Советский экспорт технологий: машины из СССР, которые собирали за границей

68615 4 25

Считается, что в Советском Союзе только и умели, что копировать западные аналоги. Но это заблуждение: отечественные авто достаточно массово собирали за границей. Причем не только в странах соцблока, но и в Западной Европе.

ГАЗ-20 «Победа»

Документацию на выпуск тогда еще совсем «свежего» автомобиля ГАЗ-20 передали в Польшу в 1950 году. Поляки нарекли свой автомобиль «Варшавой». Поначалу это была точная копия второй серии ГАЗ-20, но вскоре в конструкцию начали вносить изменения. В 1956 году завод FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) полностью перешел на польские комплектующие для «Варшавы». В 1958 году машину оснастили новым, более мощным верхнеклапанным двигателем, а также видоизменили решетку радиатора. Тогда же поляки создали на базе «Варшавы» классический седан, универсал и развозной пикап. Так что в плане эволюции кузова «Победы» в соседней Польше зашли дальше, чем на ГАЗе. Правда, в 1958 году ГАЗ уже полным ходом переходил на выпуск «Волг». Польские инженеры в свою очередь не давали «Варшаве» устареть в моральном плане, до 1970-х совершенствуя машину. Всего с 6 ноября 1951 года по 30 марта 1973 года выпустили 244 472 «Варшавы» разных модификаций.

Победа и Warszawa


ГАЗ-51

Грузовик родом из Горького выпускался также по переданным Союзом лицензиям на разных концах Евразийского континента — в Польше, Китае и Северной Корее.

В ПНР «пятьдесят первый» производился под маркой Lublin с 1950 года. Сначала все комплектующие для сборки поставлялись из СССР, но в 1952 году машина получила обшивку кабины местного производства, а с 1956 года польские предприятия освоили выпуск мостов, рессор, колесных дисков, деталей интерьера для этого грузовика.

Северокорейский брат «Газона» именовался Sungri-58. Он изготавливался с 1958 года (как следует из названия) и почти полностью состоял из советских деталей. В 1970-х годах корейцы провели небольшой рестайлинг, изменив внешний облик кабины, но «начинку» грузовика оставили прежней.


ГАЗ -51 и Sungri 58


ЗИС-150

ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны снискал большую популярность в развивающихся странах со строящимся при поддержке СССР социализмом. На иностранных предприятиях лицензионный ЗИС часто подвергался серьезным модернизациям. Так, румынский завод Steagul Roshu, наладивший в 1954 году выпуск SR-101 — лицензионной копии ЗИСа — вскоре сменил двигатель на более мощный (140 против базовых 90 л. с.), который при этом расходовал столько же топлива, сколько и родной зисовский агрегат (порядка 29 л/100 км). А вот китайцы не так забивали себе голову модернизацией. Многочисленные «клоны» модели ЗИС-150 (до 10 марок, например JIEFANG СА-10) выпускались в Поднебесной до начала 90-х почти без изменений.



ГАЗ-69

Технически простой и доступный внедорожник ГАЗ-69 тоже был востребован зарубежными партнерами. Вскоре после начала производства «Газика», документацию для выпуска внедорожника передали в Румынию и Северную Корею (в 1957-м и 1962-м соответственно). Румынского «клона» назвали IMS-57 и оснастили 50-сильным двигателем Ford. Кузов немного удлинили, что увеличило полезное пространство в грузовом отсеке, при этом грузоподъемность машины не возросла. Корейский родственник модели получил имя «Кэнсэн» (Kaengsaeng). Его выпуск наладили на заводе в городе Дыкчхон. Интересно, что часть «Кэнсэнов» утратила полный привод, их выпускали в заднеприводном варианте. Стоит отметить, что внедорожник с родословной от ГАЗ-69 в КНДР выпускается и сейчас, претерпев несколько серьезных изменений во внешности.



«Москвич»-408

Легковой автомобиль»Москвич»-408 в конце 60-х и начале 70-х годов пользовался завидной популярностью практически по всей Европе. Более 65% выпускаемых в Москве машин уходило на экспорт. Чиновники профильного министерства, понимая, что автозавод не справляется с возрастающим спросом, решили расширить географию производства «Москвичей». Выбор пал на Народную республику Болгария. Советское правительство предложило наладить на заводе «Балкан» в городе Ловеч сборку «408-х» из советских машинокомплектов. Первые седаны выпустили в 1966 году. В том же году в центральной болгарской газете «Поглед» проводили конкурс на лучшее новое имя для болгарского «Москвича». В итоге выбрали «Рила» (от названия горного массива в юго-западной Болгарии). Тираж болгарского «Москвича» ежегодно увеличивался и в 1974 году достиг максимума — 15 000 штук в год.

Кроме того, машинокомплекты «Москвичей» поставлялись в Бельгию и Швецию. Автомобили крупноузловым методом собирались на предприятии фирмы Scaldia-Volga S.A., их продавали под маркой Scaldia 408 (часть машин снабжалась дизельными двигателями Perkins рабочим объемом 1.5 л и мощностью 34 л. с.). Кстати, под брендом Scaldia продавали также европейские версии ГАЗ-24. Причем если «408-е» для сборки в Бельгии везли уже в практически готовом виде без силовых агрегатов, то «Волги» шли в качестве машинокомплектов.


Scaldia 1426, Scaldia 408 и Scaldia M24



АЗЛК-2141 «Алеко»

Собственное автосборочное предприятие пришлось болгарам по душе, «Москвичи» пользовались хорошим спросом. Когда в Москве встал вопрос о замене основной модели, в 1987 году на АЗЛК прибыла болгарская делегация с предложением наладить сборку нового переднеприводного лифтбека с годовым объемом 50 000 машин, повысив локализацию производства до 40%. В СССР сообщили, что столичный автозавод не справится с такими тиражами машинокомплектов, а сможет обеспечить лишь 15-20 тысяч машин в год. Болгары же посчитали, что для серьезной локализации такой тираж будет недостаточным. В итоге с 1988 по 1990 год в городе Ловеч приняли три серии машинокомплектов по 10–12 тысяч штук, после чего договор с АЗЛК был официально расторгнут. Всего в Болгарии за 23 года собрали почти 305 000 «Москвичей» разных моделей.



ВАЗ-2121 «Нива»

С начала своего производства в 1977 году «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран мира. Общее количество проданных за границей машин превысило 500 тысяч единиц. Производство же советского комфортабельного внедорожника в свое время осуществлялось в таких странах, как Чили, Панама, Греция и Эквадор. В столице Эквадора с 2000 по 2002 год из тольяттинских машинокомплектов методом крупноузловой сборки собрано более 2 500 экземпляров. Но в связи с нестабильной политической ситуацией от сборки «Нив» в этой латиноамериканской стране пришлось отказаться.

В Греции не только собирали стандартные «Нивы», но и превращали их в кабриолеты, а также в тягачи для яхт. Справедливости ради отметим, что на родине, в СССР, «Нивы» ввиду особенностей кузова (всего три двери, маленький багажник и пр.) и высокой стоимости (9 000 –10 000 рублей) популярности в первое время не снискали.




Современная история

Экспорт технологий из нашей страны продолжается по сей день. Конечно, наших партнеров сложно назвать высокоразвитыми государствами, однако это тоже рынок сбыта, приносящий свои плоды.

КАМАЗы

Автомобили большой грузоподъемности родом из Набережных Челнов в разное время выпускались во многих экзотических странах и Африки, и Азии, и Южной Америки. В большинстве случаев это были предприятия, выполняющие крупноузловую сборку. Процент локализации на новых производственных площадках сводился к минимуму. Так, выпуск КАМАЗов с правым рулем налажен в Пакистане и Индии (с 2010 года). В жаркой Эфиопии совместное предприятие Afro-KamAZ с 2000 года производит в основном дорожные версии российских грузовиков. Кроме того, КАМАЗы собираются во Вьетнаме, пока небольшими тиражами. Но сегодня есть проект по масштабной сборке грузовиков (речь идет о выпуске самосвалов КАМАЗ-55111 и 65115).




ВАЗ-2110

Тольяттинская «десятка» с 2012 года производится в Египте. На конвейер (именно так, поскольку речь идет о полном цикле производства машины) встал ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1.6-литровым двигателем. Производство «десяток» включает сварку кузовов, их окраску и сборку. При этом как минимум 45% комплектующих, согласно египетскому законодательству, местного производства: в первую очередь стекла, колеса, сиденья и обивка салона, аккумуляторы, аудиосистема. Интересно, что «Лада-Египет» — одно из немногих предприятий в Африке и на Ближнем Востоке, где на собственных площадях используется полный цикл сборки. Кроме того, на этом же заводе аналогичным образом производятся и автомобили модели ВАЗ-2107.



«ГАЗель»

Популярная отечественная «полуторка» в разные периоды выпускалась в нескольких европейских странах. Так, в Чехии машину собирали под маркой ROSS-GAZela с дизелями Detroit Diesel. С 2000 года предприятие по сборке «ГАЗелей» с различными кузовами заработало в городе Рокишкис (Литва). Со временем литовцы стали комплектовать эти коммерческие авто дизельными двигателями «Андория-4 СТ90» (Польша). А уже в 2014 году в Турции стартовало производство «ГАЗель NEXT»: крупноузловую сборку модели наладили на заводе в городе Сакарья. Турецкими в машинах стали колесные диски, аккумуляторные батареи, карданные валы, элементы тормозной системы.




Что дальше?

Можно предположить, что повышение качества сборки на АВТОВАЗе вместе со снижением курса рубля создает идеальные условия для экспорта российских автомобилей в Европу. В том числе и для дальнейшей сборки.



Читайте также:


Поделиться: 0 21 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

Кирилл Волков

Уважаемые, совершенно не правильно забыты ГАЗ 21 и ГАЗ 22 с дизельными двигателями Ровер объемом 2,25. Собирались весьма успешно в Бельгии. Были версии и с правым рулем.

WalterMitty

По тому что их было мало. А о существовании праворульных дизелей я лично первый раз слышу...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Медуза Горгона с полным приводом: советский суперкар АЗЛК-2143

Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я…

76 0 0
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

984 1 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

3549 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

2013 10 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

5696 24 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

12111 9 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23842 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13540 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14706 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73845 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14422 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10438 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9887 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8579 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5658 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

376072 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251804 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116367 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?