Авторынок Украины на грани вымирания

Июльская статистика продаж новых автомобилей в России не порадовала: минус 22,9% к июлю прошлого года. Но если посмотреть в сторону нашего неспокойного южного соседа, то понимаешь: у нас все не так уж и плохо.

Продажи упали почти вдвое

О грядущей стагнации автомобильного рынка в "незалежной" поговаривали еще несколько месяцев назад. Однако никто даже представить себе не мог, что падение будет столь стремительным, о чем сегодня свидетельствуют критичные показатели продаж и нежелание автопроизводителей импортировать сюда свою продукцию.

Для начала давайте поговорим о цифрах. Как показывает статистика, за первые полгода спрос на новые автомобили в Украине упал на 45%. Если по итогам первого полугодия минувшего года местными потребителями было приобретено 104 238 машин, то за шесть месяцев года нынешнего этот показатель сократился до 57 688 единиц.

Крайне неутешительным выглядит положение и на вторичном рынке, который по оценкам экспертов просел без малого на 21%. При таких темпах снижения покупательской активности говорить даже о мало-мальском восстановлении рынка в ближайшем будущем не приходится. А с учетом того, что экономическая ситуация в стране с каждым месяцем лишь только ухудшается, результаты продаж к концу года могут оказаться и вовсе плачевными.

5172169.jpg

Фото: naro-fominsk.msk.raise.ru


Бизнес продают, а автомобили отбирают силой

Но еще более любопытным является тот факт, что на фоне сложившейся ситуации от поставок автомобилей в Украину стали отказываться мировые производители. В их числе японские Mazda, Mitsubishi и Suzuki, французский Citroёn и заокеанский Ford. Не остались в стороне и российские автогиганты АвтоВАЗ и КамАЗ, которые прекратили экспортировать свои модели в страну еще в начале года. Стоит добавить, что часть машин, оставшихся в наличии на местных складах, в частности у КамАЗа, были конфискованы представителями самообороны Майдана.

По одной из версий, около 50 большегрузов оказались задержанными неизвестными людьми на границе Черниговской области якобы из-за отсутствия соответствующей документации. Между тем представители КамАЗа сей факт отрицают, утверждая, что никаких проблем с бумагами не было и быть не могло. Равно как и не подтверждают ранее просочившиеся в украинские СМИ сведения о том, что дочерняя компания, владеющая этими грузовиками, принадлежит сыну экс-президента страны Виктора Януковича, что, по мнению независимых экспертов, также могло послужить причиной для возникновения данного инцидента. Как бы то ни было, нанесенный производителю ущерб составил свыше 100 млн рублей.



DSCN0052_1 (13).JPG

Фото: mroteh.ru

Кстати сказать, КамАЗ, недолго думая, в срочном порядке решил избавиться от собственности в "незалежной", продав специализированные центры в Чернигове и Хмельницком кому-то из зарубежных партнеров. О том, кто же стал обладателем дилерских салонов, информация не раскрывается. Известно лишь, что после реализации активов общей стоимостью более 760 млн рублей, производитель из Набережных Челнов получил порядка 56 миллионов чистой прибыли.

Не менее интересным также является тот факт, что сторонники Национальной гвардии Украины заключили с Камским заводом соглашение на покупку нескольких десятков единиц грузовой техники. Однако в пресс-центре российского предприятия подписание подобного договора опровергли, не исключив при этом возможности приобретения Нацгвардией машин через кого-то из официальных представителей марки. Между тем новость вызвала шквал обсуждений в среде политиков и экспертов, в результате чего подлинностью сделки заинтересовались в ФСБ.

20130909-3.jpg

Фото: kamaz.net

Возвращаясь же к противоправным действиям, повлекшим незаконное присвоение автомобилей, следует отметить, что подобный случай в Украине является не единственным. К слову, с завидной регулярностью здесь совершаются вооруженные захваты целых автосалонов. Достаточно вспомнить нападения на дилерские центры Renault и Citroёn в Донецке, Skoda в Харькове, Hyundai в Луганске, Nissan в Киеве.

В ряде случаев рейдеры, провозгласившие себя "независимыми борцами за справедливость" требовали отставки руководства и передачи шоу-рума в собственность новому владельцу. Правда, на сегодняшний день ни одного факта о смене правления официально не подтверждено.

В других случаях, как, например в Горловке Донецкой области, под угрозой расправы над сотрудниками, неизвестные люди в масках вывезли с территории дилера два десятка новеньких Opel, Kia и Chevrolet. Вместе с тем, как сообщают некоторые источники, автосалоны продолжают свою деятельность лишь потому, что заплатили злоумышленникам весьма приличный "откуп". Так ли это, мы, скорее всего, не узнаем никогда.

Car_theft.jpg

Фото: prweb.com

Заводы — на грани банкротства

Планы о размещении на территории страны сборочных предприятий иностранных брендов — под большим вопросом. Напомним, что свое желание организовать сборку машин на территории Украины некогда изъявили сразу несколько японских компаний, а также General Motors и перешедший в руки китайцев британский MG.

Ощутимо страдает и местный автопром. Если Запорожский автозавод в мае выпустил 1 908 автомобилей, то месяц спустя этот показатель упал до 718 экземпляров (минус 62,4%). И дело не только в падении спроса: на Запорожском заводе попросту заканчиваются необходимые аксессуары и комплектующие, ранее поступавшие сюда из восточных областей. А ведь в прошлом году ZAZ смог завоевать лидирующую позицию в рейтинге продаж среди всех марок, представленных на внутреннем рынке, обогнав при этом российский АвтоВАЗ, китайский Geely и корейский Hyundai.

Если в стране ничего не изменится, последнее производство может закончиться уже в сентябре. Причем касается это всех моделей сразу!

Тариэл Васадзе, владелец корпорации "УкрАвто", контролирующей ZAZ

Похожая ситуация складывается и на закарпатском "Еврокаре", где из ранее собиравшихся моделей марок VW, Skoda, SEAT и Audi выжила только "Шкода" со своими Octavia и Rapid. Производство здесь просело на 61,2%, что в абсолютных цифрах составляет 394 машины против 153.

Что касаемо Кременчугского автосборочного завода, где конвейерную ленту с тягачами КрАЗ делят китайские Geely, то, судя по последним данным, загрузка предприятия замерла на отметке чуть менее 20%. По сравнению с майским результатом (1 026 единиц) в июне здесь было собрано 140 авто, что на 86,4% меньше.

Заводу "Богдан" в Черкассах неминуемая остановка грозит буквально со дня на день. В июне было выпущено всего 7 транспортных единиц — на 271 машину или на 97,5% меньше, чем месяцем ранее. Вместе с тем, владельцы "поднебесных" JAC, выпускаемых на мощностях "Богдан-Автотрейд", которые проживают в Донецкой и Луганской областях, лишились возможности гарантийного обслуживания и ремонта, так как все технические центры в этих регионах прекратили свое существование.

Помимо прочего, "притормозил" сборочную деятельность Львовский завод по производству и без того маловостребованных автобусов ЛАЗ. А недавно украинские СМИ сообщили, что предприятие якобы принадлежит двум племянникам Виталия Чуркина, постпреда России при ООН и в ближайшее время Львовские власти намерены его национализировать. Против владельцев же будут применены жесткие санкции. Правда, информация оказалась недостоверной — племянника у Чуркина нет ни в Украине, ни в России.

Hyundai-in-Czech-Republic-3.jpg

Фото: carxmotor.com


Однако Россия, что греха таить, на автозавод во Львове виды все же имеет. Напомним, что в начале весны администрация Тамбовской области заключила договор с компанией City Transport Group, являющейся юридическим владельцем ЛАЗа, на производство низкопольных автобусов под Мичуринском. Инвестиции, запланированные для реализации проекта, должны составить не менее 150 млн рублей, а часть их, как мы полагаем, уже потрачена на первоначальную подготовку сборочной линии. Поэтому немудрено, что вопрос о национализации предприятия будет решен Украиной в самое ближайшее время.

В Крыму — передел дилерского рынка

Ни о каком локальном производстве автомобилей на полуострове речи пока не идет. А вот на дилерском рынке оживленно идет передел. До прихода российских военных в Крыму работали три основных ритейлинговых холдинга:

— "Автоинвестстрой" (Geely, SsangYong, Renault, Audi, Chevrolet, ГАЗ и УАЗ),
— "УкрАвто" (Mercedes-Benz, Opel, KIA, Chery, Toyota, Nissan и ZAZ),
— "Богдан-Авто" (Hyundai, Great Wall, Subaru, Daewoo, JAC и Bogdan).

Все они сейчас отрезаны от поставок автомобилей через украинские представительства брендов, и на данный момент занимаются ремонтом и постпродажным обслуживанием. Что ждет их в будущем, непонятно. Скорее всего, бизнес придется либо продать российским игрокам, либо вовсе покинуть полуостров без отступных.

hasznalt_auto.jpg

Фото: mno.hu

Тем временем наш Минпромторг разослал письма-приглашения в российские представительства марок. В частности, об открытии шоу-румов размышляют китайский Lifan, немецкий Volkswagen, французский Peugeot , а также отечественные КамАЗ и АвтоВАЗ. Впрочем, пойдет ли сотрудничество дальше обмена письмами, непонятно. В России кризис продаж, конечно, слабее, чем в Украине, но он тоже весьма серьезный.


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
14.08.2014 09:56
Andrey Lotsmanenko

На Украине сейчас большинство получает зп в гривне, поэтому в пересчёте на курс новые машины стоят совсем нереально.


12.08.2014 10:25
Cepheus

а что удивляться развалу рынка при такой политике и руководстве...


13.08.2014 10:08
Антон Щеголев

На сколько помню, сейчас Краз и Богдан на госзаказах зарабатывают. А в остальном согласен, покупательская способность в Украине сейчас низкая.


13.08.2014 10:40
Ник Утерян

а зарабатывают ли?)


14.08.2014 09:56
Andrey Lotsmanenko

На Украине сейчас большинство получает зп в гривне, поэтому в пересчёте на курс новые машины стоят совсем нереально.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings