Самый массовый кузов: за что мы любим седаны

27577 10 8

Господствующий тип кузова среди машин, заполняющих наши улицы, — седан. То есть легковушка с трехобъемным силуэтом и двумя рядами сидений в салоне, который конструктивно отделен от моторного отсека и от багажника. Причем упомянутое доминирование касается всех поколений техники, представленной в разношерстном автопарке постсоветского пространства: и редких моделей 1960-х гг., и вазовской "классики", и потрепанного европейского секонд-хенда, и самых современных иномарок. То есть седаны мы любим давно, крепко и беззаветно. За что же?

Прежде всего, дело в стойкой традиции: на всех этапах отечественной истории гражданам был известен преимущественно этот тип кузова (редкое исключение составляли универсалы ВАЗа, ГАЗа, «Москвича», а также лифтбек «ИЖ-Комби»). Дело усугублялось тем, что долгие и долгие годы автомобиль был недоступен основной массе населения, и стереотип вожделенного транспорта прочно засел в сознании нескольких поколений именно в образе седана как самого распространенного.

Кроме того, седан целиком устраивал население советской страны с точки зрения практичности: среднестатистической зажиточной семье хватало и пятиместного салона, и плоского багажника без намека на трансформацию. Небольшая обитаемая часть кузова (по сравнению с универсалом или лифтбеком) быстро протапливалась зимой и вполне эффективно вентилировалась летом. Выбор силовых агрегатов в тогдашнем автопроме был невелик (а чаще всего его попросту не было), и от типа кузова никак не зависел, так что… Почему бы и не седан?

В СССР автомобили с кузовом «не седан» в основном использовались в различных службах и в розничную продажу поступали в весьма ограниченном количестве


Одна из причин любви к седанам лежит, как ни странно, в чисто политической плоскости. Есть версия, что Партия сознательно ограничивала выпуск универсалов и пикапов, чтобы не давать людям возможности заниматься частным предпринимательством, например возить товары на рынок. До середины 50-х их просто не было, а потом они стали выпускаться для сугубо служебных целей, и почти не поступали в свободную продажу.

На первый взгляд, теория слишком смелая, но взгляните на США… Там, в стране с хорошо развитым частным предпринимательством, пикапы — это буквально «религия рабочего класса», а суммарные годовые продажи их — больше миллиона машин. У нас пикапы продаются в лучшем случае в количестве нескольких тысяч.

В 70-е вместительные машины все-таки появились — сначала вазовская «двойка», затем универсал ГАЗ-24, «Иж-Комби» и «четверка». Но выпускались они все (относительно седанов) в небольших количествах. Так и сложился имидж автомобиля как роскошного средства передвижения выходного дня в кузове «седан».

Кроме постсоветского пространства, такие кузова сегодня распространены в Китае, Южной Корее, Латинской Америке и настолько широко, что для этих рынков некоторыми автопроизводителями выпускаются специальные, эксклюзивные седаны на базе массовых хэтчбеков. К слову, седаны Kia Rio и Citroen C4 приехали в Россию именно благодаря китайцам, ради которых и делались. Какие причины рулят популярностью седанов в тех странах, тема отдельного разговора, но в любом случае плюсы их несомненны и лежат на поверхности:

  • комфорт для людей за счет изначально «пассажирской направленности» компоновки;
  • изолированный от пассажиров грузовой отсек;
  • стойкий стереотип престижности такого типа кузова. И действительно, представительские универсалы — это огромная редкость (вспоминается ряд старых «американцев» и наша «Чайка»), а представительский хэтчбек на моей памяти был один-единственный — мелкосерийный и довольно-таки несуразный Saab 99 Finlandia.

Газ 13 «Чайка» в кузове «универсал»



Но при этом в силу своего возраста (об этом — чуть ниже) седан на сегодня, пожалуй, самый консервативный тип кузова. Конечно, он совершенствовался с годами, подтягиваясь по функциональности к хэтчбекам и универсалам: в богатых моделях появилась возможность регулировки заднего сиденья, для перевозки длинномерных грузов сделали проем или люк между салоном и багажником, сам багажник стал больше после рационального размещения топливного бака и «запаски». Но часть «врожденных» недостатков осталась неискоренимой.

Минусы этого типа кузова не так очевидны, как достоинства, но становятся заметны при сравнении, например, с хэтчбеком или компакт/минивэном:

  • относительно низкий уровень универсальности;
  • ограниченные возможности трансформации интерьера;
  • не самое рациональное использование внутреннего объема кузова;
  • как правило, ограниченный обзор назад.

Седанная история

Откуда же взялся вышеупомянутый консерватизм седанов? Секрета нет. Исторически это один из самых старых типов кузова. Поначалу, как только к 1920-м годам пионеры-автопроизводители и мастерские кузовщиков спроектировали первые закрытые автомобили, надстройка-кабина зачастую предназначалась только для пассажиров задних сидений. Водитель и отведенный ему передний диван оставался лишь слегка прикрытым сверху. А вот полностью закрытый экипаж, в котором помещались все без исключения сиденья, уже мог претендовать на звание седана. Собственно, так и принято считать.


Типичный седан конца 20-х – начала 40-х годов. 1927 Chevrolet Capitol Landau Sedan


Но сначала он был двухобъемным — силуэт составляли капот и возвышающаяся кабина-надстройка, которая обрывалась сзади сразу к поверхности дороги. Однако в некоторых случаях на борту за спинкой сиденья крепился опциональный кожаный кофр. Со временем на многих моделях он стал постоянным, а ближе к 1940-м этот внешний «сундук» превратился в неотъемный «нарост» на задней стенке кузова. Так в начале 1940-х годов у седана появился третий объем, хотя это был еще не классический «седанный» профиль.

Седан 30-х – 40-х годов. Газ-М1



Интересно, что в остальном на эволюцию кузовов (а уже к концу 1920-х седан стал основным типом) оказывали влияние не столько дизайнеры, сколько инженеры: совершенствование конструкции позволяло трансформировать компоновку.

Так, поначалу салон был высоким, что объяснялось не только желанием пассажиров входить в салон не сгибаясь, но и тем, что компоновка автомобилей начала ХХ века была «многоэтажной». Кузов громоздился на высокой раме, а между ними еще помещались агрегаты трансмиссии и узлы подвески.

С ростом средних скоростей движения возникла потребность снизить центр тяжести, чтобы машина не грозила опрокидыванием в каждом повороте. И для начала конструкторы растянули колесную базу и пропустили мосты над рессорами. Так появилась возможность опустить раму ближе к дороге, а салон поместить между осями, а не над ними — и силуэт стал ниже. При этом задний диван, сдвинутый ближе к центру масс-автомобиля, оказался в более комфортной зоне, где, проще говоря, пассажиров меньше качает.

Серьезные изменения во внешний вид и функциональность седана внесло внедрение независимой передней подвески. Убрав с передка подвижную неразрезную балку моста, конструкторы получили возможность поместить двигатель в пространство между передними колесами, сдвинув его к самому бамперу. Освободившееся место отдали салону. В зависимости от класса модели и прочих заданных условий, появилась возможность или сделать «обитаемый отсек» длиннее, или отодвинуть его от задних колес, чтобы задний диван стал пошире, а багажник — побольше. Усовершенствованная подвеска с демпфирующими элементами позволила уменьшить диаметр колес: теперь неровности сглаживались не огромными шинами, а большей частью амортизаторами и рессорами или пружинами с прогрессивными характеристиками.

Чуть позже механики внедрили гипоидную передачу заднего моста — у нее ось ведущей шестерни смещена относительно оси ведомой. Это значит, что конструкторы смогли заметно опустить карданный вал (а в ту пору абсолютное большинство составляли заднеприводные машины), понизив таким образом при неизменном клиренсе уровень пола в салоне. На этот же результат сработал и переход европейского автопрома к несущим кузовам с отказом от рамы.


Трехобъемный седан. Opel Rekord P1 1957


Упомянутые изменения к середине 1940-х годов окончательно оформили трехобъемный облик седана, который привычен для нас сейчас. А еще через полтора десятилетия длина багажника массовых моделей впервые сравнялась по длине с капотом. В дальнейшем имела место и мода на багажник, более длинный, чем капот, и вновь на короткую, но приподнятую «корму», придававшую машине стремительную клиновидную форму.

Стиль и рынок

За последние полвека седаны претерпели еще немало изменений, но этот процесс уже нельзя назвать эволюцией, потому что им командовали не технари, а маркетологи и дизайнеры.

Например, сегодня уже почти забыто такое явление, как двухдверный седан (тудор), а в свое время их выпускалось столько же, сколько и четырехдверных. Обычно это были более дешевые версии «четырехдверок», а от дорогих и престижных купе тудоры обычно отличали полноценное заднее сиденье и неукороченная колесная база. Самые поздние примеры: Opel Rekord E и Ascona C, Ford Taunus III и «Запорожец» ЗАЗ-968.


Тудоры 60х — 70х годов.



Не менее популярным в середине минувшего столетия был кузов типа хардтоп — без центральной стойки крыши. Преимущественно это были седаны, которые могли так и называться, — бесстоечные. Поскольку дверные стекла у них не имели рамок, при полностью опущенных стеклах седан-хардтоп выглядел довольно необычно, напоминая кабриолет с поднятым верхом, только металлическим, жестким (отсюда и название «хардтоп»). Считалось также, что салон такой машины хорошо проветривается в жару. Хардтопы ушли в историю по той причине, что безрамочный кузов сложно сделать настолько жестким, чтобы получить достаточное количество звезд в краш-тестах. То есть жесткость придать-то можно, как в кабриолетах, но цена получится высокой.

Эволюция

Следующая заметная метаморфоза с седаном произошла уже в XXI столетии, когда Mercedes выпустил свою модель CLS в виде четырехдверного седана с заниженной крышей. Машину назвали «четырехдверным купе», и, хотя формально ничто не отличает ее от седана, у такого маркетингового хода среди марок нашлись еще последователи.

Никто не может сказать, найдутся ли последователи у Skoda, выпустившей второе поколение своего флагмана Superb с кузовом, с полным правом обозначенного как седан-хэтчбек. Все зависит от того, какую кнопку вы нажмете, желая попасть в багажник, и тогда откроется или по-хэтчбековски огромный остекленный люк, или лишь его глухая часть, подобная обыкновенной седановской крышке. Но есть и более показательный пример: время от времени автопроизводители, предлагая потребителю практичные хэтчбеки-«пятидверки», маскируют их под трехобъемные седаны, наделяя кузовом «лифтбек» с выступающей назад короткой «ступенькой». Взять, к примеру, украинский ЗАЗ «Славута» или такие популярные у нас Skoda Octavia. Так что касательно завтрашнего дня седана можно быть спокойным — как минимум он останется в числе «классиков», на которых всегда будут равняться.


Škoda Octavia



Родня и термины

Тудор — двухдверный седан (от англ. Two door две двери).

Фастбек — седан с покатой задней стенкой кабины, без ступени, ниспадающей от верха крыши к заднему бамперу (от англ. Fast back быстрый зад).

Хардтоп — тип кузова (в т.ч. седан) без центральной стойки крыши и рамок дверных стекол (от англ. Hard top жесткий верх).

Нотчбек — трехобъемный кузов (в т.ч. седан) со ступенчатым переходом от крыши к багажнику (от англ. Notch back вырезанный зад).




Читайте также:


Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Помню, как в детстве жалел, что у нас 408, а не 426/427 - потому я за универсалы)

Арслан Шаймарданов

" а представительский хэтчбек на моей памяти был один-единственный — мелкосерийный и довольно-таки несуразный Saab 99 Finlandia." А как же рено вел сатис?

Вальдемар Маяковцев

Очевидно, речь шла о классических моделях представительских хетчбеков. На ум скорее приходит Ситроен-ДС, который, как и Вел-Сатис, будучи отнесен к бизнес-классу, представительские функции выполнял почаще.

++ А как же Opel Signum?

Вальдемар Маяковцев

А в какой вселенной Опель-Сигнум — представительский автомобиль? Это вообще средний класс (C/D), платформа Вектры.

Борис Игнашин

не, Сигнум именно что представительский. Растянутая база, богатые комплектации, афл и раздельные сидушки сзади в качестве опции. Это уже бизнес даже. Технически это вектра С, но для заднего пассажира

ДимСаныч

купе для себя, для семьи - универсал

Роман Румянцев

А в итоге — седан и для себя, и для семьи.

Victor Kolodka

А я люблю лифтбеки

сараи круты, как ни крути :)кстати, удивил результат опроса) универсалы лидируют, а на дорогах - почти одни седаны 🙂

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

20736 12 0
Статьи / История
Медуза Горгона с полным приводом: советский суперкар АЗЛК-2143

Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я…

5753 1 5
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

1398 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

20736 12 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

2795 11 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

6692 24 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

24006 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14965 5 9
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13621 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73952 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14472 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10489 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9917 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8648 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5863 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

376402 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

252333 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116529 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?