Суперкары в деталях: Yamaha, мастера на все руки

                 Японский концерн Ямаха – один из крупнейших в мире. Ряд его подразделений занимается выпуском высококлассных скоростных мотоциклов, снегоходов и лодок, а также не менее высококлассных аудиокомпонентов. Но немногие знают, что фирма активно сотрудничает с автомобильными концернами и даже разрабатывает собственные суперкары.
 

История появления фирмы уходит своими корнями в конец 19-го века, когда японский предприниматель Торакусу Ямаха создал собственную фирму по ремонту медицинских инструментов. Один из клиентов, обратив внимание на пунктуальность и точность Ямахи в ремонте изделий, попросил мастера отремонтировать его язычковый орган – фисгармонию. Ямаха согласился и предоставил отремонтированное устройство владельцу, а после этого задумал создать собственный образец органа. Он создал музыкальный инструмент вручную, основываясь на конструкции, которую ремонтировал ранее. После ряда неудач его органы были признаны обществом и пользовались успехом в Японии и за рубежом.

Уже в 1902 году компания начала выпуск роялей, а позднее, используя навыки в обработке дерева, организовала производство мебели. В 1921 году по заказу правительства Японии компания Yamaha начинает выпуск деревянных пропеллеров для японских самолетов, впоследствии перейдя к изготовлению металлических. Перед войной компания начала выпуск собственной линейки гитар, а в 1955 году благодаря накопленному опыту в металлообработке и промышленном производстве было создано подразделение Yamaha Motor Company, первенцем которого стал мотоцикл Yamaha YA-1. Именно с него началась современная история мотоциклетного бренда Ямаха, известного во всем мире.

1964 – Yamaha A550X Prototype

Yamaha_A550X_triodriverblog.jpg

На фото: Yamaha A550X Prototype


В 60-е годы в штате фирмы трудились лучшие инженеры и конструкторы Японии. Неудивительно, что разработчики Nissan обратились к специалистам Ямахи за помощью в создании спортивного автомобиля. За основу взяли родстер Nissan Fairlady 1960 года выпуска, для удешевления разработки были использованы та же рама и зависимая задняя подвеска, что и у прототипа, а под капотом оказалась сконструированная Ямахой двухлитровая рядная «четверка» с двумя распредвалами в головке блока. Автомобиль, получивший в заводской документации индекс А550Х, был представлен руководству Nissan в 1964 году, но был отклонен в связи с устаревшей конструкцией. В Ниссане пошли по своему пути, и таким образом родилась модель Datsun 240Z c несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. А вот прототип Ямахи оказался не у дел.

Впрочем, глаз на эту машину положили руководители другой японской фирмы – Toyota. В фирме хотели доказать миру, что они умеют строить не только малолитражки, но и суперкары, обладающие высокими скоростными и динамическими характеристиками. Доводка прототипа машины, получившей позднее имя Toyota 2000 GT, продлилась почти целый год, а предсерийный автомобиль под слоганом «первый японский суперкар» был представлен на Токийском моторшоу 1965 года и сразу произвел фурор не только у себя на родине, в Японии, но и во всем мире.

Облик новой Тойоты получился настолько космическим, что многие эксперты посчитали, что машина так и останется прототипом. Еще бы: огромный капот, каплевидной формы кабина, поднимающиеся фары и море хрома – дизайн японского суперкара создавался с явной оглядкой на западные аналоги. Но скептики были посрамлены: спустя два года испытаний машина в первозданном виде добралась до мелкосерийного производства.


На фото: Toyota 2000 GT


Правда, перед тем как выпустить серийную машину, руководство Тойоты начало рекламную кампанию. Toyota 2000 GT снялась в боевике о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды». По сюжету агент Её Величества попадает по долгу службы в Японию, а белоснежный кабриолет, специально построенный для фильма в двух экземплярах, водила японская девушка Бонда. Интересный факт: изначально планировалось задействовать в съемках купе, но исполнитель роли Бонда, актер Шон Коннери… не помещался в салон автомобиля. Что тут говорить о съемках из салона. Испугавшись, что режиссеры найдут для съемок другую машину, тойотовцы быстро срезали крышу и представили на съемку. В духе иных машин Бонда, «японка» была оснащена видеомагнитофоном, телевизором, записывающим устройством и телефоном.


autowp.ru_toyota_2000gt_convertible_1.jpg

На фото: Toyota 2000 GT Convertible, созданная для съемок в фильме о Джеймсе Бонде "Живешь только дважды" (You Only Live Twice), 1967


В серийном автомобиле, конечно, такого количества гаджетов не было, и владельцу приходилось довольствоваться лишь радиоприемником. Впрочем, салон машины был богато отделан кожей и полированным деревом, а на панели разместили целый блок приборов, в котором есть не только привычные спидометр и тахометр, но и, например, датчики температуры и давления масла, а посередине центральной панели разместились механические часики.



Конструктивно 2000 GT почти не отличается от своего прототипа: мощная лонжеронная рама и независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, только сзади место неразрезного моста заняла такая же двухрычажка. Под длинным капотом разместился рядный шестицилиндровый двигатель Toyota 3M, созданный совместно с мотористами Ямахи. Мотор с расположенным в головке блока распредвалом снабдили тремя двухкамерными карбюраторами Mikuni, в результате чего максимальная мощность достигала 150 л.с. при 6 600 об/мин, а крутящий момент – 175 Нм при 5 000. Момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью пятиступенчатой механической коробки передач.

С места до 100 км/ч японский суперкар разгонялся за 8,5 секунд, а максимальная скорость достигала 220 км/ч, в результате чего Toyota 2000 GT долгие годы оставалась самым быстрым автомобилем, выпущенным в Японии. Все 2000GT собирались на заводе Ямаха в Хаммацу, а всего был выпущен 351 автомобиль. Существовала и гоночная версия машины, которая участвовала в японском гоночном чемпионате 1967, где один из экипажей выиграл 24-часовую гонку на трассе Fuji. В 1968 году Кэролл Шелби построил три доработанных Toyota 2000GT для участия в гоночной серии SCCA. Машины снабдили тремя двухкамерными карбюраторами Holley и дисками American Racing.

1992 – Yamaha OX99-11 Prototype


autowp.ru_yamaha_ox99-11_9.jpg


Долгие годы Ямаха не возвращалась к разработке автомобилей и сконцентрировалась на мотоциклах. В компании были созданы десятки разных успешных конструкций, начиная от кроссовых мотоциклов и заканчивая высокоскоростными спортбайками. Мотористы Ямахи заслуженно пользовались богатейшим опытом конструкторов марки и создавали моторы, способные крутиться до 18 000 об/мин. Неудивительно, что к ним в 1989 году обратились конструкторы фирмы Zakspeed c просьбой создания гоночного мотора для нового болида Формулы-1 их команды. Позднее этот 3,5-литровый двигатель V12 с индексом OX-99 использовали в своих машинах команды Jordan, Brabham и Tyrell.

В 1992 году в Ямахе задумались о создании собственного суперкара с этим мотором, который совместил бы технологии гоночных автомобилей Формулы-1 и дорожных суперкаров. Разработку компоновки доверили инженерам английской компании IAD. Изначально машина задумывалась как четырехколесная интерпретация спортбайков Ямахи: рассматривалась, например, компоновка салона, где водитель и пассажир сидят друг за другом тандемом, однако впоследствии оставили только одно водительское сиденье посередине. «Автомобиль для эгоиста» имел в основе углепластиковый монокок и независимые подвески с толкающими штангами типа push-rod от формульного болида, а внешний дизайн углепластиковых же панелей был разработан с оглядкой на дизайн автомобилей группы С.


autowp.ru_yamaha_ox99-11_5.jpg



Отдельно стоит сказать о способе посадки. Откинув колпак из плексигласса, как будто у истребителя, пилот должен был перелезть через гигантские боковые понтоны и расположиться за рулевым колесом. Интерьер отделали углепластиком и обшили замшей, а на передней панели разместился целый блок приборов, контролирующих давление и температуру масла и топлива, а также тахометр, размеченный до 12 000 об/мин.


autowp.ru_yamaha_ox99-11_13.jpg


Двигатель V12 объемом 3,5 литра крепился прямо к монококу, из-за чего при его работе в салоне были постоянный шум и вибрации. Как и его гоночный предшественник, этот мотор имел систему смазки с «сухим» картером и пять клапанов на цилиндр: три на впуск и два на выпуск, при этом он имел сразу три каталитических нейтрализатора в выпускной системе, для того чтобы соответствовать самым жестким экологическим требованиям. Мощность мотора ограничили на отметке 420 л.с. при спортбайковских 10 500 об/мин, при этом максимальный крутящий момент достигает 295 Нм при 8 250 об/мин. Момент от двигателя передается на заднюю ось с помощью шестиступенчатой механической коробки передач, а для его реализации сзади установили межколесный самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.


autowp.ru_yamaha_ox99-11_8.jpg



В компании планировали начать серийную сборку суперкара уже в 1994 году, но финансовый кризис в Японии поставил крест на этом амбициозном проекте: в Ямахе просто не смогли найти клиентов, готовых выложить миллион (!) долларов за машину, фактически представлявшую собой гоночный болид с натянутым на него кузовом и номерными знаками. Всего было выпущено три суперкара ОХ99-11 красного, желтого и темно-синего цветов.

2015 – Yamaha Motiv.e Concept


yamaha_motiv.e_concept_2.jpg



После фиаско с выпуском собственного суперкара компания начинает сотрудничать с многими крупными автомобильными фирмами и предлагает свои услуги в создании двигателей. Но не так давно, в начале 2015 года, в Ямахе объявили о создании и выпуске компактного городского автомобильчика, получившего имя Yamaha Motiv.e, который был представлен этой осенью на Токийском автосалоне. Автомобиль спроектирован в соответствии с концепцией iStream, которую разработал известный британский инженер Гордон Мюррей.


yamaha_motiv.e_concept_3.jpg


iStream представляет собой технологическую цепочку, которая предполагает создание автомобиля наподобие конструктора, а главной идеей стал отказ от точечной сварки и штамповки деталей. В основе – простая стальная трубчатая рама, к которой крепятся отформованные пластиковые панели и силовой агрегат. По словам самого разработчика концепции, цех сборки автомобилей, сконструированных по технологиям iStream, потребует площади всего 20% от размера обычного завода. В зависимости от модификации, микрокар может быть оснащен как электромотором Zytek мощностью 25 киловатт, так и однолитровым трёхцилиндровым двигателем мощностью 80 л.с., разработанным Yamaha специально для этой модели. Оба мотора расположены под полом перед задней осью.


yamaha_motiv.e_concept_1.jpg



Масса новинки составит 700 кг, а динамические характеристики обеих машин разнятся. Электрокар, снабженный литий-ионной батареей емкостью 7,2 кВт*ч, может зарядиться от бытовой сети за три часа, имеет максимальную скорость 105 км/ч, при этом разгон до «максималки» занимает у него приблизительно 15 секунд. А вот его бензиновый аналог в этом плане куда интересней. Здесь максимальная скорость достигает сразу 160 км/ч, при этом разгон 0–100 км/ч занимает у машинки всего 10 секунд.

2015 – Yamaha Sports Ride Concept



Вместе с городским автомобилем на Токийском моторшоу был представлен компактный спорткар, получивший имя Sports Ride Concept. Первые тизеры с дизайном суперкара марки Yamaha попали в сеть за месяц до премьеры, где сразу произвели фурор. На автосалоне был представлен лишь поисковый макет перспективного автомобиля, не имеющий даже силового агрегата. Построенный с применением технологий iStream автомобиль длиной 3,9 метра имеет трубчатую стальную раму и броские внешние панели кузова, выполненные из углепластика. Он также должен получить четырёхцилиндровый рядный двигатель и роботизированную трансмиссию. Сейчас в компании ведутся поиски подходящего мотора.

Перспективы

Первым в серийное производство пойдет городской Motiv.e, который должен появиться на дорогах в 2019 году. Среднемоторный спорткар появится не ранее 2020 года, а в далеких перспективах ямаховцы должны выпустить сконструированный по технологиям iStream небольшой кроссовер.


history.png


Интересные факты

Логотип фирмы Yamaha представляет собой имя основателя в сочетании с тремя камертонами. Число три выбрано неспроста – это основополагающие факторы корпорации, символизирующие связь между технологиями, производством и продажами.

Среди моторов, созданных инженерами Ямахи в период 1990–2000 годов, стоит отметить двигатели V6 и V8 для Ford Taurus SHO, двигатель V10 для Lexus LFA, а также V8, нашедший применение в моделях Volvo. Все они выпускаются на собственном заводе, а общий счет выпущенных в Японии моторов только для Тойоты и Лексуса уже перевалил за три миллиона.


yamaha.png


В чем фишка Yamaha?

Компания – разработчик высококлассных мотоциклов и снегоходов.

Ямаха – крупнейший производитель лодочных моторов и аудиосистем высокого класса.

Богатый опыт в конструировании двигателей для разнообразных фирм, в том числе и для формульных болидов.

Применение технологии iStream для выпуска собственных автомобилей марки.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
2 комментария
17.11.2015 17:45
Михаил

до 92 был намного лучше, имхо.


19.07.2018 21:19
ateroxis@gmail.com

Почему ни слова не написано, что Yamaha конструировала двигатели для европейских и американских моделей Ford? С 2005 по 2010 год компания выпускала 4.4 литровый V8 для Volvo. Этот же двигатель использует и фирма Noble в своей модели M600. Также Yamaha и Toyota разработали двигатели для Toyota Celica GT4 , Toyota Celica GT-S, Lexus ISF и Lexus LFA.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы