Опыт владения ВАЗ-2102: несправедливая судьба

Каждый день мой автомобиль готов подарить непередаваемое чувство погружения в историю. Историю страны и своей собственной жизни. За рулем ретро-кара вспоминаются времена, когда мороженое было по-настоящему вкусным, а газировка обжигающей, когда мы любовались красными воздушными шариками, улетавшими в синее майское небо… Когда водитель был не просто пользователем, он был Шофером, от которого требуется мастерство и особое чувство автомобиля, чтобы уверенно крутить черный тонкий руль с серебристыми кнопками клаксона.

Те времена не вернуть, но прикоснуться к ним можно. Не будем вздыхать о «Кадиллаках» Элвиса Пресли или «Мерседесе» Штирлица. Для обычного автолюбителя заграничные ретроавтомобили ценой в хорошую квартиру – как Фата Моргана, как миф о загробной жизни. Гораздо проще, дешевле и, наверное, правильней приобрести «Волгу», «Москвич» или «Жигули». Особая прелесть в том, что российскими машинами можно не только любоваться, на них можно каждый день ездить.

Мой выбор – ВАЗ-2102, ярко-красный универсал 1984 года. Строго говоря, олдтаймером считается машина не младше 40 лет. А моей «всего-то» 31 годик пошел. Но конструкция берет начало в конце 60-х и вполне отвечает статусу «просторного дедовского авто».

Несправедливая судьба «двоек»

Забавный факт. Универсалов ВАЗ-2102 было выпущено чуть больше 660 тысяч (моя – из последних, 605-я тысяча). Примерно в таком же тираже разошлась «Волга» ГАЗ-21. Но в продаже «Волжанки» встречаются раз в пять чаще, чем «двойки», и это при том, что выпуск ГАЗ-21 был окончен в 1970, а массовое производство ВАЗ-2102 стартовало только в 1972! Отчего же «двушки» столь малочисленны? Копаясь в объявлениях, я не раз размышлял об этом…

autowp.ru_gaz_m-21i_volga_3.jpeg

На фото: ГАЗ — 21 "Волга"


Видимо, причин несколько. Во-первых, «Волга» более прочная и, как писал Юрий Гейко, «долго гниющая». Кузов «Жигулей» по сравнению с газовским – как сахарный. Во-вторых, носительница серебристого оленя более престижна. К таким машинам и отношение соответствующее. В-третьих, седан никто не станет использовать под перевозку картошки и мандаринов, а вот универсал имеет все шансы стать свекловозом, гниющим и дымящим без должного ухода.

Сколько таких машин я посмотрел на фотографиях и вживую! Если владелец пишет «машина в отличном состоянии», это вполне может значить, что у нее вентиляция картера давно выведена под днище. Если в объявлении написано «не требует вложений», это означает, что грубые заплатки на крыльях уже приварены (или приклеены?) и забрызганы краской, которая каплями попадает на покрышки, уплотнители…

Впрочем, моя машина тоже перекрашена – но довольно качественно, насколько я мог судить по «бортовому журналу», который велся предыдущим хозяином в соцсетях на протяжении двух лет. Также мой предшественник щедро снабдил машину тюнингом, и нельзя сказать, что он на 100% уместен.


autowp.ru_lada_1200_estate_2 (1).jpeg



Улучшая – не ухудшай

Как сотрудник АВТОВАЗа, я очень скептически отношусь к любому тюнингу. Я знаю, какие громадные усилия и средства тратятся на доводку автомобиля, на то, чтобы все его характеристики сложились в баланс цены, ресурса, надежности, экономичности, безопасности. Тюнинг же, как правило, решает одну проблему, но создает несколько новых.

Предыдущий владелец моей «двойки» – человек с золотыми руками и ангельским терпением. Вручную зашпаклевал и окрасил машину, соорудил в салоне эксклюзивную аудиосистему (подиумы из эпоксидки), задекорировал интерьер вставками из ткани-шотландки. Не забыты и ходовые качества: в тормозную систему добавлен вакуумный усилитель от «Самары», благодаря чему усилие на педали – не выше, чем у современного автомобиля.

Но попутно машина приобрела немало сомнительных усовершенствований. К примеру, все двери получили электростеклоподъемники – через пару лет работоспособность сохранил только один. На машине появился комплект «мягких» замков. Двери захлопываются, как на «Калине», но… не нашлось места тягам к личинкам замков. Автомобиль можно отпереть только с пульта сигнализации.

И уже не раз я пробирался в салон через багажник: то актуатор замка замерзнет, то в пульте батарейка сядет… А самое «приятное» — когда на кочках старенький кузов изгибается пропеллером и водительская дверь открывается, повергая в шок пассажиров и соседей по потоку. Отрегулировать замок пока не удалось, зато появилась привычка – услышав подозрительный щелчок, я трогаю дверь локтем: открылась ли? Или показалось?

Когда приобретал «двойку», он щеголяла шикарным литьём с имитацией спиц и заниженной спортивной подвеской. От «дропнутого» шасси я решил отказаться сразу, и в этом помогли гаишники, отказавшиеся ставить на учёт такую машину.

А вот колеса радовали меня несколько месяцев, пока я не обнаружил: запаску в полевых условиях я не поставлю! Разболтовка нестандартная, диск крепится через проставку. Так вот эту самую проставку оказалось открутить не так-то просто. Ты давишь на ключ, машина раскачивается, грозя соскочить с домкрата – и наступить на ключ ногой страшно. В общем, я «сдался» шиномонтажникам с пневмогайковертом, а красивые диски перешли во владение очередному любителю тюнинга. Их место заняли штатные колеса с хромированными колпаками. Потому что хром – это краса и гордость ретро-кара!


original-2102_.jpg



Сравнить несравнимое

«Двойка» – не единственный автомобиль в семье: львиная доля поездок выпадает на супругину двухлетнюю Шкоду Фабию 1,2. После «Жигулей» этот маленький хэтчбек кажется игрушкой, чуть ли не электрокаром! Одновременная эксплуатация двух автомобилей стала интересной зарядкой для ума. Более того, создается ощущение, что современный автопром не только многое приобрел, но и потерял тоже немало (при этом «Шкода» обошлась в 8 раз дороже «двойки»!)

У обоих машин схожая мощность двигателя – около 70 «лошадей» (вы не поверите, но они позволяют уверенно ездить в городе, не чувствуя себя ущербным). И все же, какие разные эти «пони»! У «Шкоды» это беговые, шустрые лошадки, а «двойка» располагает табунчиком тяжеловозов. «Чешке» трудно стартовать со второй передачи, «жигуль» же выполняет эту задачу с легкостью. Иномарка заметно «тупеет» с полным салоном пассажиров, российский универсальчик загрузку почти не чувствует.

«Шкода» обделена проходимостью: лишь передний привод помогает выползать из сугробов, зато даже в самой мелкой колее то и дело раздаются леденящие душу удары днища о землю, а скорость на грунтовке – не более 30 км/час! На «двойке» же можно без опаски мчать по пляжу, по полю или лесной колее, иногда заходя в знакомый поворот с заносом. Однажды в Тольятти приезжали немецкие любители «Нив» — и «двойка»(«о, цвай модель!») уверенно нагоняла их подготовленные вездеходы. Так мы и ехали, пока вся наша колонна не уперлась в иномарку, едва ползущую по лесу.

Хоть на шоссе, хоть на проселке «Жигули» радуют мягкой подвеской. Правда, непривычного пассажира быстро начинает укачивать, к тому же людям кажется, что машина неустойчива – как будто едет на коньках. Жаль, что хорошая плавность хода «скрадывается» оглушительным рычанием мотора, подвываниями изношенной трансмиссии и бряканьем не раз пересобранного и «улучшенного» интерьера. Однако «пятую точку» не обманешь. И она отчетливо помнит, как, перегоняя новенькую «Шкоду» из автосалона, я первые километры ехал выпрямившись, как на табуретке. Уж больно непривычными были толчки в спину, которыми награждала меня по-немецки жесткая спинка сиденья.


original-2102_.jpeg



«Фабия» грешит плохой обзорностью. Понятно, что толстые стойки крыши – это залог крепкой капсулы безопасности. Но, подъезжая к перекрестку, водитель вынужден кивать головой взад-вперед, как голубь, потому что за стойкой не то, что пешеход – легковушка спрячется с легкостью. Получается эффект вышеупомянутого тюнинга: улучшая пассивную безопасность, ухудшили активную.

О безопасности «двойки» думать не хочется… Все, что я мог сделать – поставить хорошие покрышки и заменить красивый деревянный руль с металлическими спицами на родную баранку. А ведь еще у машины все сиденья без подголовников – иногда это наводит на мысль, что любой лихач, влетев мне в корму, навсегда избавит меня от сутулости…

«Шкода» – стопроцентная южанка. Летом кондиционер эффективно работает и при 40 градусах жары. Зато в холода… уже при минус 4 градусах ноги коченеют, и дело даже не в том, что машина долго прогревается. Просто печка дует не в ступню, а в голень.

«Двойка» же полностью оправдывает славу теплой машины: даже со старенькой (и наверняка полной отложений) системой охлаждения двигателя водителю быстро становится тепло. Пассажиры, правда, подмерзают – протопить «сарай» нелегко, особенно с учетом не самых эффективных уплотнителей на дверях и окнах. Одно расстраивает зимой – на «двойки» не ставили электрообогрев заднего стекла. Только на экспортные модификации. Стекло от ВАЗ-2104 не подходит… Промучавшись полторы зимы с вечно затянутым изморозью окошком, я неожиданно нашел выход – за каких-то 700 рублей под заказ сделали новое заднее стекло с заветными электронитями. Зима снова стала хорошим временем года!

Когда покупал «Шкоду», обратил внимание – в базовой комплектации имеется только один хромированный молдинг, остальные – за доплату. Двойка же поражает обилием хрома и никеля – даже кнопки в салоне снабжены блестящей окантовкой. На современном премиум-классе вряд ли встретишь столько сверкающего декора. Впрочем, «Жигули» пришли из тех времен, когда автомобиль был не просто бытовой техникой. И это удивительно чувствуют дети – их влечет и блеск наполированных железочек, и плексигласовая ручка КПП. И – не в последнюю очередь – разрешение с ногами забираться на сиденье с обивкой из кожзама.


5

autowp.ru_lada_1200_combi_8.jpeg



Эх, ребятишки, не знающие, что такое автобус! Не познать вам и волнующего чувства крайне редких поездок на машине, не стоять вам во время движения, держась за спинки сидений и глядя из-за плеча водителя то на дорогу, то на приборы. Но в машине пахнет нагретым на солнце пластиком так же, как и 20, и 30 лет назад. И рычаг все так же дрожит, как живой. И шофер все так же должен слегка подруливать в движении. И чувствовать себя полностью вовлеченным в процесс вождения, который, как оказывается, довольно утомителен. Но усталость забывается, когда ты видишь, что на парковке твоя машина – самая необычная и интересная, когда старички или дети подходят разглядеть автомобиль поближе, и когда соседи по потоку гудят и поднимают большой палец.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
12.06.2015 14:24
Андрей Кринкин

Очень круто написано! А по теме: друг пару лет назад купил двойку гаражного хранения с минимумом колхоза. Юзает в теплое время дня как машину выходного дня. Не жалуется вообще ни разу.


18.06.2015 02:44
Пырх Георгий

У меня когда-то такая была, не понравилась. За рулём сидеть не удобно. Ноги девать некуда, педаль газа очень мягкая ногу нужно держать вертикально, устаёт и немеет.Если отодвинуть сиденье то руль далеко, спина устаёт, и пассажирам за спиной мало места. груза боится, 300-350кг уже на заднице. До этого был москвичь427 хоть и уже но значительно удобней и груза не боится 500-600кг и только присела. Дв. у москвича выносливей, тянет на любых оборотах и не такой прожорливый как 1,3дв.жигулей. Были разные авто. Опель рекорд, гольф, нисан бл. сани и пр.авто. Иномарки конечно хороши но ремонт и обслуживание дороги. Поскольку доходы стали не большими стал вопрос приобретения недорогого авто. Шарабан, с подпольной кличкой ЖИГУЛИ, даже не рассматривался. Наелся от двойки. Повезло подвернулся 2140 люкс, весь пролитый негролом за 22г.не видел зимы 78т.км. езжу 8л. 86т.км. Масло меняю 2р. в год по сезону и только САЕ, в агрегатах то-же,правда если притоплю 120-130 то масло немного ест. Если езжу до 100 то от замены до замены около 0,5л. Говорили что дв. выхаживают 300т.км, верю. Из расходников самое дорогое это передние колдки. Всё остальное сущие гроши. 3г. назад стала отваливатся зоводская мастика на днище, подмазываю. В этом году решил пдкрасить. Тесноват конечно но удобно сидеть. В общем Я доволен, отвечает почти всем моим потребностям.


28.09.2015 20:29
Владимир Заворотний

я на ней магазин построил.Тачка супер пасечники её тоже уважали 4 улика залазили а в 4 только 3.хорошая машинка.


28.09.2015 20:29
Владимир Заворотний

я на ней магазин построил.Тачка супер пасечники её тоже уважали 4 улика залазили а в 4 только 3.хорошая машинка.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings