Парковка для инвалидов: кто может на ней стоять по новым правилам 2016 года

222989 7 9

Не один год ушел на то, чтобы устранить лазейки в законах, которые позволяли стоять на «инвалидных» местах всем, кто имел достаточно наглости. Лазеек не осталось, но появились сложности для добросовестных водителей. Разберемся в деталях, какие.

 

Суть реформы

В феврале 2016 года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Этот документ радикально изменил порядок парковки инвалидов и лиц, осуществляющих перевозку инвалидов. Отныне им необходимо иметь на своем транспортном средстве не только специальный знак, но и документ, подтверждающий инвалидность.

Как было раньше

До недавнего времени в нормативных документах имелись определенные упущения, позволявшие недобросовестным водителям пользоваться не предназначенными для них льготами. В ПДД, в частности, говорилось, что при наличии таблички 8.17 действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Другими словами, установив такой знак, водитель мог парковаться в местах, предназначенных для инвалидов. Независимо от того, является ли водитель инвалидом или нет!


Без знака «Инвалид» право на льготную парковку не возникало, хотя для движения такой знак не был обязательным. В «Основных положениях по допуску ТС…» было сказано, что по желанию водителя на ТС может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» «в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов».

В этом тексте нет упоминания о том, что установка знака «Инвалид» разрешается только водителям-инвалидам. Этот знак можно было устанавливать на любой машине, в которой «перевозят инвалидов» – систематически или эпизодически. И не было ни слова о справке об инвалидности.

В то же время каждого, кто остановился на парковке, предназначенной для инвалидов, инспектор ДПС мог наказать независимо от того, есть ли у водителя справка об инвалидности или нет. Хотя вот парадокс: по закону инспектор даже не имел права требовать у водителя эту справку.

Список предъявляемых документов, которые водитель должен иметь при себе (п. 2.1.1 ПДД) не включал такую справку. А штраф за парковку на месте инвалида до 2011 года равнялся всего 200 рублям. Понятно, что такая сумма не могла остановить мошенников, поэтому список документов расширили, включив в него справку об инвалидности, а административное взыскание увеличили в разы.

Новые правила парковки для инвалидов




Итак, теперь, согласно п. 2.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

То есть воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» с февраля 2016 года можно только в том случае, если на автомобиле установлен опознавательный знак «Инвалид».

Если автомобиль используется несколькими водителями, и не все из них инвалиды, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например – на присосках. И не стоит забывать, что в соответствии с ПДД, льготы распространяются только на инвалидов I и II групп, а также для любой группы при перевозке детей-инвалидов.

Конечно, физически здоровый, но нечестный водитель и сейчас может спокойно приобрести знак «Инвалид» и установить его на своем автомобиле. Но спокойно останавливаться на инвалидных парковках он уже не сможет. Во всяком случае, в теории. Инспектор ГИБДД вправе потребовать, чтобы водитель предъявил справку об инвалидности, не обязательно свою. Если таковая имеется, то штраф водителю не выписывается.

А как на практике?




Правда, возникли вопросы, ответы на которые может дать только правоприменительная практика. Если на автомобиле действительно перевозят инвалида, то может ли водитель оставить авто на парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.17. Похоже, что тут возможны варианты. Ведь даже если водитель по праву занимает парковочное место для инвалидов, то ему теперь необходимо всегда иметь при себе удостоверение либо медицинскую справку, поскольку наклеенный на стекло предупреждающий знак «Инвалид» не является доказательством права на парковку.

Привезли, скажем, инвалида в поликлинику, где ему, возможно, придется предъявлять врачам свое удостоверение или справку. Если водитель остался в машине, то у него нет документа, подтверждающего право на парковку. Поэтому лучше покинуть автомобиль и вернуться за руль только вместе с инвалидом. А если инвалиду не нужна справка, например, в торговом центре? Вправе ли он передать документ водителю? И не возникнут ли у инспектора сомнения, что на машине действительно возят инвалида, а не только его бумаги?

Это, пожалуй, практически неразрешимая проблема. Водитель привез инвалида на вокзал, припарковался на стоянке для инвалидов и пошел провожать его, чтобы помочь сесть в поезд. По возвращении инспектор просит его предъявить документы, но инвалид уже уехал на поезде. Если на автомобиле установлен знак «Инвалид», то водителю грозит наказание, так как у него нет документов, подтверждающих инвалидность. А если знак снят, то автомобиль могут эвакуировать. Поэтому придется позаботиться о втором сопровождающем либо после высадки инвалида снять знак и переставить автомобиль на общую парковку.

Многие спрашивают, нельзя ли в такой ситуации иметь при себе нотариально заверенную копию документов об инвалидности. Но юристы лишь сокрушенно качают головой. Увы, согласно ПДД, сотрудникам полиции нужно передавать для проверки «документ, подтверждающий факт установления инвалидности», а не его копию. Ведь копий, даже нотариально заверенных, можно сделать много, а перевозить инвалида можно лишь на одной машине.

Таким образом, приходится констатировать:


Водитель может повесить знак «Инвалид» и пользоваться льготами только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.


Людям с ограниченными возможностями, но без явных признаков инвалидности, надо иметь в виду, что их теперь инспекторы ГИБДД будут просить подтвердить свой статус. Если при себе документов не оказалось, то после наложения административного взыскания доказывать свои специальные права в суде бессмысленно. Чтобы иметь право парковаться, справка должна быть именно при себе.

Непонятно также, почему знак 6.4 вместе с табличкой 8.17 распространяет своё действие только на мотоколяски и автомобили. Если водитель является инвалидом I и II группы или перевозит инвалидов на мотоцикле или, скажем, квадроцикле, то пользоваться привилегиями он не вправе.

Что грозит за поддельную справку?




Как быть с теми, кто приобрел поддельные справки или удостоверения об инвалидности? Такие «липовые» бумажки до сих пор можно купить в подземном переходе или у вокзала. Скорее всего, инспектор не будет «пробивать» ваши документы по базе данных. Но если у него возникнут сомнения и он захочет проверить подлинность представленных справок, то водителю грозит не только административный штраф.

Сам штраф, причем не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком, составляет для граждан 5 000 рублей. Но более серьезное наказание за использование заведомо подложных документов предусмотрено Уголовным кодексом РФ – крупный штраф или даже арест на срок до шести месяцев.

Частые случаи на частных стоянках

Увы, но возникают проблемы и у настоящих инвалидов. Так, на негосударственных парковках места для инвалидов предусмотрены законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В столице также действует Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007 г.).

В нем, в частности, сказано: «На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Однако поступают жалобы, что при въезде в торговый центр водителю предлагают взять парковочную карту, а при выезде оказывается, что электронный автомат не умеет распознавать документы об инвалидности, а охранники вообще не знают, что у инвалидов есть право на бесплатную парковку…




Особенности столичной жизни

Есть особенности при использовании парковочных мест, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, в зонах платной парковки, которые организованы в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве, например, дополнительно нужно получить льготное парковочное разрешение инвалида (см. Справку). Оно оформляется в МФЦ (многофункциональных центрах) или на сайте портала Государственных услуг Москвы. При этом данные автомобиля инвалида вносятся в парковочный реестр.

Контроль оплаты за парковку в Москве производится мобильными комплексами фото- и видеофиксации, которые курсируют вдоль городских парковок. Они в онлайн-режиме могут проверять, внесены ли данные об автомобиле, стоящем на месте для инвалидов, в Парковочный реестр как авто инвалида. Если нет – автоматически формируется штраф.

Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 «Инвалиды», а также разметкой 1.24.3. На всех остальных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях (за плату).

Наша справка

Парковочные разрешения инвалида могут быть оформлены на автомобиль:

  • находящийся в собственности инвалида/законного представителя ребенка-инвалида;
  • выданный ранее в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование органами социальной защиты;
  • принадлежащий иным лицам, перевозящим инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров, если у инвалида есть противопоказания к управлению.

Для оформления Парковочного разрешения нужно представить:

  • заявление;
  • паспорт (свидетельство о рождении для детей-инвалидов, не достигших 14 лет);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

В случае, если место жительства инвалида находится не на территории города Москвы и если он ранее не обращался в Департамент социальной защиты населения города Москвы, то ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий право инвалида на льготу (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом).






Читайте также:



Поделиться: 1 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Alexander Afeldt

В Питере есть торговый центр на Дальневосточном проспекте. Как то заехал туда и смотрю, перед самым торговым местом появилась инвалидная парковка, и с неё машины эвакуируют. Вышел посмотреть, если не ошибаюсь это было четыре ряда, в общей сложности машин на 100 =))) Мне интересно, те нормы инвалидных мест вообще с какой балды писались? Мне даже трудно себе представить, что бы в торговый центр, одновременно нагрянула рота людей с ограниченными возможностями. Но остальным теперь надо со всеми покупками переться на другой край парковки. Я не ставлю авто на места для инвалидов, потому, что просто не ставлю. Но хотелось бы понять, причины этой показушной заботы.

А мне вот интересно, почему всем инвалидам преференции? Скажем если законом признана ваша вина в каком либо инциденте, то ваша инвалидность ВАША проблема и я как налогоплательщик ПРОТИВ халявы для таких хитрых людей. Сам накосячил сам расхлебывай. Поэтому я за то чтобы ввели инвалидность и ее признак - по своей вине или нет (это признается через суд). И сразу инвалидов станет меньше. 90 процентов это идиоты инвалиды по пьяни или сами в дтп попали. Пусть ползают по асфальту расплачиваются за глупость!

Уважаемый delovoydom, большая часть инвалидов, это не оторванные руки и ноги, а тяжёлые заболевания. Например онкология. Но человеку надо так же питаться, одеваться и жить. Поверьте, ни один человек, ради инвалидного места не пожелает себе онкологии. В одном городе, по рассказу знакомого, под табличками со знаком инвалид, вешают табличку с текстом "взял моё место, возьми и мои болезни". Так что не думайте, что право пользоваться местом, это большая радость. Это право - боль, страдания. Так что здоровья всем!

Андрей

Не вижу самого подходящего варианта:- Нет, все места для инвалидов уже заняты не инвалидами.

Евгений Фролов

Да уж. Читал-читал но так и не понял, могу ли я инвалид 2-ой группы, без ног, не житель Москвы, парковаться в Москве на бесплатных парковках для инвалидов.

Возле ТЦ где бываю ставлю машину на обычных местах, даже если идти придется подольше, воспитание. Хотя для посадки высадки или "подождать 5 минут" могу поставить на место с табличкой. У нас в основном эти места заняты Приорами кастрированными (читать без пружин) либо Лексусами LX и им же подобных. Да нет у инвалидов зачастую денег на авто, а если и есть, им проще привезти всё родственникам и знакомым, чем самим карячиться.

Алексей Холодов

Мой вариант: да, но речь не о том, что льготы инвалидам не нужны. Паркуюсь каждый вечер на парковке для инвалидов при следующих условиях:1. Жду пассажира 15-20 минут, машину не покидаю.2. Огромная парковка, подавляющее число мест занято, при этом в проезде стоят машины не по разметке, въезд-выезд затруднён.3. В глубине парковки 10 мест для инвалидов, которые либо свободны полностью, либо стоят 1-2 неинвалида вроде меня.4. Крайнее место глубоко-далеко, не мешаю никому от слова совсем.5. Если вдруг там начнут в заметных количествах парковаться инвалиды — парковаться там перестану.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Стоп, снято: угадываем автомобили из советских кинофильмов

Машины в кино снимаются давно – настолько, что в иных кассовых фильмах они играют главные роли. В популярных советских кинокартинах автомобилей тоже было немало – новых и старых, отечественных и зарубежных, серийных и…

1874 0 0
Статьи / Автотоп
Семь мест без переплаты: самые дешевые семиместные автомобили

Недавно мы выяснили, какие варианты есть у тех, кто хочет получить семиместный кроссовер за минимальные деньги – и хотя в том списке и есть вариант дешевле миллиона, в основной массе за «внедорожную моду» приходится…

18608 1 0
Статьи / Авто Недели
Почти не кроссовер: стоит ли покупать Infiniti FX II за 1,5 миллиона рублей

За полтора миллиона нынче можно купить Duster в максимальной комплектации или другой прилично упакованный компактный кроссовер – но спорта и агрессии в них будет столько же, сколько лечебного эффекта в гомеопатическом…

5246 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: вредный термостат АКП и лишь один хороший мотор

Несмотря на солидный возраст, пятый Golf до сих пор выглядит вполне современно. Причём не только внешне, но и с технической точки зрения, и в отношении комфорта. Как это получается у этого Гольфа? Во многом – благодаря…

1513 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: злая шутка оцинковки и тот самый Вася

Golf не только стал самой популярной моделью в своём классе, но и даже дал этому классу своё имя. Ну а Golf пятого поколения и вовсе совершил маленькую революцию, будучи настолько лучше предшественника, что европейцы…

6323 12 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Outlander l с пробегом: автоматы для пенсионеров и моторы для стритрейсеров

Было время, когда за эту машину с довольно аскетичным салоном и небогатой комплектации просили достаточно много денег. Правда, тогда она была новой. Сейчас просят намного меньше. Стоит ли покупка своих денег? Всё-таки…

3073 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

46718 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

44270 39 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

32678 17 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

32941 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

20108 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

17152 43 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

37615 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

52809 2 8
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15139 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

64545 25 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

50382 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

49526 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?