Суперкары в деталях: Yamaha, мастера на все руки

6269 1 5

Японский концерн Ямаха – один из крупнейших в мире. Ряд его подразделений занимается выпуском высококлассных скоростных мотоциклов, снегоходов и лодок, а также не менее высококлассных аудиокомпонентов. Но немногие знают, что фирма активно сотрудничает с автомобильными концернами и даже разрабатывает собственные суперкары.

История появления фирмы уходит своими корнями в конец 19-го века, когда японский предприниматель Торакусу Ямаха создал собственную фирму по ремонту медицинских инструментов. Один из клиентов, обратив внимание на пунктуальность и точность Ямахи в ремонте изделий, попросил мастера отремонтировать его язычковый орган – фисгармонию. Ямаха согласился и предоставил отремонтированное устройство владельцу, а после этого задумал создать собственный образец органа. Он создал музыкальный инструмент вручную, основываясь на конструкции, которую ремонтировал ранее. После ряда неудач его органы были признаны обществом и пользовались успехом в Японии и за рубежом.

Уже в 1902 году компания начала выпуск роялей, а позднее, используя навыки в обработке дерева, организовала производство мебели. В 1921 году по заказу правительства Японии компания Yamaha начинает выпуск деревянных пропеллеров для японских самолетов, впоследствии перейдя к изготовлению металлических. Перед войной компания начала выпуск собственной линейки гитар, а в 1955 году благодаря накопленному опыту в металлообработке и промышленном производстве было создано подразделение Yamaha Motor Company, первенцем которого стал мотоцикл Yamaha YA-1. Именно с него началась современная история мотоциклетного бренда Ямаха, известного во всем мире.

1964 – Yamaha A550X Prototype

На фото: Yamaha A550X Prototype


В 60-е годы в штате фирмы трудились лучшие инженеры и конструкторы Японии. Неудивительно, что разработчики Nissan обратились к специалистам Ямахи за помощью в создании спортивного автомобиля. За основу взяли родстер Nissan Fairlady 1960 года выпуска, для удешевления разработки были использованы та же рама и зависимая задняя подвеска, что и у прототипа, а под капотом оказалась сконструированная Ямахой двухлитровая рядная «четверка» с двумя распредвалами в головке блока. Автомобиль, получивший в заводской документации индекс А550Х, был представлен руководству Nissan в 1964 году, но был отклонен в связи с устаревшей конструкцией. В Ниссане пошли по своему пути, и таким образом родилась модель Datsun 240Z c несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. А вот прототип Ямахи оказался не у дел.

Впрочем, глаз на эту машину положили руководители другой японской фирмы – Toyota. В фирме хотели доказать миру, что они умеют строить не только малолитражки, но и суперкары, обладающие высокими скоростными и динамическими характеристиками. Доводка прототипа машины, получившей позднее имя Toyota 2000 GT, продлилась почти целый год, а предсерийный автомобиль под слоганом «первый японский суперкар» был представлен на Токийском моторшоу 1965 года и сразу произвел фурор не только у себя на родине, в Японии, но и во всем мире.

Облик новой Тойоты получился настолько космическим, что многие эксперты посчитали, что машина так и останется прототипом. Еще бы: огромный капот, каплевидной формы кабина, поднимающиеся фары и море хрома – дизайн японского суперкара создавался с явной оглядкой на западные аналоги. Но скептики были посрамлены: спустя два года испытаний машина в первозданном виде добралась до мелкосерийного производства.


На фото: Toyota 2000 GT


Правда, перед тем как выпустить серийную машину, руководство Тойоты начало рекламную кампанию. Toyota 2000 GT снялась в боевике о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды». По сюжету агент Её Величества попадает по долгу службы в Японию, а белоснежный кабриолет, специально построенный для фильма в двух экземплярах, водила японская девушка Бонда. Интересный факт: изначально планировалось задействовать в съемках купе, но исполнитель роли Бонда, актер Шон Коннери… не помещался в салон автомобиля. Что тут говорить о съемках из салона. Испугавшись, что режиссеры найдут для съемок другую машину, тойотовцы быстро срезали крышу и представили на съемку. В духе иных машин Бонда, «японка» была оснащена видеомагнитофоном, телевизором, записывающим устройством и телефоном.


На фото: Toyota 2000 GT Convertible, созданная для съемок в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» (You Only Live Twice), 1967


В серийном автомобиле, конечно, такого количества гаджетов не было, и владельцу приходилось довольствоваться лишь радиоприемником. Впрочем, салон машины был богато отделан кожей и полированным деревом, а на панели разместили целый блок приборов, в котором есть не только привычные спидометр и тахометр, но и, например, датчики температуры и давления масла, а посередине центральной панели разместились механические часики.





Конструктивно 2000 GT почти не отличается от своего прототипа: мощная лонжеронная рама и независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, только сзади место неразрезного моста заняла такая же двухрычажка. Под длинным капотом разместился рядный шестицилиндровый двигатель Toyota 3M, созданный совместно с мотористами Ямахи. Мотор с расположенным в головке блока распредвалом снабдили тремя двухкамерными карбюраторами Mikuni, в результате чего максимальная мощность достигала 150 л.с. при 6 600 об/мин, а крутящий момент – 175 Нм при 5 000. Момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью пятиступенчатой механической коробки передач.

С места до 100 км/ч японский суперкар разгонялся за 8,5 секунд, а максимальная скорость достигала 220 км/ч, в результате чего Toyota 2000 GT долгие годы оставалась самым быстрым автомобилем, выпущенным в Японии. Все 2000GT собирались на заводе Ямаха в Хаммацу, а всего был выпущен 351 автомобиль. Существовала и гоночная версия машины, которая участвовала в японском гоночном чемпионате 1967, где один из экипажей выиграл 24-часовую гонку на трассе Fuji. В 1968 году Кэролл Шелби построил три доработанных Toyota 2000GT для участия в гоночной серии SCCA. Машины снабдили тремя двухкамерными карбюраторами Holley и дисками American Racing.

1992 – Yamaha OX99-11 Prototype



Долгие годы Ямаха не возвращалась к разработке автомобилей и сконцентрировалась на мотоциклах. В компании были созданы десятки разных успешных конструкций, начиная от кроссовых мотоциклов и заканчивая высокоскоростными спортбайками. Мотористы Ямахи заслуженно пользовались богатейшим опытом конструкторов марки и создавали моторы, способные крутиться до 18 000 об/мин. Неудивительно, что к ним в 1989 году обратились конструкторы фирмы Zakspeed c просьбой создания гоночного мотора для нового болида Формулы-1 их команды. Позднее этот 3,5-литровый двигатель V12 с индексом OX-99 использовали в своих машинах команды Jordan, Brabham и Tyrell.

В 1992 году в Ямахе задумались о создании собственного суперкара с этим мотором, который совместил бы технологии гоночных автомобилей Формулы-1 и дорожных суперкаров. Разработку компоновки доверили инженерам английской компании IAD. Изначально машина задумывалась как четырехколесная интерпретация спортбайков Ямахи: рассматривалась, например, компоновка салона, где водитель и пассажир сидят друг за другом тандемом, однако впоследствии оставили только одно водительское сиденье посередине. «Автомобиль для эгоиста» имел в основе углепластиковый монокок и независимые подвески с толкающими штангами типа push-rod от формульного болида, а внешний дизайн углепластиковых же панелей был разработан с оглядкой на дизайн автомобилей группы С.




Отдельно стоит сказать о способе посадки. Откинув колпак из плексигласса, как будто у истребителя, пилот должен был перелезть через гигантские боковые понтоны и расположиться за рулевым колесом. Интерьер отделали углепластиком и обшили замшей, а на передней панели разместился целый блок приборов, контролирующих давление и температуру масла и топлива, а также тахометр, размеченный до 12 000 об/мин.



Двигатель V12 объемом 3,5 литра крепился прямо к монококу, из-за чего при его работе в салоне были постоянный шум и вибрации. Как и его гоночный предшественник, этот мотор имел систему смазки с «сухим» картером и пять клапанов на цилиндр: три на впуск и два на выпуск, при этом он имел сразу три каталитических нейтрализатора в выпускной системе, для того чтобы соответствовать самым жестким экологическим требованиям. Мощность мотора ограничили на отметке 420 л.с. при спортбайковских 10 500 об/мин, при этом максимальный крутящий момент достигает 295 Нм при 8 250 об/мин. Момент от двигателя передается на заднюю ось с помощью шестиступенчатой механической коробки передач, а для его реализации сзади установили межколесный самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.




В компании планировали начать серийную сборку суперкара уже в 1994 году, но финансовый кризис в Японии поставил крест на этом амбициозном проекте: в Ямахе просто не смогли найти клиентов, готовых выложить миллион (!) долларов за машину, фактически представлявшую собой гоночный болид с натянутым на него кузовом и номерными знаками. Всего было выпущено три суперкара ОХ99-11 красного, желтого и темно-синего цветов.

2015 – Yamaha Motiv.e Concept




После фиаско с выпуском собственного суперкара компания начинает сотрудничать с многими крупными автомобильными фирмами и предлагает свои услуги в создании двигателей. Но не так давно, в начале 2015 года, в Ямахе объявили о создании и выпуске компактного городского автомобильчика, получившего имя Yamaha Motiv.e, который был представлен этой осенью на Токийском автосалоне. Автомобиль спроектирован в соответствии с концепцией iStream, которую разработал известный британский инженер Гордон Мюррей.



iStream представляет собой технологическую цепочку, которая предполагает создание автомобиля наподобие конструктора, а главной идеей стал отказ от точечной сварки и штамповки деталей. В основе – простая стальная трубчатая рама, к которой крепятся отформованные пластиковые панели и силовой агрегат. По словам самого разработчика концепции, цех сборки автомобилей, сконструированных по технологиям iStream, потребует площади всего 20% от размера обычного завода. В зависимости от модификации, микрокар может быть оснащен как электромотором Zytek мощностью 25 киловатт, так и однолитровым трёхцилиндровым двигателем мощностью 80 л.с., разработанным Yamaha специально для этой модели. Оба мотора расположены под полом перед задней осью.




Масса новинки составит 700 кг, а динамические характеристики обеих машин разнятся. Электрокар, снабженный литий-ионной батареей емкостью 7,2 кВт*ч, может зарядиться от бытовой сети за три часа, имеет максимальную скорость 105 км/ч, при этом разгон до «максималки» занимает у него приблизительно 15 секунд. А вот его бензиновый аналог в этом плане куда интересней. Здесь максимальная скорость достигает сразу 160 км/ч, при этом разгон 0–100 км/ч занимает у машинки всего 10 секунд.

2015 – Yamaha Sports Ride Concept



Вместе с городским автомобилем на Токийском моторшоу был представлен компактный спорткар, получивший имя Sports Ride Concept. Первые тизеры с дизайном суперкара марки Yamaha попали в сеть за месяц до премьеры, где сразу произвели фурор. На автосалоне был представлен лишь поисковый макет перспективного автомобиля, не имеющий даже силового агрегата. Построенный с применением технологий iStream автомобиль длиной 3,9 метра имеет трубчатую стальную раму и броские внешние панели кузова, выполненные из углепластика. Он также должен получить четырёхцилиндровый рядный двигатель и роботизированную трансмиссию. Сейчас в компании ведутся поиски подходящего мотора.

Перспективы

Первым в серийное производство пойдет городской Motiv.e, который должен появиться на дорогах в 2019 году. Среднемоторный спорткар появится не ранее 2020 года, а в далеких перспективах ямаховцы должны выпустить сконструированный по технологиям iStream небольшой кроссовер.



Интересные факты

Логотип фирмы Yamaha представляет собой имя основателя в сочетании с тремя камертонами. Число три выбрано неспроста – это основополагающие факторы корпорации, символизирующие связь между технологиями, производством и продажами.

Среди моторов, созданных инженерами Ямахи в период 1990–2000 годов, стоит отметить двигатели V6 и V8 для Ford Taurus SHO, двигатель V10 для Lexus LFA, а также V8, нашедший применение в моделях Volvo. Все они выпускаются на собственном заводе, а общий счет выпущенных в Японии моторов только для Тойоты и Лексуса уже перевалил за три миллиона.



В чем фишка Yamaha?

Компания – разработчик высококлассных мотоциклов и снегоходов.

Ямаха – крупнейший производитель лодочных моторов и аудиосистем высокого класса.

Богатый опыт в конструировании двигателей для разнообразных фирм, в том числе и для формульных болидов.

Применение технологии iStream для выпуска собственных автомобилей марки.


Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Михаил

до 92 был намного лучше, имхо.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

794 0 0
Статьи / История
Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика "на гужевом ходу" возникла почти сразу после…

2310 0 5
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

7860 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

629 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

1564 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

8246 19 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20445 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14383 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12270 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71787 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13200 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9059 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52099 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9226 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7383 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367069 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247115 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113343 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?