"Полако", или особенности национального вождения в Черногории

Кто хоть раз бывал в Черногории, обращал внимание на несколько вещей: отличный климат, невысокие цены и прекрасные дороги. Страна изрезана горными массивами, реками и ущельями, а асфальт – на лучшем уровне. Чего не скажешь об автомобилистах! Невольно задаешься вопросом: а кто вообще догадался выдавать черногорцам права?

На чем ездят в Черногории?

Собственного автопрома страна не имеет, но на дорогах можно заметить машинки под названием Yugo, которые были изготовлены еще во времена Югославии на сербском заводе Zastava в Крагуеваце (ныне он принадлежит Fiat-Chrysler, и тут собирают Fiat 500L). В девичестве Yugo – это Fiat 128 образца 1969 года, что роднит его с Жигулями, а золотой век их пришелся на рубеж 80-х и 90-х. Многие машинки выглядят достаточно свежо, благо производство завершилось аж в 2008-м, а климат тут благосклонен к кузовному металлу. Говорят, по качеству сборки они "не очень", хотя на собственном опыте проверить это не удалось. Возможно, и к лучшему.

4.jpg



Нередко можно встретить европейские "олтаймеры": 25-30-летние Рено, Фиат, Фольксвагены... Из более современной автотехники большой популярностью пользуются "немцы" – Фольксвагены и Ауди, реже БМВ и Мерседесы, реже "французы" – Рено, Пежо и Ситроены. Азиатское присутствие минимальное: Лексусов, Тойот или "китайцев" на всю страну наберется не более 50 штук. Они встречаются даже реже, чем ностальгические Жигули.

О дорогах, штрафах и страхе

Дороги в Черногории на удивление ровные. Правительство тратит немалые деньги на сохранение и строительство трасс. Так как 80% всей страны – горы, то и все дороги имеют характерные для горной местности особенности: большое количество поворотов, крутые подъемы и спуски, обвалы.

Вас тут не остановят за превышение скорости. Почему? Скорость просто негде превышать, все дороги извиваются среди гор, и физически разогнаться выше 70 км/ч сложно, но если вам все же удалось это сделать, то, скорее всего, на следующем повороте вы потеряете контроль и врежетесь в скалу или вылетите в ущелье. Именно поэтому тут не гоняют, а на обгон идут заранее, подумав много раз.


1.jpg



Отдельная тема – это высокогорные дороги. Зачастую они, что называется, в "полторы" полосы, и когда на таком пути кто-то едет навстречу, то одной из машин приходится пробираться буквально по самому краю ущелья, в считанных сантиметрах от бездны. С непривычки в такие моменты, мягко говоря, не по себе. Так что, выбирая путь через горные перевалы, убедитесь в своей компетенции, готовы ли вы к такому испытанию. И кстати, никаких заградительных сооружений вы не увидите, так что перспектива свалится в пропасть вполне реальна.

Как и во многих европейских странах, в Черногории нет отдельного ответвления для дорожной полиции, а есть одна полиция, общая для всех категорий граждан. Если на дороге вас остановит полицейский, то, скорее всего, он поздоровается, попросит документы и затем просто отпустит. Оштрафовать могут за непристегнутый ремень – штраф порядка 20 евро. Если в машине не пристегнуты пассажиры на заднем сиденье, каждый из них тоже заплатит штраф в размере 15 евро. Если вы предложите полицейскому взятку, то он предложит вам сесть в тюрьму. И поверьте, его предложение очень реально!


2.jpg



Особенности дорожных нравов

Приведенный ниже перечень "обычаев" местного населения не исчерпывающий, но ознакомиться с ним должен каждый, кто планирует ездить в Черногории на машине:

  1. Внезапная остановка посреди дороги. Водитель увидел своего друга или брата? Он останавливается прямо на середине дороги или перекрестка и начинает с ним дружескую беседу. Это нормально, за такое тут даже не штрафуют. Тот же принцип действует при высадке пассажиров: автобус или машина едет в средней полосе, но как только он остановился, все, кому нужно, просто выходят.
  2. "Полако". Это местный термин, переводится как "неспешно или медленно". Водители действительно очень медленно реагируют на происходящую ситуацию: светофоры, повороты, пешеходы. Включать поворотники считается дурным тоном, а пропустить пешехода – просто неприлично.
  3. Рядность. Несмотря на то что дорожная разметка нанесена качественно, и всё видно очень хорошо, считается, что она носит рекомендательный характер и соблюдать всё это вовсе не обязательно. Перед вами могут пересечь двойную сплошную, выехать в поворот со второго ряда в перекрестке – всё это в порядке вещей. На немногочисленных скоростных трассах черногорцы любят выезжать на встречные полосы.
  4. Мой бампер – твой бампер. Если случится так, что вы заметите машину с бампером, который не был бы потерт или поломан, запомните этот день. Абсолютно все машины поцарапаны или притерты. Если вас случайно задели бампером, то это не считается ДТП – просто так случилось, никто не виноват и из машины к вам никто не выйдет. В целом очень напоминает Францию.
  5. Парковка. В городах есть места для парковки, платные и бесплатные. Есть многоэтажные парковки. Если вы нарушите правила парковки и оставите машину не в том месте, ее заберет коммунальная служба, и ТС придется выкупать. Это стоит 120 евро и много нервов. Поэтому что-что, а паркуются здесь по правилам.

3.jpg



Что в итоге?

Если вы планируете провести отпуск в Черногории, то прокатная машина – хорошая идея. Но будьте внимательны и тренируйте нервы для горных перевалов и взаимодействия с местными жителями. Лучше всего ездить в том же темпе, то есть "полако". Как говорится, тише едешь, дальше будешь.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
10 комментариев
19.04.2015 21:30
Александр Александров

В статье много неточностей и неверной информации.

1. На горном серпантине есть специальные карманы, в котором можно пропустить встречную машину.

2. Водители ведут себя на дороге вполне доброжелательно и предсказуемо. Нарушение правил, большая редкость. Пешеходы пропускаются всегда, стоит только сделать шаг на переходе, да и вне перехода пропускают, чему мы с женой были очень удивлены.

3. Города очень небольшие, в Подгорице столице Черногории, проживает всего 150тыс человек, в курортной Будве- 16тыс. человек. Поэтому многие знакомы. Здороваются, как правило, сигналами, но бывает и останавливаются перекинуться парой словечек. Это конечно раздражает.

С моей точки зрения, а за рулем я с 1981г. (в основном Москва, МО), в России и в Москве в частности на дорогах намного больше проблем, хамства и нарушений.


20.04.2015 10:36
Андрей Чепелев

Спасибо за коммментарий! Предполагаю, что Кристине карманы просто не попадались, равно как и водители, пропускающие пешеходов. Это нормально. В России же тоже с этим по-разному. В Питере пропускать не принято, а, скажем, в Новгороде или Петрозаводске принято.


19.04.2015 22:18
Михаил Левин

что же вы пропустили самое главное отличие? В Черногории пешеходы имеют по правилам преимущество перед машинами при любом свете! То есть - светофор регулирует машины между собой, а пешеходов надо пропускать всегда


20.04.2015 10:37
Андрей Чепелев

То есть вообще нет пешеходных светофоров?


19.04.2015 23:31
Инна Филин

Да,поворотники там не включают :)


20.04.2015 06:51
Vladimir Suliaev

Личный опыт:

1. За превышение скорости останавливают и штрафуют.

2. Не пристегнутые пассажиры на заднем сиденье - внимания не обращают.

3. БЕРУТ ;-)


20.04.2015 10:38
Андрей Чепелев

:))) Я слышал, некоторые наши сограждане умудрялись давать взятки даже немцам.


20.04.2015 10:07
Азамат Калагаев

У меня получилась ситуация, что остановили меня местная полиция без водительского удостоверения. Я их забыл в России. Минут пять что-то обсудили между собой и отпустили погрозив пальцем.


20.04.2015 10:38
Андрей Чепелев

Эт нормально, меня в Чехии без штрафа отпустили, когда на тротуаре стоял, машину на фоне замка фотографировал. Правда, спасла только журналистская "ксива".


20.04.2015 13:15
Denis Dyshlevich

Все что описано в статье, мягко говоря не точно. Мой опыт прибывание в Черногории 2011 и 2013. Оба раза бралась арендная машина на все время отдыха. На авто пройден путь от границы с Хорватией до границы с Албанией и в глубь страны, по ущелью Тар до Сербии. В Черногории есть 3 типа дорог; асфальт 2 полосы на которых есть платные участки, асфальт 1,5 полосы в основном в горах, но как было сказано там есть карманы для встречного разъезда, и грунтовые но на всех правила соблюдаются. Полиция как везде, любит стоять в потаённых местах. Один раз встретили аж в туннеле от Будвы, но стояли в специальном кармане. Пешеходов пропускают всегда, особенно это строго в прибрежной зоне. Скоростной режим, стандартный по Европейским нормам - например от Тивата до Будвы, есть участки со скоростным ограничением 90 км/ч. Хотя дорога петляет и с одной стороны у Вас скалы а с другой обрыв в море. В целом могу сказать - если вы имеете длительный опыт вождения в России в Больших городах, смело берите машину в Черногории. Там ездить горазд легче и проще.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings