А в багажнике – V8: тест-драйв Tatra 613-3

17844 4 8

Можно коллекционировать Форды Мустанги или Понтиаки GTO и быть как все (у кого есть на это деньги). А можно купить автомобиль, который на дороге узнают только единицы, и получать дьявольское удовольствие от недоумённых лиц водителей, пытающихся опознать твою машину, ощупывающих её взглядом в поисках шильдика, чешущих затылок и мучающих потом свой смартфон вопросом «окей, гугл, что это за тачка?» Именно таким автомобилем может быть Татра 613 – довольно редкая, но в своё время весьма культовая машина небольших партийных руководителей и директоров различных предприятий.

Нам повезло не только найти такую машину, но и покататься на ней по улицам города, получив от этого нереальное удовольствие и вызвав зависть соседей по потоку на скучных «финиках» и банальнейших «бумерах». Но сначала – пару слов о том, что такое Татра 613.

В Волгу – поздно, в Чайку – рано

Само собой, партийные деятели никак не хотели ездить на том, на чём ездила вся советская страна. Тем, кто поднялся по служебной лестнице достаточно высоко, полагались Чайки или ЗиЛы. А что делать беднягам, которым сесть в обычную Волгу уже зазорно, а более пафосные машины не положены по рангу? Вот им и покупали Татры 613, которые в ЧССР разрабатывались как раз для этой категории привилегированных граждан. Вспомним, как это было.


С 1956 по 1975 годы в Чехословакии выпускали интереснейший автомобиль – Татра 603. Это была машина представительского класса, в СССР на ней ездили заместители председателя КГБ СССР. Автомобиль имел заднемоторную компоновку и просто умопомрачительный дизайн. Но время шло, машина устаревала, пришла необходимость сделать что-то новое. Для разработки дизайна обратились не к кому-то там, а к настоящим мастерам – итальянской Carrozzeria Alfredo Vignale. Что из этого получилось, мы посмотрим чуть дальше.


Tatra 603



Так как продажа Татры 613 в частные руки не планировалась, то и общий тираж этих автомобилей не был слишком большим: их собирали около тысячи штук в год, но – вручную. Серийно машину начали выпускать в 1974 году, а закончили в 1996, за весь срок производства было выпущено четыре модификации автомобиля. Наша сегодняшняя Татра была произведена в 1992 году. Свою молодость она провела в министерстве атомной энергетики, а к нынешнему владельцу попала в прошлом году с пробегом около 67 тысяч километров. Почти всё на машине осталось родным, кроме противотуманных фар (пока не удалось найти оригинальные, да и вряд ли это уже возможно). Давайте приступим к осмотру этого редкого, но по-своему чудесного автомобиля. А если вам хочется еще подробностей об истории – читайте недавний исторический опус Олега Полажинца о ней.

Неопознанный Ездящий Объект

613-я Татра – автомобиль редкий, что совместно с экзотическим экстерьером делает его загадкой на дороге. Небольшой значок Татры на декоративной решётке разглядеть тяжело, поэтому в потоке Фокусов и Лансеров он всегда остаётся загадкой. Что же интересного в экстерьере этой машины?



Кто-то в силуэте Татры 613 видит что-то от Ситроена, кто-то – от Сааба, а кто-то угадывает в нём Рэнж Ровер, на который упала бетонная плита перекрытия. Автомобиль довольно большой, и это явно не бюджетная модель – тут не надо быть Джереми Кларксоном, чтобы не опознать представителя элиты автомира восточноевропейского производства.

Удалось ли итальянцам сделать что-то выдающееся? Хм, не знаю. Сбоку и сзади автомобиль просто безупречен (1974 год, не забываем!), а вот передняя часть… Может, им не заплатили? Можете сказать, что я придираюсь, но ездить с ящиком для рассады вместо облицовки – это дурной тон. Впрочем, вопрос к этой детали может возникнуть только при рассматривании всех элементов отдельно, в общем облике всё достаточно гармонично.




Весьма необычно выглядит автомобиль сзади. Пусть даже задние фонари и напоминают весьма нескромно Mercedes W123, но «плавники» вдоль заднего стекла добавляют облику немного футуристичности. Они же, кстати, сбоку делают Татру похожей на лифтбек, хотя это обычный седан. Конечно, нельзя не заметить две выхлопные трубы, что как бы намекает…



Двигатель расположен сзади, поэтому открываем крышку багажника.

Два карбюратора одного мотора

Несмотря на то, что компоновка Татры 613 считается заднемоторной, по факту она близка к среднемоторной: силовой агрегат лежит практически над задней осью, а не за ней. Что в итоге получилось? С одной стороны, результатом стала хорошая развесовка (45/55), с другой – мотор «уехал» далеко в глубину отсека, что делает доступ к нему весьма затруднённым. Однако пора сказать пару слов о двигателе.



Силовой агрегат Татры 613 – V-образный восьмицилиндровый мотор, марка которого совпадает с названием автомобиля – Tatra 613. Мощность на нашем автомобиле – 143 л. с., хотя её можно было поднять почти до 170. Объём мотора – немалые три с половиной литра. Топливо-воздушную смесь готовят два карбюратора Jikov 32/34 DDSR. Двигатель, что вполне в традициях Татры, имеет воздушное охлаждение, и первое, что видит открывший крышку человек, это турбину для охлаждения мотора. Воздух, поступающий в воздушный фильтр, подогревается отработавшими газами, патрубок этой системы хорошо виден на воздухозаборнике корпуса фильтра.




Для отопления используются независимые бензиновые печки, одна из которых стоит в центральной части торпедо, а другая – в том месте, где у большинства автомобилей двигатель. Она скрыта под панелью, являющейся полом багажного отделения.



Заправлять Татру приходится 95-м бензином, на меньшее она не согласна. При этом расход топлива не самый скромный: даже по трассе можно спокойно перевалить за 15 литров на 100 км. При этом машина позволяет ехать до 190 км/ч, если, конечно, заставить замолчать свой инстинкт самосохранения.

Скромное величие чехословацкого комфорта

Всем известно: чтобы попасть в машину, надо открыть дверь. Ей-богу, это первый автомобиль, в который я попал не сразу. Ладно бы, что у него двигатель сзади, что он с принудительным воздушным охлаждением, так и этого было мало: ручки открывания тоже сделаны как-то вверх ногами, поэтому не сразу можно понять, что там надо надавить и куда, чтобы открыть дверь. После нескольких попыток я попал в салон.




Что можно сказать об интерьере? Мне показалось, что к его созданию итальянцев из Carrozzeria Alfredo Vignale уже не допустили. А если серьёзно, то не самый потрясающий дизайн приборной панели – это «фишка» многих автомобилей, проектируемых в качестве служебных. Удобно тут должно быть тем, кто, развалившись на заднем сиденье, едет по своим делам в какое-нибудь министерство или обком. Однако не надо думать, что водительское место какое-то ущербное, нет. Оно вполне удобное, но панель выглядит заметно дешевле самого автомобиля. Посмотрим, что на ней есть.



Два центральных прибора – спидометр и тахометр, причём разметка спидометра заканчивается на 220 км/ч. Крайние приборы – указатель температуры и уровня топлива. В самом центре расположена комбинация сигнальных ламп: дальнего света, указателей поворота, давления масла, стояночного тормоза. Из каких-то странных соображений часть ламп перенесена в самое незаметное место, слева под дефлектором, если постараться, можно найти контрольные лампы обогрева стекла, «подсоса», зарядки аккумулятора.



В остальном органы управления расположены в привычных местах и об их назначении говорят понятные любому водителю пиктограммы. Кнопки противотуманок, освещения салона, обогрева стёкол и регулировку прерывистого режима стеклоочистителей зачем-то разместили в области рукоятки стояночного тормоза между передними сиденьями. Даже в «богатой» комплектации тут нельзя найти передних электрических стеклоподъёмников, хотя для VIP-пассажиров задних кресел их иногда ставили. Видимо, иначе они могли там совсем помереть от скуки, ибо развлечь себя сзади решительно нечем.



Несомненное достоинство салона – это его размеры. Он просторный, причём очень удобно можно сесть и на передних сиденьях. Водитель должен был помнить о том, что отопитель тут независимый, а положение ключа в замке зажигания никак не влияет на его работу. Вышел из машины – выключи потребители, иначе можно остаться наедине с севшим аккумулятором. Ну всё, хватит рассматривать этот островок социалистического пафоса, пора за руль.

Крутить всегда, крутить везде!

При повороте ключа где-то сзади просыпается маленький бегемотик. Что он тяжёлый и сильный, скорее чувствуется интуитивно, потому что никакого чрезмерного шума в салоне нет. Тишина не идеальная, но вполне на уровне. Ищу ногами педали и чуть-чуть удивляюсь: весь педальный узел убежал куда-то вправо. Сначала кажется неудобным, но привыкаешь очень быстро, и даже начинает нравиться: педали не перепутаешь, под левой ногой – удобная огромная площадка. Жаль только, что в 1992 году даже на машине представительского класса нельзя было поставить хотя бы простенькую АКПП. Хорошо, что механическая четырёхступенчатая коробка работает прекрасно.



Чтобы сдвинуть машину с места, приходится раскрутить двигатель. Но вот только он этого не очень хочет: он медленно реагирует на нажатие педали газа. Жмёшь педаль и смотришь на стрелку тахометра: когда же ты уже доползёшь хотя бы до двух тысяч? Но даже бабушка с палочкой быстрее бежит по «зебре», чем стрелка тахометра по шкале.

Но, наконец, двигатель оживает, и можно ехать. И теперь самое главное – не давать ему уронить обороты, тысяч до двух с половиной он ведёт себя как выброшенный на берег кит: лежит и почти не дышит. Поэтому на первой скорости разгоняемся до 40 км/ч, на второй – до 60, а дальше – как пойдёт. На высоких оборотах мотор ведёт себя просто великолепно, он начинает разгонять машину очень резво, видимо, краснея за своё постыдное поведение на низких оборотах.



Как только приходит понимание поведения воздушного агрегата, вождение Татры начинает приносить невероятное удовольствие. Руль, правда, немного тугой (ГУР? Не, не слышали), но на ходу вполне приемлемо. Кстати, рулевой механизм стоит реечный, что вроде бы должно быть полегче «червяка», но нет, рулить на малых скоростях тяжело. Зато тормоза вообще выше всяких похвал, своим поведением напоминают офицера белой армии: интеллигент вроде, но если прижать – мама не горюй, так рубанут, что мало не покажется. Недаром все тормоза – вентилируемые дисковые, с гидровакуумным усилителем.



Теперь несколько слов о работе подвески. Передняя – обычный Макферсон, а задние колёса имеют пружинную подвеску полуосей. Таким образом, независимая подвеска обеспечивает великолепную плавность хода, но при этом машина в поворотах не ведёт себя, как загулявший слесарь, а выдерживает траекторию достаточно точно и все манёвры совершает предсказуемо. Тем не менее на больших скоростях передние колёса начинают терять сцепление с дорогой. Видимо, в силу не самой удачной аэродинамики переднюю часть начинает открывать от дороги встречным ветром. Это, конечно, не очень хорошо, но и не слишком критично – «гонять» на этой машине никто не собирается.



Что стало с Татрой?

Этот автомобиль, конечно, имел своих поклонников, но и недруги у него были. По причине своей довольно нестандартной конструкции, Татра 613 иногда встречала непонимание со стороны водителей, не знающих тонкостей эксплуатации воздушного мотора или бензиновых независимых печек. Да и обслуживание машин не всегда было грамотным, а ремонтом такой иномарки хотели заниматься далеко не все. Поэтому этих автомобилей сохранилось не слишком много, и сейчас их уже начинают забывать, причём абсолютно незаслуженно, ибо хорошего в этих машинах всё-таки много.

За всё время производства было выпущено всего чуть более 11 тысяч Татр-613. За этот период свет увидели четыре модификации этого автомобиля. Среди них хотелось бы отметить версию Tatra-613S «Специаль». Это была самая «шикарная» модификация 613-й, которую внешне легко отличить по квадратным блок-фарам и чуть удлинённому кузову. Комфорта в ней было чуть больше, да и двигатель стоял помощнее.


Татра 700


А самым «злым» автомобилем стала Татра 700, построенная на базе 613-й, но сильно не похожая на неё и внешне, и внутренне. Мощность этого автомобиля в спортивном исполнении доходила до 430 л. с. Татры 700 выпускались после прекращения производства 613-х, с 1996 по 1999 год. Но в связи с тем, что они никому не были нужны, их сделали всего 65 штук, после чего плюнули на легковое направление и занялись только выпуском грузовиков.

Что, если честно, у Татры получается гораздо лучше. В чем мы с вами сможем убедиться уже совсем скоро, протестировав легендарный чешский самосвал.


Читайте также:



Поделиться: 0 3 0 1 0 4

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

T700 - лютая и смотрится классно! Особенно, если б лет на пять начали раньше выпускать! Если есть возможность, то побольше информации об этом авто выложите - по-сравнению с 613 - небо и земля

Sonic Blast

Даёшь обзор Татра 700!

Андрей Чепелев

Как только найдем, так сразу 🙂

Андрей

Ну, на 613-ых зампреды КГБ тоже ездили. А это тоже не последние люди были. Через одного члены или кандидаты в члены ЦК. Не каждый министр таким положением мог похвастаться. Думаю, что это больше был еще и некий знак гаишникам, что не простой номеклатурный аппаратчик едет, коих развелось немало к концу СССР.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Советский Форд: легковые иномарки в Красной армии и их модификации

В середине 1920-х годов стало совершенно понятно, что молодой Республике Советов не по силам самостоятельно организовать собственное конвейерное автомобильное производство и наладить массовый выпуск простых и недорогих…

363 0 0
Статьи / Интервью
Ли Цзюнжи, Dongfeng: 2-3 тысячи проданных за год автомобилей нас пока устроят

При всей гиперактивности китайского бренда Dongfeng на внутреннем рынке, где он занимает 2 место по продажам автомобилей, его успехи на внешних площадках куда скромнее. Но такое положение дел – временное, считает…

405 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Немного нервно: покупаем Volkswagen Polo Sedan за 500 тысяч рублей

На рынке осталось много популярных моделей, которые мы с вами еще не пытались купить, так что по просьбе читателей сегодня попробуем найти в продаже хороший Polo Sedan 2012-2015 года выпуска. Как и в прошлый раз, денег…

10565 3 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

1875 1 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: шумный салон и подлости от генератора

Suzuki SX4 скроена по тем же рецептам, что и Renault Sandero, и Vesta Cross: приподняли обычный седан или хэтчбек – получили новый кроссовер. Причём в виде седана машина смотрится ничуть не менее органично, чем в виде…

2466 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Lexus IS II с пробегом: ППЦ в моторах и слишком нагруженный автомат

В первой части обзора второго поколения Lexus IS мы уже убедились, что японо-американская альтернатива немецким премиум-седанам D-класса получилась достойной. Кузов отлично покрашен и лишён слабых мест, проводка…

3691 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47417 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

16928 14 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15499 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69119 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

17229 17 4
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

13933 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49004 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26620 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8457 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

240235 19 0
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

207336 4 30
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

109760 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?