедорожника, причем как в трех-, так и в пятидверном исполнении. На этой решётке будет устанавливаться новая эмблема Lada – таким образом, внедорожник-ветеран станет третьей моделью после Vesta и Xray, получившей эмблему обновлённого образца. Кстати, абсолютное большинство нововведений касается как трёх-, так и пятидверных версий – разница возникает только там, где это касается длины кузова.
Но вернёмся к более «глубинным» изменениям. Новые штампы для боковых деталей кузова, про которые шла речь летом, закуплены, и первый съём с этих штампов уже прошёл. В первой половине 2016 года планируется на 100% включить их в технологический процесс – все кузова Lada 4х4 получат новые боковины. Сдвинулся с мёртвой точки и вопрос по коррозии на стойках кузова А и С (передней и задней): решено применить цинковую прослойку, наносимую в момент сварки между крышей и стойкой. Эта довольно банальная, но, со слов инженеров, действенная мера, призванная полностью исключить корродирование шва, в первом квартале 2016 года должна найти отражение в серии.


По вопросам качества инжиниринг проекта Lada 4x4 постоянно сотрудничает со многими службами завода. С цехами двигателя, шасси, сборки постоянно обсуждается, что можно улучшить в рамках действующего техпроцесса. Совещания с Центром удовлетворённости потребителей проходят ежемесячно, а рабочие встречи – два раза в неделю. Каждый месяц – работа с потребителями, в результате которой формулируется топ первоочередных вопросов.

Один из показательных случаев такой практики – шум в районе двери задка, по которому была масса претензий. Его удалось снизить целым комплексом небольших корректировок – изменили схему крепления проводов, немного поменяли схему монтажа обивки, поставили буфера увеличенного диаметра, а также внедрили новые облицовки боковин, чтобы лучше зафиксировать полку. Ещё одним из источников шума был сам замок. Совместно с СКП (сборочно-кузовным производством) была доработана внутренняя панель багажника и выработана процедура правильной регулировки замка – проблема была решена.
Ни для кого не секрет, что шумы и вибрации – это вообще один из самых сложных вопросов в конструкции Lada 4x4, коей исполнилось уже 40 лет. Принципиально ничего уже не поменять, но заметно улучшить существующее ещё возможно, уверены на АВТОВАЗе.
Сейчас идёт совместная работа нескольких подразделений по раздаточной коробке. А кое-что в «трансмиссионном» плане уже удалось реализовать – во время летнего «шатдауна» 2015 года на Lada 4x4 внедрили более мягкую муфту промежуточного вала, а также запустили новый балансировочный стенд. Как видим, многие пункты из нашего июльского материала действительно оказываются закрытыми. Но работа по шумам и вибрациям, конечно, не закончена – есть тут и более далеко идущие планы.
Серьезная работа проведена по герметичности кузова, по конструкции дверей, и особенно – по их внутренней части: кое-где нанесли мастику, где-то наклеили водоотражающие пластины, а кроме того, добавили несколько дренажных отверстий. Продолжит приближаться к оптимальному уровню и герметичность системы охлаждения – как мы знаем, на подводящей и отводящей трубах радиатора теперь применяют пружинные хомуты вместо ленточных, а с начала следующего года такие же хомуты пойдут и на термостат, что должно полностью исключить течи антифриза.
На что же больше похожи меры по модернизации нынешнего поколения Lada 4x4? На «капли», падающие в море, которое уже не изменить? Или на маленькие «зёрна», без которых невозможен большой результат? В ближайшие год-два ответ на этот вопрос появится. Ну а мы постараемся ускорить процесс, подготовив несколько статей, в которых сведём вазовский внедорожник лицом к лицу с другим не менее легендарным «проходимцем» в бескомпромиссном тест-драйве, а также проверим на прочность и качество абсолютно все серийно выпускаемые на данный момент версии Lada 4x4. Следите за публикациями.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Редакция, а вы не задавали вазовцам вопрос: Почему все это не было проделано 10, 20 лет назад? Я бы им в рожу плюнул
не 10-20, а 35 лет... И то... то что они делают, это обычная доводка обычного нивовода, но ни как не на уровне производителя.Спрос есть и ладно. Так мыслит автоваз.
у нас на машине 91 года назад ничего не текло) кроме крана отопителя конечно. Нива хорошая машина, но устарела безвозвратно. Необслуживаемые ступицы самое лучшее, что может случиться с этим авто. А как гидронатяжитель может быть шумным, я чёт не понял.
Иногда после продолжительной стоянки, при запуске первые пару секунд стучат клапана. Видимо это имели ввиду.
Нива это легенда.А легенды не умирают и не стареют. Это как мотоцикл Урал. Сама модель по идее старьё старьём, а все еще выпускается и продаётся. И стоит не мало.
Есть такой портал на Лурке - дохлые герои называвется... Ниву - туда же...
Когда уже заменят эту убогую торпедо? Сделать её приличнее и качественнее - салон сразу преобразится.
Кроме торпеды претензий к этой машине нет. Сделайте хотя бы что-то подобное, но из другого пластика, пусть будет на 15-20 тысяч дороже, не вопрос.
как обстоит дело с безопасностью автомобиля? все также на уровне 1980 года? Усилить кузов, спасти столько жизней не хотели бы? Поменять двигатель от шахи на современный нет желания. Раздатка гудит трансмиссия гудит кардан диагональный это что вообще?
Я так полагаю в плане безопасности тут ушивать даже нечего. Одна запаска под капотом, которая при "удачном" стечении обстоятельств оказывается прямиком в салоне, чего стоит.
Зато ЭТО стоит уже полляма, за десять лет подорожало вдвое!
Не знаю зачем "пальцем в жопе ковыряются", есть готовые подрамники под раздатку, которые напрочь убираю вибрации, надо только сертифицировать и пустить в серию, пусть +10000р к стоимости. Я себе на пятидверку поставил мотор от приоры , заменил коленвал на 80+приора поршни и поставил низовые валы от СТИ, результат, тяга как у танка, жрёт в ДВА РАЗА МЕНЬШЕ и на трассе не чувствуешь себя ущербным, тк на обгон идёт без проблем и даже без катализатора токсичность меньше чем на родном движке с катализатором, проверено. На таком конфиге приехал больше 50000км, раздатка, мосты в порядке, ни чего не порвало и не загудело и благодаря поднятию мощности улучшилась проходимость, уменьшилась теплонагруженность, движок меньше греется на бездорожье. Такое ощущение что им на заводе выгодно чтобы нива была такой какая есть, мол продаётся да и ладно, спрос же стабильный
Мотор поменяли на другую модель двига, а переделки узаконили? Если нет, то рискуете получить ануляция учета, даже написав о своих переделках в инете. Есть тут такие интересные личности, добровольные помошники ГИБДД...
поставьте туда нормальный движок....хотя бы от Приоры....
Уважаемые владельцы ВАЗа, комментрарии выше выражают всё негодование начиная с 70-х касаемо Вашей модели, которая не имела практически никакого ристайлинга, обновления. Займитесь этим.Просим Вас Владельцы и и желающие купить данное авто. Исходя из цены и предложений, цена авто оптимальна и приятна, но кузов, торпеда, и всё остальное находится в 70-х СССР , сделайте выводы и люди , народ обеспечат Вам продажи, при адекватных ценниках! Машина Ваша не победима даже сравнивая начиная со всякими паркетниками и завершая джипами.
Уточнение - не владельцы, производители.!
Чиго, нах? Какая в сраку нынешняя "оптимальность" и "приятность" цены? Полляма за полуфабрикат?
Да вы посмотрите на лица этих руководителей... Им самим стыдно от тех доделок с которыми они время просто убили.... Уплотнители какие-то, тоннели.... Смех просто! Лучше бы достали палец из задницы и занялись делом.
Возьмите пример с Bilenkin Cars Classic, как нужно обновлять классику.
Стыдобища
очень важно увеличить салон, сделать двери на 10-15 см длиннее, усилить кузов и подрамник, бак увеличить. в идеале еще и ширины 6-8см добавить и движок и раздатку новые надо, торпедо и сидения тоже.
Машина отличная, но для 80-х, за это время могли бы приложить руки и голову, стыдно просто за столько лет изменить торпеду и всё остальное в такой вид и качество. В гаражах люди с напильником и молотком сделают наверное лучше))).
Да, делают! Ставят дизеляки, ставят другие коробки и привода, которые держат покатушки (а не рвуться в труху сразу, как родные), да только теперь за это ПТС отбирают :( И нет в ней ничего отличного, кроме дизайна кузова и его пропорций!
Ну, в общем, как обычно - ни хрена не сделали. Это даже не "курочка по зернышку" и не "капля в море" - это тупо исправление косяков, которые каждый нивовод делает в гараже за пару-тройку вечеров под пиво. А автоВАЗ - в течении 30 с лишним лет.
Товарищи дорогие! Довольно странно многих из вас слышать! Вы не пробовали смотреть на вещи с чуть большего расстояния? Через 2 года выйдет абсолютно новая Нива. Какой смысл глобально модернизировать нынешнее поколение, которое своей классической архаичностью и ценно?!
Для чего они тогда в принципе что-то там дорабатывают? А очень просто! ВАЗу нужен "перезапуск" на экспортных рынках. Тамошняя публика не станет критиковать "архаичность". А вот мелких придирок хорошо бы избежать - они вредят репутации.
Не выйдет никакой новой Нивы, у нынешных "эффективных" только баксы в глазах как у Скруджа, им на потребности любителей грязевых покатушек - плюнуть и растереть! Кросач новый сварганят с УГ качествами (но с большей маржой прибыли) - и жрите!
Считаю необходимым всеми средствами сломить волю манагеров, поставить манагеров на колени и вынудить их заменить диагональный задний кардан на прямой.
эту модель делают уже больше 30 лет....так может эти мелочи пора бы давным-давно устранить....а главное вместо того что бы заниматься такой мелочевкой поставить туда современный двигатель и хотя бы кондей ?
Ну не знаю как кто я 14-ой нивы 11 года 50 т. пробег пользователь!!!! Скажу сразу что серия обычная( а не как сказано в редакционной статье "..........мы ещё раз приехали на завод и поговорили с Юрием Нутрихиным, руководителем проекта мелких серий Lada 4x4). Машина меня полностью устраивает( я всегда помню на какой машине еду), ежу как по трассе так и по пересеченке(больше по трассе, крейсер 130-140).Все упомянутые автовазом чудо прибамбасы устанавливал изначально сам( туннель пола с подстаканниками,внешние пластиковые ручки а вот внутренние заменил на железные от копейки, оббивка задней двери так же как и задние оббивки покрыты карпетом, стклоподъёмники катран ,жесткий поталок, хомуты на охлаждении текут практически сразу да и кто бы им доверял,)Ну короче все это было сделано еще в 11-м году без особых заморочек и без участия автоваза. Автоваз!!!! Вы лажовщики!!!
Закрыли бы все глаза на эти мелочи, если бы машина эта стоила от дилера без ,почти 100 % наценки. Скажем 10. Увеличение цены в два раза это круто.
Ни "капля в море", ни "курочка по зёрнышку" - а втирание очков и бешаный рост цены!