Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 необычно почти всё: газодизельный двигатель, расход топлива, скорость, отсутствие жёсткой механической связи между мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот нечаянно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже необычно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же здания Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами внутри, тоже интересно.  

 

А ну-ка быстро!

Чтобы там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Точнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночью и другим интересным штукам. Но задача у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей внутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других стран. Наши танки должны быть в состоянии угробить любой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Поэтому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже затем — защите. С Т-80 получилось несколько иначе: от него в первую очередь требовали... скорость!

DSC_0102

С 1969 по 1980 год основным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было нормальным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже слишком низкой. И это несмотря на то, что дизель  5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам достаточно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Увеличить скорость можно было только одним способом — изобретать принципиально новый мотор. Учитывая среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, новый двигатель должен был быть мощнее предыдущего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе построили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

DSC_0109

Задолго до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) советским конструкторам пришла в голову просто невероятная идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: тут и хорошая мощность, и надёжность… Такой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это чудо техники надежд не оправдало: оно слишком сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало слишком много горючего, а места для экипажа практически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости почти до 60 км/ч (а это было очень хорошим показателем), танк придётся переделывать полностью: не справлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (точнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципиально нового танка. Но обязательно — с газотурбинным двигателем.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и получилось, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё наоборот

К чему сейчас стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, конечно же? Да, все хотят сделать машину, которая внутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и вправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Внутри всё обстоит иначе.

Прежде чем лезть на место мехвода (кстати, из башни я туда так и не смог пролезть), посмотрим, почему тут всё так грустно. Во-первых, газотурбинный двигатель оказался довольно громоздкой штукой.  Два независимых турбокомпрессора и силовая турбина увеличивают его размер и занимают много места. Ну, а кроме того — расход топлива. Он просто гигантский — 150 литров в час. А это значит, что с собой нужно возить большой запас топлива. И в Т-80 спрятано целых 13 баков! Точнее, спрятано восемь — они стоят внутри. А ещё пять — на полках над гусеницах. И вот эти пять баков сжирают много внутреннего пространства. Оно и понятно: их объём — 1 140 литров.
DSC_0054
Кстати, ГТД может работать и на реактивных топливах ТС-1 и ТС-2, и на солярке, и даже на бензине (правда, низкооктановом). В целом компоновка для танка традиционная. Корпус имеет три зоны. В передней располагается отделение управления с местом механика-водителя, боевое отделение с местами командира и наводчика занимает среднюю часть, а в задней части расположено моторно-трансмиссионное отделение. Обратите внимание: тут в экипаже только три человека, а не четыре, как это было в Т-62, чей тест-драйв мы недавно публиковали. Куда дели четвёртого и как там соображают на троих? Тут всё просто: в Т-80 уже пропала необходимость в заряжающем. На танке стоит 125-миллимет­ровая гладкоствольная пушка 2А46-1 с автоматом заряжения. Последний достался от танка Т-64БВ. При необходимости пушку можно зарядить и вручную, хотя развернуться со снарядом в башне будет проблематично: просторнее от отсутствия заряжающего не стало.
DSC_0080
В башне сидят два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, поэтому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Кроме того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из своего люка.
DSC_0073
Прежде чем попытаться проникнуть на место мехвода, посмотрим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

И первое, что мы видим — непонятные резиновые накладки на гусеницах. Для чего танку такой наряд Наташи Ростовой на первом балу? Явно не для красоты. На самом деле этот резиновый обвес не совсем резиновый и не совсем обвес. Это  - противокумулятивные щитки. А сделаны они из армированной резины с броневыми плитами. Работает эта штука просто: кумулятивный снаряд, летящий в танк, подрывается об этот щит, после чего до брони борта и трансмиссии основной заряд уже не достаёт. А ещё в этих щитках есть прорези, по которым, как по подножке, можно легко забраться на броню. В конце концов, это просто красиво.
Теперь посмотрим на танк сзади. К корме танка прикреплено обычное бревно, окрашенное в жизнерадостный армейский зелёный цвет. Зачем танку это полено? Любой образованный человек знает, что это не полено, а специальное “оборудование для самовытаскивания”. В это же оборудование входят трос (и не просто трос, а какой-то царь-трос) и набор креплений. Если танк увязнет, бревно крепится к гусеницам, после чего он теоретически может выбраться из грязи.
DSC_0060
Ещё внимание привлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до пяти метров, хотя военные почему-то это называют бродом. Для этого надо установить комплект, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух тут  - это вопрос жизни и смерти.
DSC_0063
Есть у американцев такой танк — M1 Abrams. Дружелюбные солдаты с его помощью распространяли демократию почти по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там воевал с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень быстро. А пока ГТД был ещё жив, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха сделана совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль или песок всё-таки попадут в мотор. Точнее, две — система сдува пыли и система вибрационной очистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а вторая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура тут поднимается далеко за 1 000 С.

А где же тормоз?

Ну, а теперь самое интересное: как на этом танке ездить? А ездить на нём проще, чем попасть за рычаги. Я просто не смог проползти из башки под казённой частью пушки на место водителя. Выручил люк. Узкий, тесный, очень неудобный, но хоть какой-то… Правда, его сначала надо открыть, а сделать это можно только изнутри. Поэтому более компактному человеку пришлось лезть внутрь и крутить ручку, похожую на ручку древней мясорубки. Люк поднимается выше, затем на оси поворачивается в сторону. Откинуть его нельзя.
DSC_0098
Сиденье водителя выглядит неказисто.  Но мы же в танке, тут мелочей не бывает… Поэтому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от возможного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в себе и топливные баки, установленные внутри корпуса. Итак, вот оно — место водителя. Обзор здесь получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно почти ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.
DSC_0094
Попробуем сочетать практику с теорией. И начнём с того, что хотя  педали три, это не совсем привычные нам сцепление, тормоз и газ. Тут всё сложнее. Классического сцепления тут нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообще две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, особенно на нижних передачах.
DSC_0089
Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт изменения угла поворотных лопаток в проточной части двигателя перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с трансмиссией. Эту педаль используем и как сцепление, чтобы включить передачу, и с её же помощью тормозим двигателем. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль надо выжить. Лопатки РСА встают в такой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стену. Так, отпускаем педаль и  удивляемся. Танк едет не сразу, а с небольшой задержкой. Отчего она появляется — я точно сказать не могу. Зато потом…
DSC_0096
Разгон у танка очень резвый! А по сравнению с дизельным — и не такой шумный. Если слушать танк, встав позади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже внутри громче всего слышны вопли турбин. И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дури не надо. А вот понимать, как они работают, просто обязательно.
DSC_0093
Со стороны алгоритм кажется сложным. Если рычаг потянуть не сильно, то передача с этого борта просто выключится. Тянем дальше — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого мало, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавно. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, или задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.
DSC_0071
Так же, как и Т-62, Т-80 радует очень плавным ходом. Тут стоит похожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают неожиданный от танка комфорт, но ещё и не так сильно шумят.

Ложки дёгтя

Мы не стали рассказывать про некоторые мелочи, которые делают Т-80 ещё круче. Например, про то, что выхлоп у него отведён как можно дальше от моторно-трансмиссионного отсека, чтобы обезопасить механику от самонаводящейся ракеты (она летит на тепло). Что комплект оборудования подводного вождения танка расположен таким образом, чтобы дополнительно защищать собой всё тот же двигатель. Промолчали о том, что в Т-80 есть система защиты от оружия массового поражения и даже система самоокапывания, с помощью которой танк может сам быстро окопаться. Дифирамбов ему напели много, особенно сейчас, когда хвалить отечественную технику стало очень модно. Давайте лучше поговорим о недостатках. А недостаток у него по сути один — тот самый мотор ГТД-1250. У него есть по крайней мере четыре слабых места. Во-первых, его невозможно отремонтировать в полевых условиях. И не в полевых обычно тоже — проще заменить. Слишком уж он сложен.
DSC_0085
Во-вторых, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха (до 4 кг/с), что как его не очищай, пыль внутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается достаточно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и грустно вздохнём. Правда, турбину можно заменить отдельно. В-третьих, этот мотор чудовищно дорогой в производстве. За его цену можно купить десяток дизелей. И, наконец, последнее. Гигантский расход топлива сильно сокращает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 километров, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, максимальная скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.
Всё это привело к тому, что Т-80 так и остался единственным массовым танком с ГТД. Более поздний Т-90 — дизельный (хотя это всего лишь модернизация Т-72Б, танка с почти сорокалетней историей),  “Армата”, глохнущая на параде, тоже радует дизельным мотором и несусветной закупочной ценой (называют цифры от 300 до 500 миллионов рублей). Так что, может, и Т-80 был не так уж плох. Вон, расстрелять Белый дом он всё-таки смог...

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
10 комментариев
10.05.2019 12:27
Pavel Elagin

По факту все сто! - ну невозможно ехать на танке "под сто"! После семидесяти уже страшно, он уже неуправляем. А если по пересеченной местности... Про турбину - турбина очень продуманна - если выходит из строя - нужно буквально несколько болтов отвернуть, чтобы выдернуть всю турбину и воткнуть новую. На все про все требуется от сорока минут (понятно с краном). Выхлоп - назад и очень тихий. Даже в утренней тишине Т-80 подбираются очень тихо в наступлении. Танки видны, а вот звука нет. И только когда проедет - свист. Про сиденьки - они подпружиненны и когда залазишь в танк - сиденька прямо под люком и проседает под весом танкиста на метр. Когда надо вылезти - она помогает. Особенно это хорошо при ранении или контузии - сиденька помогает выбраться из танка. Подвеска очень даже - там, где на Т-55 можно двигаться не выше 30км/ч, на Т-72 - 40км/ч, на Т-80 можно и 50 давать, подвеска все неровности глотает. При запуске турбины за пару секунд в воздух вылетает 60л топлива - просто в виде несгоревшего облачка... Экраны на бортах - не только от кумулятивных снарядов, но и маскировка - они снижают облака пыли от танка.

45

12.05.2019 19:22
Михаил

Согласен, по пересечённой местности уже 70 км/ч - самоубийство. Но по хорошей дороге Т-80 может ехать и быстрее. Правда, Вы правы - на такой скорости с такой массой управлять им должно быть очень проблематично. Насчёт турбины спорить не буду - не знаю. Тут важен тот факт, что в полевых условиях этого не сделаешь. Вы же сами пишете, что нужен кран. Хотя, говорят, в передвижных мастерских такое делали. Насчёт выхлопа немного не согласен. Как раз сзади этот танк слышно очень и очень хорошо. В первую очередь слышна турбина. А вот спереди - да, Т-80 удивительно тихий. Но не сзади. Насчёт сиденьки не знал. Видимо, у нас этот подъём не работал - танк собран из списанной техники, и вполне вероятно, что что-то у него не совсем рабочее))) Со всем остальным тоже согласен. И вообще, спасибо за содержательный комментарий по делу: такие комментарии и читать приятно, и отвечать на них в удовольствие!

6

14.05.2019 02:48
Алексей Протас

Про Т-14 автор молодец - воспроизвел все мерзотные лживые методички.

  1. Не заглох, а срочник не справился с управлением, не отпустил тормоз, и не на параде, а на репетиции.
  2. Цена не утверждена и никому не известна.
  3. Армата - это название универсальной платформы, а не одного лишь танка.
8

20.05.2019 15:49
Term
  1. С каких пор на танке с АКПП, если не отпускать тормоз, он заглохнет?
  2. Всем известно как распиливается в России бабло.
  3. Армата по факту оказалась таким же Г как и российские автомобили ВАЗ, ломучий Кортеж и самолеты Сухой Суперджет. У нынешней воровской власти развиваются только церкви, мракобесие и маразм на льду, но никак не наука и промышленность.
7

22.05.2019 11:07
kobernick@mail.ru
  1. Мсье - специалист по трансмиссионной установке Арматы? Или по психолоии в экстримальных ситуациях?
  2. Всем - это кому? Конкретности, пожалуйста.
  3. ВАЗ прочно сидит на 1м месте по продажам машин, Гранту, которая "обнулила" спидометр без капиталки движка видел сам лично, Кортеж на таком уровне, что на нем ездит 1е лицо государства, про Суперджет - на профильный форум. В общем, вывод - именно мсье топит против промышленности. Скорее всего - бесплатно, судя по качеству аргументов.
1

30.05.2019 14:23
Путриот Стерхдержавы
  1. Всем - это каждому второму гражданину великой державы. поднятой Им с колен!
  2. Укажите причину, по которой ВАЗ прочно сидит на 1м месте по продажам машин: а) завод выпускает качественные, современные, комфортабельные автомобили б) у абсолютного большинства граждан РФ нет денег для покупки нормального автомобиля в) высокий уровень патриотизма граждан РФ )) Укажите причину, по которой 1-е лицо государства, благополучно отъездившее не одно десятилетие на вражеских автомобилях премиум-класса вдруг решило пересесть на Кортеж? (подсказка - ответ кроется в тексте вопроса)) ) Про Суперджет - к высказываниям о нем первых лиц государства и корпорациям. "не рекомендующим" своим сотрудникам летать на нем )))
1

30.05.2019 15:43
kobernick@mail.ru
  1. Всем? Или каждому второму? А почему второму? Почему не первому, если "всем"? В общем и целом, у мсье проблемы с логикой. Разбирать же поток бреда - занятие бессмысленное.

07.06.2019 16:41
Путриот Стерхдержавы

Ну в категорию "все", естественно не попадают недееспособные граждане (к коим помимо носителей официального статуса относим также пенсионеров, телевизоры которых принимают лишь федеральные телеканалы. ну и крохотный процент упоротых индивидуумов, выкрикивающих на общенациональных праздниках под песни Любэ, между глотками из пивных банок, плевками и затяжками сигаретами, лозунги типа "Роисся, вперде!"). Вот и получается, что каждому второму )).

Так с ответами на поставленные вопросы у товарища, похоже. тоже очевидные проблемы? ;-))


15.05.2019 16:38
dimonanela@yandex.ru

Вроде бы детальный и профессиональный разбор,но профессионалу то как раз прекрасно видно,что афтор разбирается в теме как бегемот в балете.Зачем садиться не в свои сани?

2

30.05.2019 16:31
Pavel Elagin

Кусать хоцетса... А серьезно - журналюги тем и отличаются, что хватаются за любую тему, не вникая в суть - главное натарабанить и гонорар сорвать, а последующие разборки - только на увеличение их популярности...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы