Всегда свежее: почему нельзя постоянно доливать масло вместо замены?

Среди многих способов способов убивать машину по-варварски выделяется практикуемый многими «я доливаю». Речь идёт о масле, слишком высокий расход которого, по мнению некоторых автолюбителей, позволяет не менять его полностью, а ограничиваться регулярной доливкой. В свое время была даже поговорка: «В Волге масло не меняют, в Волгу масло доливают». Волга-то, может, такой подход и переживает (хотя это не точно), а вот современные иномарки с прогрессирующим масляным аппетитом эту практику вынести не в состоянии. Обычно долив масла вместо его замены приводит к быстрому ухудшению ситуации и дорогому ремонту. Почему? Вот об этом сегодня и поговорим.

Почему бы и нет?

При масляном аппетите больше литра на пару тысяч километров пробега нормальный водитель задумывается о ремонте поршневой, а ненормальный перестает менять масло вовсе, ограничиваясь его доливкой. Конечно, в совсем крайнем случае наличие масла в картере важнее его качества, но в процессе эксплуатации оно активно меняется под воздействием агрессивной химии и продуктов износа. Очистка фильтром не обеспечивает полного восстановления его качества: меняется как сама основа масла, отчего оно становится более жидким, так и срабатываются или выпадают в виде золы и нагара в местах перегрева имеющиеся в нем присадки.

Check engine light

Долив новых порций масла немного восстанавливает количество присадок и фракционный состав, но хватает этой меры ненадолго. Достаточно быстро объём новых компонентов просто теряется в объёме того шлама, который копится в картере двигателя, а щелочное число и вовсе не восстанавливается до нормального уровня. К тому же картер работает как гравитационный фильтр, и часть тяжелых и плотных отложений опускается на дно картера и частично связывается углеводородными композициями. Эта “каша” не проходит через фильтр, но легко обеспечивает резкое повышение концентрации загрязнений, если мотор «встряхнуть» (например, увеличить обороты).  

Масляный фильтр, даже полнопоточный, как на большинстве современных машин, фильтрует далеко не весь объём масла.  На больших оборотах или же при большой вязкости масла (например, на холодном моторе) много масла проходит через байпасный клапан фильтра вместе со всеми накопившимися загрязнителями, в том числе — с крупными частицами износа двигателя. И процесс этот нелинейный:  попадание в подшипники продуктов износа на порядки ускоряет износ почти всех компонентов, от вкладышей коленвала до цепей мотора, вследствие чего поступление новых продуктов износа в масло стремительно растёт.

Auto mechanic holding oil filter

Разумеется, сам масляный насос от этого страдает сильнее всего, ведь в него масло попадает прямо из картера через простейший сетчатый фильтр грубой очистки или даже без него.

Осложняет ситуацию еще и почти всегда практикуемый переход на самые дешевые сорта масел с минимальным объемом присадок и неизвестно каким качеством основы.  И в итоге просто залегшие маслосъемные кольца приводят к повреждению почти всех компонентов мотора, после чего его иногда проще выбросить.

Pouring oil to car engine, close up

Хорошо, если мотор ремонтопригоден, и вернуть его к жизни будет не слишком дорого… А ведь у новых двигателей есть куча компонентов, состояние которых напрямую зависит от чистоты, качества и давления масла. Например, фазорегуляторы или системы, позволяющие изменять ход клапана в зависимости от числа оборотов коленвала. К тому же старое масло интенсивнее испаряется и загрязняет систему вентиляции и впускной коллектор.

Поможет или нет?

Чем хороша полная замена? Когда сливается весь объем масла, его донный слой в картере удаляется очень интенсивно, частично даже прочищая накопившиеся загрязнения у сетки маслозаборника за счет большой скорости слива. Если заливка свежего масла идёт через ГБЦ, оно хорошим потоком смывает все накопленные там загрязнения. Новая порция масла имеет очень высокие моющие качества и высокое щелочное число, хорошо промывает мотор первые тысячи километров пробега. Все смытые загрязнения масло отправит в масляный фильтр, и они не будут накапливаться в картере.  А заодно оно промоет все мелкие сетчатые фильтры, которые присутствуют в системах фазовращателей и даже в подшипниках балансирных валов.

Depositphotos_166788760_xl-2015

Хорошее свежее масло немного восстанавливает эластичность стареющих резинотехнических элементов. Ну и само собой, расчетные вязкость и другие триботехнические характеристики такого масла и их отклонение от нормы при пробегах до 250-400 моточасов обычно находится в пределах допуска для мотора. Старое масло, пусть и разбавленное литром нового, соответствие допускам обеспечивать не может.

Я очень надеюсь, что когда подойдет срок очередной замены масла, вы вспомните всё вышесказанное. «Я же недавно доливал, доезжу еще пару тысяч километров» и «всё равно там масло новое, зачем ещё его менять» — это в корне неправильная позиция, способная вывести из строя мотор очень и очень быстро.

Опрос
Вам случалось доливать масло вместо замены?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
11 комментариев
10.12.2018 17:04
Разумеется, сам масляный насос от этого страдает сильнее всего, ведь в него масло попадает прямо из картера через простейший сетчатый фильтр грубой очистки или даже без него.

А что может страдать в примитивном шестеренчатом насосе? ;)

6

10.12.2018 20:43
Борис Игнашин

корпус, подшипники, цепи, подвижная часть корпуса на насосах с регулируемой подачей, плунжер байпасного клапана, регулирующий вентиль, если конструкция как у хюндаев некоторых, да много чего

16

20.12.2018 23:28
Борис Игнашин

завтра выйдет вторая часть про Эпику, так вот там маслонасос клинит при грязном масле

1

11.12.2018 05:31
Фёдор

Менял масло 2 раза в год (5-10 тыс. км между заменами.). Начался масложор на двигателе 1-2 л/1000 км, стал менять масло 1 раз в год, т.к. за полгода получалось 2-кратное обновление масла. Хватило ума, чтобы не отказываться от замены совсем - это же не 2-тактный двигатель с питанием смесью.

7

23.03.2019 15:28
Анатолий

Использую LiquiMoly Top Tec 6300 0W-20. С расходом масла и топлива проблем абсолютно нет, экономично все выходит. Но масло я всегда меняю, рисковать как-то не хочется.


14.12.2018 12:36
altersin

Доливать ДО замены приходилось, доливать ВМЕСТО замены - это жесть какая-то. Даже не знаю что страшнее, что мотор столько жрёт масла или что его ещё больше убивают этим доливом..

10

20.12.2018 16:15

Сужу по своим клиентам: логики про Волгу придерживаются либо очень немолодые люди, либо, напротив, очень молодые. И те, и другие, как правило, имеют весьма туманные представления о том, чем, собственно, свежезалитое масло может "помочь" шламу и коксу, активно копящимся в их ДВС.

2

28.10.2020 20:07
Advisor

Борис, очень эмоционально и убедительно написано про "непрерывную частичную замену масла" и ее чудовищный вред.

Можно ссылку хотя бы на одну научно-исследовательскую работу (academic papers), на основе которой вы изложили ваши утверждения?

Вполне подойдут исследования и тесты R&D подразделений автомобильных концернов.

Я понимаю, что написано вами 2 года назад, но пока очень похоже на отсебятину и коллективную гаражную мудрость. По-крайней мере беглое изучение патентов ученых из японских автокорпораций еще 70-ых 80-ых годов ставят под сомнения ваши слова.

Будьте добры - тексты исследований и научных работ специалистов по каждому утверждению или уберите свою статью из поиска.


25.11.2022 19:16
Виталий Гридасов

500000 км.на мобил делвак 5w40 полет нормальный если двигатель является двигателем то сказки про супер масла бред ,но повторю если двигатель является двигателем ,а не одноразовым простите гон.....ном.у нас с батей был москвмч 412 иэ 028 1988г. выпуска масло меняли раз в 10000км. М6 10г или м6 12г до ремонта проходил 250 000 км.эксплуатация от минус 30 до плюс 40 градусов плюс 40 км до дачи по очень пыльной дороге 3 раза в неделю и ни чего все ходило и работало если так солярис на пречь то дай бог тысяч 70 80 проидет


18.05.2023 13:26
MrFixIt

Вывод интуитивно верный, но никаких ссылок на исследования, цифры. Как меняется шелочное число, вязкость масла, при какой доле замены, меняется ли фильтр? Очевидно, расход 1л/2000км или 0,5/1000 укладывается в нормативный расход для некоторых двигателей. В таком случае доливаемое масло не изменит расчётный срок замены. Но если сверх нормативный объем доливаемого масла обновляет весь заправочный объем на середине расчётного срока (долив 1,5л/1000км), то все вопросы остаются лишь к фильтру (регламентная замена) и причине такого расхода (неисправность может вести к ускоренному старению масла). В части фильтра выглядит не адекватным тезис о срабатывани обходного (редукционного) клапана. До срабатывания клапана при предельных нагрузках весь объем масла фильтруется примерно за минуту. Какой же объем частиц, как предполагает автор, может появиться в масле в период срабатывания клапана, что именно срок замены масла будет являться критической величиной? Тема надуманная, так как если двигатель исправен - не может возникнуть вопроса о влиянии долива масла на срок замены, а если не исправен - владельцу нужно лишь оправдание решения: платить за ремонт или сверхнормативный расход в период до утилизации или продажи этого ТС. Хотя, очевидно без расчёта, что именно решение о судбе ТС нужно как можно быстрее.


30.08.2023 09:24
Roman Mangrim

3 года ездил на машине с расходом литр на 400 км, просто доливая масло из светофора по 650р за 4 литра


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings