Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

12924 0 2
Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их зачастую оборонные и полуоборонные заводы, имевшие весьма слабое представление об особенностях сферы защиты от угона в частности и о товарах народного потребления вообще…

Добро пожаловать на очередную экскурсию в советское автомобильное ретро. «Колеса» представляют вашему вниманию очередные три «капсулы времени» — охранные устройства «Made in USSR», надолго забытые владельцами на пыльных полках старых гаражей… Когда-то дефицитные и желанные для каждого советского автовладельца гаджеты сегодня стали техническими курьезами. Тем не менее, смахнем с них четвертьвековую пыль, извлечем из упаковки и критически изучим!

«С претензией на дизайн»

Вследствие близости прибалтийских республик к Европе, в советское время производимые ими товары народного потребления отличались намеком на какой-никакой дизайн. Собственно, и сигнализация «Саргис 2М» таурагского Завода элементов вычислительных машин неплохо смотрится на фоне прочих отечественных автомобильных охранных систем того времени. Многие советские сигнализации, выпускаемые оборонными «почтовыми ящиками», были выполнены в металлических корпусах жуткого индустриального типа, с использованием для коммутации военных разъемов, в грубой таре из кошмарного картона десятой переработки без полиграфии. А вот литовский «Саргис 2М», выпускавшийся в СССР огромными партиями не менее десятка лет, имел симпатичный пластиковый корпус, контактные выводы ножевого типа, как принято в автопроме, и приличную упаковочную коробку.

001

Большинство советских сигнализаций использовали в качестве звукового извещателя штатный клаксон машины. Располагался он, как правило, между радиатором и его решеткой, и провода к нему угонщик легко мог оборвать крючком из толстой проволоки.  Поэтому одной из фирменных особенностей «Саргиса» был включенный в комплект небольшой звуковой сигнал, который предлагалось разместить в труднодоступном извне месте – под бампером или под капотом. Сегодня, когда «колокольчик» идет в комплекте с любой, даже самой дешевой сигналкой, сложно оценить значимость сирены из комплекта «Саргиса». Однако в эпоху тотального дефицита автозапчастей такой подарок в комплекте охранного устройства был очень кстати!

002

Принцип работы «Саргиса» очень прост, что типично для тех лет. Сигнализация включалась секретным тумблером: им надо было щелкнуть за несколько секунд до покидания автомобиля и повторно — через несколько секунд после посадки за руль. Система реагировала ревом клаксона на раскачивание кузова или открытие дверей: детектор колебаний использовался механический, в виде пружинящего контактного маятника с грузиком и ручки-регулятора, изменяющей чувствительность маятника.

003

004 005 006

Плюсы

  1. Потребление тока в дежурном режиме у простых «охранок», построенных на дюжине транзисторов, очень низкое. Во время нашего замера «Саргис 2М» показал 6 миллиампер – результаты на зависть современным охранным системам!
  2. Еще один плюс «Саргиса» — возможность фиксации маятника датчика качания, чтобы он не дребезжал на ходу. Такой функции я не встречал ни в одной отечественной сигналке с датчиками колебаний маятникового типа, все они на ходу раздражающе постукивали и побрякивали.

Минусы

  1. Чтобы регулировать чувствительность датчика удара, блок сигналки должен устанавливаться так, чтобы водитель имел легкий доступ к ручке регулировки чувствительности. А это идет вразрез со скрытностью монтажа…
  2. Второй минус – еще серьезнее. Сигнализация рассчитывалась в основном на создание шума при попытке обокрасть салон. Противоугонная функция представляет собой блокировку цепи зажигания, и осуществляла это даже не сама сигнализация, а тумблер, который её включал. Он состоял из двух контактных пар, одна из которых подавала плюс на сигналку, а вторая – разрывала цепь бобины. Иными словами, отключение тумблера, серьезно спрятать который было невозможно, обрубало и звук клаксона, и защиту от угона одним щелчком…
  3. Ну и третий минус – после срабатывания сигнализации клаксон гудел, пока не сядет аккумулятор. Отключать её нужно было вручную.

«Самые большие микросхемы в мире»

Помните старую шутку про советские микросхемы, которые самые большие в мире? Благодаря увлечению в порядке хобби изучением отечественного противоугонного ретро-оборудования, я пропустил через свои руки немало такого «железа». И вынужден признать: автосигнализация «Дар» — наверное, самая крупногабаритная из тех, что мне встречались… Центральный блок имел габариты 15 х 13 х 5 см – натуральный кирпич!

007

«Дар» — радиоохранная система. Контролируя открытие дверей, вибрацию кузова и включение зажигания, она предупреждала владельца автомобиля не только ревом клаксона, но и удаленно по радиоканалу, в качестве которого использовалась частота гражданского диапазона – 27.140 МГц. В 80-х в продаже встречались версии «Дара» с комплектным портативным приемником размером чуть больше сигаретной пачки, а позже, в начале 90-х, появились и удешевленные версии, без приемника. Инструкция гласила: «В качестве приемника сигнала охранной системы используется имеющаяся у владельца собственная портативная радиостанция типа «Гродно-Р», «Пилот», «Веда-ЧМ» или аналогичная, диапазона 27 МГц, находящаяся в квартире и питающаяся от стационарного источника».

Также инструкция к «Дару» предупреждала: «Перед покупкой этой охранной системы вам необходимо получить разрешение в местном органе Государственной инспекции электросвязи!». В то время полностью безлицензионных диапазонов или не попадающих под лицензирование уровней мощности не существовало. Тем более, что мощность у «Дара» была будь здоров – аж 2 ватта! Правда, с учетом внутреннего расположения антенны гарантированная дальность в городской застройке все равно декларировалась небольшой – до 500 метров со штатным приемником и до 700 метров в случае использования вместо приемника портативной Си-Би-радиостанции.

009

Передающая антенна «Дара» на 27 МГц. Желтая коробочка – блок согласования, черный провод – коаксиальный кабель к центральному блоку, белый – провод, наклеиваемый на заднее или лобовое стекло.

010

«Дар» выпускался Московским заводом электромеханической аппаратуры. Сие предприятие ориентировалось на разработку навигационных приборов и гироскопов для армии и космоса. Этим объясняется весьма качественное изготовление «Дара» и сложность схемотехники, а также, увы, абсурдность конструктива и логики работы…

011 012

Принципы действия и управления охранной системой в целом оригинальностью не отличались.

Основной блок монтировали под торпедо с доступом к органам управления. На передней панели «Дара» — три тумблера и ручка-регулятор. Один тумблер активирует охрану с задержкой для покидания автомобиля, два других – включают и отключают моргание фар и гудение клаксона в режиме тревоги. Если свет и звук выключены, владелец предупреждается о срабатывании системы только по радиоканалу. Ручка-регулятор отвечает за чувствительность датчика колебаний кузова.

При срабатывании сигнала тревоги владелец получал прерывистый звуковой сигнал на приемник. В случае использования фирменного приемника из комплекта «Дар» работал лучше: приемник откликался только на индивидуальный цифровой вызов блока в автомобиле, поэтому приемник и передатчик представляли пару, настроенную друг на друга, и помехи от других источников сигнала на рабочей частоте владельца не беспокоили. В случае бюджетного комплекта с использованием в качестве приемника Си-Би-радиостанции прием помех и чужих сигналов не исключался. На этот случай в центральные модули «зашивались» индивидуальные «мелодии» (последовательности чередования длинных и коротких писков), и владельцу рекомендовалось запомнить свой собственный, чтобы отличать его от других.

Плюсы

  1. При использовании в качестве приемника Си-Би-радиостанции Alan 42 в городской застройке сигнализация устойчиво передавала тревожный вызов от автомобиля в квартиру девятиэтажки, окна которой выходили на противоположную сторону от двора с парковкой. Через два дома в аналогичных условиях сигнал уже не проходил… Результаты в целом аналогичны современным сигналкам с брелоками обратной связи.
  2. Логика работы позволяет выбирать разные способы подачи сигнала тревоги, ограниченного по времени таймером – аккумулятор не разрядится, если вы не имеете возможности подойти к машине.
  3. Такой важный параметр как потребляемый ток в режиме охраны сошелся с паспортным и составил 12 мА. Это хорошие показатели, безопасные для АКБ при продолжительной работе сигнализации.

Минусы

  1. Электронная регулировка чувствительности маятника датчика удара есть, но физической блокировки его в движении нет. Сигнализация на ходу мерзко стучит, а металлический корпус работает, как бубен.
  2. Поскольку органы управления выведены на корпус «кирпича», поместить его в салоне незаметно не представляется возможным. Соответственно, угонщик не испытывал проблем с обнаружением и отключением «Дара». Тем более, что кнопка подписана! Да, система позволяла управлять постановкой и снятием с охраны дистанционной кнопкой, и установить блок можно было более скрытно, например, в багажнике. Правда, тогда исчезала возможность регулировок, а месторасположение по-прежнему выдавала антенна на стекле с крупным блоком согласования и толстым кабелем, ведущим к основному блоку…

«Сам себе проблема»

Когда-то достаточно эффективным методом защиты от угона считался бензиновый электроклапан, перекрывающий подачу топлива к бензонасосу и карбюратору. Клапан рекомендовалось устанавливать в разрез топливопровода под днищем автомобиля: там он был недоступен для угонщика. Особо хитрые водители, припарковавшись, выключали клапан, не глуша двигатель. Они ждали, пока мотор заглохнет сам собой, выработав как можно больше бензина из поплавковой камеры карбюратора. Это затрудняло повторный пуск хозяину, но и угонщику тоже: при попытке запуска у двигателя не было резерва топлива для работы в течение непродолжительного времени с закрытым клапаном.

Вот типичный бензоклапан из 80-х, по-советски загадочно именующийся «Противоугонное устройство Ш197-01С1-01». Произведен Харьковским моторостроительным заводом «Серп и молот», во времена СССР выпускавшим бензиновые и дизельные моторы для сельскохозяйственной техники.

013

Клапан выпускался под бравым слоганом «Заплатишь рубли – сохранишь тысячи!» Сделан на первый взгляд солидно, и, памятуя о редком примере ориентации завода на гражданскую, а не на военную продукцию, можно было надеяться, что гаджет спроектирован по уму.

014

015 016
Статьи / Практика
Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

38513 1 16

Для начала надо сказать, что у топливных клапанов были свои «фирменные» проблемы. Во-первых, конечно, монтаж: залезть под днище автомобиля, выпилить кусок из металлической трубки топливопровода и установить взамен выпиленного куска клапан с помощью двух коротких отрезков резинового шланга и хомутов – задача непростая для многих, особенно если делать в простом гараже. Поэтому каждый второй водитель ставил клапан под капотом, врезая его в резиновый шланг возле бензонасоса. В этом случае эффективность охраны резко падала. Угонщик при желании легко мог клапан обнаружить, снять с него шланги и соединить их между собой кусочком любой трубочки, да хоть корпусом от шариковой ручки. Вторая проблема была куда серьезнее: сам владелец машины с бензоклапаном ежедневно подвергался риску не суметь завести своего железного коня…

Поскольку клапан устанавливается под днищем авто, он является одной из самых низких точек топливной системы. В нем могла скапливаться влага, присутствующая в бензине. Чтобы влага при длительных простоях машины не провоцировала коррозию ответственных частей клапана, сердечник электромагнита и толкатель запирающего топливный канал подпружиненного шарика сделаны из латуни. Вот только сам шарик и его пружинка – стальные, ржавеющие, да еще как! Такой вот технический парадокс. Собственно, и наш «ретро-тест», заключавшийся в исследовании внутренностей устройства, новый (!) клапан полностью провалил. Будучи извлеченным из упаковки, он оказался неработоспособным. С трудом выкрутив посаженное на клей латунное седло шарика, мы увидели ржавую пружинку и мохнатый от коррозии шарик…

Старые опытные шоферы, водилы-профи и таксисты прекрасно знали этот нюанс, иллюзий насчет качества клапанов не питали и себе такие аксессуары не ставили… Перспектива удалять внезапно заклинивший клапан, ползая под машиной и обливаясь бензином, не прельщала.

017 018

***

Пусть охранные системы того времени совершенством не отличались, автовладельцы пытались сделать хоть что-то, чтобы спать спокойно. Хорошо ещё, что не все ставили капканы, как Дима Семицветов из известного фильма. Видимо, и Деточкиных тогда было меньше…

Поделиться: 0 2 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

553 0 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

216 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

244 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

117 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

2565 15 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2223 2 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20213 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14259 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12086 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71563 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15828 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13106 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51849 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9170 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7277 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366171 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246544 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113042 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?