Подарок Броз Тито: тест-драйв Yugo Koral

Пару лет назад, в один из прошлых моих визитов в Сербию, я искала себе прокатный автомобиль. На сайте одной из контор неожиданно нашла Yugo Koral – как и следовало полагать, это было самое дешевое предложение. Не знаю, почему я тогда передумала и поехала к побережью Адриатики на Мегане. После я даже жалела об упущенной возможности: это был бы отличный опыт. Вскоре мне представился второй шанс.

А не знаешь ли, где можно взять Юго на тест-драйв? – поинтересовалась я у своего белградского соседа Милоша за чашкой кофе. Его, кстати, здесь пьют все и круглосуточно. Иногда запивая пятьюдесятью граммами шливовицы вне зависимости от времени суток.

Юго?! Зачем тебе? – удивился тот. – Вон, у меня под окнами стоит.

Твой?

Мой. Нужен? Отдам за сто евро, – смеется сосед. Он любит сравнивать свой Юго с другим «народным автомобилем», которым прежде владел – стареньким, но добротным Жуком. Возможно, сопоставление и правда не в пользу детища югославского автопрома, но зато роль его в жизни страны сложно переоценить.

Ну, раз хочешь, давай прокатимся, – говорит сосед. Он тащит к машине две коробки домашней ракии, которую в почти промышленных масштабах изготавливает по старинному семейному рецепту в родном селе в двухстах километрах от Белграда. В общем-то, Юго нужен ему только для того, чтобы доставить товар клиенту. В остальных случаях он предпочитает передвигаться по столице на автобусе, благо с автобусным сообщением в Белграде все отлично.

На нем можно без документов, полиция все равно не остановит! – хвастается сосед. Но я, пожалуй, не разделяю его оптимизма и все-таки беру с собой права.


Этот Юго уже изрядно побит жизнью: ему 27 лет. История его была сложной. Как и многие другие югославские автомобили, этот передавался «по наследству» и сменил несколько хозяев, состоящих либо в родственных, либо в приятельских связях. Изначально машину купил друг отца Милоша – новенькую, прямо с крагуевацкого конвейера. Поездив на ней несколько лет, перепродал своему приятелю. Тот некоторое время ездил на ней сам, потом забрал автомобиль на свою небольшую фабрику по производству окон. Работники завода ездили на Юго по территории предприятия на протяжении нескольких лет. Потом производство свернули, а неубиваемая машинка досталась уже Милошу. Он владеет ею почти восемь лет.
autowp.ru_yugo_55_gls_uk-spec_1.jpeg
autowp.ru_zastava-yugo_55_gls_uk-spec_1.jpeg

Zastava Yugo 55 и Zastava Yugo 55 GLS



Багажник конкретно этого Юго открывается ключом. Любым ключом, достаточно сунуть его в замочную скважину и немного надавить. Внутри – ровно столько пространства, чтобы влезла пара пакетов с едой из ближайшего супермаркета или пара коробок с бутылками ракии. Салон Юго обит серой тканью; у передних сидений даже имеются маленькие подголовники. Места внутри оказывается больше, чем могло бы показаться, пусть человек моих скромных габаритов нормально себя чувствует в любой машине. Сюда вполне влезли бы не только Милош с приятелем Гораном, но еще и пара их подруг. А если постараться, то и их любимая собака. Педали расположены непривычно близко одна от другой. Приборная панель донельзя проста; кроме печки здесь и нет ничего. В Белграде испортилась погода, стекло запотевает изнутри. Для решения этой проблемы используется тряпка, которая лежит в углублении, именуемом бардачком. На светофорах стекло быстренько протирается – дальше полный порядок.


Передачи – их в этой модели пять – втыкаются не очень четко, но к этому быстро привыкаешь. Разогнаться до 110-120 можно, но не особенно хочется. Расход у такой маленькой машинки довольно велик – почти 10 литров по городу, и это при моторе объемом 1,3 и мощностью порядка 62 лошадиных сил. Между прочим, это самый мощный двигатель в линейке. Соседу звук мотора не нравится: «Как формула!» – шутит он. По мне, звукоизоляция нормальная, и вообще, единственное, что смущает – это легкий стук где-то в недрах капота при трогании в горку. Наверное, опоры мотора уже просятся на пенсию… Ну и сцепление схватывает в последний момент – диск явно на грани. Впрочем, на фоне многих «соотечественников», техническое состояние у этого Юго на высоте, а все потому, что Милош с детства крутился около отца в гараже и кое-чему научился, ну а на сто евро накупишь столько запчастей, что половину салона можно ими забить. – Зря ты так, Милош, – нахваливаю я ему машину, – в нее вложен труд стольких людей!Плохо трудились, – ворчит сосед, но видно, что все-таки он любит свой старенький Юго и даже немного гордится им.
Jugoslovenskiy-avtoprom.jpg
yugo_florida.jpeg

Yugo Koral Cabrio с электрогидравлической крышей и Yugo Florida



В Белграде вообще очень много старых машин: Рено 4, Ситроен CV2. За ними следят, они чистые, в нормальном состоянии. И даже простенькие Юго, цена которых составляет не более 500 евро, нередко оборудованы противоугонными устройствами, заботливо перекрашены, с обновленным салоном. Тем более для Белграда, перегруженного автомобилями и имеющего глобальные проблемы с парковочным пространством, особенно в центре, такая машинка хороша. Для нее проще найти место, она гораздо дешевле в обслуживании, тем паче стоимость бензина здесь вполне себе среднеевропейская.
Depositphotos_9295955_original.jpg


Ничего уникального в технических характеристиках югославского «народного автомобиля» не было, а все-таки Yugo, он же Zastava Koral, сыграл важную роль в истории. А началось все с расцвета компании Fiat. В СССР вырос тольяттинский автогигант, а на базе 124-го Фиата начали конструировать родную «копейку». На Балканах тоже решили взять популярную итальянскую модель за образец – правда, уже 128-й Фиат, который в 1970-м стал Европейским автомобилем года. Было заключено соглашение, и в сербском Крагуеваце появился завод «Застава», что в переводе означает «знамя». Помимо автомобилей, там выпускалось и, кстати, по сей день выпускается оружие. Первая Zastava вышла в свет осенью 1978 года. Этот экземпляр в лучших традициях времени был подарен Иосипу Броз Тито. Через два года началось и серийное производство. В Югославии в начале 80-х Юго стал поистине народным автомобилем. Купить его могла практически любая семья, он годился и для поездок на село, и для решения разных городских дел. 60 лошадиных сил под капотом вполне для этого хватало.

Неожиданно был придуман и проект по экспорту дешевых автомобилей сверхмалого класса в США – он получил название «Юго Америка». За океан отправили чуть более 140 000 автомобилей крагуевацкого завода. Причем версия для экспорта была оснащена подогревом заднего стекла и даже трехступенчатой автоматической трансмиссией. Американцы не впечатлились: на форумах, посвященных балканской жизни, любят цитировать перевод одного автолюбителя: «При поездке в Юго тебя не покидало чувство чего-то собранного под дулом пистолета. Интересно, что в автомобиле, где «ковер» был внесен в список в качестве стандартной функции, имелся подогрев заднего стекла. Основная его функция состояла в том, чтобы греть руки, когда толкаешь машину». Словом, в 1985 году Юго попал в список худших автомобилей США по версии The New York Times. Позже, в 2007-м, машину «добили», включив еще и в список 50 худших автомобилей всех времен. Последняя Zastava сошла с конвейера в конце 2008 года – и сразу же отправилась в автомобильный музей. Всего же под этой маркой построили 4,2 миллиона машин, 700 000 из них были экспортированы, причем не только в Америку, но и, например, в Северную Африку, в частности, в Египет. И хотя в Америке даже имя этой машины давным-давно кануло в Лету, а в иных странах она считается раритетом, однако здесь, на территории экс-Югославии, детище крагуевацкого автомобильного завода осталось самым верным другом и помощником. Купить этот автомобиль можно по цене от 100 до 500 евро – в зависимости от состояния. А значит, позволить себе такую машину может и студент, и пенсионер. Вместимость салона при этом гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, ну а самое главное – это преемственность. Почти все современные Юго когда-то перешли от отца к сыну или от деда к внуку, а ведь это не только семейная память, но еще и бесценное умение чинить этот автомобиль на коленке за три копейки, продлевая его жизнь еще на много лет вперед.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
23.01.2016 13:40
Евгений Калашников

Статья написана очень хорошим литературным языком, как и большинство на этом ресурсе

1

23.01.2016 22:43
Андрей Чепелев

Спасибо, стараемся!

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings