О тяге к путешествиям и о том, во что она обходится

По поводу организации путешествия сомнений не возникало: ехать на машине, с ночевками под открытым небом. Однако ничего, кроме палатки и спальных мешков, на первом этапе у нас не было. Не было даже самого главного — средства передвижения.

Для начала — о себе. В данный момент живу в Германии и учусь в одном из немецких университетов. Учеба в двадцать пять лет, особенно по окончании технического ВУЗа в России, — дело, требующее порой максимального напряжения умственных и физических способностей, поэтому после второго семестра я решил как следует отдохнуть. В качестве активного времяпровождения мы (ваш покорный слуга и мой друг Михаэль) задумали поездку по южным странам бывшего соцлагеря: Венгрии, Румынии и Болгарии. Тем более, что эти государства собираются в ближайшее время ввести для российских граждан визовый режим въезда.

По поводу организации путешествия сомнений не возникало: ехать на машине, с ночевками под открытым небом. Однако ничего, кроме палатки и спальных мешков, на первом этапе у нас не было. Не было даже самого главного — средства передвижения. Вообще-то, Михаэль происходит из очень обеспеченной семьи, но брать ни один из автомобилей родителей и брата не хотел принципиально: подавай ему свой собственный, и все тут. Битых две недели мы изучали газеты с частными объявлениями в поисках чего-нибудь незатейливого, немецкого и дизельного, а закончились муки выбора на авторынке под Кельном, где на глаза нам попался Volkswagen Golf 1986 года выпуска цвета "голубой металлик". Продававшие его русские эмигранты из последней волны показались нам людьми вполне приличными. Просили они за машину тысячу марок. Сошлись на девятистах.

Для Михаэля это была любовь с первого взгляда. Покупалась машина только для летней поездки, но буквально через день мой приятель объявил, что расставаться с Гольфом не собирается. Новый поворот событий принес новые проблемы — теперь Михаэлю приспичило получить сертификат TUV (по-нашему, пройти техосмотр). Посещение технического центра закончилось фиаско: во время испытаний стояночного тормоза инспектор с мясом вырвал рычаг "ручника". Во второй раз все в точности повторилось — тот же инспектор, то же выражение растерянного удивления на его лице. Дело пошло на принцип, мы прибегли к помощи сварщика и двух внушительных размеров болтов и… йес, сделали это! С третьего захода заветный TUV оказался у нас в кармане. Забрасываем в машину сумки, палатку, мешки, берем с собой небольшую сумму наличными, остальное — дорожными чеками и на кредитках, и в одно распрекрасное июльское утро выезжаем на автобан Кельн-Вена. Мимо проносятся Франкфурт, Ашаффенбург, Вюрцбург, Нюрнберг, дизелек держит максимальную скорость около 150 км/ч, и вдруг наше приподнятое настроение разом опускает замерцавшая лампочка давления масла. Тут надо отметить, что мое знание устройства автомобиля находится на уровне знания об устройстве Ту-154, — водительские права я получил за четыре месяца до того, и хорошо, если успел наездить километров триста. Михаэль тоже недалеко ушел: точно показать, где находится стартер, а где генератор, а тем более, отличить один от другого, он не в состоянии. Останавливаемся, лезем под капот за щупом и с чувством глубокого облегчения обнаруживаем, что с уровнем масла все в порядке. Через несколько километров проклятая лампочка вновь начинает издевательски подмигивать. Вскоре замечаем на обочине техничку, приехавшую на помощь старенькому BMW. Механик, как и подобает человеку из немецкой системы обслуживания, вежливо нас проконсультировал: "Давно горит? С самого Регенсбурга? Ну, ребята, будь там что-то серьезное, движок давно бы уже стуканул!" Дело ограничилось прочисткой датчика давления масла, после чего лампочка погасла, и в нашем экипаже вновь воцарились мир и покой.

Первую ночь мы провели уже в Австрии, близ города Линц, того самого, где родился Адольф Гитлер. За день мы проехали почти тысячу километров, и, забегая вперед, скажу, что этот рекорд мы так и не побили. Правда, скорость никак не являлась главным условием путешествия — мы хотели неспешно объехать вышеуказанные страны, отведя на все про все месяц. Средний расход топлива на автобане нас более чем устраивал — около 8 л/100 км. На следующий день мы побывали в Вене (симпатичный, почти игрушечный город, вылизанный добела), а затем двинулись по направлению к Венгрии. Мы нарочно выбрали живописную и не очень оживленную трассу и к вечеру благополучно достигли границы. Тут нас ждал сюрприз. Завидя немецкие номера, один из пограничников подошел к нам и проинформировал о том, что данный переход предназначен только для жителей Австрии и Венгрии, а иностранцами занимается другой КПП на параллельной дороге. Выручило австрийское гражданство Михаэля — нас приняли, но подвергли досмотру "с пристрастием": заставили вытащить все из багажника, распотрошили сумки, и, кажется, усердие таможенников было вознаграждено: они нашли охотничий нож. Однако после десятиминутных размышлений размеры ножа оказались признанными "неопасными", и вот мы уже в Венгрии.





Находящиеся на разных берегах Дуная Буда и Пешт связаны автомобильными мостами.



"Дворец Народа" и Дачии, Дачии, Дачии...



"Дачия" — а что еще можно увидеть в Румынии?



Троянский конь собственной персоной.



Румынский паром — самый дешевый способ переправы через Дунай.



Гольф решил немного отдохнуть в придорожном кювете.



Небитый битого везёт.



Наш маленький бизнес — ...дцать кг свитеров, купленных около замка Дракулы.

Надо признать, что строящиеся там дороги по качеству превосходят австрийские и даже образцовые немецкие. Да и вообще, на мой взгляд, Венгрия лучше других экс-соцстран подготовилась к интеграции в Европу. Даже небольшие поселения производят впечатление цивилизованных, люди веселы и приветливы. Мы посетили знаменитый курорт — озеро Балатон, исколесив все его окрестности. У Балатонбоглара с нами произошла любопытная история: пока мы пытались поставить палатку, начался сильнейший ливень, какого я в жизни не видел. Моментально вымокнув до нитки, мы запрыгнули в машину и сразу поняли, что нормальный ночлег сорван окончательно и бесповоротно. Вышли из положения таким образом — перелезли через забор, ограждавший пансионат, который расположился на берегу небольшого геотермального озера (температура воды в нем — порядка 30 градусов), и просидели в воде до утра. Пару раз на звук всплесков выходили охранники с фонарями, но мы тихонько отплывали на середину озера, благодаря чему оставались незамеченными. Потом еще полдня сушили одежду и в путь тронулись только к обеду.

Дальше приключения продолжились. Вечером в поисках места для ночевки мы съехали с трассы и, спустившись по какой-то грунтовке в ложбину, попали в полосу тумана. Попытка повторить подвиг легендарного ежика из одноименного мультфильма окончилась плачевно — через несколько метров передние колеса по ступицы провалились в грязь. На помощь рассчитывать не приходилось, учитывая экстремальную "проселочность" дороги. Только спустя час темноту прорезали лучи фар ехавшего навстречу автомобиля. Мы радостно замахали руками, однако все наше счастье как рукой сняло, когда из остановившегося ВАЗ-2107 вышли пятеро нехилых парней. Пока мы приходили в себя, ребята живо подцепили Volkswagen к "семерке", и буквально на руках, причем при нашей минимальной поддержке, вытащили его из грязи, успев перемазаться с ног до головы. Потом на корявом немецком они пригласили нас ехать с ними вроде как на праздник в Пазмант. Мы с Михаэлем, сбегавшим в кусты (нет, не по естественной нужде после пережитого стресса, а за документами и деньгами, которые он предусмотрительно выбросил при виде "спасателей"), решили свернуть от беды подальше на ближайшем перекрестке. Однако так этого и не сделали, здраво рассудив, что, если бы с нами захотели разобраться, то разобрались бы сразу.

Торжествами оказались проводы приятеля тех парней на службу в полицию. Праздник был бурным, а роль горячительного напитка на нем играло домашнее красное вино, по местной традиции разбавленное Спрайтом. Что там мы еще ели и пили, вспомнить трудно, факт в том, что проснулись мы часа в два дня с тяжелющими головами. Машина стояла посередине сада во дворе чьего-то дома, но никого из наших вчерашних сотрапезников рядом не наблюдалось. Зато очень скоро появился хозяин участка, оцепеневший при виде непрошеных и изрядно помятых гостей. Кратковременный приступ бешенства у него сменился ворчанием и требованием "убраться отсюда через час", понятном на любом языке. Легко сказать — убраться, если спущены оба левых колеса. Закончилось все тем, что хозяин отвез пробитые колеса в ремонт на своей машине, привез их оттуда, а напоследок подарил нам бутылку вина собственного изготовления. По моим наболюдениям, Венгрия беднеет с запада на восток — так, после Дебрецена у нас кончилось топливо, потому что на протяжении почти пятидесяти километров мы не встретили ни одной АЗС. Тут пришлось в очередной раз осознать всю прелесть дизеля: мы "тормознули" древний грузовик Roman и заправились от него. Венгерско-румынскую границу решили пересечь между Орадя и Сату-Маре, но на первом переходе, который, как выяснилось, предназначен только для местных, нам дали от ворот поворот, пришлось накидывать крюк и искать другой. Западная Румыния поразила нищетой — например, пожилые жители деревень провинции Марамуреш на ногах носят обувь, сделанную из… автомобильных покрышек. Большинство легковых машин — местной марки Dacia, изрядно потрепанные. Чуть оптимистичней картина (в том смысле, что начали попадаться новые Дачии) стала ближе к черноморскому побережью, особенно после переправы через Дунай. В Истрии полюбовались развалинами римских поселений, в Констанце отобедали в лучшем в Румынии ресторане "Хистрия-клуб", специализирующемся на рыбных блюдах. Это заведение покорило высочайшим качеством обслуживания и приемлемыми ценами. А так, Констанца (да-да, именно сюда прорывался революционный броненосец "Потемкин") разочаровала: ни тебе особенных достопримечательностей, ни развлечений; единственное казино — и то пустовало. Очередную ночевку организовали на выезде из города Мангалия, стоящего на берегу Черного моря. Только улеглись, как из-под земли вырастают погранцы, и просят, чтобы мы отъехали метров на двадцать южнее. Вы не поверите, но нас угораздило припарковаться практически на нейтральной полосе между Болгарией и Румынией! С утра сгоняли в Адамачи посмотреть на указанный в путеводителе памятник единству румынского народа. Ничего особенного. Зато вновь "прошляпили" момент, когда кончилась солярка, и до заправки добирались на буксире у внедорожника ARO. На болгарской границе пограничник, особо тщательно проверявший мои документы, с явным недовольством спросил на чистом русском, почему это я все время говорю по-немецки? Что, мол, в Германии уже и про родину забыл? Каюсь, стал уже подзабывать.

В Болгарии мы с недельку повалялись на пляжах, и здесь же выяснили, что влипаем в приключения, как правило, под вечер или во время ночевки. Однажды с утра машина напрочь отказалась заводиться. Нашли механика, он приехал на место, отбуксировал Volkswagen в свою мастерскую и вынес вердикт: перебит топливный шланг (очевидно, опять-таки в ходе поисков места для отдыха). Заодно по его рекомендации поменяли и ремень генератора, отдав за все пятьдесят марок. Унылая Румыния и смахивающая на Россию Болгария натолкнули нас на мысль рвануть еще дальше, и через день мы уже ехали по платному автобану, шедшему от болгаро-турецкой границы к Стамбулу. Плотное, бестолковое движение в Стамбуле и агрессивная манера езды тамошних водителей, прямо-таки борьба за выживание, поставили нас на грань нервного срыва. Напсиховались мы и в местных банках, которые один за другим отказывались выдавать деньги по дорожным чекам, поскольку подпись Михаэля на чеке и на счете не совпадали. Оказывается, он относится к числу любителей часто менять подписи и забыл, как расписывался раньше. В конце концов, подпись свою Михаэль "воспроизвел", деньги мы получили, но, выйдя из банка, не обнаружили машины. Как нам поведал продавец из расположенной неподалеку лавки, ее увез эвакуатор, хотя никаких запрещающих знаков рядом не было. Golf обнаружился на штрафной стоянке, и никакие наши доводы не помогли вызволить его. "Пятьдесят марок, и все. Не хотите платить? Сейчас перевезем автомобиль на центральную стоянку, и будете бегать с разными бумажками целый день". Понятное дело, кто же упустит возможность заработать на богатых иностранцах! После часовых торгов мы отдали тридцать марок и забрали Volkswagen. В итоге решили бросить машину в пригороде и два дня пешком ходили в центр города любоваться туристическими красотами.

Затем по мосту пересекли Босфор, побывали в Измите, искупались в Мраморном море, заехали в город Бурса, славящийся как центр исламского образования. Наконец, достигли конечной точки путешествия — Трои, где прогулялись по развалинам и поглазели на полноразмерный макет легендарного коня, в котором Одиссей и его спутники пробрались в осажденный город. Не ясно, какой черт дернул нас доехать до кромки Эгейского моря на машине, но осуществить этот подвиг нам так и не удалось: Golf капитально засел в песке, и извлечь его оттуда смогли лишь большущий джип и десять единиц мужского населения. Под вечер на пароме переправились через пролив Дарданеллы и всю последующую ночь спали как убитые. Разбудил нас трактор, обрабатывавший предоставившую нам ночлег бахчу. В результате дружеской беседы с фермером, в которой ни одна из разговаривавших сторон не поняла ни единого слова друг друга, Volkswagen потяжелел на четыре здоровенных арбуза.

Обратно ехали другим маршрутом. В Болгарии посетили Габрово и Шипку, потом завернули к самому высокому в этой стране стометровому водопаду на горе Ботев. Оставили машину у подножия горы и отправились знакомиться поближе с чудом природы на "своих двоих". Однако с глазомером у нас явно не все в порядке — до водопада мы шли пять часов и добрались на место уже в сумерках. Очень быстро опустилась ночь, причем такая черная, что ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Михаэль уронил под ноги свой дорогущий фотоаппарат, и пришлось искать его до одурения под вспышки моей "мыльницы". От усталости свалились на первом же горизонтальном участке поверхности, поскольку сон на крутом склоне требует особой выдержки и устойчивых навыков. На рассвете обнаружили себя возлежащими прямо на дороге — слава Богу, что по ней никто ночью не проезжал. Голодные, но посвежевшие, мы возобновили путь к машине. Точнее, как нам казалось, к машине, потому что через некоторое время нас прошибла мысль, что идем куда-то не туда (позже оказалось, что спускались мы по противоположному склону горы). Справившись с первым приступом отчаяния, решили направиться вокруг горы, пока не обнаружим автомобиль. Смотрим — навстречу катит какой-то ржавый рыдван неопределенной марки, дымящий, как паровоз, да еще и без номеров. Водитель охотно согласился нас подбросить, а по пути рассказал, что свой драндулет купил за копейки, ездит на нем только около родного села, поэтому даже не ставит машину на учет, и ремонтом почти не занимается. "Эта умрет, возьму другую, такую же", — объяснил он.

Пожалуй, самый чистый, красивый и "прозападный" город Болгарии — Пловдив. На выезде из него нас остановил дорожный патруль для проверки документов. Полицейский признался, что такой неопрятной машины ему на глаза давно не попадалось. Действительно, мы не мыли автомобиль со времени отъезда из Германии, и за четыре недели путешествия Golf успел покрыться настолько толстым слоем пыли, что на общем серо-коричневом фоне выделялись только регулярно протираемые лобовое и передние боковые стекла. На румынской границе все автомобили подвергаются санитарной обработке, а проще, душу из неизвестной химической гадости. Михаэль совместил приятное с полезным и постоял в душе подольше, чтобы машина хорошенько помылась. Но, как известно, скупой платит дважды: после обработки по кузову пошли мерзкие бледно-зеленые пятна, которые нам затем пришлось оттирать до вечера всеми подручными средствами.

В городе Джурджу нас первый раз оштрафовали. Мы в непристегнутом состоянии колесили по городу, уминая аппетитные гамбургеры. За что и были остановлены полицией. Мне, как сидевшему за рулем, постовой на ломаном английском объяснил, что, по румынским правилам, водителю есть в процессе езды запрещено. Нарушение номер два: незадействованные ремни безопасности. Мы представились бедными студентами, приехавшими навестить больную родственницу и возвращавшимися домой без копейки… без пфеннинга денег. Сработало — нас отпустили. В Бухаресте повезло меньше: теперь мы нарушили правило переезда трамвайных путей, который необходимо преодолевать буквально ползком. Полицейский потребовал сто немецких марок. Разумеется, таких штрафов в бедной Румынии не может быть в принципе, поэтому после упорной дискуссии мы сбили сумму до пяти марок, на том и расстались.

После Бухареста мы побывали в очень милом городе Брашове — румынском аналоге Пловдива, сходили на экскурсию в замок графа Дракулы (между прочим, это историческая личность), который оказался вовсе не таким, как его представляют в фильмах: мрачным, с башнями и цепями. В действительности, это приветливое белое здание, напоминающее гостиницу. В городке Сибиу, известном своими народными промыслами, провели два дня, после чего решили съездить в деревню Палтиниш, где делают лучший в Румынии домашний сыр. Если бы мы только знали, какая катастрофа нас ожидает впереди, то смылись бы оттуда и без остановок летели бы до самой Германии!

Палтиниш расположена на вершине небольшой горы, где несколько раз в год устраиваются соревнования по скоростному спуску (есть такой вид автогонок). Мы прикупили сыра, и Михаэль второй раз за поездку пустил меня за руль. Под моросящий дождик мы спускались вниз, на одном из крутых виражей я выскочил на встречную полосу и резко, да еще под сброс газа, повернул руль, чтобы вернуться на правую сторону дороги. Машину занесло, она влетела в кювет, перевернулась через крышу и в придорожных зарослях опять встала на колеса. Последствия ДТП хорошо видны на фотографиях.

Первая мысль, которая пришла в голову — бросить машину в этих кустах и вернуться домой на автобусе. Затем, поостыв, видимо, под действием отвратительного запаха сыра, разметавшегося по всему салону, решили посмотреть, насколько велики повреждения. Вернулись в Палтиниш, вызвали техпомощь и на следующее утро перевезли Golf в Сибиу, на фирменную фольксвагеновскую СТО. Здесь нам сказали, что потребуются кузовной ремонт и замена радиатора (позже, в Германии, пришлось заменять и поперечную балку задней подвески), но за услуги запросили огромные деньги. Нашли частную мастерскую, оттащили автомобиль туда, и за десять дней мастер сделал нам всю кузовню, покрасил машину целиком и пристроил фордовский радиатор, так как подходящего гольфовского найти не удалось. За ремонт отдали 600 марок, за краску — 450. Богдан, сын мастера, возил нас в Бухарест, где мы сняли деньги с моего счета. Оказалось, что Богдан и его боевой Opel Kadett GSi 1979 года выпуска являются постоянными участниками тех самых горных гонок: независимо от состояния дороги, количества транспорта и пешеходов, он держал 150-170 км/ч. Как мы с Михаэлем не заработали по инфаркту, так и осталось загадкой.

Для компенсации расходов я стал искать товар, на котором можно было бы заработать. И нашел его: на рынке в Сибиу мы купили партию шерстяных свитеров, по десять марок за штуку, а позже, в Германии, продали их в несколько раз дороже. Набитый свитерами Golf производил впечатление повозки кочевников; но снаружи после перекраски машины выглядела как новая. Увы, недолго: на трассе в Венгрии на ходу открылась крышка капота (из-за пострадавшего в аварии замка) и упала прямиком на лобовое стекло. Стекло-то выдержало, но капот вновь утратил приятный глазу вид. Кое-как отмахавшись от венгерских таможенников, приставших с расспросами, зачем нам столько свитеров, — семья, мол, большая — мы выехали на австрийский автобан, и через день были уже в Кельне.

Несмотря на все мелкие и крупные неприятности, это путешествие стало для меня главным событием в жизни. У меня нет ни малейших сомнений в том, что такая поездка "дикарями" оставляет куда больше впечатлений, чем пять отдыхов по путевкам. Более того, она и стоила гораздо дешевле — 2 300 марок на двоих (без ремонта), с учетом того, что мы не экономили на питании и ежедневно посещали достаточно солидные кафе и ресторанчики. Не подтвердились и вечные слухи о сложной криминогенной обстановке в странах бывшего соцлагеря — везде мы чувствовали себя столь же спокойно, как в Германии или Австрии. И, если у вас есть желание и возможность рвануть на своих колесах в Восточную Европу, отправляйтесь в путь и не сомневайтесь.

Кирилл Луткин
Фото автора


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings