
Маршрут от Москвы до базового лагеря в окрестностях Коломны длиной 130 км занял ни много ни мало почти шесть часов. Непрекращающийся поток дачников, никак не желающих завершать загородный сезон, сформировался в вялотекущую пробку ещё до обеда. И это в пятницу – рабочий день! Видно, столица работает по какому-то своему, четырехдневному рабочему графику.
Но нам торопиться всё равно было некуда – старт мероприятия «Охота на волков» был назначен на следующее утро. Да и предвкушение интересного приключения отвлекало от усталости. Смущало только одно – за весь день в дороге мы не увидели ни одного «подготовленного» внедорожника, едущего в том же направлении, что и мы. И только когда уже совсем стемнело, а показания двух навигаторов стали практически бесполезными, мы, пробираясь по просёлочным дорогам Луховицкого района по распечатанной карте, уперлись в хвост целой колонне разновеликих «джипов».

Под покровом ночи в базовом лагере уже вовсю шла регистрация участников. Получив наклейки с бортовым номером «009» и наклеив их на наш Mitsubishi Pajero, мы отправились на техинспекцию, по результатам которой наш экипаж должны были отнести к одной из трех категорий сложности трофи-рейда: «Загонщики», «Охотники» или «Егеря».
- «Загонщики» — экипажи, выступающие на полноприводных автомобилях в штатном исполнении (допускается использование специальных внедорожных покрышек);
- «Охотники» — экипажи, выступающие на полноприводных автомобилях со специальной внедорожной подготовкой;
- «Егеря» — экипажи, выступающие на полнопроводных автомобилях с серьезными конструктивными изменениями.
- «Охотники» — экипажи, выступающие на полноприводных автомобилях со специальной внедорожной подготовкой;
- «Егеря» — экипажи, выступающие на полнопроводных автомобилях с серьезными конструктивными изменениями.
К слову сказать, каждый из участников уже заранее знал, в какой категории будет выступать. Технической комиссии оставалось только проверить соответствие автомобиля требованиям категории и безопасности. В нашей машине, к примеру, не нашлось троса – не то что профессионального, вообще никакого. И если бы не Александр Величкин (один из главных идейных вдохновителей клуба), отдавший нам свой трос, строгая комиссия не допустила бы нас на старт.
В итоге, наш Mitsubishi Pajero отсеялся в класс «загонщиков». На большее мы и не претендовали. А глядя на окружающих нас внедорожных «монстров» с экипажами в комуфляжно-защитном обмундировании и резиновыми сапогами по пояс, мы на своём серебристом Паджеро в джинсах и полуспортивных ботинках выглядели как заблудившиеся туристы…
Уже утром мы узнали, что на старт собралось 47 экипажей «загонщиков», 39 экипажей «охотников» и 11 экипажей «егерей»: в общей сложности 97 автомобилей и более 200 человек участников – немало для любительской встречи в рамках одного клуба, существующего чуть больше года.
Кто такие «волки»?
Основой трофи-рейда «Охота на волков», как и других подобных соревнований, является GPS-ориентирование. Задача – найти по координатам все разбросанные на местности контрольные точки, которые представляли собой магнитные карты, привязанные, как правило, к дереву.

К автомобилю, в свою очередь, привязывается и опломбируется электронный датчик, которым необходимо дотронуться до карты, подтвердив тем самым «взятие» очередного «чек-поинта». Причём очень часто трудность заключалась не в том, чтобы найти «точку», а в том, чтобы дотянуться и дотронуться до неё ответной частью. За каждую «взятую» контрольную метку начисляются баллы: от одного до трех в зависимости от сложности.


Главной же отличительной «фишкой» соревнования стали «волки» — квадроциклисты, которые двигались по известному только им маршруту и появлялись в отмеченных координатами местах («логовах») только в определённое время всего на несколько минут. К квадроциклам также были привязаны электронные метки, и именно за поимку «волка в логове» начислялось наибольшее количество баллов.
Получив от организаторов походный паёк и листок с координатами контрольных точек, мы двинулись на покорение маршрута. Сразу отметим, что маршрут этот практически полностью исключает движение по каким-либо дорогам. В классе «загонщиков» предстояло напрямую пробираться через дикие поля, редколесья, пересыхающие русла речушек и грязевые участки. А участникам на более подготовленной технике — так и вовсе вброд через реки, болота и леса. Но о них позднее.
Поскольку прямо перед нами стартовали ещё два «штатных» внедорожника, мы, недолго думая, поехали за ними.
Первый же «чек-поинт» покорился нам без проблем. Преодоление заросшего травой поля с раскисшим грунтом оказалось для Mitsubishi Pajero плёвым делом. Главное – не наскочить на спрятавшийся в траве камень.
Решив больше не надоедать нашим соперникам на Тойоте и Джипе, следующую точку мы отправились искать самостоятельно и … столкнулись с серьезной проблемой. Нет, ни с нашим Паджеро, ни с членами экипажа ничего не случилось. Подвела электронно-цифровая техника, да так, что продолжать погоню за призами уже не было никакого смысла…
В нашем распоряжении было два навигатора: один штатный «паджеровский», другой – взятый с собой фирмы teXet с встроенной программой «СитиГид». И если обе системы хорошо справлялись со своими задачами в условиях Москвы, неплохо – в условиях крупных населённых пунктах ближайшего Подмосковья, с трудом — в окружении деревушек и дачных посёлков базового лагеря, то на бездорожье оба оказались бесполезны…
Дело в том, что на выданном нам листке с контрольными точками координаты были записаны в формате «градусы, минуты, доли минут» — то есть типичном для "профессиональных" навигаторов известной марки. Такие устройства, как правило, используют путешественники и люди, занимающиеся GPS-ориентированием.
Штатный же навигатор Mitsubishi Pajero воспринимал поиск по координатам в формате «градусы, минуты, секунды», а приклеенный на стекло teXet – в формате «Градусы, минуты с десятыми долями». Все эти форматы имеют разную форму записи и, соответственно, ввода.
Как мы ни пытались отыскать в настройках обоих устройств «переключатель» форматов, найти их так и не удалось. Позже представители компании «СитиГид» нам подтвердили, что такой функции в их программе нет.
Организаторы пожали плечами и предложили нам поискать на маршруте других участников, чтобы проходить «чек-поинты» вместе с ними. Но пока мы разбирались с электроникой, сорок шесть внедорожников из нашего класса уже растворились в глуши Луховицкого района. В итоге, к обеду мы практически случайно нашли всего три точки из тридцати возможных.
Спасение пришло из всемирной паутины. Найдя место, где более-менее стабильно ловила сотовая связь, через мобильный телефон на одном из сайтов мы нашли формулы пересчёта одних координат в другие. Вручную пересчитывая каждый набор цифр, к пяти часам вечера мы нашли ещё шесть «чек-поинтов».
Почему так мало? Во-первых, даже точно заданные координаты в навигаторе teXet выдавали не точку, а квадрат где-то 50х50 метров. Так что голос из электронного устройства «Вы нашли заданную точку» означал, что штурману пора выходить из машины и обшаривать на этой площади каждое дерево, а потом ещё искать оптимальные пути подъезда к нему.

Во-вторых, у многих участников в навигационные устройства можно было заносить координаты сразу всех контрольных точек, которые разом отображались на экране. Благодаря этому, многие участники на одном квадрате «брали» сразу по несколько меток – к примеру, «чек-поинт 5» и «чек-поинт 25» находились на расстоянии нескольких метров друг от друга. Мы же, забивая координаты по одной, несколько раз возвращались на одно и тоже место, только с разных сторон.
|
Повреждение автомобиля на трофи-рейде – обычное дело. Из-за длинного заднего свеса Mitsubishi Pajero, мы оторвали накладку. Женский экипаж на Toyota Land Cruiser 200 замял бампер, разбил фару и загнул крепление фаркопа. Больше всего не повезло хозяину Great Wall – он приложился всей кормой к дереву.
|
Смирившись с тем, что ориентирование проиграно, мы отправились на последний «скоростной» участок, где предстояло пройти внедорожную «змейку» на время. И благодаря достаточно мощному мотору Паджеро, в этой дисциплине из 89 автомобилей мы заняли десятое место, не дотянув до «призов» лишь пару секунд. На удивление, в ориентировании из 47 «загонщиков» мы со всеми своими проблемами заняли 39 место. Что делали восемь экипажей, приехавших после нас, так и осталось загадкой.
Классы «Охотников» и «Егерей»
Вот где развернулась настоящая битва профессионалов внедорожного дела. По сравнению с их маршрутом, трасса «загонщиков» — асфальтовая дорога. Именно в стане старших классов проверяется выносливость не только техники, но и экипажа, слаженные действия которого – явный залог к победе.



Описывать происходящее на дистанции «охотников» и «егерей» смысла большого нет. Это надо видеть!



|
Огромные внедорожные колеса с грунтозацепами, мощные лебёдки, шноркели, траки, «хайджеки», и, конечно, резиновые сапоги по пояс — джентльменский набор заядлого трофиста и его машины.
|

|
Участники в качестве базы для переделки автомобиля во внедорожного «монстра» часто используют отечественные «УАЗы» и «Нивы». И если с проходимостью у таких автомобилей всё в порядке, то с надежностью – не всегда.
|

|
Многие обманываются игрушечной внешностью этого автомобильчика. На самом деле, Suzuki Jimny – очень серьезный внедорожник, способный в умелых руках дать фору многим более крупным соперникам. Более того, Jimny – чуть ли не единственный автомобиль, способный по бездорожью идти по колее квадроцикла.
|

|
Видите здесь дорогу? И я не вижу. А она есть!
|

|
Итог мероприятия: десять призёров в трех классах и двух дисциплинах, море удовольствия и прекрасная возможность интересно и крайне активно провести выходные всей семьёй…
|

Советы тем, кто хочет отправиться на трофи-рейд впервые
Учитывая все наши ошибки и опыт, полученный на «Охоте на волков», мы составили список рекомендаций, которые, надеемся, помогут тем, кто, так же как и мы, собрался покорять российское бездорожье впервые.
- Ехать на подобное мероприятие, конечно, нужно на хорошем внедорожнике. Однако и на легковом полноприводном кроссовере удастся пройти какую-то часть дистанции в младшем классе. Но если призовое место – основная задача, без блокировок дифференциалов, понижающей передачи и хорошей геометрической проходимости не обойтись.
- Опять-таки, в любительском классе можно использовать обычные покрышки. К примеру, все контрольные точки на маршруте «загонщиков» были предварительно пройдены организаторами на Mitsubushi Pajero IV в штатном исполнении и на штатной же резине.
- Машина к старту должна быть полностью заправлена + канистра с топливом в резерве, так как ближайшая заправочная станция может оказаться в нескольких десятках километров.
- Обязательно наличие аптечки, огнетушителя, надёжного и длинного буксировочного троса, а лучше — динамической стропы с шаклами. Кстати, и проушины для троса на автомобиле должны быть желательно вварные, а не ввинчивающиеся по резьбе.
- Обмундирование экипажа (без штурмана на трофи-рейд можно не ехать) должно быть влагостойкое и непродуваемое. Обязательно возьмите резиновые сапоги. Нам, к счастью, с погодой повезло – как раз в день участия выглянуло солнце, на нашем участке было относительно сухо, а температура во второй половине октября поднялась до +16.
- На маршрут лучше всего выезжать двумя машинами, договорившись, к примеру, с кем-то из участников. Если одна застряла, вторая с тросом — всегда на подстраховке.
- Хороший GPS-навигатор – половина успеха при ориентировании на бездорожье! Нужно иметь устройство, определяющее все возможные форматы координат, имеющее функцию ввода максимального количества точек одновременно, с минимальной погрешностью и отображающее на карте ландшафт местности. (Некоторые из участников пользовались «планшетами», на которые были установлены соответствующие программы. Но нужно иметь ввиду, что связь 3G ловила далеко не везде.)
|
PajeroClub.su сформировался чуть более года назад вокруг любителей внедорожников Mitsubishi. Однако практически сразу вышел за рамки почитателей одной марки и модели, превратившись, по сути, в клуб любителей офф-роуда. На сегодняшний день клуб представляет собой фактически организацию со своим уставом, правилами, определёнными преференциями для членов и даже собственным гимном.
![]() По словам Александра Величкина, одного из основателей клуба, основным отличием их детища является исключительно личное общение, встречи и совместные мероприятия участников клуба. Большинство членов знают друг друга лично, а интернет-сайт является, по большей части, лишь площадкой для размещения каких-либо объявлений и фотографий. Более того, без непосредственного участия в деятельности клуба, участнику грозит исключение.
|
В материале использованы фотографии Ильи Огородникова, Павла Довгаля, Дмитрия Sova407 и сайта nemodniy.ru




Для комментирования вам необходимо авторизоваться