Первый в истории V8, 300 км/ч и африканская сборка: мифы и факты о BMW 5 series E34

Пятой серии BMW уже без малого полвека: первое поколение «пятёрок» вышло на дороги мира в далёком 1972 году, а всего за это время было выпущено семь генераций седанов (и не только) бизнес-класса. Однако появившаяся в 1988 году «пятёрка» с заводским индексом Е34 заняла особое место в сердцах и умах граждан бывшего СССР. Для кого-то в девяностые этот харизматичный седан стал автомобилем мечты, а для других – рабочим инструментом и транспортным средством для поездок на многочисленные разборки, причем отнюдь не за запчастями. Сегодня мы будем вспоминать реальные факты и развенчивать популярные мифы, связанные с этим автомобилем.

 
МИФ1: Первоначальный дизайн «пятёрки» Е34 был разработан итальянцем

ПРАВДА

Выпуск пятой серии третьего поколения начался в январе 1988 года, причем на фоне прежних «акул» более «зализанный» и обтекаемый седан смотрелся весьма современно, сохранив при этом характерные для машин из Мюнхена «родовые черты» вроде четырех круглых фар и пары «ноздрей» по центру решетки радиатора.

Дорестайл (первое фото) легко отличить по узким «ноздрям» и аэродинамичным корпусам боковых зеркал

L-образные фонари – своеобразная визитка седана Е34. Впрочем, на «семёрке» Е32 они тоже были

Однако, несмотря на то, что дизайнером «пятёрки» Е34, а равно как и седана седьмой серии Е32 считается Клаус Люте (Claus Luthe), возглавлявший дизайнерское бюро BMW с 1976 по 1992 год, к внешности ранних прототипов причастен итальянский дизайнер Эрколе Спада (Ercole Spada), который также принимал участие в разработке седанов пятой и седьмой серий, однако по ряду причин покинул немецкую компанию еще до того, как работы над будущими Е32/Е34 были закончены.

На фото: Эрколе Спада

Тем не менее еще в 1982 году, когда на конвейер только-только встала «пятёрка» с индексом Е28, Спада уже подготовил эскизы (скетчи) будущего автомобиля, определив общий стиль дизайна, который визуально был более стремительным и легковесным, в чем-то перекликаясь с вышедшей почти спустя десятилетие «восьмеркой» Е31.

Скетчи Спады датированы 1982 годом…

…но и в серийной «пятёрке» можно заметить некоторые решения итальянского дизайнера

После того, как итальянец ушел из BMW, внешность машины за четыре года заметно изменилась, хотя даже в серийной «тридцатьчетвёрке» можно легко заметить и поясную линую, и характерный загиб стоек в районе задних дверей, и куда более плоский передок, чем на прежних «пятёрках». Но по понятным причинам фамилия Спады в качестве автора дизайна нового седана не фигурировала, а её «отцом» считался именно шеф-дизайнер BMW Клаус Люте.

«Трёшки» Е30 и Е36, «пятёрки» Е28/Е34, «семёрка» Е32 и «восьмерка» Е31 – ко внешности всех этих моделей приложил руку именно Клаус Люте
МИФ 2: «Тридцатьчетвёрка» стала первым послевоенным седаном BMW с V8

МИФ

Рядная «шестёрка» является своеобразной визитной карточкой BMW, ведь именно эта схема стала классической для большинства «правильных» моделей марки. Впрочем, в моторной линейке хватало двигателей и с меньшим, и с большим количеством цилиндров. Однако основными для автомобилей пятой серии были, конечно, шестицилиндровые двигатели семейства М20 объемом 2,0-2,5 л, а также более «взрослые» по объему и мощности «шестёрки» семейства М30 (3,0-3,5 л). В третьем поколении ситуация не сильно изменилась, но в 1992 году под капотом «пятёрок» появилась пара компактных моторов V8 – М60В30 (530i) и M60B40 (540i). 

Осенью 1993 года журналист российского издания «За Рулём» принял участие в немецком тест-драйве новинки – BMW 530i с двигателем V8

Именно поэтому многие современники считали, что как раз на «тридцатьчетвёрку» и седьмую серию с индексом Е32 немецкая компания впервые начала устанавливать V8. А в действительности история таких моторов с бело-голубой эмблемой насчитывает уже 65 лет! Ведь еще в 1954 году был представлен седан BMW 502 с восьмицилиндровым двигателем, а в 1956-м начался выпуск родстера 507 со 150-сильным мотором V8. 

На фото: BMW 502

В первой половине шестидесятых годов V-образную «восьмерку» можно было встретить под капотом BMW 3200 CS, а затем на долгие 25 лет восьмицилиндровые двигатели покинули моторный отсек мюнхенских автомобилей, вернувшись туда только в начале девяностых годов как раз на седанах Е32/Е34.

МИФ 3: Это поколение было гораздо более инновационным, чем прежние «пятёрки»

ПРАВДА

Кроме двигателей V8, о которых мы уже вспоминали, BMW E34 получила и множество других технических новаций. Подушки безопасности, ABS, климат-контроль, электрорегулировка передних сидений, автоматический контроль устойчивости (ASC) или тяги (ASC+T), 24-клапанная головка блока цилиндров на шестицилиндровых моторах, система изменяемых фаз газораспределения VANOS на двигателях семейства М50 – всё это относится именно к «тридцатьчетвёрке». 

Так называемая «плита» (мотор М50, первое фото) пришла на смену «пауку» семейства М20​

Комплектация «пятёрки» могла быть весьма богатой, однако места на втором ряду было откровенно мало во всех направлениях​

А ведь в октябре 1991 года впервые в истории пятой серии в дополнение к традиционному для BMW приводу на задние колёса появилась полноприводная модификация 525iX, 2,5-литровый мотор которой развивал 192 «лошадки».

Универсал был гораздо практичнее седана, но пятидверных «тридцатьчетвёрок» было выпущено всего около 10% от общего количества Е34

Универсал мог похвастать огромным «двойным» люком в крыше

Заднее стекло универсала поднималось как вместе с пятой дверью, так и отдельно от неё!

Не менее интересным для потенциальных покупателей оказался и новый турбодизельный двигатель с промежуточным охлаждением, который устанавливали на модификацию 525 tds. Этот 143-сильный дизель позволял «пятёрке» разгоняться до 207 км/ч, а первую сотню с места BMW на солярке набирала всего за 10,6 с, расходуя в среднем всего 7 литров дизтоплива на 100 км пробега.

МИФ 4: В этом кузове появилась первая «эмка» пятой серии

МИФ

BMW M5 еще при жизни стала своеобразной иконой для поклонников марки. Впервые «эмку» в кузове Е34 представили еще в сентябре 1988 года на автосалоне во Франкфурте, и даже первоначальный вариант с 3,6-литровой «шестёркой» развивал умопомрачительные по меркам атмосферников тех лет 315 л.с., а более поздняя модификация с мотором объемом 3,8 л и вовсе могла похвастать «табуном» в 340 «лошадок»! Это позволяло «эмке» разгоняться до 100 км/ч за 5,7-6,2 с в зависимости от модели двигателя. 

«Эмка» внешне практически ничем не отличалась от обычной «пятёрки». Именно так и было задумано!
Бешеный вагон: BMW M5 мог выглядеть и так!

Именно поэтому BMW M5 Е34 обзавелась целой армией поклонников, многие из которых ошибочно считали, что первой «литерной пятёркой» стал именно седан третьего поколения. Однако еще в феврале 1985 года в Амстердаме была представлена «эмка» в кузове Е28. Её создали на базе модели 535i, однако вместо мотора М30В34 под капотом «двадцать восьмой» появился модифицированный двигатель М88 от спорткара М1, причем его мощность увеличили с 277 до 286 «лошадок» (на рынке США дефорсированный до 256 л.с. мотор носил индекс S38B35).

VIN-код «эмок» Е28 начинался с букв WBS, что свидетельствовало об отношении автомобиля к отделению Motorsport, в то время как обычные Е28 носили номер кузова, начинающийся с WBA. Первая «эмка» пятой серии с индексом Е28 была куда более редким товаром, чем M5 E34: за неполных три года было выпущен всего 2 241 автомобиль, в то время как с сентября 1988 по июль 1995 года счастливыми владельцами «тридцатьчетвёрок» с буквой М стали 12 254 человека по всему миру. 

МИФ 5: BMW M5 E34 собирали в Африке!

ПРАВДА

Как и предшественницу с кузовом Е28, новую «пятёрку» c буквой М выпускали в Германии – на заводе в Гархинге (пригород Мюнхена), куда из Дингольфинга поставляли специально подготовленные для спортверсии кузова. Однако и «двадцать восьмую», и E34 из готовых машинокомплектов собирали в... ЮАР! Разумеется, речь шла о машинах, предназначенных для местного рынка, которые обретали привычный вид не в Европе, а на Юге Африки. Завод в Претории был открыт еще в 1983 году, став первым предприятием BMW, где автомобили выпускались за пределами Германии. Кроме «обычных» модификаций третьей и пятой серии на небольшой фабрике в Росслине (провинция Гаутенг, ЮАР) для местного рынка был налажен и выпуск «заряженной» версии M5 Е34, причем ранее в Африке собирали и первую «эмку» (Е28)!

«Тридцатьчетвёрки» в южноафриканской спецификации (SA-spec) с 315-сильным 3,6-литровым двигателем производили с сентября 1990-го по март 1993 года, а всего за этот период в Африке собрали 265 «эмок» Е34 (для сравнения – BMW M5 Е28 в ЮАР выпустили в количестве 96 экземпляров).

МИФ 6: Сразу после начала выпуска новой «пятёрки» (Е39) выпуск «тридцатьчетвёрки» прекратили

МИФ

Пятую серию с заводским индексом Е39 у нас иногда называют «блок-фарой» из-за характерного решения передней оптики, впервые объединенной на пятой серии в общий блок с «поворотниками» именно на этой модели. Производство «тридцать девятой» началось в декабре 1995 года, и она должна была сменить изрядно устаревшую «пятёрку» третьего поколения, которая к тому времени сходила с конвейера уже почти восемь лет. 

На фото: BMW E39

В середине девяностых годов новая «пятёрка» смотрелась ультрасовременно​

Однако в январе 1996 года производство автомобилей с индексом Е34 продолжалось параллельно с новой моделью, которая только-только набирала обороты, поэтому непродолжительный период времени (первая половина 1996 года) оба поколения можно было встретить в шоурумах официальных дилеров одновременно. Правда, по общему количеству выпущенных автомобилей «пятёрка» Е34 уступила «блок-фаре»: если «тридцать четвёртая» за 8 лет разошлась тиражом в 1 333 412 автомобилей, то практически за такой же период было выпущено 1,48 миллиона экземпляров Е39.

МИФ 7: Эта модель BMW могла разогнаться свыше 300 км/ч

И МИФ, И ПРАВДА

Даже самые мощные модификации Е34 разгонялись лишь до 250 км/ч – именно на этой отметке скорость принудительно ограничивали электроникой из соображений безопасности. Однако тюнинговые версии сторонних фирм могли загнать стрелку спидометра под самую отметку 300 и даже дальше! 

К примеру, ALPINA B10 3.5, двигатель М30В35 которой развивал «всего лишь» 254 л.с., разгонялась уже до 255 км/ч, а её «старшая сестра» ALPINA B10 BITURBO с 360-сильным мотором могла набрать 288 км/ч! 

Двенадцать цилиндров позволяли «пятёрке» разменять четвёртую сотню километров!
ALPINA B10 BITURBO могла на равных состязаться даже с такими суперкарами, как Ferrari Testarossa!

Не менее быстрыми были и версии от AC Schnitzer (265 км/ч) и MK MOTORSPORT (273 км/ч), а «тридцатьчетвёрка» Hartge H5 с V-образным двенадцатицилиндровым (!) мотором M70B50 мощностью 480 л.с. могла развить умопомрачительные 324 километра в час! Словом, пусть не совсем заводские и стандартные, но существовавшие автомобили пятой серии с этим кузовом умели ездить не просто быстро, а очень быстро.

Опрос
Ваше отношение к BMW Е34
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
24.01.2020 10:27
Царь
Дааа... Таких авто уже никто не делает. Я хоть и люблю японки, но к 34-й особое отношение. Ездил около недели в начале 2000-х, у приятеля взял. Изумрудный цвет 520-я Бэха, но в довольно сыром исполнении. Хороша была машинка. Косяк, что места сзади вааще нет. Особенно в ногах. Могу судить после своего тогда ещё Опеля Омега А. Вот там было раздолье на заднем диване. Зато Бэха была более сбитой машиной, драйвовой.

Новые статьи

Популярные тест-драйвы