ОСАГО – одним кликом: подробно о правилах оформления страховки через Интернет

165978 5 27

С 1 июля полис ОСАГО можно купить через Интернет. Но как это сделать? Каким будем сам полис: электронным или его все же придется распечатывать? Куда идти и что делать, чтобы получить этот документ? Мы собрали ответы на самые распространенные вопросы в одной статье.

 

Итак, для начала давайте определимся. С 1 июля 2015 года у страхователя появилась возможность пролонгировать ОСАГО через Интернет, а уже с 1 октября 2015 года можно будет оформить электронный полис «с нуля». Так что пока вы можете только продлить старый полис, на ту же самую машину и в той же самой страховой компании. Правда, добавить новых водителей, допущенных к управлению, все-таки можно.

Эта возможность предусмотрена Указанием Банка России от 24.05.2015 №3649-У, действующим по 30 сентября 2015 года:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа. Договор обязательного страхования в виде электронного документа может быть заключен только при продлении договора обязательного страхования, в соответствии с пунктом 1.12 настоящих Правил, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством.

Фото: depositphotos.com



О том, можно ли, наоборот, сократить список допущенных к управлению авто лиц, в указании Банка России ничего не сказано – можно ли исключать кого-то из списка допущенных к управлению водителей, непонятно. Видимо, это придется выяснять на практике.

Еще раз подчеркнем, что оформить совершенно новый полис ОСАГО можно будет только с 1 октября 2015 года.

Что необходимо будет сделать для того, чтобы получить электронный полис ОСАГО:

1) Создать и направить страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с помощью официального сайта страховщика. Примеров приводить не будем, чтобы никого не рекламировать;

2) Заявление должно быть подписано простой электронной подписью страхователя-физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя-юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Но есть альтернатива! Электронной подписью можно не пользоваться (все-таки ее оформление – это целая процедура), если вы укажете свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя. Правда, в Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в Закон об ОСАГО, и, возможно, идентификацию с помощью СНИЛС отменят в пользу привычной для нас пары «логин и пароль». Но это пока только планы. Пока что стоит выбор между электронной подписью «государственного образца» и СНИЛС.

3) Оплатить страховую премию по договору с помощью банковской карты.

4) Получить направленный страховщиком страховой полис, созданный с использованием автоматизированной системы обязательного страхования, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

5) Распечатать электронный документ. Прямого требования в законе нет, но что вы будете говорить инспектору ГИБДД?

Осмотр автомобиля




По правилам, определенным Банком России (Указание от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), место осмотра автомобиля при заключении договора ОСАГО теперь устанавливается по соглашению сторон, а если этого соглашения достичь не удается или в случае составления договора ОСАГО в виде электронного документа, автомобиль не осматривается вообще. Впрочем, и при оформлении обычного бумажного полиса машину никто никогда не смотрит, это же не КАСКО, где страховщику важно оценить состояние кузова, чтобы автомобилист не «повесил» на компанию выплаты по царапинам, полученным заранее.

Что вам не понадобится

Как гласит пункт 4 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 04.11. 2014 с изм. и доп., вступ. в силу от 01.07.2015)), вам не понадобится:

— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (если страхователем является физическое лицо);

— свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

— документа о регистрации автомобиля (паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, технического паспорта или технического талона либо аналогичных документов);

— водительского удостоверения или копии водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством;

— диагностической карты.

Предполагается, что всю информацию страховщики получат из электронных баз данных, и если, допустим, машина не проходила техосмотр или у кого-то из «вписанных» в полис вообще нет прав, то оформить его не получится.

Возможные проблемы


Бланки страхового полиса ОСАГО серии ЕЕЕ выдаются при заключении договоров ОСАГО с ноября 2014 года. При заключении договоров ОСАГО до 31 марта 2015 года (включительно) наравне с бланком полиса серии ЕЕЕ выдавался бланк полиса серии ССС. При заключении договоров ОСАГО с 1 апреля 2015 года выдается только бланк ОСАГО серии ЕЕЕ.



На данный момент Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 № 40-ФЗ разрешает использование электронного полиса, а в Правилах дорожного движения информации о таком виде документа нет.

Федеральный закон, конечно, имеет большую юридическую силу, чем ПДД, установленные постановлением Правительства. Но в курсе ли этих тонкостей инспекторы ГИБДД? По-хорошему, нужны поправки в ПДД, которые конкретизировали бы понятие электронного полиса с учетом всех аспектов его оформления.

Кроме того, желательно скорректировать и подпункт 2.1.1. ПДД, который сейчас обязывает водителя иметь на руках полис ОСАГО и показывать его инспектору. Если все полисы внесены в базу данных, для чего тогда нужен бумажный аналог? Как бы то ни было, до тех пор, пока ПДД обязывают иметь при себе полис, выходом из ситуации будет наличие «на руках» либо распечатанного электронного договора обязательного страхования, который сотрудник ГИБДД сможет проверить по серийному номеру, либо распечатанного электронного страхового полиса, как говорится, на всякий случай. Но все же лучше первое время возить в бардачке и распечатанный договор, и особенно электронный полис, дабы избежать недопониманий. Помните, что бланк страхового полиса, в принципе, является документом строгой отчетности.

Напомню, что проверить любой полис ОСАГО возможно на сайте Некоммерческой организации Российского союза автостраховщиков, который является оператором автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС). АИС содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.




В систему электронного взаимодействия включены и государственные органы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567» МВД России, Минсельхоз России, Минобороны России, ФТС России и ФНС России будут подключены к АИС и будут предоставлять по запросу оператора АИС информацию, необходимую для ее формирования. Подобные поправки существенным образом расширяют перечень органов власти, которым будет доступна информация о полисах ОСАГО.

Электронная система взаимодействия государственных органов служит лишним доказательством того, что отсутствие бумажного полиса у водителя «на руках» не столь критично и установить факт его наличия довольно легко.

Что в итоге?

В общем, стоит дождаться первых «смельчаков», которые оформят электронные полисы, и посмотреть, как будет происходить их взаимодействие с ГИБДД.

В ведении электронного ОСАГО есть масса плюсов, но, как и у любого другого явления, существуют и свои минусы. К преимуществам новой опции, в частности, можно отнести возможность приобрести полис через Интернет без оплаты посредникам и без навязанных услуг, а также общее снижение административных расходов за счет централизации всех систем управления на уровне страны.

Также благодаря компьютеризации процесса можно купить ОСАГО, проживая в любом регионе/районе, что, согласитесь, особенно приятно жителям мелких городов и сел, где Интернет уже есть, а вот офисов страховых компаний – еще нет.

Но вместе с тем комфорт может обернуться и неудобством. Так, тотальный переход на электронный полис, скорее всего, повлечет значительное сокращение числа продавцов ОСАГО. Это может привести к тому, что в отдельных населенных пунктах продавцов полиса обязательного страхования может просто не остаться, а единственной возможностью жителей оформить этот документ будет Интернет. Так что эта палка – о двух концах.

Меж тем, есть у процедуры и другие недостатки, среди которых, в частности, банальная неподкованность некоторых граждан в вопросах взаимодействия с компьютером. Для части водителей сам процесс использования Интернета не так прост. Помимо этого, затраты, которые придется произвести в целях обеспечения сотрудников ГИБДД специальными средствами удаленного доступа к единым базам данных, могут оказаться весьма существенными.

Одним словом, нюансов еще очень много, и необходимо время для того, чтобы новая система оформления ОСАГО адаптировалась к нынешним реалиям.

PS: А на каком основании?

Специально для любителей изучать первоисточники – нормативные правовые акты, регулирующие «электронное ОСАГО»:

Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567»;

«Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержденное Банком России 19.09.2014 № 431-П);

Указание Банка России от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».







Читайте также:



Поделиться: 0 16 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Дмитрий Ефремов

Я, кстати, в декабре уже пробовал оформить электронный полис.Ни в одной, повторяюсь, НИ В ОДНОЙ из страховых мною перепробованных (а их было что-то около 10) у меня не получилось его оформить. То ошибки на сайте какие-то, то звонят, говорят - доп. страховку ещё нужно оформить. В итоге нашёл в нете через страховую какую-то осагонлайн.рф, всё заполнил, позвонили, то, сё. По деньгам вышло столько же как и везде прогнозировали. Дают обычный полис ВСК на руки, оплатил при получении. Вышло, что нифига это не электронный полис. Но хоть в итоге получил его без очередей, и на том спасибо))

Дмитрий Терентьев

Все это бред, и никогда работать не будет... Страховой выгодно чтобы мы приходили к ним. Допы нам всякие впарить.... Поэтому и будут очереди везде... И нервы... Проверил во всех компаниях и нигде сервис не работает, потерял только время...

Игорь Махнёв

одну машину застраховал онлайн в Ресо в марте, а в апреле другую уже не смог!

Алексей

Продлил полис в Ресо онлайн - 15 минут. Никаких проблем.

Дмитрий Ефремов

Я, кстати, в декабре уже пробовал оформить электронный полис.Ни в одной, повторяюсь, НИ В ОДНОЙ из страховых мною перепробованных (а их было что-то около 10) у меня не получилось его оформить. То ошибки на сайте какие-то, то звонят, говорят - доп. страховку ещё нужно оформить. В итоге нашёл в нете через страховую какую-то осагонлайн.рф, всё заполнил, позвонили, то, сё. По деньгам вышло столько же как и везде прогнозировали. Дают обычный полис ВСК на руки, оплатил при получении. Вышло, что нифига это не электронный полис. Но хоть в итоге получил его без очередей, и на том спасибо))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Конкуренция с девяткой, французский дизайн и угроза ВАЗу: мифы и факты об ИЖ-2126

Судьба ижевского хэтчбека оказалась незавидной: ИЖ-2126 долго и нелегко рождался, но почти добравшись до заводского конвейера, вновь волею обстоятельств «завис» в виде предсерийного прототипа, готового к производству,…

7765 0 8
Статьи / Финвопрос
Что с DW Hower? Почему «людей распустили», а «дилеров до последнего держали в неведении»?

Стоит ли покупать автомобили марки DW Hower – на этот вопрос одного из читателей мы постарались найти ответ в максимально сжатые сроки: до нового года осталось чуть больше месяца и многие нацелились на покупку новой…

9533 8 4
Статьи / Интервью
Мэттью Юинг, Nissan: мы планируем нанять ещё больше российских инженеров

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге открыли новый офис NTCE-R – российского подразделения Nissan Technical Center Europe. Подобных технических офисов в Европе всего три: по одному в Англии и Испании, а теперь - ещё один…

679 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: АКП с обратной стороны Земли и цепь от УАЗа

Скажем честно: Actyon New – не самая популярная машина. И причина этого не в корейском происхождении или страшном дизайне, нет. Выглядит кроссовер вполне современно, а у “корейцев” уже давно есть большая армия…

7819 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: коррозия всего и гирлянда неисправностей на приборке

Дешевый кроссовер с автоматом, который наполовину собран из деталей Мерседеса — это мечта, а не автомобиль. Во всяком случае, так думали те, кто покупал эту машину, оглядываясь на Actyon первого поколения. Но как…

14593 31 2
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra XD с пробегом: под хруст гранат и стук клапанов

Elantra этого поколения получилась на редкость удачной. Настолько, что первая часть обзора, посвящённая кузову, салону, ходовой части и электрике этого автомобиля, даже кажется скучной. Что ж, вся надежда на моторы и…

2690 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

177630 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

31324 23 2
Тест-драйвы / Одиночные
Акупунктура: тест-драйв обновленной Lada Granta

Медицинский факт: Гранту с "икс-фейсом" не узнают на улицах, задают вопрос "что за модель?". И всё же, несмотря на радикальный рестайлинг, внутри это по большей части "старая добрая Гранта" со всеми присущими ей…

28377 86 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

26902 5 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

18583 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

14955 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

38877 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

25795 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

12720 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

402273 6 192
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

37254 3 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

36479 5 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?