Ранняя весна: старт продаж Lada Largus Cross

Весна на АВТОВАЗе в этом году наступила в начале февраля, время действительно выдалось жаркое. Запуск "пилота" Lada Vesta и начало продаж Granta с АМТ в Ижевске, а уже на следующий день — объявление цен и старт предзаказа на Largus Cross в Тольятти.
 

И ведь это еще не всё — в этом легко убедиться, прочитав текст до конца! Для представителей автомобильных СМИ события февральских дней слились в один большой поток информационных поводов, но жаловаться тут не приходится. Наоборот, с тоской вспоминаются былые времена полной изоляции заводской пресс-службы и отсутствия какого-либо "паблик рилейшнс" — глухая тишина вокруг АВТОВАЗа порождала массу домыслов и слухов. Не сказать, конечно, что домыслов стало сильно меньше, но информационный фон вокруг завода теперь точно другой — насыщенный и позитивный. Больше всего это напоминает бурлящий весенний ручей.

Журналистская стая, перелетев в Тольятти вслед за Бу Андерссоном из Ижевска, где намедни презентовали пилотную сборку "Весты", опять попала на производство автомобилей Lada и имела отличную возможность сравнить две производственные площадки АВТОВАЗа.

Первым показали цех сварки, где делают кузова для Granta, Kalina, пары Datsun (седана on-DO и хэтчбека mi-DO) и всего семейства Largus, в котором к фургону и универсалу добавилась и кросс-версия. Два последних авто по кузову идентичны, и таким образом на сварке получается семь модификаций. Автоматизация сварочных линий доходит до 85% — из 3 800 — 4 500 (в зависимости от кузова) сварных точек на кузове с помощью роботов получают порядка 2 500. Для сравнения: на "ИжАвто" роботы на кузове "Весты" пока варят лишь 99 точек...

SVA_8015.JPG


Один из главных аспектов, подвергающихся тотальному контролю, — геометрические параметры кузова. На данный момент процент прямой сдачи (то есть объем выпущенных кузовов, не требующих ни малейшей доработки) не падает ниже 90%, он в большинстве случаев чуть выше этой цифры. Но цель — выход на стабильные 95%, и резервы для этого есть.

Дальше нас ждал сюрприз: нас привели в цех окраски. Как ни покажется странным, у современных автопроизводителей есть свои обычаи, традиции и даже, если хотите, суеверия. И одно из них — никогда и нигде журналистов не пускают "организованной толпой" в окрасочный цех. Его вообще предпочитают никому не показывать, вазовцы говорят (только не смейтесь!), что окраска — это вопрос во многом интимный. Чтобы попасть в цех окраски ОАО "АВТОВАЗ", вам нужны невероятная удача и бахилы. Последние вам выдаст на входе в цех улыбчивый молодой человек в спецовке.



SVA_8634.JPG


А дальше... Дальше вы попадаете в огромное светлое помещение, оборудование которого, издающее негромкий шум, способно окрашивать 425 кузовов в смену. Сегодня суббота, но первая смена трудится — время от времени на линии мелькают редкие силуэты людей в белоснежных комбинезонах. Людей действительно немного — автоматизация здесь тоже на высоком уровне, 32 новейших робота Eisenmann плюс варио-шаттлы, программируемые "челноки", на которых перемещаются кузова. Но те люди, что есть, работают в двухсменном режиме, а когда требует рынок, работа превращается в трехсменную.



В окрасочном цехе АВТОВАЗа можно красить кузова автомобиля одновременно в 15 цветов (из которых 10 — "металлики"), но текущие потребности рынка таковы: 4-6 разных цветов в день, и около 8 в месяц. Прямая сдача здесь — невероятные 97%.


SVA_8189.JPG


Мы познакомились лишь с небольшой частью волжского автогиганта, но по программе визита на производство остался лишь осмотр сборочных цехов. Сначала мы попадаем в цех, где собирают автомобили на платформе Granta/Kalina. Вместе с "Ладами" по одной сборочной "нитке" идут "японцы" Datsun on-DO и mi-DO, а совсем недавно добавилась еще и Kalina Cross. Претензий тут нет (цех новый, запущен в 2004 году вместе с первой "Калиной" и значительно переоборудован под новые стандарты в 2013-м), а вот интересного немало.

Например, уже известно, что Lada Granta и Kalina, оснащенные "автоматом" Jatco больше продаваться не будут, а это означает, что такие машины едва ли можно увидеть в сборочном цехе. Всё логично, ведь вместо "автомата", целиком закупаемого в Японии, запущены продажи машин с более доступной, но равной по функционалу коробкой АМТ отечественной разработки. А вот экземпляр mi-DO, оснащенный "автоматом" Jatco, нам на конвейере попался! Бу Андерссон позже так прокомментирует этот момент: "Мы делаем машины с обеими коробками. Но для Lada мы предпочитаем коробку АМТ. "Автомат" Jatco остается на Datsun".

Вот и еще один интересный автомобиль, о нем наши внимательные читатели уже знают: Datsun в минимальной комплектации, с некрашеными бамперами... Пожалуй, так много секретов за один день АВТОВАЗ не выдавал никогда. И ведь на сегодня они еще не закончились.


SVA_8174.JPG


Переходим к главной цели нашего визита на завод — в цех, где собирают Lada Largus Cross, продажи которого стартовали 7 февраля, то есть в день нашего визита на завод. Здесь всё немного по-другому. Это старое здание вазовского конвейера, и на нитке B0 еще недавно собирали автомобили Lada Samara. Поэтому "улучшайзинг", затеянный с подачи партнеров по Renault-Nissan, здесь пришлось не ограничить настройкой оборудования, как в соседнем цехе "Калины", а начинать практически с нуля. Но вазовцы справились, причем финальная стадия перерождения конвейера пришлась уже на эпоху Бу Андерссона.


SVA_8229.JPG


За последний год процент прямой сдачи на линии B0 вырос с ужасающих 37% до вполне приличных 80%. И это просто невероятный темп роста качества сборки. А прямые затраты на изготовление одного автомобиля (не путать с себестоимостью!) сократились с 48 000 рублей (в 2014 году) до 24 000 рублей (в январе 2015 года). Практически мгновенный скачок в два раза! Но останавливаться на этом на заводе не собираются, ближайшая цель — 17 000 рублей. Цифры по цеху Granta/Kalina тоже впечатляют: вместо 50% прямой сдачи теперь 88%, а производственные затраты упали до 17 800 рублей. Однако цель на 2015 год еще более высокая — 14 000 рублей... Но вернемся к сегодняшнему "новорожденному" Lada Largus Cross.

Интересный факт: для изготовления пластика "кроссового" "Ларгуса" сразу закупили стальную оснастку вместо алюминиевой, "наевшись" с последней проблем на "кроссовой" "Калине"... И по сборочному конвейеру уже идут предсерийные, но практически товарные экземпляры Largus Cross; серийное производство стартует в марте, однако заказ на покупку машины можно оформить уже сейчас. Помимо "Кросса", с линии сходят еще 5 машин, построенных на той же французской платформе В0 — "обычный" Largus в грузовом и пассажирском исполнениях, седаны Nissan Almera и Renault Logan, хэтчбек Renault Sandero и его "лифтованный" собрат Sandero Stepway.


.


Ситуация с последним особенно интересна — ведь он будет являться конкурентом Lada Xray, который построен на той же платформе и выгодно отличается по дизайну. Первый кузов "Икс-Рея" должны сварить уже 13 марта...

Может ли Lada Xray вытеснить с конвейера Renault Sandero Stepway? Ответ вазовцев довольно красноречив: на данный момент мощности сборки позволяют запустить "Икс-Рей" на уровне 20% от цифры, заложенной в проекте. Понимаете, о чем это говорит? Понятно, что всё в конечном итоге решит рынок, но планы по Lada Xray очень оптимистичные. То есть на АВТОВАЗе уверены: рынок решит в пользу Lada, и цифра 20 должна превратиться в 100. Да и сам "Икс-Рей" постепенно всё больше становится российским. Если поначалу на него планировали ставить только французские, логановские, моторы, то теперь анонсирован и силовой агрегат ВАЗ, причем с российской автоматизированной коробкой АМТ...


SVA_7994.JPG


SVA_7986.JPG
SVA_7985.JPG


Теме российских компонентов Бу Андерссон всегда уделяет время, общаясь с прессой. Вазовские двигатели всегда были хороши, но что касается многого другого... не секрет, что репутацию "Ладе" во многом подпортило именно качество комплектующих, получаемых заводом со стороны. Сейчас у предприятия 709 российских поставщиков, и 11 из них — плохие, говорит Андерссон. Пять — из Самарской области. Еще шесть — из Ульяновской. "Но мы ежедневно массажируем их." Эта фраза рождает смех у журналистов, но едва ли у тех, кого ежедневно "массажирует" президент. Дай бог, чтобы "массаж" пошел на пользу.

Проведший три дня с прессой президент АВТОВАЗа не устает удивлять. Только что он объявил старт продаж Lada Largus Cross. Мы беседуем в холле вазовской "высотки". В ответ на вопрос о ценах глава крупнейшего автозавода говорит: "Подожди, мне надо уточнить", исчезает в толпе журналистов и вскоре возвращается, протягивая листок с цифрами. Пятиместная версия — 553 000 рублей, семиместная — 573 000 рублей.


SVA_8519.JPG


После этого эпизода мне хочется сказать от себя лично, без этих общеупотребимых скользких "мы". Мне прекрасно известно, что Андерссона многие критикуют. Его откровенно не любят очень многие на заводе. Это известно и ему самому. Я не склонен верить, что даже он, несмотря на свой ум и энергию, в одночасье изменит завод. Но столь деятельного и, главное (!), результативного лидера на АВТОВАЗе не было очень давно. И он, иностранец, верит в россиян. Верит в российских управленцев, инженеров и рабочих. "Такого, как я, достаточно одного," — говорит он.

Будет ли у Largus Cross рыночный успех? Осенью прошлого года мы проехали на этом автомобиле, еще предсерийном, более 6 000 километров, и он оставил у нас исключительно положительные воспоминания. На АВТОВАЗе планируют выпускать порядка 15 тысяч таких машин и не исключают того, что кросс-версия через некоторое время станет в линейке основной или даже заменит "обычный" Largus. Логика в этом есть, ведь "Кросс" в данном случае практически означает "пакет для России"...

Смею вас уверить: по результатам февральского вояжа на АВТОВАЗ у нас осталось немало эксклюзивных сведений — и о Largus Cross, и о "Ларгусе" в целом, и много о чем еще... Но об этом — в другой раз. А сейчас остается сказать, пожалуй, только одно: в Тольятти не боятся кризиса. Тут говорят, что кризис в автопроме марка Lada может использовать себе на пользу. Локальное потепление на фоне глобального похолодания? Как минимум — весна в феврале.



Читайте также:




 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings