SAAB 99, победитель турбоямы

11235 3 2

Есть, как ни крути, такая штука, как национальный характер, который неизменно отражается на автомобилях. Итальянцы любят жить красиво и беззаботно, французы любят все необычное, немцы строги и расчетливы… Ирландцам их обычаи вообще не велят делать никаких машин – Джон Де Лореан пробовал и ничего не вышло. А шведы – сдержанные и даже немного мрачные. Ну а что? Просто очень холодно. Одного я не могу понять – как в такой стране, как Швеция, мог появиться столь яркий автомобиль, как SAAB 99…

Как все начиналось

В середине 60-х, еще до перехода с двухтактных моторов на четырехтактные, руководство SAAB принимает решение о разработке новой модели на смену успешной, но начинающей безнадежно устаревать модели 96. Разработка была поручена Сикстину Сасону, и мэтр дизайна предоставил эскизные проекты нового автомобиля в кузове седан и купе (тудор). Абсолютно новый облик машины не имел ничего общего с предыдущими моделями SAAB. Ни намека на горбатость каплевидного кузова, полноценная трехобъемная компоновка. Эта новинка должна была дать фирме новых покупателей, открыть новые рынки… Но до выхода в свет SAAB 99 оставалось еще почти 5 лет.


Первый ездящий прототип SAAB 99 выехал на испытания в город 2 апреля 1965 года, и вы будете смеяться, но все принимали его за модель 96. Нет, конечно, в Швеции живут не дураки. Просто первый прототип предназначался для отладки мотора, трансмиссии и ходовой части. В конспиративных целях инженеры облачили совершенно новый рядный четырехцилиндровый мотор, стоящий сцеплением вперед на коробке передач, в слегка переделанный кузов от выпускающегося SAAB 96. Окрашенный в камуфляжный зеленовато серый цвет прототип был на 20 см шире оригинала, но обыватели этого не заметили. Недоброжелатели фирмы и конкуренты тоже пропустили мимо глаз этот странный автомобиль, получивший название «Жаба».

Явление народу

В 1967 году публике автосалонов впервые был показан уже серийный SAAB 99, но, как мы уже писали, Сикстин Сасон несколько недель не дожил до премьеры. Осенью 68 года новая модель уже была доступна покупателям Швеции, остальной Европы, всегда стоящей особняком Англии и даже Америки. Журналисты наперебой находили преимущества СААБа перед другими машинами и по смелости конструкции сравнивали его с новейшим Citroen DS. Но реальными конкурентами на рынке были не заоблачно дорогие Ситроены, а на класс более простые BMW 2002 и Alfa Romeo Giulia. На их фоне «выскочка» SAAB выглядел как новый сверхзвуковой Concorde на фоне винтовых трансатлантических «летающих лодок» Говарда Хьюза 50-х годов.



Британский тест-драйвер Арчи Викар восхищался формами нового СААБа и писал, что модель 99 имела поразительный и совершенно рациональный вид. На его взгляд, это порождало ощущение самолета на четырех колесах. Гнутое лобовое стекло вызывало восторг ценителей аэродинамики, а другие восхищались капотом, закрывающим не только моторный отсек, но и крылья.

Более практичные граждане отмечали высокий уровень комфорта, мягкость хода, связанную с отсутствием стабилизаторов поперечной устойчивости, отличную эргономику салона и высочайший уровень безопасности. Отработанная конструкция кузова «монокок» и установленные впервые в истории брусья безопасности в дверях и районе заднего дивана делали кузов почти бронекапсулой, а травмобезопасный замок зажигания между сидений, мягкая пенистая обивка стоек, торпедо и ремни безопасности добавляли еще один плюс в копилку ценителям безопасности. Им же пришелся по душе и обзор с водительского места. Стойки лобового стекла были весьма толсты, но за счет формы стекла абсолютно не мешали видеть все на дороге.



Правда, есть еще категория водителей, считающих, что они ездят как Эрик Карлссон, а может быть и лучше. Они жаловались на относительно плохую поворачиваемость и на слабый моторчик, но они же отмечали и весьма информативный руль. А еще отличные тормоза – дисковые по кругу!

Модификации

На ранних стадиях проектирования рассматривалась возможность выпуска двухдверного универсала в дополнение к седану и тудору, на смену модели 95, но этим планам было не суждено сбыться. В 1974 году выходит 3-дверный фастбек, а двумя годами позже – 5-дверный. Универсал в гамме появится много позже, в «эру GM».

Модель 99 выпускалась с 1968 по 1984 годы, и за это время претерпела не один рестайлинг. На машинах до 1971 года выпуска устанавливались хромированные бампера и узкие поворотники внизу на крыле. В 1972 году бампера заменили на пластиковые, самовосстанавливающие форму, а поворотники сделали крупнее и подняли выше к капоту. В дополнение полностью переработали салон. Следует отметить, что до 1971 года 99-й оснащался муфтой свободного хода, доставшейся еще от двухтактных предков.

В 1974 году происходит рестайлинг решетки радиатора — она избавляется от фирменного «свиного рыльца», а в 1977 машину оснащают новыми широкими, более заметными фонарями и поворотниками. Незначительные модернизации происходили каждый год. Смена зеркал, изменения салона, молдинги, новые ступицы и тормоза… Для американского рынка поставлялась модель с четырьмя круглыми фарами вместо двух прямоугольных европейских.



Стандартная версия для не слишком торопливых людей, любящих комфорт, называлась GL, что расшифровывается как Grand Luxe, ниже была только версия L – Luxe, выпускавшаяся только в 1973 году и только с мотором 1.85 на карбюраторе и механике.

После 1973 года желающие сэкономить на комфорте могли довольствоваться Grand Luxe в любом варианте кузова. Мотор на этой версии был на одном карбюраторе и развивал 100.л.с. Для тех, кто хотел выглядеть посолиднее, предлагалась версия GLS — Grand Luxe Super. Единственное отличие от базовой комплектации – двухкарбюраторная система питания и 110л.с.

С 1976 года появляется редкая нынче комплектация GLE—Grand Luxe Elegant. Авто этой комплектации продавались, в основном, на американском рынке и оснащались инжекторным мотором, автоматической КПП, люком и гидроусилителем руля.

Эволюция двигателей

Но все это второстепенно. Главное в машине — это мотор. А гамма моторов была на модели 99 весьма разнообразна. Первым мотором, устанавливаемым на новый SAAB, стал Triumph объемом 1.75 литра. Рядная четверка, половинка от большого V8. Установленный сверху на коробке передач и развернутый маховиком вперед силовой агрегат классических Саабов обычно вызывает недоумение у тех, кто его видит. Но, как показывает практика — это весьма удачное и удобное для обслуживания компоновочное решение.




Триумфовские моторы развивали мощность 80 л.с. и оснащались прогрессивной системой электронного впрыска. В 1970 в машину внедрили новый мотор объемом 1.85 литра от той же английской фирмы. Обновленный мотор мог комплектоваться не только электронным впрыском, но и обычным карбюратором. Мощность была 85 и 94 силы соответственно. Для особо экономных граждан было решено оставить мотор 1.75, оснастив его карбюратором. Стандартным карбюратором для сааба на долгие годы стал Zenith-Stromberg, который ставился на Jaguar E-type и в который нужно не забывать подливать «декстрон». Оба этих мотора могли идти в паре либо с механической четырехступенчатой коробкой передач, либо с американским трехступенчатым автоматом BorgWarner 35.

В 1972 году SAAB начинает производство мотора своей собственной разработки на основе агрегата Triumph. Незначительное количество 1.9-литровых моторов можно оставить для коллекций. Он недалеко ушел от оригинального, и у него остались те же проблемы с надежностью. Первым же «истинно саабовским» мотором считается так называемый В-мотор 2.0л, выпускавшийся с 1972 по 1981 годы. Этот двигатель оснащался различными системам питания и мог развивать мощность от 99 л.с. на одном карбюраторе до 143л.с. на турбированной версии, о которой расскажем чуть ниже.

Топовой комплектацией в 72 году стала ЕМS — Electronic [электронный инжектор] Manual [трансмиссия] Special. Комплектация была доступна только в кузове купе. Машина со спортивным уклоном оснащалась более жесткой подвеской, красилась в металлик, который тогда был еще в диковинку, и развивала 170 км/ч на 118 силах. Сейчас машины в такой комплектации крайне редки и представляют историческую ценность.


На фото: мотор Triumph



Турбонаддув

Следующей «фишкой» SAAB, как вы уже поняли, стала турбина. Многие люди ошибочно полагают SAAB первопроходцем в области турбомоторов, но это не совсем так. Повесить на мотор турбину — в общем-то, дело нехитрое. Эту фишку поняли еще в 30-х годах, но вот впервые добиться хороших показателей от двигателя во всех режимах работы SAAB действительно смог первым.

Проблема была в том, что турбина начинает раскручиваться не сразу, и существует турбояма. Гоночные турбомашины 60-х на старте разгонялись со скоростью «Газели»-маршрутки в час-пик, а потом происходил подхват турбины – и, наконец-то, случалось резкое ускорение. Инженеры SAAB заставили машину одинаково уверенно разгоняться до подхвата на 3000 об/мин, и в то же время по максимуму ехать уже с помощью «улитки». Именно этим фирма SAAB заслужила всемирную известность как строитель турбомашин.

Первый SAAB 99 Turbo сошел с конвейера в 1978 и, в отличие от EMS, в этот раз прославились комби-купе, а не тудоры. Как и предыдущая «горячая» версия, Turbo красился в металлики или ярко-красный цвет. В том же 78-м вышло около 100 турбомашин в 5-дверном кузове, и все они были ярко-красные.




SAAB 99 turbo разгонялся до 100 км/ч за 9.2 секунды на 143 силах. Для тех, кто хотел уходить со светофоров не только быстрее всех других машин но и быстрее «собратьев-самолетов», была выпущена версия SAAB 99 Turbo S (практически как Porsche сегодня), оснащавшаяся сложной системой впрыска воды в цилиндры. Эта система была заимствована из авиации и на самолетах была вполне обычным делом еще во время второй мировой, но вот на машинах она встречается крайне редко. Впрыск воды давал прибавку около 10-15 л.с.

Закат карьеры

В 1979 году выходит на сцену модель 900, а в 1980-м сходит с конвейера старичок 96. С 1981 года происходит очередной рестайлинг 99-го с кузовными элементами от 900. Новые двери, новый салон от старшей модели… Из доступных комплектаций — только GL. А с 82 года при обновлении мотора любой желающий вновь получает доступ у инжекторному GLi. Тогда же появляется 5-ступенчатая КПП. В таком виде легендарная модель прожила на конвейере вплоть до снятия с производства в 1984-м.

Модель 99 стала знаковой вехой в истории марки. За 16 лет выпущено без малого 600 000 машин. Именно для этой модели в 1968 году открыли новый завод в Финляндии — Valmet Automotive. Как основная модель, «девяносто девятый» выступал в ралли, и еще до появления на серийных Саабах 16-клапанных моторов на ралийные машины устанавливали карбюраторные 16-клапанные двигатели. Кстати, именно ралийные SAAB впервые получили турбо.


На фото: Saab 96 и 900



Кроме гоночной карьеры, SAAB 99 служил в полиции в виде специальных мощных модификаций со спартанским исполнением салона. А президент Финлядндии Урхо Кекконена в 77 году получил в качестве личного транспорта лимузин Finlandia – его мелкосерийно собирали на Valmet. Этот удлиненный на 20 см автомобиль был выпущен буквально в нескольких экземплярах, и это был уникальный в своем роде лимузин в кузове комби. Да еще и оснащенный турбомотором!

Что дальше?

А дальше была эра SAAB 900. В России именно «девятисотка» считается эталоном классического стиля SAAB, и об этой модели мы обязательно расскажем вскоре. Но было бы неправильным забывать, что 900 – это, если разобраться, очень глубоко переработанный и увеличенный в габаритах 99. И именно «двузначная» модель сделала SAAB таким, каким мы его любим.



Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Жжжесть! Количество постов про Саабак просто зашкаливает. Уже второй месяц не закрываю вкладки этого портала.

Жжжесть! Количество постов про Саабак просто зашкаливает. Уже второй месяц не закрываю вкладки этого портала.

Лев Самарский

Отлично! Ждем продолжения об этом славном автомобиле! Лучше SAAB - может быть только SAAB!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
АМО против Мерседесов: какими были первые «скорые помощи»

Опыт первого серийного производства карет «скорой помощи» в СССР относится к середине 20-х годов. Нетрудно догадаться, что те машины не выдерживали никакой критики — переделанные из итальянских грузовиков, холодные,…

178 0 0
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

4080 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

75909 2 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1971 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1633 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2478 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47936 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17800 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15942 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69669 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14313 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11395 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49664 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26935 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8625 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

310714 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

242007 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110527 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?