Порше, полный привод и раллийная группа B: мифы и факты о ВАЗ-2108

9506 6 0
ВАЗ-2108 – знаковый автомобиль для советского автопрома, поскольку клиновидное «зубило» с приводом на передние колёса заметно отличалось как от прежних Жигулей, так и от всех остальных легковушек СССР того времени. Неудивительно, что столь непохожий на других Спутник с самого начала служил объектом различных мифов и домыслов. Как приверженцы, так и ненавистники этой модели в Союзе во время гаражных «заседаний» придумали немало правдоподобных легенд и баек, связанных с историей разработки и особенностями Самары. Сегодня мы будем отделять народное мифотворчество от объективных фактов и реальных сведений, касающихся этой легендарной машины.
 

МИФ 1: В разработке принимала участие фирма Porsche

правда

Главный стереотип по поводу участия инженеров Porsche в разработке ВАЗ-2108 вовсе не является мифом: специалисты немецкой компании действительно доводили управляемость и устойчивость прототипов ВАЗ-2108, а также вносили предложения по доработке подвесок, кузова и двигателя.

vaz_2108_sputnik

Немецкая фирма Porsche действительно выполнила доводочные работы по ВАЗ-2108, влияющие в том числе на устойчивость и управляемость автомобиля

В 1975 году президент компании Porsche Эрнст Фурман предложил министру автопрома СССР Виктору Полякову сотрудничество, причем с неожиданной мотивацией — немецкая сторона таким образом хотела компенсировать Союзу вред, принесенный фашистской Германией в ходе Второй мировой войны. Правда, инжиниринговое отделение Porsche (отдельная структура в компании) выполняло эти работы отнюдь не бесплатно, поскольку трехлетнее соглашение с немцами обходилось СССР в 500 000 дойчмарок ежегодно.

Кроме доводочных работ по ВАЗ-2108, немецкие специалисты принимали участие в создании «алюминиевой» Нивы и бензинового мотора, работающего на сверхбедных смесях, а также занимались рестайлингом ВАЗ-2103. Именно поэтому с 1976 по 1978 год в Германии постоянно находились дизайнеры, кузовщики и мотористы ВАЗа.

1 / 2
«Шестёрка» могла выглядеть и так! По крайней мере, если бы в СССР приняли вариант Porsche
2 / 2
«Шестёрка» могла выглядеть и так! По крайней мере, если бы в СССР приняли вариант Porsche
1 / 2
Cоветские специалисты несколько лет подряд ездили на Porsche
2 / 2
Cоветские специалисты несколько лет подряд ездили на Porsche

Однако контракт по проекту «Гамма» (рабочее название ВАЗ-2108) был заключен немного позже — в январе 1980 года. Из «прижившихся» предложений немецких инженеров можно отметить заходящие в пол кузова передние лонжероны и «горбик» на крыше, благодаря которому увеличивалась прижимная сила на задней оси на высоких скоростях.

1 / 2
Аэродинамике «восьмерки» уделяли немало внимания и отечественные специалисты, и немцы
2 / 2
В конструкции кузова ВАЗ-2108 есть элементы, предложенные инженерами Porsche

Кроме того, специалисты Porsche совместно с инженерами ВАЗа работали над конструкцией 1,3-литрового двигателя, а также внесли предложения по ряду узлов и агрегатов, на которые впоследствии советская сторона приобрела лицензии за рубежом.

Двигатель 2108 объемом 1,3 литра

Двигатель 2108 объемом 1,3 литра – результат совместной работы ВАЗа и Porsche, а вот остальные двигатели этого семейства в Тольятти разработали уже самостоятельно

Таким образом, рядом доводочных работ по «восьмерке» компания Porsche действительно занималась, причем в это же время то же самое инжиниринговое отделение немецкой фирмы по заказу SEAT выполняло доводку аналогичной «трёхдверки» — модели Ibiza.

Seat Ibiza Seat Ibiza

Seat Ibiza также проходил доводку в инжиниринговом отделении Porsche, причем этим фактом испанцы даже гордились

1 / 2
System Porsche – надпись на клапанной крышке Ибицы красноречиво намекает на непростое «происхождение» мотора!
2 / 2
System Porsche – надпись на клапанной крышке Ибицы красноречиво намекает на непростое «происхождение» мотора!
двигатель ваз 2108 System Porsche

Подобной «самодеятельностью» занимались некоторые дилеры Lada за рубежом

МИФ 2: Двери сильно провисали из-за неправильной конструкции петель

миф

И у Fiat, и у Porsche был большой опыт выпуска автомобилей с двумя длинными дверями вместо четырёх коротких, да и сам ВАЗ к тому времени уже несколько лет выпускал Ниву ВАЗ-2121. Конечно, боковая дверь «восьмерки» была еще длиннее, чем у Нивы – 1 235 мм против 960 мм, однако конструкция петель заметно отличалась от «жигулёвской». Интересно, что изначально специалисты Porsche предлагали сделать между петлей и осью вставку из залитой тефлоном латунной сетки, края которой будут развальцованы. Однако подобное технологическое новшество в СССР реализовать было непросто, поэтому вазовские конструкторы предложили увеличить количество опор петли, сделав её с тремя, а не с двумя ушками. Вырубка подобных ушек потребовала приобретения штампа чистовой вырубки «Файнтул», который позволял обходиться без дополнительной фрезеровки поверхности ушек.

lada_samara_ сбоку lada_samara_ сбоку

Длина кузова и колёсная база «восьмерки» и «девятки» одинаковы. Отличия – только в количестве  и длине боковых дверей

Петля двери ВАЗ-2108

Петля двери ВАЗ-2108 спроектирована с учётом веса «калитки» и возможных нагрузок  

Испытания изготовленных образцов показали, что износ петли такой конструкции меньше, чем у обычной, да и сравнение с предложенным Porsche вариантом также было в пользу советской детали.

Во время испытаний прототипы ВАЗ-2108 отъездили больше миллиона километров, причем десятки тысяч из них — по так называемой «бельгийской мостовой». Как оказалось, петли боковых дверей выдерживают нагрузку, поскольку в закрытом состоянии дверь надежно фиксируется с помощью замка новой конструкции. Поэтому прочность петель соответствовала заводскому ресурсу автомобиля в целом — 8 лет или 125 000 километров.

1 / 2
Опытные образцы нещадно гоняли на полигоне – в том числе, чтобы убедиться в достаточной прочности и выносливости дверных петель
2 / 2
Опытные образцы нещадно гоняли на полигоне – в том числе, чтобы убедиться в достаточной прочности и выносливости дверных петель

Ну а провисание дверей в реальной эксплуатации обычно было связано с другими явлениями — например, установкой в полость двери тяжелых динамиков, вклейкой шумоизоляции или длительной стоянкой машины с открытыми дверями, чего на «восьмерке» делать действительно не стоило.

vaz-2108_sputnik

Вот так «восьмерку» оставлять действительно не стоило. Обратите внимание – на предсерийном прототипе установлен жигулёвский замок двери! 

1 / 5
При сильном износе петель приходилось менять пальцы либо же переваривать деталь целиком
2 / 5
При сильном износе петель приходилось менять пальцы либо же переваривать деталь целиком
3 / 5
При сильном износе петель приходилось менять пальцы либо же переваривать деталь целиком
4 / 5
При сильном износе петель приходилось менять пальцы либо же переваривать деталь целиком
5 / 5
При сильном износе петель приходилось менять пальцы либо же переваривать деталь целиком

МИФ 3: На базе «восьмерок» выпускали спортивные автомобили, в том числе полноприводные

правда

lada_samara

Сразу после запуска производства ВАЗ-2108 советские кольцевики и раллисты стали пересаживаться на более прогрессивный (и быстрый) передний привод. Однако некоторые пошли еще дальше и выступали на… полноприводных Спутниках! Ведь в бюро форсированных испытаний и лаборатории спортивно-гоночных автомобилей (ЛСГА) ВАЗ уже в середине восьмидесятых подготовили пару необычных спортивных автомобилей на базе «зубила». К примеру, в 1985 году появилась «Лада-ВАЗ-2108-Ралли», отличительной особенностью которой была центральномоторная компоновка и задний (!) привод. Кроме заднеприводного ВАЗ-29081 на ВАЗе создали еще и полноприводный 150-сильный вариант 2108 Ралли 4х4 (29084).

1 / 4
Полноприводная «восьмерка» отличалась от серийной и компоновкой, и конструкцией
2 / 4
Полноприводная «восьмерка» отличалась от серийной и компоновкой, и конструкцией
3 / 4
Полноприводная «восьмерка» отличалась от серийной и компоновкой, и конструкцией
4 / 4
Полноприводная «восьмерка» отличалась от серийной и компоновкой, и конструкцией

Знаменитый прибалтийский автогонщик и конструктор Стасис Брундза также загорелся идеей перехода на переднеприводную платформу, подготовив на Экспериментальном Вильнюсском Автозаводе гоночный автомобиль группы Б, получивший название EVA. Мотор «Эвы» тоже переехал за передние сиденья, внутрь колёсной базы, но вместо 150-160 «лошадок» Брундза благодаря 16-клапанной головке и турбонаддуву сумел «выдавить» из 1,9-литрового агрегата ни много ни мало 300 л.с.! Увы, вскоре FIA запретила группу Б, и советские гонщики продолжили выступать на Самарах, но — на переднеприводных, причем активно на этой модели «гонялись» вплоть до начала двухтысячных годов. Ведь в девяностые годы в России стартовал кузовной монокубковый чемпионат «Кубок Лада», где все гонщики соревновались на практически одинаковых автомобилях ВАЗ-21083-37, что позволяло продемонстрировать именно водительское мастерство, а не банальное превосходство «железа».

Lada EVA Lada EVA

Lada EVA – настоящий монстр в обличье ВАЗ-2108

Впрочем, передним приводом дело всё же не ограничивалось: в 1991 году при финансовой поддержке Новоуфимского нефтеперерабатывающего комбината был создан полноприводный вариант ВАЗ-2108, в трансмиссии которого использовались узлы Volkswagen Syncro.

Кроме того, еще в 1989 году на базе «восьмерки» был создан прототип, свободная конструкция которого соответствовала категории Т3. Монстр под названием Лада Самара Т3 получил 3,6-литровый двигатель от Porsche 959, да и полноприводную трансмиссию этот автомобиль также унаследовал от подготовленного для ралли «Париж-Дакар» прототипа Porsche. С серийной же «восьмеркой» гоночный автомобиль не имел почти ничего общего, за исключением общих очертаний кузова и отдельных элементов вроде оптики и дверных ручек.

1 / 3
Лада Самара Т3 – прототип, внешне похожий на стандартное «зубило», но не имеющий с ним почти ничего общего
2 / 3
Лада Самара Т3 – прототип, внешне похожий на стандартное «зубило», но не имеющий с ним почти ничего общего
3 / 3
Лада Самара Т3 – прототип, внешне похожий на стандартное «зубило», но не имеющий с ним почти ничего общего

МИФ 4: Система зажигания была спроектирована неправильно

миф

Вскоре после того как «восьмерки» поступили в автомагазины, счастливые владельцы столкнулись с большой проблемой: новенькая машина глохла на ходу и больше не заводилась! Причиной умолкшего двигателя была бесконтактная система зажигания — а точнее, коммутатор отечественного производства под индексом 36.3734. Как оказалось, в нём независимо от времени и пробега мог выйти из строя транзистор КТ-848А, из-за чего пропадала искра, и мотор, соответственно, не запускался. Из-за этого многие владельцы вынужденно «химичили», подбирая другие транзисторы и даже устанавливая на двигатель своего Спутника… контактное зажигание от Москвича в сборе (технически это было возможно)!

коммутатор

Эта деталь была настоящей головной болью первых владельцев «восьмерки» в СССР

kommutator-blok

Коммутаторы выпускали разные советские заводы, но с качеством элементной базы у всех была одна проблема

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2108

Бесконтактная система зажигания была проще классической, но при выходе коммутатора из строя двигатель невозможно было завести.

коммутатор ваз 2108 коммутатор ваз 2108

Такие малогабаритные коммутаторы иностранного производства повсеместно встречались на реэкспортных Самарах

Непредсказуемые отказы коммутатора привели к тому, что бесконтактная система зажигания Спутника считалась ненадежной — расстроенные «зубиловоды» сетовали на неграмотность её конструкции, хотя выходы коммутаторов из строя были связаны исключительно с низким качеством элементной базы «ширпотребной» советской электроники. К примеру, малогабаритные коммутаторы венгерского или немецкого производства на Самарах работали годами без каких-либо замечаний…

МИФ 5: Восьмерок было сделано меньше, чем девяток

правда

В первые годы производства автомобилей восьмого семейства на ВАЗе выпускали исключительно 1300-кубовый трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Пятидверная «девятка» появилась лишь в 1987 году, а четырехдверный седан 21099 и вовсе в 1990-м. Однако довольно быстро «восьмерка» по количеству выпущенных экземпляров перестала преобладать над остальными Спутниками — к примеру, уже в 1988 году ВАЗ произвел 90 240 ВАЗ-2108 и 101 345 «девяток», хотя еще годом ранее пятидверных Самар было выпущено вчетверо меньше (25 060 шт.), чем «восьмерок» (124 125 шт.). Всего за почти два десятилетия — с конца 1984 года по сентябрь 2003 года — было изготовлено 884 657 экземпляров трёхдверки, в то время как пятидверный ВАЗ-2109 на разных автозаводах (в том числе, и за пределами России!) выпускался с 1987 аж до 2011 года. В Тольятти до 2004 года было собрано около 1,5 миллионов «девяток», в то время как общее количество изготовленных пятидверных хэтчбеков превысило 2 000 000 экземпляров.

lada_samara

До 1987 года у поклонников переднего привода не было выбора – только три двери, только «ноль восемь»!

lada_samara lada_samara

Пятидверный кузов был удобнее в повседневной эксплуатации, поскольку задние пассажиры больше не беспокоили передних седоков 

1 / 2
Вначале «девятка» также выпускалась с так называемым коротким крылом, но в начале девяностых появилось и «длинное», которое затем перекочевало и на ВАЗ-2108
2 / 2
Вначале «девятка» также выпускалась с так называемым коротким крылом, но в начале девяностых появилось и «длинное», которое затем перекочевало и на ВАЗ-2108
lada_samara_baltic_gl lada_samara_baltic_gl

«Девятку» выпускали даже в Финляндии! За 2 года на заводе Valmet в городе Уусикаупунки изготовили около 14 000 таких Lada Baltic

МИФ 6: Спутник и Самара отличались исполнением

миф

В январе 1985 года первые «восьмерки» поступили в автомагазины по цене около 8 300 рублей. На задней двери красовалось торговое наименование «Спутник», написанное русскими буквами. Подобная «космическая» тема была характерна для некоторых советских производителей — например, Ижмаш в то время выпускал мотоциклы Планета и Юпитер, а также пытался запустить в серию новую модель Орбита.

1 / 2
В первые годы «восьмерки» для внутреннего рынка обозначались как Спутник
2 / 2
Обратите внимание – на этом предсерийном прототипе вообще нет названия модели, только «Лада 1,3»!

vaz-2108_sputnik_predserijnyj

Показанный на ВДНХ в 1984 году опытный образец уже назывался Спутник

Шильдик Спутник

Ранний орнамент отличался от более поздних блестящим глянцевым покрытием букв

Шильдик Самара Шильдик Самара

Превратить свой Спутник в Самару при наличии желания и шильдика можно было лёгким движением руки буквально за пару минут!

lada_samara_1300 lada_samara

На Западе «восьмерка» всегда была Lada Samara, а не Лада Спутник

Однако для экспортного рынка «маркетологи» ВАЗа (а точнее, Всесоюзного объединения «Автоэкспорт») решили использовать название старинного русского города Самара, расположенного неподалёку от автозавода. Именно поэтому на шильдиках экспортных модификаций «восьмерки» было написано «Samara» (только латиницей), а не «Спутник». Каких-либо существенных отличий между заводскими исполнениями автомобилей для внешнего и внутреннего рынка не было (не нужно путать их с дилерскими Самарами!), поскольку в зависимости от комплектации («Стандарт», «Норма» или «Люкс») стеклоочистителем и омывателем заднего стекла, равно как и правым зеркалом, мог оснащаться как «внутрисоюзный» Спутник, так и экспортная Самара. При этом в документах независимо от торгового наименования и «экспортности» эта модель всегда обозначалась как ВАЗ-2108 или ВАЗ-21083 в зависимости от рабочего объема двигателя.

76

Для ВАЗ-2108 были предусмотрены разные шильдики

Интересно, что название «Спутник» так и не прижилось на внутреннем рынке, и вскоре все автомобили этого семейства начали называть Самарами, а «космическая» надпись со временем просто исчезла с шильдиков всех «зубил», уступив место названию Samara.

Шильдик Спутник

МИФ 7: ВАЗ-2108 – первый серийный советский автомобиль с приводом на передние колеса

и миф, и правда

Принято считать, что именно ВАЗ-2108 является первым переднеприводным автомобилем, который серийно выпускался в СССР. Действительно, разрабатывавшиеся примерно в то же время Таврия ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141 по разным причинам добрались до конвейера чуть позже, чем «зубило», выпуск которого начался в декабре 1984 года.

1 / 2
Благодаря переднему приводу «восьмерка» отличалась отличной проходимостью
2 / 2
Благодаря переднему приводу «восьмерка» отличалась отличной проходимостью

Однако еще в 1967 году в Луцке началось производство автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969, который предназначался для эксплуатации в сельской местности. Его конструкция предполагала возможность подключения полного привода, но из-за того, что серийное производство редукторов заднего моста к началу выпуска «волынянки» не было освоено, первые выпуски ЛуАЗ-969В имели привод только на передние колёса! Таким образом, именно луцкий внедорожник, а не тольяттинский хэтчбек имеет все законные основания считаться первым автомобилем с приводом на передние колёса, серийно выпускавшимся в СССР. Переднеприводные ЛуАЗы выпускались до 1971 года, когда автомобиль наконец стали оснащать и приводом задних колёс.

ЛУАЗ 969 ЛУАЗ 969

Волею обстоятельств первые ЛуАЗы не имели редуктора заднего моста – соответственно, автомобиль имел привод только на передние колёса!

Без имени-1

Еще в 1969 году журнал За Рулём писал про переднеприводный автомобиль, причем не из Тольятти, а из Луцка!

vaz_2108_sputnik_predserijnyj

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Гусев Д

двери провисали не только на восьмерке, у меня на 14 летнем Сирокко без поднятия за ручку не закрывалась вообще, а потом и на 5 летней девятке пассажирская имела те же проблеме.

500000 дойчмарок ежегодно???что то мне это напоминает нынешнее много раз уже со всех экранов обмусоленое разворовывание бюджетных денег под благовидным предлогом.Результаты работы за три года:мифический двигатель для работы на сверхбедных смесях,мифическая алюминиевая нива,мифический рестайлинг трешки и не мифический ,а вполне себе реальный горбик на крыше самары.Ну что то там еще с двигателем делали,но так и не понятно что-напильником заусеницы обрабатывали видимо тысяч за 100 дойчмарок.
А по факту ездил и на девятке и на восьмерке и сколько не силился так и не смог понять что же там от порше.Хотя не скрою когда ездил на этих дребезжащих скрипучих корытах мысль,что к этому "творению"приложили руки в порше,-согревала.

Борис Игнашин

от порше на восьмерках почти весь конструктив мотора, конструкция 8 и 16 клапанных гбц, технологии поршневой и подгонка под реальные условия, настройка топливной аппаратуры и выхлопа, работа над аэродинамикой и управляемостью машины

Прям вот так с чистого листа наверное взяли и придумали восьмерошный двигатель.Обычная история-далеко не ходили и голову не ломали,а взяли с полки непригодившуюся конструкцию и отдали вазу с умным видом.
Что касается настройки топливной аппаратуры ,то ставлю порше неуд.Взяли жигулевский насос и сделали носик вверх(стоимость работы 100000 дойчмарок).Карбюратор...хм....более глючной "вещи в себе" не встречал.
Выхлоп говорите?Ну да ну да.Даже страшно представить сколько стоила работа по подборке резонатора и глушителя под такой двигатель.Та еще головоломка.
Про аэродинамику уже и так все понятно.Горбик на крыше и грязное заднее стекло.Стоимость работы 500000 дойчмарок.
Управляемость.Сложно с этим.Учитывая,что основное от чего надо отталкиваться-жесткость кузова.А ее тут нет-от слова совсем.Умиляли борцы с дребезжанием и скрипучестью.Поролончик там проклеивали,заморезы вкручивали.А проблема то изначально в кузове и в том что он ходуном ходит как на телеге.Вот и скрипит все и вся.
Короче за освоение бюджта-5.За результат 2.
Проще и дешевле было взять двигатель от любой переднеприводной машины того времени(опель кадет,гольф,фиат,рено,пежо),померить штангеном и сделать что то похожее.Получилось бы не хуже.А главное дешевле в несколько раз.
Самое главное слова представителей порше о компенсации за войну,хотя все работы проводились за нехилые бабки-просто плевок и насмешка.

Борис Игнашин

да, я вижу, вы прямо в курсе всех нюансов

На Porsche 959 был 2,8л твин-турбо. Так-что на Самаре Т3 от 959 были скорее всего полноприводная трансмиссия и КПП, а мотор, судя по найденным фото, от обычной атмосферной Карреры тех времен,964 видимо.
"Восьмерка" была моей первой машиной в 1994 году. Ну что сказать,был я первый парень на районе. А сколько выпито спиртного на такой располагающей к этому низкой панели...

Новые статьи Смотреть все
Новости / Новинки
Почему FAW прекратил сборку на «Автоторе»? Где наладят выпуск Besturn X40 и при чём тут Haval?

Старейшая китайская компания FAW выводит на российский рынок свою вторую легковую модель FAW Besturn X40 и планирует начать её сборку в России. А на каком заводе?..

1349 4 0
Статьи / Российский рынок
Правительство РФ оставило для Haval всего 3 дня. Что дальше?..

Если за оставшееся на этой неделе время в Правительстве России не утвердят проект специального инвестиционного контракта с китайским заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», представительство китайской компании «Хавейл…

55567 3 0
Статьи / Авто Недели
Когда выбора нет: стоит ли покупать Infiniti QX56 I за миллион рублей

Выбор очень большого внедорожника за сравнительно небольшие деньги – задача сложная, но вместе с тем интересная, ведь вторичный рынок предлагает массу разных вариантов. Недавно мы выбирали имиджевый Hummer H2 за полтора…

3333 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1474 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1313 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

3161 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79632 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50246 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39411 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

37577 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24612 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6990 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60885 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16702 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15757 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110713 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77756 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64629 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?