Зроблено в Україні: как, когда и почему автомобили ВАЗ получили украинскую прописку

19065 1 4
Традиционно исторической Родиной автомобилей с ладьей на решетке считается российский город Тольятти – бывший Ставрополь, получивший новое название в честь итальянского коммунистического лидера Пальмиро Тольятти в 1964 году. Однако время от времени Лады из отечественных машинокомплектов выпускались как в дальнем и достаточно экзотичном зарубежье (Египет, например), так и в бывших советских республиках. Одной из самых мощных производственных площадок по выпуску автомобилей ВАЗ в начале ХХI века стала Украина, где вплоть до 2014 года выпускались несколько различных моделей – от поистине бессмертной «классики» до Самар, «десятки» и даже Нивы.

Ветер перемен

Статьи / История
Сложные роды «антилопы»: история создания ВАЗ-2110

Еще задолго до выхода трехдверного хэтчбека 2108 разработчикам стало ясно, что на смену откровенно устаревшим Жигулям нужен новый седан. Мнения разделились: часть конструкторов придерживалась мнения, что...

43053 10 10

В конце девяностых годов в Тольятти решили потихоньку сворачивать выпуск самых старых моделей – в первую очередь, классической линейки Жигулей. Речь шла не столько о прекращении производства, сколько о его переносе на другие предприятия – в первую очередь для того, чтобы разгрузить собственные производственные мощности для наращивания объемов выпуска новых моделей, в частности, автомобилей «десятого» семейства. Да и «зубилу» первого поколения уже была подготовлена смена в виде рестайлинговых моделей Самары-2. К тому же старые машины мешали и освоению еще более перспективных автомобилей, к которым на тот момент относились Калина и Приора.

При этом наблюдалась парадоксальная ситуация: спрос на, казалось бы, устаревшие классические модели заднеприводных Жигулей и угловатые Самары ничуть не снижался!

Особенно – на так называемой «периферии». Да и в соседнем украинском государстве у «классики» и автомобилей восьмого семейства был свой устойчивый круг потребителей, которые не гнались за «новейшими» разработками Волжского автозавода, а давно пришли в согласие с набором потребительских качеств (и стоимостью) более старых моделей.

Именно поэтому производство начали потихоньку переносить на другие заводы. К примеру, ВАЗ-2106, являвшийся одной из самых старых моделей-долгожительниц и деливший заводской конвейер с 1996 года с «десяткой», начал «переезд» уже в 1998 году — но пока не на Украину, а на сызранское предприятие «Рослада». При этом в Тольятти «шестёрку» выпускали до 2001 года, и как раз в этот момент началась сборка легендарной «шахи» на созданном для этого херсонском заводе Анто-Рус (Украина), а 2002-м в географии сборки этой модели появился и завод «ИжАвто» (Ижевск), где её и выпускали до 2006 года.

Существовала еще одна веская причина для запуска проекта «украинский ВАЗ»: крупные предприниматели, уже являвшиеся на тот момент больше олигархами, захотели вложиться в производство автомобилей с ладьей на решетке, поскольку в начале двухтысячных такой проект сулил неплохие барыши.

Луцк, Херсон, Кременчуг, Черкассы и Запорожье

В это же время «был дан приказ на запад» и остальным моделям с приводом на задние колёса: с осени 2002 года в Херсоне началась сборка четвёртой и седьмой моделей, которые пользовались у украинских автомобилистов не меньшим спросом, чем «шестёрка». Кроме того, выпуск «четвёрок», «пятерок» и «семёрок» крупноузловым методом наладили в сборочных цехах предприятия КрАСЗ, расположенном в городе Кременчуг Полтавской области и принадлежавшем концерну АИС.

ВАЗ-2107 украинского производства 2008 года выпуска.

ВАЗ-2107 украинского производства 2008 года выпуска

В 2001 году производство классических Жигулей и даже Нивы началось в Луцке — на тот самом заводе ЛуАЗ, который в советские времена выпускал полноприводные «волынянки».

1 / 4
В Луцке собирали и легендарную Ниву
2 / 4
В Луцке собирали и легендарную Ниву
3 / 4
В Луцке собирали и легендарную Ниву
4 / 4
В Луцке собирали и легендарную Ниву
Новенькие товарные Жигули и Нивы, собранные на ЛуАЗе (2005 год).

Новенькие товарные Жигули и Нивы, собранные на ЛуАЗе (2005 год)

1 / 3
В то время в Луцке собирали не только Жигули, но и автомобили Hyundai, что подтверждает подкапотная табличка
2 / 3
В то время в Луцке собирали не только Жигули, но и автомобили Hyundai, что подтверждает подкапотная табличка
3 / 3
В то время в Луцке собирали не только Жигули, но и автомобили Hyundai, что подтверждает подкапотная табличка

На стыке веков предприятие уже входило в корпорацию «Богдан», которое, в свою очередь, являлось частью группы «Укрпроминвест», принадлежавшей предпринимателю Петру Порошенко. Приобретя луцкий автозавод и заключив договор с АвтоВАЗом, руководство концерна решило заняться сборкой автомобилей ВАЗ, причем не только заднеприводных, но и тех самых Самар первого поколения, которые в Тольятти уже вытеснялись с конвейера обновленными моделями ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114.

У покупателей луцких «девяток» в 2002 году даже был выбор между различными системами питания — привычным карбюратором Солекс или более современным распределённым впрыском.

1 / 3
ВАЗ-21093 луцкой SKD-сборки (2002 год)
2 / 3
ВАЗ-21093 луцкой SKD-сборки (2002 год)
3 / 3
ВАЗ-21093 луцкой SKD-сборки (2002 год)
Ранние Самары украинской сборки можно отличить по окрашенным в черный цвет дверным рамкам и порогам – так же, как это было на советских и российских машинах
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Надпись «Укрпроминвест» на подкапотной табличке этой «девятки» 2002 года выпуска подтверждает, что автомобиль собран в Луцке

Однако луцкие Самары были продуктом так называемой технологии SKD — то есть, сваренный, покрашенный и даже собранный в России кузов в Луцке просто проходил досборку. Даже идентификационный номер VIN начинался с привычных для автомобилей тольяттинского производства букв ХТА, а отличались «укрпроимвестовские» Самары разве что подкапотной табличкой и мелочами вроде колесных дисков производства кременчугского завода КрКЗ, шин Росава ВС-11, аккумулятора Иста и глушителя отечественного производства. Разумеется, машины были заправлены украинскими эксплуатационными жидкостями, причем их качество обычно было далёким от идеала.

В 2003 году сборку Самар наладили в Херсоне, причем уже летом этого года с конвейера сошел 3500-й автомобиль модели ВАЗ-21099. Таким образом, сборка «украинских» автомобилей из российских машинокомплектов потихоньку набирала обороты.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Украинские Жигули мирно уживались на дилерских площадках с российскими ВАЗами (2006 год)

Однако в 2004 году у Самар появилась новая украинская прописка — на сей раз в Запорожье, а сборку переднеприводных моделей первого поколения в Херсоне и Луцке начали потихоньку сворачивать.

Ржавеющие ЗАЗы

На это была уважительная причина – после того, как корейцы из GM-Daewoo окончательно избавились от своей доли в активах предприятия АвтоЗАЗ, в Запорожье прошла масштабная реструктуризация, в ходе которой после заключения соглашения с АвтоВАЗом начали не просто сборку, а наладили производство «девятой» и «девяносто девятой» моделей.

1 / 3
Самары производства АвтоЗАЗ (2008 год)
2 / 3
Самары производства АвтоЗАЗ (2008 год)
3 / 3
Самары производства АвтоЗАЗ (2008 год)

Конечно, большинство использованных при этом деталей было изготовлено в Российской Федерации, но благодаря сварке и окраске кузовов запорожские Самары даже получили собственный номер кузова, который начинался с буквы Y.

Номер кузова однозначно указывает на украинское происхождение этой Самары

Номер кузова однозначно указывает на украинское происхождение этой Самары

Технически украинская Самара ничем не отличалась от обычных ВАЗ-21093/21099 со впрысковым мотором 2111 и так называемой «высокой панелью».

К слову, карбюраторные версии Жигулей на украинских заводах выпускали до 2006 года — вплоть до введения норм Евро-2, которые поставили окончательную точку в этой системе питания.

Карбюраторные Жигули в Луцке выпускали вплоть до середины 2006 года

Карбюраторные Жигули в Луцке выпускали вплоть до середины 2006 года

В Запорожье аж до 2012 года выпускали и «семёрку» — разумеется, уже со впрысковым мотором.

«Семёрки» производства АвтоЗАЗ на складе товарных автомобилей (2007 год)

«Семёрки» производства АвтоЗАЗ на складе товарных автомобилей (2007 год)

Однако «локализация» не прошла бесследно для «зубил»: как оказалось уже спустя пару лет после начала производства, многие запорожские Самары просто безбожно ржавели, превращаясь в «дырявые вёдра» уже спустя 3-4 года после покупки. И это – с учётом относительно мягкого украинского климата! Скорее всего, причина крылась в нарушении технологии подготовки и защиты металла, поскольку чисто визуально окрашены автомобили были вполне качественно.

1 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
2 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
3 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
4 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
5 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
6 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
7 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
8 / 8
Этим запорожским Самарам на фото – всего по 3-4 года!
Сквозная коррозия задней двери наступила пять лет спустя после покупки этой запорожской «девятки»

Сквозная коррозия задней двери наступила пять лет спустя после покупки этой запорожской «девятки»

В январе 2007 года в связи с прекращением производства в Тольятти полуторалитрового мотора ВАЗ-2111 запорожские Самары получили двигатель ВАЗ-11183-20 объемом 1,6 литра, который внешне было легко отличить от обычной «полторашки» по пластиковому модулю впуска. Такой силовой агрегат был немного мощнее, а еще после обновления с марта 2007-го запорожские Самары получили интерьер от ВАЗ-2115, окончательно отказавшись от установки «высокой торпеды».

1 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
2 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
3 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
4 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
5 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
6 / 6
ВАЗ-21099 производства АвтоЗАЗ с 1,6-литровым двигателем (2007 год)
Дверные рамки и пороги на Самарах запорожского производства в черный цвет не окрашивались

Дверные рамки и пороги на Самарах запорожского производства в черный цвет не окрашивались

Качество сварки отдельных экземпляров несколько удивляло

Качество сварки отдельных экземпляров несколько удивляло

После установки 1,6-литрового мотора с задней части убрали шильдик с указанием объема двигателя

После установки 1,6-литрового мотора с задней части убрали шильдик с указанием объема двигателя

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
С 2007 года на украинские Самары оснащали интерьером от Самары-2. Однако рулевое колесо в Запорожье устанавливали нештатное

Более плавные обводы деталей салона, регулировка рулевой колонки по наклону и наличие «наворотов» вроде штатных электроприводов центрального замка и передних стеклоподъемников увеличили цену машины примерно на 200 долларов, вследствие чего «девятки» и «девяносто девятые» получили новую волну популярности, переживая в Украине очередную «молодость». В таком виде автомобили продержались на конвейере в Запорожье вплоть до конца 2011 года.

Плюс «десятка»

А что другие модели ВАЗа? В середине двухтысячных началась постепенная «эмиграция» автомобилей десятого семейства, которые окончательно освободили тольяттинский конвейер для производства Приоры в 2007 году. На Украине «десятки» собирали на нескольких заводах – уже известных нам ЛуАЗе и Кременчугском автосборочном заводах, а также на базе автобусного завода на специально созданном для выпуска автомобилей этой модели предприятии «Богдан» в Черкассах.

1 / 5
Собранные на Украине седаны и универсалы «десятого» семейства изначально ничем не отличались от российских
2 / 5
Собранные на Украине седаны и универсалы «десятого» семейства изначально ничем не отличались от российских
3 / 5
Собранные на Украине седаны и универсалы «десятого» семейства изначально ничем не отличались от российских
4 / 5
Собранные на Украине седаны и универсалы «десятого» семейства изначально ничем не отличались от российских
5 / 5
Собранные на Украине седаны и универсалы «десятого» семейства изначально ничем не отличались от российских

В 2009 году у корпорации «Богдан» изменился собственник: долю акций П.А. Порошенко приобрел О.В. Свинарчук, а Луцкий автомобильный завод был переименован в компанию «ОАО Богдан Моторс». Производство «десяток» продолжилось, причем автомобили получили… собственное наименование Bogdan-2110.

Bogdan-2110 отличался «осваровскими» фонарями от ВАЗ-2110М

Bogdan-2110 отличался «осваровскими» фонарями от ВАЗ-2110М

Внешне «богданизированную десятку» можно было отличить по другим задним фонарям и соответствующим названию шильдикам, а в салоне появилась новая панель приборов. Разумеется, доля украинских комплектующих при этом заметно увеличилась, а еще, по заявлениям производителя, кузов украинских «десяток» отличался лучшей технологией окраски и защиты металла.

1 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора
2 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора
3 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора
4 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора
5 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора
6 / 6
У «богданов» были свои шильдики и эмблема на решетке радиатора

В Черкассах производили не только обычные «десятки», но и фургоны под названием Богдан-2310/2312! Автомобиль был разработан на базе ВАЗ-2110 и отличался от неё задней частью, которая лишилась пары дверей и получила грузовой отсек объемом 2,5 кубометра. Грузоподъемность фургона при этом увеличили до 500-700 кг.

1 / 3
Десятка-фургон? «Богдан» выпускал и такие!
2 / 3
Десятка-фургон? «Богдан» выпускал и такие!
3 / 3
Десятка-фургон? «Богдан» выпускал и такие!

Интересно, что «Богданы» поставлялись даже в… Россию! Действительно, в РФ находились желающие приобрести модель, на тот момент уже снятую с производства в самом Тольятти. Однако в 2012-м объемы продаж этих автомобилей в нашей стране существенно упали из-за введения утилизационного сбора, и «Богданам» пришлось покинуть российский рынок.

Приору на украинских заводах никогда не выпускали, поскольку более современные модели и модификации АвтоВАЗ предпочитал производить сам

Приору на украинских заводах никогда не выпускали, поскольку более современные модели и модификации АвтоВАЗ предпочитал производить сам

Именно поэтому многие предпочитали купить не быстро сгнивавшую «девяносто девятую», а «пятнашку» тольяттинской сборки, которая сопротивлялась коррозии чуть дольше и активнее.

Заключение

Историю всех украинских предприятий по сборке ВАЗов объединяют два фактора – их история началась в первой половине нулевых годов и уже через 5-7 лет закончилась… «клинической смертью» самих предприятий. Дольше (и серьезнее) всех продержался АвтоЗАЗ, который производил автомобили из российских машинокомплектов с 2004-го вплоть до 2012 года, а «последним из могикан» стало черкасское предприятие «Богдан». После известных событий, связанных со сменой украинской власти и радикальным изменением внешней политики государства, уже в апреле 2014-го поставки машинокомплектов из России для производства прекратились, а понятие «украинский ВАЗ» стало достоянием истории. Навсегда или нет – покажет время…

Поделиться: 0 4 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Хоть что-то выпускают.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

3314 0 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

336 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

372 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

923 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

5101 18 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2310 2 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20313 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14309 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12146 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71661 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13142 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

8950 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51945 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9186 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7316 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366490 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246775 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113146 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?