«Точка» бьет точно: советские плавающие тактические ракетные комплексы

16730 0 81
Поделиться: 36 40 0 2 0 3

Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции
артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)

Помимо стратегических, дальнобойных ракетных комплексов, а также самоходных зенитных установок, в Советской армии состояли на вооружении машины с ракетами средней дальности для точечных атак по территории противника. Естественно, эти машины должны были уметь передвигаться по любой поверхности: как по земле, так и по воде.

Советская эпоха

В начале 1970-х годов секретный Брянский автозавод приступил к серийному производству второго семейства трехосных корпусных шасси БАЗ-5921/5922, служивших для установки более мощного тактического ракетного комплекса «Точка» с повышенной точностью поражения целей. Как и предыдущая зенитная система «Оса», он базировался на унифицированных полноприводных плавающих автомобилях-шасси с несущими корпусами, равноудаленными ведущими мостами и традиционной бортовой трансмиссией.

Семейство БАЗ-5921/5922 (1971–1990 гг.)

В середине 1960-х первыми эскизными разработками корпусных плавающих машин в секретном СКБ Брянского автозавода были спецшасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для будущего тактического ракетного комплекса «Точка», но особая срочность обеспечения армии зенитной системой «Оса» отодвинула их на второй план.

Пусковая установка ракетного комплекса «Точка» на параде (из архива Л. Суславичуса)


Продолжить эту работу позволило правительственное постановление 1968 года о создании «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» для поражения малоразмерных (точечных) целей, базирующегося на плавающих шасси высокой проходимости. Их прототипы собрали в конце 1971 года, серийное производство началось в мае 1974-го.

Конструктивно новые автомобили были унифицированы с «легким» семейством 5937/5939 для комплекса «Оса», включая прежний 300-сильный дизель, дополненный двумя радиаторами, и бортовую трансмиссию с 18 карданами. Единственной полноценной новинкой стали более крупные и вместительные сварные корпуса коробчатого сечения с тремя отсеками: переднее отделение управления с входными люками в крыше, центральный моторный отсек и кормовой для размещения специального оборудования. Для семейства «Точка» максимальная скорость составляла 60 км/ч, на плаву — 8 км/ч.


Плавающее 300-сильное шасси БАЗ-5921 для комплекса «Точка». 1976 год (фото автора)


Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)


Создание комплекса «Точка» с управ­ляемыми ракетами было продиктовано исчерпанием возможностей прежней системы «Луна-М». В 1973–1974 годах он прошел испытания и в 1976-м был принят на вооружение. В 1989 году его сменил модернизированный вариант «Точка-У» с увеличен­ной дальностью стрельбы. Их сборкой занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), сегодня — Ижевский электромеханический завод «Купол». Эти системы по­ступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых диви­зий Советской армии, а также в страны Варшавского договора и ряд государств Азии и Африки.


На параде пусковые установки тактического комплекса «Точка» (из архива автора)


Комплекс «Точка» на шасси БАЗ-5921 в польской армии (из архива Л. Суславичуса)


«Точка-У» в боевом положении на четырех гидроопорах (из архива автора)



На шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из четырех человек монтировали оборудование пусковых установок 9П129 и 9П129М для комплексов «Точка» и «Точка-У» соответственно. Внешне эти машины отличалась клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами.


Серийное шасси БАЗ-5921 для тактических систем «Точка». 1976 год (фото автора)


Высокий герметизированный корпус БАЗ-5921 с домкратами и водометами (фото автора)


В кормовой части была смонтирована подъемная рампа с направляющими для запуска одной ракеты. Для скрытности и неожиданности нанесения ракетного удара ее подъем в боевое положение осуществлялся всего за 15 секунд до старта. В транспортном положении ракета размещалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки задний отсек сверху закрывался двумя боковыми створками с дистанционным управлением.


Модернизированная система «Точка-У» на плавающем шасси БАЗ-5921 (из архива БАЗ)


Машина 9П129М «Точка-У» в транспортном положении (фото Д. Гладкого, Минск)


«Точка-У» возвращается с последнего советского военного парада. 1990 год (фото автора)



В обоих исполнениях комплекса «Точка» автомобиль БАЗ-5922 с полезной нагрузкой 6,8 т применялся для монтажа оборудования ТЗМ 9Т218 и 9Т218-1. Его оборудовали собственным корпусом с укороченным отделением управления для экипажа из двух человек, повышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом. В нем на специальных ложементах размещались две полностью снаряженные и готовые к пуску ракеты. Их перегрузку осуществлял гидрокран заднего расположения.


Шасси БАЗ-5922 для транспортно-заряжающих машин «Точка» (фото Л. Гоголева, Киев)


Размещение двух ракет 9М79 в грузовом отсеке машины 9Т218 (из архива БАЗ)



В 1980-е годы для повышения надежности и экономичности на двух шасси смонтировали 260-сильные дизели КамАЗ-7403. После испытаний прототипов БАЗ-5921М и 5922М в горной и жаркой пустынной местности оказалось, что в закрытых отсеках система охлаждения серийных силовых агрегатов не справляется со своими функциями и приводит к быстрому перегреву двигателей. Во времена перестройки их модернизация не состоялась. Выпуск комплексов «Точка» заморозили в 1990 году.


Опытное шасси БАЗ-5921М с 260-сильным дизелем КамАЗ. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)


Современность

Впоследствии на новых шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, а также на списанных машинах, прошедших капитальный и восстановительный ремонт или реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В 1995 году на них предполагалось создание командно-штабной ма­шины, но дальше эскизного проекта дело не пошло.

С 2005 года БАЗ предлагает реконструированный 300-сильный транспортер БАЗ-59223 с задним герметизированным откидным бортом для перевозки 7 т воинских грузов, эвакуации 15–20 человек или установки специального оборудования.


Многоцелевое 20-местное транспортное шасси БАЗ-59223 (из проспекта БАЗ)


Погрузка вездехода в кузов машины БАЗ-59223 с задним откидным бортом (из проспекта БАЗ)



В 2007 году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки «Кредо-1С» армейского звена. Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, двумя домкратами и кондиционером в отсеке управления. На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией «Кредо-1» с зоной обзора до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки.

Что дальше?

Уникальные плавающие тактические ракетные комплексы «Точка» с корпусными шасси, как и сходные с ними зенитные системы «Оса», остались высшими военно-техническими достижениями СССР, не имевшими иностранных аналогов. До сих пор они состоят на вооружении Российской армии, но в конструктивном плане развития так и не получили. Сегодня их роль выполняют новые более мощные и надежные сухопутные машины, оснащенные точным и эффективным вооружением с увеличенной дальностью поражения.


Радиолокационная станция «Кредо-1С» на доработанном шасси БАЗ-5921 (из архива автора)


Читайте также:



Понравилась статья? 36 40 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

16895 5 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

2469 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

17001 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

16895 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12151 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5043 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59930 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46707 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25489 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12506 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11831 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8827 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18591 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15968 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15594 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

61126 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43715 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33419 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?