Читайте также

Правый руль, горы и русские мигранты: автомобильная жизнь на Кипре

2280 3 1
Правый руль, тёплый климат, британское колониальное прошлое и полное отсутствие местного автопрома. Воображение уже рисует картину заповедника японского и английского автопрома прошлых лет: старые Mark II и Crown, величественные Ягуары, потёртые Роллс-Ройсы и Роверы… И всё это под управлением темпераментных южан, которые непрерывно сигналят друг другу и орут из окон, соревнуясь в неадекватности с русскими иммигрантами, расселившимися тут в изобилии. Что ж, в реальности на дорогах Кипра всё не так.
 

Автопарк

Японские машины и правда очень популярны, но тотального доминирования нет. Как и массового помешательства на “британцах”. Парк очень разнообразен — в общем-то, каждый покупает то, что по вкусу. Но несколько трендов отметить можно.

Во-первых, налогообложение ещё недавно было “завязано” на объём двигателя (c 2019 года стали привязываться к выбросам СО2, по последней европейской моде), поэтому очень много всевозможных малолитражек — в основном как раз японских, но не только. Nissan Note и March/Micra, Mazda Demio/2, Toyota Vitz/Yaris и iQ — кипрский мейнстрим.

Во-вторых, по понятным причинам распространены разного рода открытые машины: кабриолеты и родстеры. Mercedes-Benz CLK и SLK, BMW Z3, Z4 и 6 series, Mini Cabrio, Mazda MX-5 — совершенно обычное зрелище для Лимасола. Для тех, кому мало экзотики, попадаются Alfa Romeo Spider и GTV или какой-нибудь среднемоторный MG TF.

В-третьих, в огромном почёте Mercedes-Benz. Именно “трёхлучевые” являются самыми продаваемыми машинами на вторичке. Приличный C-Class W203 можно взять за 3-5 тысяч евро, и он не рассыпется на второй день. Если вы заказываете такси, с вероятностью 146% это будет Mercedes E-Class. Чаще — W211 или более свежие 212/213, но кое-где ездят и верные 124/210.

6

Этот лимузин на базе W124, судя по максимальному износу и характерному чёрному цвету, совершенно точно работал в такси и был продан. Красные номера c надписью ΔΟΚΙΜΗ — временные, “тестовые”.

В-четвёртых, в силу развитости аграрного сектора популярны пикапы. Правда, в отличие от американских реднеков, кипрские предпочитают компактный японский олдскул. По моим наблюдениям, абсолютных лидеров два: древние Mitsubishi L200 второго и третьего поколения и Isuzu Faster (он же Pickup, Rodeo) вместе со своим наследником D-Max и родственником Chevrolet LUV. Есть также Mazda B-series, Toyota Hilux и Nissan Navara, но в меньших количествах.

9

Пикапы на базе Дефендера существенно дороже, чем японские конкуренты, потому и встречаются намного реже.

Имеются и внедорожники столь же почтенного возраста: Isuzu Bighorn, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser… А кроме того — Дефендеры и Джипы.

4

«Скорая помощь» на базе Nissan Patrol Y60 работает в горных районах, где частенько бывает нелишним полный привод. Те, кто выбирается зимой в горы на легковушках, надевают цепи — зимней резины тут не продают.

Кузова у них практически не ржавеют, агрегаты, как известно, рассчитаны на не один миллион километров, поэтому рамные старички ездят десятилетиями. И встречаются вот такие, например, варианты:

image8

Заявлен один хозяин с 1995 года, идеальное состояние, мотор — “тот самый” TD42T. Цена в рублях — около 590 000, торг.

Покупка подержанной машины

Как вы уже могли заметить, цены на бэушные автомобили на Кипре ниже российских примерно на 20-30%, хотя это правило может не работать для Jaguar и Land Rover, которые считаются настоящим “лухари” даже на фоне премиальных «немцев» и оцениваются в совершенно неадекватные (на мой субъективный взгляд) деньги.

Хозяева — отнюдь не кристальной честности. Пробеги, судя по всему, мотают, хотя этот процесс несколько затруднён необходимостью честно проходить техосмотр (на британский манер называющийся МОТ), где это всё фиксируется. И всё же доверия больше. Так, женщина, продававшая мне BMW Z4, увидев в руках толщиномер и узнав, что я хочу найти следы перекраски, честно рассказала, что превышала в городе скорость и въехала в зад другой машине на светофоре, но не очень сильно. Меняли вот эти элементы, а вот эти — красили. Совершенно нормальная история — продавать вышеупомянутые Е-классы после службы в такси:

image2

Здесь, правда, есть большое сомнение насчёт пробега. Лично видел W211 в гораздо более бодром на вид состоянии с бирочкой о ТО с отметкой 776 000 км.

Качество обслуживания машин — примерно как в России, очень многое делается в стиле “ещё походит”. Что вполне объяснимо по ряду причин. Киприоты не такие уж бедные — средняя зарплата колеблется в районе 2 000 евро, однако запчасти дороже за счёт доставки. Плюс толковых мастеров приходится искать, поэтому содержать автомобиль в полном порядке выходит накладно. Соответственно, на вторичном рынке большинство вариантов в состоянии весьма запущенном — достойную машину нужно искать.

Казалось бы, очевидным выходом видится перегон машины из Японии или Великобритании. По логике, раз на Кипре нет своего АвтоВАЗа и прочих представителей автокластера, которых нужно защищать от наплыва дешёвого импорта, то ввоз автомобилей должен быть максимально упрощён. Но это не так.

К примеру, из-за пределов ЕС нельзя ввезти ничего старше 5 лет (если это не олдтаймер старше 30), да и из Англии тоже нужно присматривать что-нибудь посвежее, так как импортная пошлина теперь, как и ежегодный налог, привязана к содержанию СО2 в выхлопе, так что везти нечто стандарта Евро-2 или Евро-3 — нерентабельно. То есть, даже в отсутствие каких-либо протекционистских амбиций Кипр всё равно не даёт полной свободы в выборе транспортного средства. При этом экологические инициативы выглядят очень смешно на фоне того, что почти вся электроэнергия Кипра вырабатывается из привозного мазута.

Таким образом, чего-то “интересненького” на вторичке становится всё меньше и меньше. А из того, что имеется в продаже, большинство машин — с маленькими моторами, ибо, как уже было сказано, до увлечения углекислыми газами кипрское правительство испытывало слабость к объёму двигателя. Чем он был больше, тем выше была ставка как на ввоз, так и на последующие отчисления. Оттого почти с 95-процентной вероятностью Е-класс здесь окажется Е200, BMW 5 series — 520i, и далее по списку.

Вполне логично, что в условиях эко-моды постепенно растёт интерес к электромобилям и гибридам. Пока они остаются игрушками у состоятельной публики, но и свеженькие недорогие Приусы из Японии нет-нет да и заказывают из практических соображений.

13

Электрических зарядных станций немного, но они есть. Например, в аэропорту Ларнаки.

Есть довольно неплохо развитое ретро-движение: как минимум два клуба, регулярные ралли и большой музей машин в Лимасоле. Костяк тусовки — состоятельные пожилые англичане, которые переехали на Кипр на пенсию и прихватили с собой какой-нибудь родстер Morgan. Однако есть и киприоты, и наши соотечественники.

На ретро-машину можно получить чёрные номера, поставив на “классический” учёт, что даёт скидку 65% на транспортный налог. В отличие от Финляндии и некоторых других стран, дотошно соответствие машины заводской комплектации никто не проверяет, а кроме того, на чёрных номерах можно ездить хоть каждый день, а не 30 дней в году.

1 / 2
Единственный встреченный мной китайский автомобиль на Кипре - свежий Landwind X5. Обратите внимание на номера: они красного цвета (так обозначают арендные машины) и на них нет букв CY - это машина с турецкого Северного Кипра. Там работает мультибрендовый дилер Oscar, продающий китайские авто и сдающий их в аренду.
2 / 2
Единственный встреченный мной китайский автомобиль на Кипре - свежий Landwind X5. Обратите внимание на номера: они красного цвета (так обозначают арендные машины) и на них нет букв CY - это машина с турецкого Северного Кипра. Там работает мультибрендовый дилер Oscar, продающий китайские авто и сдающий их в аренду.

Дороги

Дороги на Кипре в целом хорошие.  В отчёте Global Competitiveness Index 2017-2018 по качеству дорог страна занимает 26 место в мире, находясь на одном уровне с Великобританией и Израилем. Для сравнения, Россия — на 114-м месте. Нельзя сказать, что асфальт везде идеален — скажем, в Лимасоле попадаются следы ямочного ремонта, но приличные дороги проложены по всему острову, практически к каждому населённому пункту.

26

В начале 2019 года на Кипре была рекордно дождливая и холодная зима: в горах температура постоянно скакала от плюса к минусу, сходили лавины и шёл снег. Поэтому горные участки дорог буквально за 2 месяца прилично разбили. Видимо, будут ремонтировать.

Основные города связаны отличного качества хайвеями — один проходит по югу от Айя-Напы до Пафоса, второй идёт на север от Ларнаки до Никосии. Скорее всего, если бы треть острова не была оккупирована турками, шоссе было бы окружным. Но увы — развитие дорожной сети ограничено кордонами и военными.

image4

На карте проложен маршрут по трассе А1 из курортного Пафоса в столицу Никосию. Двойным пунктиром обозначена граница с Северным Кипром, находящимся под контролем Турции.

Впрочем, качество асфальта — это лишь одна из составляющих комфортной автомобильной среды на Кипре. Вторая, едва ли не более важная — этажность застройки, которая тут благоразумно низкая. Количество высоток (по 10-20 этажей) в Лимасоле исчисляется штуками.

2

Немногочисленные высокие здания по 15-20 этажей сильно выделяются на городской панораме.

Это несколько бизнес-центров с собственными паркингами (надземными и подземными), а также небоскрёбы на берегу моря с квартирами по 2 миллиона евро, построенные исключительно для продажи оных желающим получить гражданство Кипра за инвестиции. К счастью, большинство квартир в этих небоскрёбах пустует, ибо куплены для проформы.

Почти никому из девелоперов не приходит в голову селить людей в муравейники, а людям, соответственно, покупать низкокачественное многоквартирное жильё. Живут на Кипре в трех-, максимум пятиэтажных домах,  опять же, очень часто с подземными парковками.

1

Поэтому, как нетрудно догадаться, здесь почти не бывает пробок. Затруднённое на светофорах движение возникает в часы пик в районе 8-9 утра и 5-6 вечера по традиционным направлениям “в центр” и “из центра”. Пробками назвать это можно с большим натягом.

Если размеренный ритм кипрских дорог вам надоел, поезжайте в Троодос, горный массив в центре острова. От Лимасола каких-то полчаса езды, зато в октябре-марте можно попасть из лета в привычную европейцу осень, зиму или весну и попробовать в деле отменные серпантины (ничем не хуже итальянских). Впрочем, нужно быть готовым к природным осложнениям: с гор порой сходят грязевые потоки и валятся камни, дороги леденеют после града, а когда выпадает снег, то проехать вообще можно только с цепями на колёсах.

14

Малазийская экзотика — Proton Savvy. Встречаются здесь нечасто, но стабильно.

Манера вождения

Киприоты — живые разрушители стереотипа “чем южнее, тем беспредельнее”, который работает, скажем, в Италии или России. Водят здесь очень спокойно: в горах не гоняют, скоростной режим более-менее соблюдают. Типичный киприот за рулём будет ехать, развалившись в кресле и высунув руку в открытое окно, “обнимая” свою машину за дверь.

Что особенно приятно, на дорогах практически отсутствуют всевозможные лайфхакеры, объезжающие очередь через соседние ряды. Все спокойно стоят в том ряду, в котором положено. Возможно, это следствие не только английского влияния, но ещё и вышеупомянутой невеликой загруженности улиц и дорог.

24

Но есть у местных три грешка. Первый — парковка в неположенных местах: напротив сплошной разметки, на тротуаре, на перекрёстках… Это происходит повсеместно. Полиция иногда штрафует, но желания навести порядок как-то не видно. В центре Лимасола довольно много паркоматов, но едва ли не половина из них не работает.

11

Второй грешок — тотальное игнорирование поворотников. Причём не только в “формальных” ситуациях типа обгона на трассе, а в самых что ни на есть непонятных ситуациях, где мигающий оранжевый огонёк очень бы выручил. Например, на круговом движении. Манёвры приходится угадывать и всегда держать в уме, что киприот может поехать в непредсказуемом направлении.

Третий грешок — любовь к езде по встречной. Стоит пробка, но тебе нужно направо через 500 метров? Зачем стоять, если можно выкатиться на встречную (напомню, движение левостороннее) через сплошную и поехать, куда следует? Встречные машины, бо таковые попадаются на пути, относятся к этому с пониманием — прижимаются к обочине, пропускают.

3

Редкое зрелище: леворульный автомобиль. С их ввозом проблем нет — достаточно перенастроить фары и заплатить пошлину на общих основаниях. Некоторые иммигранты везут машины с собой. Отличить «леворульки» можно по значку с рулём в красном круге, который здесь можно разглядеть на заднем стекле.

Полиция

В целом, она достаточно спокойная, даже ленивая. Если они тормознули кого-то на трассе за превышение и занимаются нарушителем, то едва ли побегут тормозить другую машину, пока не закончат. Даже если она пролетает мимо на скорости под 160.

С неправильной парковкой борются неохотно, отчего она процветает пышным цветом. Довольно лояльно относятся к пьяным. За содержание в крови до 1 промилле положен штраф всего лишь 100 евро (плюс штрафные баллы). Охота на «алко-водителей» начинается обычно по пятницам и субботам после полуночи — отлавливают тех, кто совсем “в дрова” едет из клубов. Выпить за ужином пару кружек пива или бокалов вина, а затем за рулём уехать домой — общепринятая практика.

22

О коррупции лично я не слышал ничего, хотя спрашивал многих. Взяток, судя по всему, и правда почти не берут. Зато если очень попросить, отпустят с миром. Так, один мой знакомый киприот уговорил не штрафовать его за превышение, потому что “у меня был плохой день, я выглядел очень грустно и пожаловался им на жизнь”.

Русская тусовка

Киприоты шутят, что Лимасол впору переименовывать в Лимасольск — настолько много здесь русских иммигрантов. Кто-то приехал ещё в 90-х, кто-то — работать в офшорных структурах в 00-е, а больше всего прибыло в последние 3-4 года на волне массового переезда российского IT- и финтех-бизнеса. Соответствуя спросу, в городе есть несколько вполне приличных русскоговорящих автосервиса, аренда автомобилей, чаты в Телеграме и регулярные оффлайн-встречи.

На дорогах же наши соотечественники растворяются в потоке и ведут себя ровно так же, как и киприоты — расслабленно и в целом добропорядочно. Что ни говори, а к хорошему быстро привыкаешь.

Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Олег Полажинец

Прочитал с огромным интересом! Живое изложение, хорошие фото.

Андрей Чепелев

Спасибо, Олег, ты очень добр 🙂

zakolebalisosvoeyregistratsiey

Были на Кипре, как раз в необычайно холодную зиму 19го, о которой говорит автор. Брали машину в аренду: в целом впечатления
совпадают, но есть пара нюансов. По личным впечатлениям (живу и езжу за рулем в МО):
Качество дорог: Магистрали хорошо построены и организованы, свободны, но качество асфальта так себе, на данный момент на
федеральных трассах РФ (по крайней мере радиальных из Москвы M1-М11) полотно заметно лучше; просто загородные дороги
хорошие, но в городах организация бардачная: без нужды усложненные схемы движения на перекрестках, очень запутанная
застройка даже в новых районах, куча просто недостроенных дорог, типа широченного проспекта, ведущего в никуда, или бульвара
на котором посреди пустого поля вдруг заканчивается одна из проезжих частей, и объехать непостроенный кусок можно только по
проселкам. Асфальт сравним с МО.
Водители: помимо того, что написал автор: еще местные водители весьма любят бибикать. Не сравнимо с Египтом, Индокитаем или
Северным Кипром, но намного чаще, чем в МО или материковой Европе. Также замечена за многими местными водителями идея, что
если на светофоре красный, но на пересекамой дороге никого нет, значит это зеленый. Даже сталкивались c тем, что нам бибикали,
когда мы так не делали.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Суть – под крышкой: угадываем автомобиль по фото подкапотного пространства

Как только мы не предлагали вам угадать автомобили в наших тестах – по оптике , остаткам после краш-тестов EuroNCAP … Моторы вы тоже уже угадывали – но тогда речь шла о них, а не о моделях, на которые они…

3183 0 3
Статьи / Финвопрос
Почему «Ставрополь-Авто» потерял Lifan и Chery, будет ли консервация и при чём здесь Сбербанк?

«Самый современный», по утверждениям администрации «Ставрополь-Авто», автомобильный завод в России, не смог получить подряды на сборку китайских автомобилей Lifan и Chery, которые ещё в прошлом году выпускал «ДерВейс».…

3588 22 0
Статьи / Практика
Купил бракованную запчасть. Можно ли вернуть деньги?

Миллионы автовладельцев ремонтируют машины либо сами, либо в неавторизованных сервисах. Соответственно, частенько ищут и покупают запчасти для своих машин самостоятельно, не оплачивая наценку. Но не всегда всё идёт…

5908 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

15929 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9249 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6529 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50031 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37864 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22490 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19226 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7056 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2730 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55030 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39338 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15791 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67636 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52621 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52402 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?