Советский экспорт технологий: машины из СССР, которые собирали за границей

69571 4 25

Считается, что в Советском Союзе только и умели, что копировать западные аналоги. Но это заблуждение: отечественные авто достаточно массово собирали за границей. Причем не только в странах соцблока, но и в Западной Европе.

 

ГАЗ-20 «Победа»

Документацию на выпуск тогда еще совсем «свежего» автомобиля ГАЗ-20 передали в Польшу в 1950 году. Поляки нарекли свой автомобиль «Варшавой». Поначалу это была точная копия второй серии ГАЗ-20, но вскоре в конструкцию начали вносить изменения. В 1956 году завод FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) полностью перешел на польские комплектующие для «Варшавы». В 1958 году машину оснастили новым, более мощным верхнеклапанным двигателем, а также видоизменили решетку радиатора. Тогда же поляки создали на базе «Варшавы» классический седан, универсал и развозной пикап. Так что в плане эволюции кузова «Победы» в соседней Польше зашли дальше, чем на ГАЗе. Правда, в 1958 году ГАЗ уже полным ходом переходил на выпуск «Волг». Польские инженеры в свою очередь не давали «Варшаве» устареть в моральном плане, до 1970-х совершенствуя машину. Всего с 6 ноября 1951 года по 30 марта 1973 года выпустили 244 472 «Варшавы» разных модификаций.

Победа и Warszawa


ГАЗ-51

Грузовик родом из Горького выпускался также по переданным Союзом лицензиям на разных концах Евразийского континента — в Польше, Китае и Северной Корее.

В ПНР «пятьдесят первый» производился под маркой Lublin с 1950 года. Сначала все комплектующие для сборки поставлялись из СССР, но в 1952 году машина получила обшивку кабины местного производства, а с 1956 года польские предприятия освоили выпуск мостов, рессор, колесных дисков, деталей интерьера для этого грузовика.

Северокорейский брат «Газона» именовался Sungri-58. Он изготавливался с 1958 года (как следует из названия) и почти полностью состоял из советских деталей. В 1970-х годах корейцы провели небольшой рестайлинг, изменив внешний облик кабины, но «начинку» грузовика оставили прежней.


ГАЗ -51 и Sungri 58


ЗИС-150

ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны снискал большую популярность в развивающихся странах со строящимся при поддержке СССР социализмом. На иностранных предприятиях лицензионный ЗИС часто подвергался серьезным модернизациям. Так, румынский завод Steagul Roshu, наладивший в 1954 году выпуск SR-101 — лицензионной копии ЗИСа — вскоре сменил двигатель на более мощный (140 против базовых 90 л. с.), который при этом расходовал столько же топлива, сколько и родной зисовский агрегат (порядка 29 л/100 км). А вот китайцы не так забивали себе голову модернизацией. Многочисленные «клоны» модели ЗИС-150 (до 10 марок, например JIEFANG СА-10) выпускались в Поднебесной до начала 90-х почти без изменений.



ГАЗ-69

Технически простой и доступный внедорожник ГАЗ-69 тоже был востребован зарубежными партнерами. Вскоре после начала производства «Газика», документацию для выпуска внедорожника передали в Румынию и Северную Корею (в 1957-м и 1962-м соответственно). Румынского «клона» назвали IMS-57 и оснастили 50-сильным двигателем Ford. Кузов немного удлинили, что увеличило полезное пространство в грузовом отсеке, при этом грузоподъемность машины не возросла. Корейский родственник модели получил имя «Кэнсэн» (Kaengsaeng). Его выпуск наладили на заводе в городе Дыкчхон. Интересно, что часть «Кэнсэнов» утратила полный привод, их выпускали в заднеприводном варианте. Стоит отметить, что внедорожник с родословной от ГАЗ-69 в КНДР выпускается и сейчас, претерпев несколько серьезных изменений во внешности.



«Москвич»-408

Легковой автомобиль»Москвич»-408 в конце 60-х и начале 70-х годов пользовался завидной популярностью практически по всей Европе. Более 65% выпускаемых в Москве машин уходило на экспорт. Чиновники профильного министерства, понимая, что автозавод не справляется с возрастающим спросом, решили расширить географию производства «Москвичей». Выбор пал на Народную республику Болгария. Советское правительство предложило наладить на заводе «Балкан» в городе Ловеч сборку «408-х» из советских машинокомплектов. Первые седаны выпустили в 1966 году. В том же году в центральной болгарской газете «Поглед» проводили конкурс на лучшее новое имя для болгарского «Москвича». В итоге выбрали «Рила» (от названия горного массива в юго-западной Болгарии). Тираж болгарского «Москвича» ежегодно увеличивался и в 1974 году достиг максимума — 15 000 штук в год.

Кроме того, машинокомплекты «Москвичей» поставлялись в Бельгию и Швецию. Автомобили крупноузловым методом собирались на предприятии фирмы Scaldia-Volga S.A., их продавали под маркой Scaldia 408 (часть машин снабжалась дизельными двигателями Perkins рабочим объемом 1.5 л и мощностью 34 л. с.). Кстати, под брендом Scaldia продавали также европейские версии ГАЗ-24. Причем если «408-е» для сборки в Бельгии везли уже в практически готовом виде без силовых агрегатов, то «Волги» шли в качестве машинокомплектов.


Scaldia 1426, Scaldia 408 и Scaldia M24



АЗЛК-2141 «Алеко»

Собственное автосборочное предприятие пришлось болгарам по душе, «Москвичи» пользовались хорошим спросом. Когда в Москве встал вопрос о замене основной модели, в 1987 году на АЗЛК прибыла болгарская делегация с предложением наладить сборку нового переднеприводного лифтбека с годовым объемом 50 000 машин, повысив локализацию производства до 40%. В СССР сообщили, что столичный автозавод не справится с такими тиражами машинокомплектов, а сможет обеспечить лишь 15-20 тысяч машин в год. Болгары же посчитали, что для серьезной локализации такой тираж будет недостаточным. В итоге с 1988 по 1990 год в городе Ловеч приняли три серии машинокомплектов по 10–12 тысяч штук, после чего договор с АЗЛК был официально расторгнут. Всего в Болгарии за 23 года собрали почти 305 000 «Москвичей» разных моделей.



ВАЗ-2121 «Нива»

С начала своего производства в 1977 году «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран мира. Общее количество проданных за границей машин превысило 500 тысяч единиц. Производство же советского комфортабельного внедорожника в свое время осуществлялось в таких странах, как Чили, Панама, Греция и Эквадор. В столице Эквадора с 2000 по 2002 год из тольяттинских машинокомплектов методом крупноузловой сборки собрано более 2 500 экземпляров. Но в связи с нестабильной политической ситуацией от сборки «Нив» в этой латиноамериканской стране пришлось отказаться.

В Греции не только собирали стандартные «Нивы», но и превращали их в кабриолеты, а также в тягачи для яхт. Справедливости ради отметим, что на родине, в СССР, «Нивы» ввиду особенностей кузова (всего три двери, маленький багажник и пр.) и высокой стоимости (9 000 –10 000 рублей) популярности в первое время не снискали.




Современная история

Экспорт технологий из нашей страны продолжается по сей день. Конечно, наших партнеров сложно назвать высокоразвитыми государствами, однако это тоже рынок сбыта, приносящий свои плоды.

КАМАЗы

Автомобили большой грузоподъемности родом из Набережных Челнов в разное время выпускались во многих экзотических странах и Африки, и Азии, и Южной Америки. В большинстве случаев это были предприятия, выполняющие крупноузловую сборку. Процент локализации на новых производственных площадках сводился к минимуму. Так, выпуск КАМАЗов с правым рулем налажен в Пакистане и Индии (с 2010 года). В жаркой Эфиопии совместное предприятие Afro-KamAZ с 2000 года производит в основном дорожные версии российских грузовиков. Кроме того, КАМАЗы собираются во Вьетнаме, пока небольшими тиражами. Но сегодня есть проект по масштабной сборке грузовиков (речь идет о выпуске самосвалов КАМАЗ-55111 и 65115).




ВАЗ-2110

Тольяттинская «десятка» с 2012 года производится в Египте. На конвейер (именно так, поскольку речь идет о полном цикле производства машины) встал ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1.6-литровым двигателем. Производство «десяток» включает сварку кузовов, их окраску и сборку. При этом как минимум 45% комплектующих, согласно египетскому законодательству, местного производства: в первую очередь стекла, колеса, сиденья и обивка салона, аккумуляторы, аудиосистема. Интересно, что «Лада-Египет» — одно из немногих предприятий в Африке и на Ближнем Востоке, где на собственных площадях используется полный цикл сборки. Кроме того, на этом же заводе аналогичным образом производятся и автомобили модели ВАЗ-2107.



«ГАЗель»

Популярная отечественная «полуторка» в разные периоды выпускалась в нескольких европейских странах. Так, в Чехии машину собирали под маркой ROSS-GAZela с дизелями Detroit Diesel. С 2000 года предприятие по сборке «ГАЗелей» с различными кузовами заработало в городе Рокишкис (Литва). Со временем литовцы стали комплектовать эти коммерческие авто дизельными двигателями «Андория-4 СТ90» (Польша). А уже в 2014 году в Турции стартовало производство «ГАЗель NEXT»: крупноузловую сборку модели наладили на заводе в городе Сакарья. Турецкими в машинах стали колесные диски, аккумуляторные батареи, карданные валы, элементы тормозной системы.




Что дальше?

Можно предположить, что повышение качества сборки на АВТОВАЗе вместе со снижением курса рубля создает идеальные условия для экспорта российских автомобилей в Европу. В том числе и для дальнейшей сборки.



Читайте также:


Поделиться: 0 21 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

Кирилл Волков

Уважаемые, совершенно не правильно забыты ГАЗ 21 и ГАЗ 22 с дизельными двигателями Ровер объемом 2,25. Собирались весьма успешно в Бельгии. Были версии и с правым рулем.

WalterMitty

По тому что их было мало. А о существовании праворульных дизелей я лично первый раз слышу...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

1596 0 4
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

1840 2 8
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

14084 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6703 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5630 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8003 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46757 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35226 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17600 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30072 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23054 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5852 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59056 5 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43275 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15942 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74528 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56406 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52422 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?