Быстро — значит дорого? Почему скоростные шины могут быть доступными

Выбирая новые шины, экономные автовладельцы часто обращают внимание только на базовые показатели: размерность, рисунок протектора и дату изготовления. Некоторые более продвинутые смотрят на индексы нагрузки и износостойкости , чтобы новый комплект шин прослужил подольше. А вот такие показатели как индекс скорости и сцепления многие считают «дорогими» опциями. Можно ли рассчитывать, что не самая дорогая шина будет высокопроизводительной? И какими качествами она должна для этого обладать?

О базовых принципах выбора новых шин для автомобиля мы уже рассказывали, поэтому на самом простом задерживаться не будем. Выбрать правильную размерность шин несложно: она указана в руководстве к автомобилю и продублирована на табличке, наклеенной в дверном проеме или на торце водительской двери. А вот дальше вопросов появляется больше: какие шины предпочесть, и почему цены на разные модели могут отличаться вдвое? Для этого нужно понять, какие характеристики отличают более дорогие шины: прежде всего это показатели нагрузки, износостойкости, сцепления и скорости. Так какой же должна быть высокопроизводительная шина?

Разумеется, для езды на высоких скоростях такая шина должна быть цепкой. Индекс сцепления с поверхностью определяется в рамках американской системы тестирования UTQG и замеряется на мокром бетонном покрытии. Для определения эффективности сцепных свойств шины устанавливаются на буксируемую тележку, которая разгоняется до 40 миль в час, то есть примерно 64 км/ч, а затем ось блокируется тормозами и датчики замеряют силу сцепления шины с поверхностью. В зависимости от эффективности этого сцепления шинам присваивается индекс: AA, A, B или C.

Следующий важный параметр скоростной шины – это коэффициент износостойкости, о котором мы рассказывали  в отдельном материале. Он тоже входит в американскую системы тестирования UTQG, так что эти две маркировки могут отсутствовать на шинах, не сертифицированных для продажи в США. Однако если индекс износостойкости все же указан, по нему можно сделать некоторые выводы о свойствах шины. Сам индекс выражается двузначным или трехзначным числом: за 100 берется «эталонная» шина, с которой сравниваются испытываемые шины, и чем выше показатель тестируемых шин, тем выше их износостойкость по сравнению с эталоном. Например, шины с индексом 600 будут более износостойкими, чем те, что имеют индекс 300. Однако износостойкость обычно идет рука об руку с жесткостью компаунда, из которого изготовлена шина, а это влияет на ее сцепные свойства. Логично предположить, что более износостойкая и жесткая шина будет иметь более скромные сцепные свойства, а мягкая и менее износостойкая – лучше «липнуть» к дороге и иметь более высокий коэффициент сцепления.

Следующий важный параметр для высокопроизводительных шин – это индекс нагрузки. Он обозначается двузначным или трехзначным числом и указывает максимальную массу, которую способна нести шина с сохранением эффективности и ресурса. Соотношение индекса и грузоподъемности шины можно проверить в соответствующей таблице: например, шина с индексом 80 способна нести 450 килограммов, а с индексом 94 – 670 килограммов. На этот показатель стоит обращать внимание при выборе любых шин: суммарная грузоподъемность четырех шин не должна быть меньше максимальной разрешенной массы автомобиля, для которого эти шины приобретаются. Так что если у вас, например, крупный кроссовер, обращайте внимание на шины с маркировкой SUV: при идентичном или схожем типоразмере с легковой шиной они будут иметь больший индекс нагрузки. Может показаться, что индекс грузоподъемности не связан напрямую с производительностью шины на высоких скоростях, но на самом деле он всегда идет рука об руку со следующим показателем: индексом скорости.

Индекс скорости – это самый прямой и очевидный параметр, отображающий скоростные возможности шин. Он обозначается буквами латинского алфавита: например, шины с индексом S рассчитаны на максимальную скорость до 180 км/ч, а H – до 210 км/ч. Самые скоростные «гражданские» шины имеют маркировку V – до 240 км/ч, или W – до 270 км/ч. По сути, это предел для массовой дорожной шины: дальше существуют только маркировки (W) – свыше 270 км/ч, Y – до 300 км/ч и (Y) – свыше 300 км/ч.

Если индексы сцепления и износостойкости определяются по американской методике и для американской сертификации, а следовательно, могут отсутствовать на шинах, не сертифицированных в США, то индексы нагрузки и скорости относятся к сертификации ISO и потому присутствуют на всех продаваемых в России шинах. Действующий стандарт для автомобильных шин и дисков – ISO 4000-1:2021. Указываются эти индексы вместе: например, маркировка 90H означает нагрузку до 600 кг и скорость до 210 км/ч.

Индексы скорости и нагрузки на самом деле говорят о свойствах шины гораздо больше, чем может показаться. Ведь шина, рассчитанная на высокую скорость, должна выдерживать не только саму скорость, но и боковые перегрузки в поворотах, обеспечивать высокие сцепные свойства на заявленных скоростях, хорошо тормозить, давать быстрый отклик на действия рулем, эффективно рассеивать тепло… И это далеко не все требования: еще такая шина должна эффективно отводить воду из пятна контакта, чтобы не «всплывать» на высоких скоростях, быть достаточно прочной, чтобы справляться с дефектами дороги и при этом не быть слишком шумной, чтобы обеспечивать акустический комфорт в салоне. В общем, на нее возложены разноплановые и серьезные задачи.

А теперь попробуйте ответить для себя на вопрос, сколько должна стоить такая шина – с индексом скорости до 270 км/ч и соответствующими характеристиками. Если взять 17-дюймовые типоразмеры, с которых обычно начинаются шины с индексом скорости W, то можно отметить, что на рынке есть предложения по 10-15 тысяч за шину, что само по себе неудивительно. Однако скоростные шины представлены и в доступном, среднем ценовом сегменте. Ведь многие решения, применяемые для разработки такого типа шин, уже отработаны: например, это глубокие центральные канавки для эффективного отведения воды из пятна контакта, центральные ребра для сцепления с дорогой, поперечные ламели и канавки для улучшения сцепления при разгоне и торможении, жесткая плечевая зона шины для обеспечения управляемости и прочная боковина для надежности.

Один из примеров шин, сочетающих все перечисленные выше решения – Viatti Strada 2, вышедшие на рынок в 2022 году. Они представлены в типоразмерах от 14 до 17 дюймов, и если «младшие» имеют индексы H и V (до 210 км/ч и до 240 км/ч соответственно), то 17-дюймовые стали самыми высокоскоростными в модельном ряду бренда: они имеют индекс W – до 270 км/ч. Собственно, эти шины можно считать наглядным вариантом ответа на вопрос о том, всегда ли скоростная шина – это дорогая шина. Практика показывает, что это утверждение неверно, так как на нашем рынке представлены достойные варианты для ценителей скоростной езды. 

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
6 комментариев
03.04.2023 16:46
Сергей

Добрый день интересует резина можно заказать


15.04.2023 10:37
Papirus

В комплекте идут свечи за упокой.


03.04.2023 16:53
Papirus

Где плашка «РЕКЛАМА»?

1

10.04.2023 17:01

Viatti Strada 2, отличная резина, я той весной ещё её взял, для активной езды отлично подошла, качеством и комофртом тоже очень доволен !


15.04.2023 10:36
Papirus

Вы работаете у них в отделе рекламы или никогда не ездили на породистых шинах?! Я отечественное Г даже на Жигули не ставил, жизнь дороже.


17.04.2023 17:44

Дак для начала попробовать поездить надо прежде чем размышлять, что ставить, а что нет!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings