«Полако», или особенности национального вождения в Черногории

15550 11 10

Кто хоть раз бывал в Черногории, обращал внимание на несколько вещей: отличный климат, невысокие цены и прекрасные дороги. Страна изрезана горными массивами, реками и ущельями, а асфальт на лучшем уровне. Чего не скажешь об автомобилистах! Невольно задаешься вопросом: а кто вообще догадался выдавать черногорцам права?

На чем ездят в Черногории?

Собственного автопрома страна не имеет, но на дорогах можно заметить машинки под названием Yugo, которые были изготовлены еще во времена Югославии на сербском заводе Zastava в Крагуеваце (ныне он принадлежит Fiat-Chrysler, и тут собирают Fiat 500L). В девичестве Yugo – это Fiat 128 образца 1969 года, что роднит его с Жигулями, а золотой век их пришелся на рубеж 80-х и 90-х. Многие машинки выглядят достаточно свежо, благо производство завершилось аж в 2008-м, а климат тут благосклонен к кузовному металлу. Говорят, по качеству сборки они «не очень», хотя на собственном опыте проверить это не удалось. Возможно, и к лучшему.



Нередко можно встретить европейские «олтаймеры»: 25-30-летние Рено, Фиат, Фольксвагены… Из более современной автотехники большой популярностью пользуются «немцы» – Фольксвагены и Ауди, реже БМВ и Мерседесы, реже «французы» – Рено, Пежо и Ситроены. Азиатское присутствие минимальное: Лексусов, Тойот или «китайцев» на всю страну наберется не более 50 штук. Они встречаются даже реже, чем ностальгические Жигули.

О дорогах, штрафах и страхе

Дороги в Черногории на удивление ровные. Правительство тратит немалые деньги на сохранение и строительство трасс. Так как 80% всей страны – горы, то и все дороги имеют характерные для горной местности особенности: большое количество поворотов, крутые подъемы и спуски, обвалы.

Вас тут не остановят за превышение скорости. Почему? Скорость просто негде превышать, все дороги извиваются среди гор, и физически разогнаться выше 70 км/ч сложно, но если вам все же удалось это сделать, то, скорее всего, на следующем повороте вы потеряете контроль и врежетесь в скалу или вылетите в ущелье. Именно поэтому тут не гоняют, а на обгон идут заранее, подумав много раз.




Отдельная тема – это высокогорные дороги. Зачастую они, что называется, в «полторы» полосы, и когда на таком пути кто-то едет навстречу, то одной из машин приходится пробираться буквально по самому краю ущелья, в считанных сантиметрах от бездны. С непривычки в такие моменты, мягко говоря, не по себе. Так что, выбирая путь через горные перевалы, убедитесь в своей компетенции, готовы ли вы к такому испытанию. И кстати, никаких заградительных сооружений вы не увидите, так что перспектива свалится в пропасть вполне реальна.

Как и во многих европейских странах, в Черногории нет отдельного ответвления для дорожной полиции, а есть одна полиция, общая для всех категорий граждан. Если на дороге вас остановит полицейский, то, скорее всего, он поздоровается, попросит документы и затем просто отпустит. Оштрафовать могут за непристегнутый ремень – штраф порядка 20 евро. Если в машине не пристегнуты пассажиры на заднем сиденье, каждый из них тоже заплатит штраф в размере 15 евро. Если вы предложите полицейскому взятку, то он предложит вам сесть в тюрьму. И поверьте, его предложение очень реально!




Особенности дорожных нравов

Приведенный ниже перечень «обычаев» местного населения не исчерпывающий, но ознакомиться с ним должен каждый, кто планирует ездить в Черногории на машине:

  1. Внезапная остановка посреди дороги. Водитель увидел своего друга или брата? Он останавливается прямо на середине дороги или перекрестка и начинает с ним дружескую беседу. Это нормально, за такое тут даже не штрафуют. Тот же принцип действует при высадке пассажиров: автобус или машина едет в средней полосе, но как только он остановился, все, кому нужно, просто выходят.
  2. «Полако». Это местный термин, переводится как «неспешно или медленно». Водители действительно очень медленно реагируют на происходящую ситуацию: светофоры, повороты, пешеходы. Включать поворотники считается дурным тоном, а пропустить пешехода – просто неприлично.
  3. Рядность. Несмотря на то что дорожная разметка нанесена качественно, и всё видно очень хорошо, считается, что она носит рекомендательный характер и соблюдать всё это вовсе не обязательно. Перед вами могут пересечь двойную сплошную, выехать в поворот со второго ряда в перекрестке – всё это в порядке вещей. На немногочисленных скоростных трассах черногорцы любят выезжать на встречные полосы.
  4. Мой бампер – твой бампер. Если случится так, что вы заметите машину с бампером, который не был бы потерт или поломан, запомните этот день. Абсолютно все машины поцарапаны или притерты. Если вас случайно задели бампером, то это не считается ДТП – просто так случилось, никто не виноват и из машины к вам никто не выйдет. В целом очень напоминает Францию.
  5. Парковка. В городах есть места для парковки, платные и бесплатные. Есть многоэтажные парковки. Если вы нарушите правила парковки и оставите машину не в том месте, ее заберет коммунальная служба, и ТС придется выкупать. Это стоит 120 евро и много нервов. Поэтому что-что, а паркуются здесь по правилам.



Что в итоге?

Если вы планируете провести отпуск в Черногории, то прокатная машина – хорошая идея. Но будьте внимательны и тренируйте нервы для горных перевалов и взаимодействия с местными жителями. Лучше всего ездить в том же темпе, то есть «полако». Как говорится, тише едешь, дальше будешь.


Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Denis Dyshlevich

Все что описано в статье, мягко говоря не точно. Мой опыт прибывание в Черногории 2011 и 2013. Оба раза бралась арендная машина на все время отдыха. На авто пройден путь от границы с Хорватией до границы с Албанией и в глубь страны, по ущелью Тар до Сербии. В Черногории есть 3 типа дорог; асфальт 2 полосы на которых есть платные участки, асфальт 1,5 полосы в основном в горах, но как было сказано там есть карманы для встречного разъезда, и грунтовые но на всех правила соблюдаются. Полиция как везде, любит стоять в потаённых местах. Один раз встретили аж в туннеле от Будвы, но стояли в специальном кармане. Пешеходов пропускают всегда, особенно это строго в прибрежной зоне. Скоростной режим, стандартный по Европейским нормам - например от Тивата до Будвы, есть участки со скоростным ограничением 90 км/ч. Хотя дорога петляет и с одной стороны у Вас скалы а с другой обрыв в море. В целом могу сказать - если вы имеете длительный опыт вождения в России в Больших городах, смело берите машину в Черногории. Там ездить горазд легче и проще.

Азамат Калагаев

У меня получилась ситуация, что остановили меня местная полиция без водительского удостоверения. Я их забыл в России. Минут пять что-то обсудили между собой и отпустили погрозив пальцем.

Андрей Чепелев

Эт нормально, меня в Чехии без штрафа отпустили, когда на тротуаре стоял, машину на фоне замка фотографировал. Правда, спасла только журналистская "ксива".

Vladimir Suliaev

Личный опыт:

1. За превышение скорости останавливают и штрафуют.

2. Не пристегнутые пассажиры на заднем сиденье - внимания не обращают.

3. БЕРУТ 😉

Андрей Чепелев

:))) Я слышал, некоторые наши сограждане умудрялись давать взятки даже немцам.

Инна Филин

Да,поворотники там не включают 🙂

Михаил Левин

что же вы пропустили самое главное отличие? В Черногории пешеходы имеют по правилам преимущество перед машинами при любом свете! То есть - светофор регулирует машины между собой, а пешеходов надо пропускать всегда

Андрей Чепелев

То есть вообще нет пешеходных светофоров?

Александр Александров

В статье много неточностей и неверной информации.

1. На горном серпантине есть специальные карманы, в котором можно пропустить встречную машину.

2. Водители ведут себя на дороге вполне доброжелательно и предсказуемо. Нарушение правил, большая редкость. Пешеходы пропускаются всегда, стоит только сделать шаг на переходе, да и вне перехода пропускают, чему мы с женой были очень удивлены.

3. Города очень небольшие, в Подгорице столице Черногории, проживает всего 150тыс человек, в курортной Будве- 16тыс. человек. Поэтому многие знакомы. Здороваются, как правило, сигналами, но бывает и останавливаются перекинуться парой словечек. Это конечно раздражает.

С моей точки зрения, а за рулем я с 1981г. (в основном Москва, МО), в России и в Москве в частности на дорогах намного больше проблем, хамства и нарушений.

Андрей Чепелев

Спасибо за коммментарий! Предполагаю, что Кристине карманы просто не попадались, равно как и водители, пропускающие пешеходов. Это нормально. В России же тоже с этим по-разному. В Питере пропускать не принято, а, скажем, в Новгороде или Петрозаводске принято.

Андрей Чепелев

Ну, на первый взгляд, противоречие только одно, касающееся пешеходов 🙂

Но в любом случае, спасибо за дополнение!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

1485 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений?

Замена двигателя – это не всегда тюнинг. Порой это вынужденный или единственно возможный способ ремонта. Как действовать с документальной точки зрения, если двигатель был заменен, и нужно ли обязательно регистрировать…

20034 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Миссия трудновыполнима: покупаем 5-летний Renault Duster

Наша задача в рамках этой рубрики - найти лучшие предложения на рынке, а помогать в этом нам будет Михаил Ерцев из розничной сети AUTOMAMA, которая предлагает уже проверенные автомобили и регулярно сталкивается с…

67946 12 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

1279 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

2382 1 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Миссия трудновыполнима: покупаем 5-летний Renault Duster

Наша задача в рамках этой рубрики - найти лучшие предложения на рынке, а помогать в этом нам будет Михаил Ерцев из розничной сети AUTOMAMA, которая предлагает уже проверенные автомобили и регулярно сталкивается с…

67946 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94212 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

101906 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

42602 5 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

64397 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

14858 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9225 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24391 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

42560 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7108 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

103110 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

48390 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

45260 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?