Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать

7263 2 25
Поделиться: 2 22 0 1 0 0

Что такое автоспорт? Мощные двигатели, ревущие на предельных оборотах, максимальные нагрузки и бешеные скорости. Это шины, дымящиеся на крутых виражах асфальтовых трасс, и песок, фонтанами летящий из-под колес раллийных болидов. Это отважные люди в гоночных комбинезонах и защитных шлемах, и деньги, деньги, деньги, огромные деньги, которые нужны и на покупку, и на поддержание боевых машин. Так что же получается, обычному человеку вход в этот яростный и прекрасный мир попросту заказан? А вот и нет. Дверь в этот мир, открытая для рядовых граждан, существует, и называется она р3к, ралли третьей категории.

«Московское время шесть часов тридцать минут…» По пустой в такую рань Профсоюзной подъезжаю к парковке небольшого кафе, заставленной машинами, обклеенными стартовыми номерами и спонсорской рекламой. В самом кафе вовсю идет брифинг, носится заспанный официант, подтаскивая подносы с кофе и «завтраком автогонщика». Кто-то спешно заправляет кофе дорожные термосы, довольно многочисленные детишки наслаждаются пирожными, а обступившие руководителя гонки Алексея Меньшенина люди терзают его вопросами.

Одеты — самым обычным образом, в дорожно-дачное. Возраст — по первому впечатлению, от 20 до 60. Гоночных шлемов и комбинезонов не наблюдаю. «Ну что, все поняли? Ничего не поняли? Это нормально, по ходу разберетесь… Ну, удачи всем, вам пора на старт». Кафе пустеет, пора собираться и нам.


Алексей грузит в мой Freelander принтер и ноутбук (все это понадобится вечером для подсчета промежуточных результатов и печати протоколов), занимает штурманское место и мы стартуем в сторону Зубцова по Новорижскому шоссе. Там у нас запланирована первая встреча с «каналом» (так на ралли принято называть выехавших на маршрут и стартовавших поочередно с определенным интервалом участников). Ну а пока можно и побеседовать, у меня тоже вопросы накопились.

Дело в том, что Алексея Меньшенина я знаю давно и очень хорошо, но в основном по делам внедорожным. Он выступал главным организатором «Трофея РАФ», африканских рейдов, российских этапов международной серии Rainforest Challengе, словом, соревнований серьезных и весьма экстремальных. В каких-то мероприятиях я участвовал, на каких-то работал в качестве журналиста.. А тут никаким экстримом явно не пахнет. Или я ошибаюсь и просто еще этот запах не почувствовал? Вот, например, почему я ни у кого шлемов не видел?

Алексей смеется: «А у тебя шлем есть?»

«Естественно, есть, — отвечаю. – Но я его не взял. А надо было?»

«Нет, конечно! Ты вот, когда на дачу едешь, шлем надеваешь?»

«Нет. А зачем?»


Вот и участникам он ни к чему. Это ведь любительские ралли, по-другому их называют «ралли третьей категории». Название получилось в результате перевода с французского, и оно не очень точно отражает суть вопроса. У нас «третья категория» ассоциируется с «третьим сортом», то есть чем-то неполноценным и некачественным. А это не так. На самом деле точней называть такие соревнования любительскими или штурманскими ралли. Это гонка для обычных, неподготовленных автомобилей, соревнование на точность перемещения по заданному маршруту.

Участникам выдается дорожная книга или легенда, она выглядит так же, как и для остальных видов автоспорта. Участники должны найти правильный маршрут и прибыть в каждую контрольную точку в свое заданное время. И его предстоит рассчитать самостоятельно, причем с точностью до секунды.

Соревнование доступно абсолютно для всех, вне зависимости от того, какой у вас автомобиль и физическая форма. У нас есть, например, участники-инвалиды по опорно-двигательному аппарату. В наших соревнованиях допускается участие с семьями, можно ехать с пассажирами, домашними животными на борту… Многие едут с детьми. И это никак не ограничивает экипаж и не мешает занять самые высокие призовые места.

Класс автомобиля и мощность мотора тоже ни на что не влияют. Разделения на зачетные классы нет. Точнее, у нас оно есть, но только по уровню опыта того или иного экипажа. Более того, езда на спортивной подготовленной машине будет для экипажа менее комфортна, чем выступление на обычном гражданском автомобиле. У нас ездят на чем угодно, начиная от классических «Жигулей» и заканчивая BMW и Subaru, от бюджетных Renault Logan до дорогих внедорожников.

Алексей Меньшенин




Вообще-то нередко приходится слышать, что первые любительские ралли, прошедшие в нашей стране, состоялись в 2001 году. На самом деле это не совсем так. Например, в книге замечательного инженера и автоконструктора Юрия Долматовского «Мне нужен автомобиль» красочно описано участие автора в аналогичных соревнованиях еще в шестидесятых годах прошлого века. Но вот возвращение р3к на российскую почву действительно состоялось уже в 21-м веке.

Главное отличие соревнований «1 000 верст» от всех прочих заключается в том, что это действительно марафон на все выходные. Общая дистанция, которую нужно будет преодолеть участникам, составляет около 1 000 километров, иногда — чуть больше, иногда чуть меньше. Но каждый раз есть какая-то изюминка, которая делает каждое из соревнований уникальным.

В этот раз такой изюминкой стало посещение центра любительской авиации на аэродроме «Орловка». Этот аэроклуб находится совсем рядом с трассой М-9, километрах в двадцати не доезжая города Зубцов. Естественно, мы приехали на аэродром раньше участников — они накручивали петли по местным дорожкам. Вот доедут — познакомятся с самолетами на стоянках и ангарах, а тех, кто захочет и успеет — покатают на легкомоторных машинах. А для меня уже прогревают стосильный Rotax двухместного «Аэропракт А-22». На этом сверхлегком детище харьковских конструкторов мы полетаем по окрестностям, попробуем обнаружить «канал» и поснимать машины с воздуха.




Летали мы минут сорок, и, на самом деле, чуть не разминулись с участниками ралли. «Поймать» удалось только самые последние машины. Честно говоря, мне было очень жаль, что уже пора было идти на посадку. Здесь, в верховьях Волги и на ее притоке Держе — удивительно красивые места, хорошо мне знакомые. Но знакомые с земли, а вот с высоты птичьего полета я все это видел впервые. Ну и еще — все-таки полет на таких малышах воспринимается совершенно иначе, чем на огромных лайнерах. Ты действительно чувствуешь, что летишь.

Здесь, в «Орловке», работают настоящие энтузиасты, своим трудом создавшие авиационный центр и восстановившие несколько исторических самолетов (в том числе — два Ил-14Т). Эти ветераны тихо умирали, один в Тушино, другой — в Мячково, а теперь оба вернулись в небо. Особенно классно смотрелся Ил-14 с собственным именем «Пингвин». Когда-то он работал в Полярной авиации, и сей символ Антарктиды был изображен у него на киле. И ВАЗовская «пятерка» на его фоне выглядела отменно.




Но нам пора было ехать дальше, по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой сначала наступала, а потом отступала Grande Armée, Великая Армия императора Наполеона. И здесь ее «лупили» гусары Дениса Давыдова и партизаны, которыми командовала старостиха Василиса Кожина. Памятный знак в ее честь установлен в селе Левшино Сычевского района… А в годы прошлой войны здесь разыгралась одна из величайших трагедий войны, получившая название «Вяземский котел». Здесь осенью 41-го шли на прорыв части Западного и Резервного фронтов. Тогда выйти к своим смогли только 85 тысяч бойцов, более 380 тысяч погибло и 688 тысяч попало в плен.




Ну и еще одно очень интересное место — село Хмелита. Здесь расположен музей-усадьба Грибоедовых, а буквально напротив, через дорогу — музей адмирала Нахимова. Правда, ни в один из музеев мы не попали, дело было к вечеру. Но у входа в музей-усадьбу Грибоедова нас встретил симпатичный улыбчивый полицейский, который исключительно вежливо и квалифицировано рассказал нам о том, что и как, когда и в какие годы здесь бывал автор «Горя от ума» и что он тут делал. Вот все бы сотрудники полиции такими были — честно, можно было бы гордиться страной!

Но вернемся к гонке. По дороге мы остановились около нескольких судейских постов, посмотрели, как проходят их участники. Мы-то ехали «по срезочкам», а они накручивали петли по дорожной книге, пытаясь разгадать «покупки» коварных организаторов. А всяких хитрых мест на маршруте хватало. Ну например — есть прописанный в дорожной книге поворот со стоящим около него деревянным крестом.

Хорошая примета, только в километре есть еще один, «неправильный» поворот, и тоже с крестом. И если не обратить внимание на то, что крест стоит на «неправильной» стороне дороги, можно укатить совсем не туда, куда надо, найти несколько следующих поворотов, похожих на прописанные в легенде позиции, и обнаружить, что заблудился, только проехав пару десятков километров. А еще участникам нужно было найти некоторое количество «ФотоКП», то есть неких объектов, проезд к которым был зашифрован в дорожной книге. Ну и бонус-задание: отметить названия встреченных речушек и населенных пунктов, которые можно составить из заданного набора букв.

Вечером, на базе отдыха, я с огромным интересом расспрашивал участников: а что, собственно, ими движет, что им дают такие мероприятия? Тем более, что среди них, кроме абсолютно новых для меня лиц, я встретил достаточно старых знакомых, которые могут похвастаться и опытом, и совершенно официальными звания мастеров и «камээсов» по автоспорту.

Вот, например, что рассказывает штурман семейного экипажа Анна Корочкина: «Мы совершенно случайно узнали, что существуют гонки, в которых можно участвовать на обычных автомобилях, и решили попробовать. Заявились в прошлом году на «1 000 верст-осень». Когда пришли на первую административную проверку, Алексей Меньшенин посмотрел на нас и спрашивает: «Вы когда-нибудь в чем-то подобном участвовали?». Мы отвечаем — «нет». Тогда он и говорит: «Вы не представляете, во что ввязываетесь»».

И он оказался прав: на первом ралли мы сошли с дистанции. Свернули не туда и сели на брюхо в какой-то грязи. Перенервничали тогда, пока нашли, кто нас вытащит… Едем мы домой, и я думаю: «Вот сейчас муж скажет: да ну его, больше никогда не поедем!» А он, оказывается, едет и боится разговор завести, потому что опасается, что я ему скажу — мол, куда ты меня затащил, больше никогда и ни за что… А почему мы сюда приехали, и еще поедем? Во-первых, это не то, чтобы адреналин, но очень большой азарт, как оказалось. Вроде бы, ориентирование на местности, распознание позиций — ну что в этом такого? Но это для нас оказалось очень интересно.



Плюс ты видишь красивую природу, новые места, общаешься с новыми людьми. Очень дружелюбной оказалась команда организаторов и «старых» участников, которая к новичкам относится по-доброму, с взаимовыручкой, всегда помогут, подскажут… И эта гонка очень понравилась, пусть мы даже один раз ошиблись и подпортили себе результат. А эти полеты на самолетике! Ну когда бы мы в такую даль выбрались, и кто бы для нас такую возможность полетать организовал! Только ради одного этого стоило поехать».

Но еще интересней мне было, что мне скажет Андрей Шамаров, мастер спорта по ралли-рейдам. «Зачем мне эти «покатухи» третьей категории? Мы сюда отдыхать приехали. Плюс возможность встретиться и пообщаться со старыми друзьями. Познакомиться с новыми людьми. Для меня это именно отдых. Вот с женой повидаться и пообщаться побольше, а то из командировок не вылезаю… В марафоне мы участвуем третий раз, и он все время меняет формат, так что никогда не знаешь, что именно тебе предстоит. И это действительно интересно.

На мой взгляд, именно такими и должны быть любительские автомобильные соревнования. Все едут в рамках ПДД, медленно и плавно. А в марафонах прельщают именно большие расстояния. Мало таких мероприятий, где за два дня накатываешь тысячу километров. Обычно такие соревнования проводятся очень компактно, по городу или где-то в Подмосковье, а вот марафоны дают возможность посмотреть какие-то новые места, так что едем и получаем удовольствие».



Впрочем, Андрей несколько лукавит, говоря про «просто отдых». Многие серьезные спортсмены приезжают на хорошо организованные любительские ралли потренироваться и поддержать навыки работы с легендой. Тут на километр дистанции сконцентрировано такое количество «покупок», то есть каверз организаторов, которые нужно разгадать, что проехав несколько таких соревнований, на другие дорожные книги, уже в серьезных гонках, ты смотришь как на букварь. Но и новичков всегда много.

Любительское ралли — это очень хороший учебный этап для нескольких дисциплин автоспорта. А новичков р3к учит базовым понятиям автомобильного спорта — контролю времени, умению приехать «в свою минуту», вовремя подать и забрать контрольную карту, следить за расписанием, читать маршрутный лист, то есть тому, что нужно уметь во многих дисциплинах.

И Андрей, и его жена (а по совместительству и штурман) Лена не просто ехали и получали удовольствие. Все-таки мастерство есть мастерство, и семейный экипаж Шамаровых на совершенно не раллийном «Патриоте» к концу второго дня имел самый маленький груз штрафных очков, что и определило их победу в абсолюте и в категории «Профи». А ведь после первого дня они были на четвертой строчке таблицы, хотя все результаты у группы претендентов шли довольно плотно. Но в том-то и прелесть таких соревнований, что никогда нельзя сказать заранее, кто победит. Кто-то заблудится, уедет не туда, опоздает на КВ, и это сразу лихо поменяет всю таблицу результатов. Но даже если бы они и не приехали на первое место, все равно стали бы героями дня, потому что уже финишировав, они поспешили заняться привычным джиперским делом, а именно спасательно-эвакуационными работами. Они вытащили из кювета улетевший «новичковый» экипаж на Mitsubishi L200. «А как же безопасность», — спросите вы. — Ведь считается, что в любительских ралли машина не портится?». Так и в обыденной жизни бывает, что можно и в Москве на Кутузовском проспекте машину разложить.

И точно так же не зря радовались жизни Анна и Олег Корочкины: они неплохо откатали второй день, сумели наверстать упущенное, компенсировать штрафы, которые они набрали, когда «блуканули» около Хмелиты, и получили «бронзу» в зачете «Стандарт». Я мог бы назвать все имена победителей, но разве они вам интересны? Конечно, нет, если вы с ними не знакомы.

Другое дело — самому поучаствовать. Как, желание не возникло? Возникло? Тогда ищите организаторов ралли третьей категории в вашем городе и смело заявляйтесь на гонку. Уверяю, не пожалеете. В худшем случае вы убедитесь, что это не ваше, и останется порадоваться, что вы не стали тратить серьезные деньги на покупку ненужного вам подготовленного автомобиля.



Только гораздо чаще после посещения подобных мероприятий человек осознает, что все, «закусило», и теперь придется заниматься автоспортом серьезно. Это ведь болезнь, лечения от которой пока не изобрели.


Читайте также:



Понравилась статья? 2 22 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Сергей Шинкарев

Андрей, спасибо за репортаж. Странные анонсы приходят в рассылке, ни слова об этой публикации. Случайно увидел и прочёл. Даже появилось желание в Сочи запустить такой проект.

Alexey Polefffffff

спасибо, интересно, теперь было бы интересно почитать про следующий этап - самую начальную ступень именнно "гонок"

Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

2516 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

2218 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

5462 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

21443 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1186 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1735 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8023 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17044 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14393 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

12040 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8365 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9294 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3364 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25149 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13355 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20475 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115706 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32647 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29638 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?