Утром стулья, вечером деньги: как автодилеры выживают на госзакупках

Непосвященный читатель наверняка думает, что главная проблема государственного заказа — это коррупция и откаты. На самом деле в законах и без того хватает глупостей. Сколько же можно заработать, продавая машины через тендеры и зачем дилеры в них ввязываются, даже если это убыточно?

Правдивая история о применении замечательного Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N94-ФЗ, произошедшая в период его действия до 01.01.2015 г.

Итак, автосалон, официальный дилер одного известного бренда в регионе, принимает участие в тендере на поставку транспортного средства, легкового автомобиля начальной (максимальной) стоимостью 1 000 000 руб. для государственного учреждения города А. Машина, указанная в конкурсной документации, в соответствующей комплектации и оборудованием в наличии, необходимые документы подготовлены, взнос за участие в размере 1% от стоимости контракта оплачен.

Тендер проведен, мы победили, ура!

Но, как оказалось, радость была преждевременной. Мы получаем контракт для подписания, подготовленный с учетом требований вышеупомянутого закона. Читаем условия:

Depositphotos_21568629_original.jpg

Фото: depositphotos.com


Поставщик (автосалон) обязуется передать автомобиль в течение 10 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта по акту приема-передачи?! Простите, а деньги?

Читаем далее. Заказчик обязуется оплатить Товар (автомобиль) в течение 30 календарных дней с момента передачи транспортного средства и подписания акта приема-передачи. Получается, автосалон должен передать автомобиль вообще без оплаты!?

Посчитаем экономику. Средняя стандартная наценка на автомобили составляет 7%, но в большинстве случаев корпоративных продаж она ниже — от 2 до 4%. Примем среднюю за 3%, в нашем случае она составит 30 000 руб.

Проценты за пользование банковским кредитом из расчета 18% годовых, 1,5% в месяц, за 45 календарных дней от закупочной цены 970 000 руб. составят 21 825 руб., округлим до 22 000 руб. Зарплату продавца плюс прочие расходы на одну машину определим в 10 000 руб.

Подведем итог:

30 000 — 22 000 — 10 000 = минус 2 000 рублей.

Оставим пока эмоции в стороне, описанная выше сделка еще цветочки...

Следующий случай корпоративной продажи. Действующие лица почти те же, автосалон и администрация города С. Предмет поставки — автомобиль начальной (максимальной) стоимостью 900 000 руб. Необходимое транспортное средство в наличии, снова документы, оплата участия... Тендер проведен, и мы — о чудо! — опять выиграли.


Depositphotos_38802861_original.jpg



Получаем контракт, читаем условия...

Поставщик обязуется в течение 10 рабочих дней перечислить Заказчику денежный взнос в размере 30% от стоимости контракта в счет обеспечения исполнения обязательств по контракту. Да-да, вы не ошиблись, именно Поставщик должен заплатить 300 000 руб. Заказчику! Уффф... Читаем дальше.

Заказчик после получения обеспечительного взноса в течение 10 рабочих дней обязуется оплатить аванс в размере 30% от стоимости контракта. Поставщик после получения аванса в течение 10 рабочих дней обязуется передать Товар (автомобиль) Заказчику по акту приема-передачи. Заказчик в течение 20 рабочих дней после получения Товара и подписания акта приема-передачи обязуется перечислить 70% от суммы контракта. Поставщик в течение 10 рабочих дней после получения полной суммы контракта обязуется передать Заказчику полный комплект бухгалтерских документов: накладную и счет-фактуру.

И апофеоз сделки! Заказчик в течение 10 рабочих дней после получения полного комплекта бухгалтерских документов обязуется вернуть сумму обеспечительного платежа в размере 30% от суммы контракта! Сделка завершена!

Подведем экономический итог продажи. Наценка — 27 000 руб. Проценты за пользование банковским кредитом за 90 дней (с учетом выходных) — 43 650 руб. Зарплата продавца и прочие расходы — 10 000 руб.

Итого: 27 000 — 43 650 — 10 000 = минус 26 650 руб.

Перейдем к "интересным" выводам. Обе сделки убыточные. Претензии к организаторам тендеров по условиям контрактов ограничились ответами: "У нас такая форма, мы ничего изменить не можем и не будем". Основной, загадочный вопрос о перечислении денежных средств Поставщиком в счет обеспечения исполнения обязательств по контракту вообще оказался риторическим (читай Закон 94-ФЗ статья 29, пункт 4).


Depositphotos_2191147_original.jpg



Как бы это было ни смешно, вышеописанная ситуация чудесно обыграна в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев", помните диалог?

Остап Бендер: "А можно стулья сегодня, а деньги завтра?"
Монтер Мечников: "Можно, но деньги вперед!"

Даже 100 лет назад не возникало вопроса, что сначала нужно заплатить, а потом получить товар, однако в наши дни, оказывается, можно наоборот, причем по закону!

Извините, господа законодатели, как можно было в здравом уме и при полной памяти придумать формулировку и включить ее в таком виде в Закон: "Денежное обеспечение в счет исполнения обязательств по контракту"!?

Представляю себе ситуацию. Автор закона приходит в магазин, набирает грузовик продуктов и на кассе говорит: "А деньги я вам перечислю через 30 календарных дней в соответствии с условиями контракта, на основании действующего законодательства".

Или уж совсем Простоквашино получается: "Я вам аванс принес, только я вам его не отдам, вы еще обеспечение в счет исполнения обязательств не перечислили...".


2edf84438be988aaa49d3644ff459687.jpg



Но, простите, мы забыли, указанный Закон N94-ФЗ утратил свою силу с 01.01.2015 года. Давайте же почитаем новый Федеральный закон от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2015 г.

Итак...

Статья 34. Контракт

...

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Если переводить с юридического языка на человеческий, то требование об обеспечении своих обязательств никуда не делось, несмотря на то, что систему госзакупок вроде бы реформировали.


6bdcc945ebfbad71261761611d60ded2.jpg



Но зачем тогда дилеру вообще госзакупки?

Как видите, занятие это не слишком прибыльное, а в ряде случаев так и вовсе убыточное. Зачем тогда вообще это нужно? Ну, во-первых, не все дилеры живут на кредитные средства, а только лишь около 50%. У остальных есть свои оборотные средства, и они не несут тяжести выплаты процентов. Во-вторых, есть такая штука, как план продаж. Выполнение плана — залог хороших отношений с представительством марки. За невыполнение могут снизить квоты, оштрафовать или вообще отобрать дилерство. Поэтому в штуках продажи надо наращивать, даже если заработок копеечный. За перевыполнение же можно получить приятные бонусы. В-третьих, на продаже самих машин дилерский бизнес не заканчивается. К машине идет дополнительное оборудование вроде сигнализации, на которую наценка будет выше. А затем, на период гарантии, государственные машины будут обслуживаться у дилера, и это тоже доход.

Что в итоге?

Законодательство не слишком дружелюбно к бизнесу, и чем этот бизнес мельче, тем ему труднее. На рынке выживают обычно самые сильные и самые крупные — такова суровая правда жизни.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
12.03.2015 21:11
Alina Levicheva

Странная статья, есть N94-ФЗ по нему идут все госзакупки, может он не идеальный, но другого все равно нет. Если сотрудники,которые отвечают за тендер со стороны автосалона не посчитали затраты и не прочитали контракт (образец обычно всегда есть в тендерных документах),а потом снижались в аукционе до последнего, то сами виноваты. Условия для всех одни и никто не виноват,что конкретный участник кредитными средствами платит. Так что скорее на лицо не компетентные сотрудники,которые нашли новый способ выполнить план и неудосужились разобраться во всех тонкостях.


13.03.2015 15:13
Алексей Чернов

Для начала закон действовал, до 01.01.2014 года. Во вторых, обеспечение в 30 % предусмотрено для того, чтобы недобросовестные поставщики не занизили стоимость по максимуму, для того чтобы победить в тендере. И конечно же в 3 , дилеры от реализации, в том числе опережающие плановые показатели, получают свои пряники.

Таки тогда вопрос к автору статьи, что не так то?


20.03.2015 15:54
Степан Баклушин

Во вторых, обеспечение в 30 % предусмотрено для того, чтобы недобросовестные поставщики не занизили стоимость по максимуму, для того чтобы победить в тендере.

А как обеспечение мешает недобросовестным поставщикам участвовать в тендере?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings