Renault Alliance: успех и провал французов на рынке США

9083 1 3

Бизнес по производству и продаже автомобилей не может жить в рамках одного национального рынка – для успешного развития необходима экспансия. В общем-то, уже к 30-м годам прошлого века это стало совершенно очевидным – положительный пример подали General Motors, выкупившие к 1931 году немецкий Opel. Впрочем, основная эпоха трансконтинентальной экспансии началась уже после Второй мировой. Причем не только американцы шли на рынок Старого Света, но и наоборот. И если у немцев с переменным успехом затея удалась, то французы потерпели оглушительное поражение.

Floride – прощупывание почвы

В 1956 году руководящие «топы» Renault Фернан Пикар и Пьер Дрейфус изучали специфику автомобильного рынка США и перспективы для собственной марки в Америке. Дилеры подсказали, что наиболее востребованным и интересным для Штатов оказался бы довольно компактный (по американским меркам) кабриолет с ярким дизайном, который мог бы пользоваться успехом как у мужчин, так и у женщин.

Сейчас автомобильные историки склоняются к легенде, что во время званого ужина в резиденции губернатора штата Флорида и было принято окончательное решение о концепции автомобиля. На раннем этапе будущий Floride обозначался как Project R-1092, ну а своё название обрел именно благодаря месту, где Дрейфус и Пикар и придумали машину.

Дизайн французы заказали итальянскому кузовному ателье Ghia. Странно, казалось бы, но ничего удивительного: именно Ghia хорошо знало запросы и потребности американских потребителей, поскольку тесно сотрудничало с рядом американских автокомпаний. Именно поэтому для проекта пригласили сына руководителя отдела дизайна компании Chrysler Вирджила Экснера – старшего – молодого американца Вирджила Экснера – младшего. Он и разработал стильный и симпатичный облик, в котором органично переплелись высокий итальянский дизайн и американский аэрокосмический стиль пятидесятых годов.


Несмотря на то, что главный дизайнер Ghia итальянец Джованни Савонуцци создал полноразмерный глиняный макет, прототип строил «подрядчик» Ghia – дизайн-студия Пьетро Фруа. Причина уважительная: Ghia по условиям контракта с Volkswagen не имело права выполнить такой заказ.

После Парижского автосалона 1958 года Renault получило около 8 000 заказов на новинку. Год спустя, в 1959-м, её представили американцам на Нью-Йоркском международном автошоу – правда, под названием Caravelle. Тут удалось набрать еще больше заказов – 13 тысяч. Именно модель Floride и принесла широкую известность французской марке среди американских автомобилистов.



Le Car – настоящая экспансия

Однако активное наступление европейских автомобилей Renault на cевероамериканский рынок началось несколько позже – в семидесятые годы после больно ударившего по многолитровым «дредноутам» энергетического кризиса. Американский дилер марки – компания American Motors (AMC) позиционировала малолитражный Renault 5 как альтернативу другим «неамериканским» автомобилям вроде Volkswagen Rabbit и Honda Civic.



Креативщики АМС даже называли «пятерку» French Rabbit («французский кролик»). Модель вскоре обрела имя собственное – Le Car. Реклама акцентировала внимание потенциальных покупателей на том, что это наиболее популярный автомобиль Европы в своём классе. В Америке, конечно, за Le Car не выстраивались в многолетние очереди, но определенным спросом он пользовался. Ведь среди аналогов модель выделялась относительно высоким уровнем комфорта и плавности хода, а также неплохой экономичностью по меркам семидесятых годов – смешанный расход топлива составлял около 7,6 л на 100 км. В 1977 году Le Car с 1,4-литровым двигателем мощностью 55 л.с. даже считался лучшим в классе Showroom Stock Class C по версии SCCA (Sports Car Club of America).

В 1980 году модель претерпела фейслифтинг, получив новое оформление передней части, а годом позже гамму модификаций расширила пятидверная версия. Модель импортировали вплоть до 1982 года – до тех пор, пока в США не начали собирать Renault 9 и 11. Причем на базе европейских автомобилей были созданы оригинальные версии с кузовом купе и кабриолет, получившие названия GTA Coupe и GTA Convertible соответственно.




Примечательно, что один из муниципалитетов Вашингтонского полицейского департамента приобрел три автомобиля Le Car в качестве служебных, что сразу же нашло своё отражение в рекламе компании Renault за океаном.

Покупка AMC – закрепление на рынке

Активное продвижение марки Renault на рынке США началось после заключения соглашения с American Motors Corporation (AMC), контрольный пакет акций которой Renault приобрела в 1980 году, заодно получив в собственность и марку Jeep. «Девятка», которую собирали в Америке, даже получила собственное название Alliance и стала автомобилем года в США. Но и это еще не все – Альянсу даже удалось стать автомобилем… агента 007! В нескольких сюжетах очередного фильма про Джеймса Бонда суперагент ездит именно на «французско-американской» машине.



В первой половине восьмидесятых годов в США через дилеров AMC продавалось и эффектное купе Fuego. А вот открытая версия, разработанная кузовным ателье Heuliez для североамериканского рынка, из-за экономической нецелесообразности в производство не пошла, уступив место более доступным вариантам кабриолетов на базе Renault 11/Alliance.



Renault Fuego для рынка США


Renault Fuego Cabriolet от Heuliez


Открытая версия Renault Alliance


Седан Renault 21, хоть и совсем недолго, продавался дилерами АМС под названием Renault Medallion, а уже после «выкупа» марки АМС автомобиль вплоть до прекращения выпуска в 1989 году предлагался под собственным брендом АМС – Eagle Medallion. Универсальная версия «двадцать первой» на рынках США и Аргентины носила название Renault Nevada/Eagle Medallion Wagon.




Ресурсная база французской компании стала основой для разработки таких культовых «джипов», как Jeep Cherokee XJ (тот самый, что так ценили у нас бандиты в 90-е) и Grand Cherokee. А на платформе Renault 25 был также создан Eagle Premier, который в короткий период «сразу после развода» назывался Renault Premier, а с 1990 года был также известен как Dodge Monaco. Автомобиль был достаточно массовым: за пять лет выпущено около 140 тысяч «братьев» Renault/Eagle Premier и Dodge Monaco, хотя в России о них почти не знают.




К этим автомобилям имеет прямое отношение один из лучших инженеров Renault Франсуа Кастен, который переехал с семьей в США после приобретения AMC и стал главой инжинирингового отделения американского подразделения Renault. Когда в 1987 году корпорация Chrysler предложила французам обратно выкупить АМС, а те согласились по экономическим соображениям, Франсуа остался в США, возглавив аналогичную должность всего концерна Chrysler. В частности, под его руководством был создан суперкар Dodge Viper. Именно поэтому француз Кастен в 2010 году был включен в американский Automotive Hall of Fame (зал славы), что выражает его вклад в автомобильную промышленность США.




Закат и уход

Несмотря на то, что в начале восьмидесятых годов автомобили Renault Alliance сумели собрать достаточно наград от американских автомобильных изданий и конкурсов, к началу следующего десятилетия присутствие французской марки на одном из ведущих рынков планеты свелось к минимуму. Полностью рынок США компания покинула в 1992-м. Причина проста: французские машины уже не совсем вписывались в заокеанские стандарты и требования, да и не было в модельном ряду марки достаточно мощных и полноразмерных автомобилей, к которым привыкли в Штатах. К тому же и у французской компании в те времена дела шли совсем не гладко – только в 1996 году она понесла убытки в размере 2 миллиардов франков.

Ну а после «воссоединения» в один альянс с японским брендом Nissan руководство приняло решение окончательно «закрыть на замок» американский рынок для Renault, полностью сконцентрировав свои усилия в США только на продвижении Ниссана и лакшери-бренда Infiniti.

Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, известный своими жесткими решениями по выходу из кризиса и преодолению убыточности непопулярными мерами, подтвердил, что Renault остаётся европейским брендом, нацеленным на целый ряд евразийских и латиноамериканских рынков, а вот Северная Америка стала перевернутой страницей в толстой книге истории марки. По простой причине – в этом просто нет экономической целесообразности. Как и 70 лет назад, миром нынче правят именно деньги.

P. S. Любопытно, что компания Renault USA все же существует. Но занимается она, как следует из информации на официальном сайте, долгосрочной арендой машин в Европе для туристов из США. Если вы американец и собираетесь в Европу более чем на 21 день, Renault предлагает выбрать одну из новых машин и кататься в свое удовольствие без ограничения пробега, обещая немалую выгоду по сравнению с арендной техникой. Что ж, предложение интересное, тем более что у себя дома шансов опробовать Renault в деле у американцев уже давно нет.


Читайте также:



Теги: История
Поделиться: 1 2 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Alexei Prolov

Да, это интересная тема, спасибо, Олег.

Помню еще школьником в середине 80х был очень удивлён, увидев совместную рекламу Renault-Jeep-Chrysler в журнале Sports Illustrated. Jeep был wrangler и cherokee, Renault кажется 9, и еще был вроде как АМС, упс, забыл уже )))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

259 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут?…

15487 1 10
Статьи / История
Синьор Kozel: как и почему в Италии тюнинговали УАЗы

Тюнинг советских автомобилей иностранными импортёрами – явление привычное и закономерное. Ведь чтобы заинтересовать и привлечь избалованного западного покупателя, нужно было "завернуть" доступную по цене машину…

19554 7 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2078 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1506 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

17754 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20110 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14201 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12030 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71487 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15759 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13051 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51746 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9139 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7222 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365721 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246330 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112935 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?