Renault Alliance: успех и провал французов на рынке США

9337 1 3

Бизнес по производству и продаже автомобилей не может жить в рамках одного национального рынка – для успешного развития необходима экспансия. В общем-то, уже к 30-м годам прошлого века это стало совершенно очевидным – положительный пример подали General Motors, выкупившие к 1931 году немецкий Opel. Впрочем, основная эпоха трансконтинентальной экспансии началась уже после Второй мировой. Причем не только американцы шли на рынок Старого Света, но и наоборот. И если у немцев с переменным успехом затея удалась, то французы потерпели оглушительное поражение.

 

Floride – прощупывание почвы

В 1956 году руководящие «топы» Renault Фернан Пикар и Пьер Дрейфус изучали специфику автомобильного рынка США и перспективы для собственной марки в Америке. Дилеры подсказали, что наиболее востребованным и интересным для Штатов оказался бы довольно компактный (по американским меркам) кабриолет с ярким дизайном, который мог бы пользоваться успехом как у мужчин, так и у женщин.

Сейчас автомобильные историки склоняются к легенде, что во время званого ужина в резиденции губернатора штата Флорида и было принято окончательное решение о концепции автомобиля. На раннем этапе будущий Floride обозначался как Project R-1092, ну а своё название обрел именно благодаря месту, где Дрейфус и Пикар и придумали машину.

Дизайн французы заказали итальянскому кузовному ателье Ghia. Странно, казалось бы, но ничего удивительного: именно Ghia хорошо знало запросы и потребности американских потребителей, поскольку тесно сотрудничало с рядом американских автокомпаний. Именно поэтому для проекта пригласили сына руководителя отдела дизайна компании Chrysler Вирджила Экснера – старшего – молодого американца Вирджила Экснера – младшего. Он и разработал стильный и симпатичный облик, в котором органично переплелись высокий итальянский дизайн и американский аэрокосмический стиль пятидесятых годов.


Несмотря на то, что главный дизайнер Ghia итальянец Джованни Савонуцци создал полноразмерный глиняный макет, прототип строил «подрядчик» Ghia – дизайн-студия Пьетро Фруа. Причина уважительная: Ghia по условиям контракта с Volkswagen не имело права выполнить такой заказ.

После Парижского автосалона 1958 года Renault получило около 8 000 заказов на новинку. Год спустя, в 1959-м, её представили американцам на Нью-Йоркском международном автошоу – правда, под названием Caravelle. Тут удалось набрать еще больше заказов – 13 тысяч. Именно модель Floride и принесла широкую известность французской марке среди американских автомобилистов.



Le Car – настоящая экспансия

Однако активное наступление европейских автомобилей Renault на cевероамериканский рынок началось несколько позже – в семидесятые годы после больно ударившего по многолитровым «дредноутам» энергетического кризиса. Американский дилер марки – компания American Motors (AMC) позиционировала малолитражный Renault 5 как альтернативу другим «неамериканским» автомобилям вроде Volkswagen Rabbit и Honda Civic.



Креативщики АМС даже называли «пятерку» French Rabbit («французский кролик»). Модель вскоре обрела имя собственное – Le Car. Реклама акцентировала внимание потенциальных покупателей на том, что это наиболее популярный автомобиль Европы в своём классе. В Америке, конечно, за Le Car не выстраивались в многолетние очереди, но определенным спросом он пользовался. Ведь среди аналогов модель выделялась относительно высоким уровнем комфорта и плавности хода, а также неплохой экономичностью по меркам семидесятых годов – смешанный расход топлива составлял около 7,6 л на 100 км. В 1977 году Le Car с 1,4-литровым двигателем мощностью 55 л.с. даже считался лучшим в классе Showroom Stock Class C по версии SCCA (Sports Car Club of America).

В 1980 году модель претерпела фейслифтинг, получив новое оформление передней части, а годом позже гамму модификаций расширила пятидверная версия. Модель импортировали вплоть до 1982 года – до тех пор, пока в США не начали собирать Renault 9 и 11. Причем на базе европейских автомобилей были созданы оригинальные версии с кузовом купе и кабриолет, получившие названия GTA Coupe и GTA Convertible соответственно.




Примечательно, что один из муниципалитетов Вашингтонского полицейского департамента приобрел три автомобиля Le Car в качестве служебных, что сразу же нашло своё отражение в рекламе компании Renault за океаном.

Покупка AMC – закрепление на рынке

Активное продвижение марки Renault на рынке США началось после заключения соглашения с American Motors Corporation (AMC), контрольный пакет акций которой Renault приобрела в 1980 году, заодно получив в собственность и марку Jeep. «Девятка», которую собирали в Америке, даже получила собственное название Alliance и стала автомобилем года в США. Но и это еще не все – Альянсу даже удалось стать автомобилем… агента 007! В нескольких сюжетах очередного фильма про Джеймса Бонда суперагент ездит именно на «французско-американской» машине.



В первой половине восьмидесятых годов в США через дилеров AMC продавалось и эффектное купе Fuego. А вот открытая версия, разработанная кузовным ателье Heuliez для североамериканского рынка, из-за экономической нецелесообразности в производство не пошла, уступив место более доступным вариантам кабриолетов на базе Renault 11/Alliance.



Renault Fuego для рынка США


Renault Fuego Cabriolet от Heuliez


Открытая версия Renault Alliance


Седан Renault 21, хоть и совсем недолго, продавался дилерами АМС под названием Renault Medallion, а уже после «выкупа» марки АМС автомобиль вплоть до прекращения выпуска в 1989 году предлагался под собственным брендом АМС – Eagle Medallion. Универсальная версия «двадцать первой» на рынках США и Аргентины носила название Renault Nevada/Eagle Medallion Wagon.




Ресурсная база французской компании стала основой для разработки таких культовых «джипов», как Jeep Cherokee XJ (тот самый, что так ценили у нас бандиты в 90-е) и Grand Cherokee. А на платформе Renault 25 был также создан Eagle Premier, который в короткий период «сразу после развода» назывался Renault Premier, а с 1990 года был также известен как Dodge Monaco. Автомобиль был достаточно массовым: за пять лет выпущено около 140 тысяч «братьев» Renault/Eagle Premier и Dodge Monaco, хотя в России о них почти не знают.




К этим автомобилям имеет прямое отношение один из лучших инженеров Renault Франсуа Кастен, который переехал с семьей в США после приобретения AMC и стал главой инжинирингового отделения американского подразделения Renault. Когда в 1987 году корпорация Chrysler предложила французам обратно выкупить АМС, а те согласились по экономическим соображениям, Франсуа остался в США, возглавив аналогичную должность всего концерна Chrysler. В частности, под его руководством был создан суперкар Dodge Viper. Именно поэтому француз Кастен в 2010 году был включен в американский Automotive Hall of Fame (зал славы), что выражает его вклад в автомобильную промышленность США.




Закат и уход

Несмотря на то, что в начале восьмидесятых годов автомобили Renault Alliance сумели собрать достаточно наград от американских автомобильных изданий и конкурсов, к началу следующего десятилетия присутствие французской марки на одном из ведущих рынков планеты свелось к минимуму. Полностью рынок США компания покинула в 1992-м. Причина проста: французские машины уже не совсем вписывались в заокеанские стандарты и требования, да и не было в модельном ряду марки достаточно мощных и полноразмерных автомобилей, к которым привыкли в Штатах. К тому же и у французской компании в те времена дела шли совсем не гладко – только в 1996 году она понесла убытки в размере 2 миллиардов франков.

Ну а после «воссоединения» в один альянс с японским брендом Nissan руководство приняло решение окончательно «закрыть на замок» американский рынок для Renault, полностью сконцентрировав свои усилия в США только на продвижении Ниссана и лакшери-бренда Infiniti.

Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, известный своими жесткими решениями по выходу из кризиса и преодолению убыточности непопулярными мерами, подтвердил, что Renault остаётся европейским брендом, нацеленным на целый ряд евразийских и латиноамериканских рынков, а вот Северная Америка стала перевернутой страницей в толстой книге истории марки. По простой причине – в этом просто нет экономической целесообразности. Как и 70 лет назад, миром нынче правят именно деньги.

P. S. Любопытно, что компания Renault USA все же существует. Но занимается она, как следует из информации на официальном сайте, долгосрочной арендой машин в Европе для туристов из США. Если вы американец и собираетесь в Европу более чем на 21 день, Renault предлагает выбрать одну из новых машин и кататься в свое удовольствие без ограничения пробега, обещая немалую выгоду по сравнению с арендной техникой. Что ж, предложение интересное, тем более что у себя дома шансов опробовать Renault в деле у американцев уже давно нет.


Читайте также:



Поделиться: 1 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Alexei Prolov

Да, это интересная тема, спасибо, Олег.

Помню еще школьником в середине 80х был очень удивлён, увидев совместную рекламу Renault-Jeep-Chrysler в журнале Sports Illustrated. Jeep был wrangler и cherokee, Renault кажется 9, и еще был вроде как АМС, упс, забыл уже )))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Дауншифтинг-тест: что бы тебе больше подошло, Ока или Таврия?

В прошлый раз мы предложили вам поиграть в своего рода «машину времени», выбирая между аутентичными советскими внедорожниками семидесятых годов – УАЗ-469 или ВАЗ-2121. Сегодня же мы предлагаем вам виртуальный…

1428 1 0
Статьи / Практика
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит

Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых…

6562 0 0
Статьи / Практика
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через…

8896 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1704 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

2210 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7999 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47335 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35855 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18155 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30565 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23251 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6005 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59271 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43482 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16016 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74878 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56588 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53189 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?