Нос картошкой: опыт владения Saab 96

В 60-х, когда вирус унификации еще не успел поразить автопром, появилось немало моделей, ставших впоследствии культовыми: 1963 год подарил нам Porsche 911, в 1965-м появился Ford Mustang. Одним из первых легендарных «шестидесятников» стал Saab 96.

Снаружи

Выпуск Saab 92, первого серийного автомобиля марки, наглядно продемонстрировал миру, что у шведских самолетостроителей есть свое особое мнение относительно четырехколесных транспортных средств. Появившийся в 1960 году Saab 96, созданный в той же стилистике, бодро подхватил эстафету и 20 лет гордо демонстрировал преимущества первой волны авиационного стиля марки.

IMG_3513

Чудаковатый на первый взгляд дизайн ставит 96-й в один ряд с такими «милягами», как Volkswagen Kaefer и Citroen 2CV, но имеет совсем другую подоплеку. Треугольная выштамповка капота, округлые крылья с резко очерченными колесными арками и, наконец, ниспадающий к хвосту профиль кузова – дитя аэродинамики. Дизайнер Сикстен Сасон, спроектировавший немало саабовских самолетов, перенес авиационные правила игры на автомобильное поприще.

Зная о родстве 96-го с такими грозными покорителями неба, как шведский ударный истребитель Saab 21, по-другому смотришь на экстерьерные причуды двухдверного седана. Почему не купе? Наличие центральной стойки и полноценного четырехместного салона не позволяет отнести шведа к породе престижных двухдверок, а намекает, что это ныне утраченный тип кузова «тудор» (от англ. Two door — две двери). Потеря изрядной доли практичности никак не сказывалась на популярности. Публика обожала Saab 96, дав ему и другим «девяностикам» за их характерный передок с пятачком на решетке радиатора прозвище «нос картошкой» (bulbous nose).

IMG_3523

Внутри

Как приятно после современного засилья пластиковых изделий взяться за настоящую металлическую дверную ручку… За небольшой калиткой со скошенной вперед рамкой стекла – финальный аккорд интерьерной эволюции Saab 96, неоднократно подвергавшегося рестайлингу.

IMG_3489

Меньше хрома, больше пластика – осовременившись, интерьер утратил частичку очарования, зато приобрел в качестве. Архитектура салона из 60-х всеми силами облагорожена представлениями об эргономике конца 70-х. Салонное зеркало привычно свисает сверху, а не стоит постаментом на передней панели. Место допотопных вытягивающихся рычажков заняли привычные кнопки. Канули в прошлое напольные педали, их сменила привычная подвесная конструкция.

Передняя панель без центральной консоли живо напомнила более поздний Saab 900. Разом пересесть на соседнее место мешает гигантский ручник, торчащий из пола словно меч Экскалибур. Немало позабавили надписи на шведском, но органы управления расположены логично, и трудностей с поиском нужной кнопки или рычажка не возникает. Управление печкой и светом – под левой рукой. Правая заведует «аварийкой», радиолой и направлением обдува. Есть и логичный для северного авто обогрев заднего стекла.

Про удобство «мебели» в Саабах ходит немало легенд. Кресла 96-го заставляют поверить в их правдивость. Удачно подобранная форма с интегрированными подголовниками и мягкой обивкой компенсирует отсутствие боковой поддержки. Наличие ремней безопасности для автомобиля 1979 года рождения неудивительно (фамильная надпись Fasten belts прилагается), но Saab получил эту опцию в 1962 году, когда их применение еще не стало повсеместным и обязательным. Просторный и уютный второй ряд сидений стоит того, чтобы преодолеть узкий и низкий дверной проем, ухватившись за автобусную петлю на потолке. Путешествие к норвежским фьордам в такой компании не кажется безумной авантюрой!

В движении

К сожалению, 96-му не достался привычный для современных сааберов замок зажигания между сиденьями – поэтому я поворачиваю ключ в слоте под передней панелью. Фордовский 1,5-литровый V4 просыпается со стариковским кряхтением, испуская клубы синего, не удовлетворяющего никаким экологическим требованиям, выхлопа. Пока карбюраторный двигатель, прогреваясь, выходит на рабочую температуру, откидываю вперед тяжелый капот и любуюсь на 65-сильный лицензионный Taunus V4. Форсированный вариант этого мотора устанавливался на концепт Mustang I. Но прославилась «четверка» плохо проработанной системой охлаждения, слабой тягой и, как следствие, склонностью к перегреву.

Терпеть под капотом всеобщего любимца такое безобразие шведы никак не могли и приложили немало усилий, доведя до ума «сырую» американскую конструкцию. Невысоким крутящим моментом в 115 Нм шведы распорядились с присущей им фамильной рачительностью. Мотор довольно бодро перемещает в пространстве около 900 кг шведской стали. Для езды в пределах 60 км/ч вам хватит первых двух передач. Захотите оторваться от любопытных инстаграмеров – включите третью и получите шанс разогнаться под сотню.

IMG_3536

Диковинная механическая коробка с управлением на руле на деле не так страшна. Включение первой передачи происходит по привычному алгоритму – выжимаю левую педаль и толкаю рычаг вперед. Чтобы тронуться назад, оттягиваем ручку на себя и тянем ее вниз. В некоторых комплектациях Saab 96 был оборудован муфтой свободного хода – ее наличие исключало педаль сцепления из привычного алгоритма по переключению передач.

Saab 96
Расход топлива на 100 км
Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
8-9 6 7

Старинная шведская легенда гласит, что Saab – автомобиль для интеллектуалов, и 96-й отлично вписывается в эту концепцию. Благодаря переднему приводу и дисковым тормозам вождение олдтаймера не превращается в адреналиновый аттракцион с замиранием сердца при каждом маневре. Пружинная подвеска проста: спереди двойные рычаги, сзади – балка. На ходу седан балует седоков комфортом, но и не огорчает валкостью. Легкий аэродинамичный кузов (коэффициент Сх=0,35 – даже по нынешним меркам неплохой показатель) обладает завидной жесткостью. Активному водителю – праздник. В поворотах Saab четко стоит на дуге, до последнего цепляясь за выбранную траекторию. Чтобы пустить седан в занос, нужно изрядно постараться. Отрадно, что драйверские фокусы можно демонстрировать на дороге с любым покрытием, а с клиренсом в 180 мм швед – почти кроссовер. За отличную управляемость вкупе с продуманной безопасностью и простотой конструкции Saab 96 обожал легендарный гонщик Эрик Карлссон. Вместе эта парочка неоднократно становилась призерами ряда престижных соревнований, таких, как, например, Ралли Монте-Карло.

IMG_3539

Начав карьеру в качестве флагмана, Saab 96 к концу 60-х слегка ушел в тень, уступив дорогу молодым. Имея за плечами массу спортивных заслуг и несомненный коммерческий успех, он мог доживать старость как вздумается. Публика платила ему любовью – немало 96-х обосновалось в крохотных домашних музеях по всему миру. Обязательно навестите такой при случае.

IMG_3516

История покупки

В Россию Saab 96 1979 года выпуска попал в середине нулевых – один обеспеченный коллекционер привез его на заказ из Европы. В Санкт-Петербурге автомобиль был разобран, заново покрашен и отреставрирован, но после завершения работ, как это, увы, часто бывает, заказчик утратил к нему интерес. Saab был продан другому ценителю, но и там большую часть времени простаивал без дела. В очередной раз сменив хозяина, автомобиль попал к отцу Дмитрия: предыдущий хозяин был его другом. В новом доме Saab задержался почти на семь лет.

IMG_3532

Ремонт

Новым хозяевам седан достался в весьма приличном внешнем состоянии – особенно радовали неистрепанный салон и целый кузов, которому, впрочем, все же добавили "индивидуальности" окраской колесных дисков и тонировкой светотехники. Подвеска тоже была в порядке, а вот с двигателем имелись проблемы. Не найдя способов вылечить малую компрессию в одном из цилиндров, новоиспеченные владельцы решили купить новый силовой агрегат. Найти в России искомый мотор было невозможно, поэтому фордовская «четверка» была куплена в Германии. Двигатель с разборки в комплекте с коробкой передач обошелся в 200 евро, а доставку осуществил знакомый перегонщик.

IMG_3519

Появившиеся позже проблемы с умершим сцеплением были быстро решены – нужная деталь нашлась в каталоге сетевого скандинавского магазина автозапчастей BILTEMA. Капризное зажигание кулачкового типа было заменено электронным (20 000 рублей).

IMG_3534

Эксплуатация

Используясь в качестве игрушки выходного дня, Saab за прошедшие неполные семь лет проехал не более 2 000 км. Никаких хлопот автомобиль не доставил. Необходимые запчасти есть в достаточном количестве в ближайшей Скандинавии. Единственная особенность содержания в том, что поиск деталей несколько затруднен – у Сааба нет VIN-номера, только номер кузова. Выручают форумы и фирменные каталоги.

Saab 96
Расходы:
Год выпуска:
1979
Двигатель и трансмиссия:
200 евро
Электронное зажигание:
20 000 руб.
ТО с заменой масла в двигателе (10w40) и фильтров
3 500 руб.
Топливо:
Аи-92

Планы

Поскольку отец Дмитрия утратил интерес к проекту, а сам Дмитрий нашел отдушину в ретро-мотоциклах, то Saab выставлен на продажу. Ведь даже олдтаймер не должен застаиваться в гараже.

IMG_3510

История модели

Пришедший на смену 93 модели Saab 96 был представлен в 1960 году. От предшественника версии 93F, вышедшей в том же году, новинка отличалась немного другой внешностью и интерьером. Двухдверный седан с узнаваемым округлым кузовом работы дизайнера Сикстена Сасона был тщательно проработан с точки зрения пассивной безопасности.

На фото: Saab 96 '1960–65
На фото: Saab 96 '1960–1965

За долгую карьеру под капотом Saab 96 успела побывать масса моторов. До 1967 года это были «двухтактники» на 750 куб. см (38 л.с.) и 841 куб. см (40-52 л.с.). Четырехтактные моторы были представлены фордовским V4 с жидкостным охлаждением в вариантах на 1,5 и 1,7 литра. Наиболее мощный вариант развивал 68 л.с. Коробки передач – «механика» на три и четыре ступени.

На фото: Saab 96 '1965–69
На фото: Saab 96 '1965–1969

Модель регулярно подвергалась внешним и техническим обновлениям. Со временем появились ремни безопасности, опциональные дисковые тормоза, травмобезопасная телескопическая рулевая колонка и подогрев сидений.

На фото: Saab 96 '1969–1978
На фото: Saab 96 '1969–1978

Несмотря на то, что с 1968 года седан утратил статус флагмана марки, он производился до 1980 года. В общей сложности было изготовлено без малого 550 000 Saab 96.

На фото: Saab 96 '1978–1980
На фото: Saab 96 '1978–1980

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings