Тест единственного в России самосвала Scania G440 8×8: карманный монстр

9263 0 8

Каменный карьер – грандиозное зрелище. В таком «интерьере» теряются сочлененные самосвалы и экскаваторы с трехкубовыми ковшами. Всего пять взмахов металлической руки - и 40 тонн породы в кузове. Утробно ворча моторами, карьерные монстры отправляются на разгрузку… Среди этого буйства механических чудовищ Scania 8x8 выглядит очень небольшим автомобилем. Но это впечатление обманчиво.

До недавнего времени многоосные самосвалы к нам в Россию не завозили – считалось, что это неоправданно дорого, и что наш перевозчик такого не купит… А между тем, именно полноприводные большегрузные самосвалы – одни из самых востребованных на просторах России, с нашим качеством дорог, осенне-весенней распутицей и ограничениями по нагрузке на ось.

Очень часто приходится слышать о том, что грузоподъемности полноприводных трехосных самосвалов маловато, а четырехосные машины с колесной формулой 8×4 в распутицу становятся беспомощными на скользких подъемах. Вот нам бы 8×8…

Сейчас ситуация изменилась в корне, и такие производители, как Volvo Trucks и Scania стали завозить пятиосные машины и предоставлять их компаниям для тестовой эксплуатации. Самая распространенная колесная формула среди них — 10×4 и 10×6, а вот полноприводных многоосников у нас пока нет. Ну, почти нет.

Нам удалось протестировать единственный полноприводный четырехосный самосвал, который реально работает в карьере и уже приносит прибыль. Первую в России Scania G440 8×8 приобрела компания «Холсим» для работы в карьере цементного завода в Подмосковье.

Фото: Максим Сергеев


А он такой один!

Это уникальный полноприводный автомобиль, который был спроектирован специально для работы в карьерах как альтернатива сочлененным самосвалам. И испытания доказали экономическую эффективность такого решения.

Нам удалось опробовать машину в условиях карьера. Естественно, что здесь есть все признаки линейки Scania Off-Road – это и трехсекционный стальной бампер, и мощная металлическая защита двигателя и трансмиссии, и защищенная светотехника.

А вот выбор конфигурации полностью демонстрирует предпочтения отечественных перевозчиков. Просторная кабина серии G с кондиционером, полный привод, шведский кузов, двигатель 440 л.с. и 14-ступенчатая механическая коробка передач.

Европейцы, заказывая подобную технику, предпочитают ставить на нее автоматические коробки с гидротрансформатором (в основном Allison). Да, расход топлива увеличивается, но уменьшение нагрузки на трансмиссию увеличивает срок службы агрегатов. И, по их мнению, это оправдывает возросший расход топлива. Но, как говорит Вася Ложкин: «Нам чужд ваш джаз», — и наши перевозчики традиционно предпочитают механические коробки, уповая на квалификацию водителя. Помня об этом, я сомневался, что меня пустят за руль столь серьезного самосвала. Стоит только взглянуть на заманчивые ТТХ…




Судя по ним, Scania G440 8×8 выполняет все требования к внедорожным машинам — в частности, она способна забираться по 30-градусному склону с полной загрузкой до 32 тонн. Но главное – это полный привод со всеми ведущими осями и блокировками межосевых дифференциалов. Благодаря тому, что передние две оси поворотные, радиус разворота немногим больше, чем на трехосных самосвалах. А вот грузоподъемность гораздо больше!

Почувствовать себя положительным героем

Каждый раз, садясь за руль таких машин, я вспоминаю бессмертный «Понедельник» братьев Стругацких. Там главный герой мечтал, что в случае, если бы он работал водителем грузовика, то выбрал бы что-нибудь огромное, чтобы в кабину приходилось забираться по лестнице… А потом долгими часами ехать по пыльной дороге, выставив локоть в окно… В общем, мечты сбываются! Пусть и не у героя Стругацких, а у меня.

Кабина полноприводной Scania расположена сантиметров на 30 выше, чем у стандартной модели, и залезать туда приходится именно по лестнице, а для того, чтобы протереть переднее стекло, есть дополнительная откидная ступенька.

Чтобы там ни говорили другие производители, но с точки зрения эргономики водительского места конкурентов у Scania немного. Практически ни у кого (кроме Mercedes Actros MP4 и нового поления Volvo FH) больше нет таких гигантских диапазонов регулировки руля и сиденья, кода можно «по-легковому» опустить кресло и завалить руль – очень комфортно, особенно при езде на дальние расстояния. Но для серьезного бездорожья больше подходит вертикальная «командирская» посадка, обеспечивающая максимальный обзор – и она тоже настраивается без проблем для людей любого роста и комплекции.




Осматриваясь в кабине, замечаем дополнительную панель справа от руля. На нее выведено управление механизмом блокировки дифференциалов, регулятор тягового усилия и система перераспределения нагрузки между осями задней тележки. Вся информация с этой панели отображается на центральном дисплее комбинации приборов, позволяя отследить текущее состояние каждой оси. На этом отличия от привычной многим эксплуатационникам кабины серии G заканчиваются.

Нас не догонят?

Запускаем двигатель, выжимаем сцепление и привычно трогаемся на пустой машине со «второй повышенной» передачи. Мощности 440-сильного двигателя хватает для того, чтобы переключаться через передачу, 2-3-5-6, не пользуясь «половинками». Грамотно настроенное шасси позволяет почувствовать все нюансы поведения груженой машины на извилистых подъездных дорогах.

Еще раз, уже на собственном опыте, оценил радиус разворота – для четырехосной машины он реально небольшой. Машины конкурентов на таком пятачке развернуться могут далеко не всегда. Следующее открытие – поведение в повороте. На сухом асфальте информативность рулевого управления такова, что ощущения близки к легковым машинам и можно проходить повороты на довольно большой скорости. За это отдельное спасибо стабилизаторам поперечной устойчивости увеличенного сечения на первых двух осях – крены действительно минимальные.

Стоит отметить и ретардер, специально разработанный для условий бездорожья. Так же, как и дорожная модель, для торможения он использует жидкость из охлаждающей системы двигателя. Тормозной момент на нем подняли с 3500 до 4100 Нм, передаточное число внутренней передачи увеличили с 3,04 до 3,26. Но самое главное, что сканиевским инженерам удалось добиться максимальной эффективности на очень низких оборотах (600-1050 об/мин) и повысить, по сравнению с дорожной моделью, эффективность на 17-25%. На практике это означает, что рабочей тормозной системой не пользуешься даже на скользких покрытиях и с полной нагрузкой — она реально необходима только для полной остановки.




Игроки на своем поле

Съезд на бездорожье, естественно, заставляет сбрасывать скорость. Движение в карьере напоминает подводные съемки. Машина уверенно и плавно переваливает через все неровности и застывает под ковшом экскаватора. 32 тонны загружаются быстро, и мы трогаемся к месту разгрузки. Здесь уже приходится использовать пониженный ряд трансмиссии. В день теста было сухо, а когда идет дождь, то на подъеме приходится пользоваться «ползущими» передачами.

Пара километров до «точки сброса» — и разгрузка в очередь с сочлененниками. При этом мы привезли 32 тонны, а сочлененники возят по 40 т, стоят гораздо дороже, да и в обслуживании недешевы. Есть смысл задуматься об эффективности логистики! Особенно если учесть, что сочлененные самосвалы по нашим правилам являются технологическим транспортом и путь на дороги общего пользования им заказан – не проходят по габаритам.

Правда, не обходится и без минусов. Сочленненые самосвалы можно грузить и пятикубовыми ковшами, а в кузов Scania они уже не помещаются. Но это, пожалуй, единственный недостаток. Так, что перевозчикам есть над чем поломать голову.




Такие машины, как Scania 8×8 очень востребованы не только в карьерах, но и у нашего нефте- и газодобывающего комплекса. На «северах» проходимость, грузоподъемность и надежность ценятся как нигде высоко, а сама цена машины в «нефтянке» уже не имеет такого большого значения, как в Европейской части России.


Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 2 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут?…

14166 1 10
Статьи / История
Синьор Kozel: как и почему в Италии тюнинговали УАЗы

Тюнинг советских автомобилей иностранными импортёрами – явление привычное и закономерное. Ведь чтобы заинтересовать и привлечь избалованного западного покупателя, нужно было "завернуть" доступную по цене машину…

16375 7 2
Новости / Авто и бизнес
Вместо Илона Маска должностей лишаются 4 тысячи сотрудников Tesla

Заседание совета директоров Tesla, прошедшее 5 июня, не принесло в руководящую структуру компании ни одного из тех изменений, которые были рекомендованы сторонними экспертами: все члены совета директоров и Илон Маск…

2547 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

1951 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1461 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

17387 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20074 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14187 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12013 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71460 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15734 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13028 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51700 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9128 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7208 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365545 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246254 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112898 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?