А теперь, сани, езжайте сами: перевезти в три раза больше на автопилоте с Daimler AG

3000 0 2

К 2030 году объем грузоперевозок должен увеличиться втрое – таковы прогнозы, озвученные немцами из Daimler AG. Рассчитывают ли они продавать втрое больше грузовиков? Нет. Может, втрое увеличить грузоподъемность? Снова нет! У нашего сегодняшнего собеседника, Свена Эннерста, руководителя отдела продакт-инжиниринга и глобальных закупок Daimler Trucks, есть идея получше.

 

Не так давно, в 2014 году, концерн Daimler AG представил свое видение грузовика будущего, и тогда концепция называлась: Mercedes-Benz Future Truck 2025. И вот, не успели улечься страсти по этому эффектному концепт-траку, а у Daimler AG новое видение будущего? Что изменилось за это время? Каковы принципы работы новой концепции?


Наша новая концепция подразумевает «подключенность» современного грузовика к общей сети Интернет. Это совершенно новое видение всей отрасли перевозок. Сегодня в Европе более ¾ всех грузов доставляется именно грузовым транспортом, и цифра эта будет только расти. По прогнозам наших специалистов, в самом ближайшем будущем объем продаж через Интернет возрастет многократно, но все эти покупки надо как-то доставлять, и справиться с подобной задачей сможет только коммерческий автотранспорт.


Большинство специалистов прогнозирует трехкратное увеличение объема перевозок к 2030 году. И тем серьезнее встает проблема эффективного использования автопарка.

Сегодня грузовик в лучшем случае работает и приносит прибыль всего 35% рабочего времени. Оставшееся уходит на стояние в пробках, ожидание погрузки/разгрузки, прохождение таможни и соблюдение режима труда и отдыха водителя. То есть реально машина работает только треть всего времени. Мы предлагаем загрузить машину максимально и сократить расходы на простои кардинально.

Главной проблемой современных перевозок является закрытость информации. Наша же концепция предполагает максимальную открытость и доступность информации.

Только представьте: грузовик включен в сеть Интернет и сообщает окружающим его транспортным средствам о своем местоположении, режиме движения, даже кривизне поворота, состоянии дорожного покрытия и внезапных препятствиях. Таким образом, движение становится максимально безопасным. Это первый шаг, мы называем его соединение автомобиль-автомобиль или V2V (Vehicle to Vehicle).

Вторым шагом становится общение автомобиля с инфраструктурой или V2I (Vehicle to Infrastructure). Вам не нужны бумаги, вы в любой момент времени можете посмотреть, где машина с вашим грузом, в каком режиме она движется, и даже пообщаться с экспедитором в реальном времени. Вы больше не ждете погрузки, автомобиль заранее отправляет электронные накладные на склад, и вам сообщают точное время загрузки, вы приезжаете на склад, а ваш заказ уже сформирован – остается только погрузить. То же самое и с таможней: вы не тратите времени на заполнение бумаг, автомобиль сам заранее отправит все документы на таможню в режиме online.



Естественно, весь огромный массив информации обрабатывается системой управления движением, и маршрут всех транспортных средств прокладывается так, чтобы использовать дорожную сеть максимально эффективно – это резко снижает риск застрять в пробке. Таким образом, мы можем обеспечить троекратное увеличение перевозок уже имеющимся парком грузовиков.




Это действительно совершенно новое видение всей отрасли автоперевозок. Но подобные идеи периодически озвучивает большинство крупных производителей. Как выглядит решение, которое предлагает Daimler AG?


Мы предлагаем систему Highway Pilot Connect – это дальнейшее развитие автоматизированной системы Highway Pilot, представленной в концепт-траке Mercedes-Benz Future Truck 2025. Уже сегодня система Highway Pilot Connect позволяет собрать колонну из трех грузовиков и вести ее по автобану в автоматическом режиме. Мы более чем втрое сократили расстояние между автопоездами, и вместо 50 м наша автоколонна движется на дистанции 15 м друг за другом. Таким образом, мы более эффективно используем дорожную сеть, ведь теперь вместо 150 м трем автопоездам достаточно 80 м!

Кроме того, вторая и третья машина в колонне, движутся в «аэродинамическом мешке», и это позволяет снизить общий расход топлива на 7%. Так достигаются невиданные до этого цифры расхода топлива в 0,66 л/100 км в расчете на тонну, и 40-тонный автопоезд потребляет всего 25 л/100 км. Если вы попробуете пересчитать эти данные для легкового автомобиля, то поймете, что даже они не способны так эффективно расходовать топливо. У нас пока нет автомобилей массой 1,5 т, потребляющих 1л/100 км.



Впечатляет. Но как это выглядит на практике? Или это только проект?


Это уже реальное транспортное решение. И у нас есть разрешение на опытную эксплуатацию автоколонны из трех автопоездов на федеральных автобанах А-81 от Боденского озера до Вюрцбурга и А-52 в окрестностях Дюссельдорфа, где у вас будет возможность лично посмотреть, как все работает*.


*Прим.авт. Забегая вперед: нас действительно прокатили на этих машинах. Естественно, за руль нас никто не пустил, но посидеть на пассажирском кресле довелось. Для того, кто хоть раз водил 40-тонный автопоезд – зрелище жутковатое: водитель нажимает две кнопки, на мониторе загорается ваше положение в колонне, расстояние до впередиидущей машины сокращается до 15 м, а водитель в это время складывает руки на груди и убирает ноги с педалей. И все это на максимально разрешенных в Германии 80 км/ч!



Вся система базируется на флагманской модели нашей линейки магистральных тягачей Mercedes Actros. В нижней части кабины (в бампере) расположено два радара, сканирующих пространство перед автопоездом и фиксирующих скорость и расстояние до впередиидущего автомобиля. Первый датчик сканирует пространство на расстоянии 250 м с «углом зрения» 18°, второй отвечает за «мертвую зону» и сканирует пространство на 70 м с углом 130°. Оба датчика имеют очень высокую точность измерения, фиксируя изменение скорости до 0,1 км/ч и расстояние с точностью до 0,2 м.



Кроме этого, за лобовым стеклом находится стереокамера, фиксирующая 100-метровую зону перед грузовиком с углом 45° по горизонтали и 27° по вертикали. Камера распознает дорожную разметку, количество полос для движения и наличие свободного пространства, а также способна распознавать дорожные знаки. В области порогов, за дверными панелями, расположены датчики, сканирующие 30-метровую зону по бокам грузовика.




Все данные с датчиков и камеры поступают на центральный компьютер и обрабатываются там, рисуя трехмерную картину происходящего в реальном времени. К ним добавляется информация с трехмерной карты и данные GPS-навигатора для выбора оптимального режима движения – так, например, перед подъемом машине нужно больше мощности, а на спуске – меньше. И мы снова экономим топливо.



Связь между машинами в колонне осуществляется по двум защищенным каналам: радиоканалу и каналу беспроводного Интернета WLAN на единой европейской частоте G5 – 5,9 ГГц. Эта частота и протокол передачи данных используются только для создания связи V2V и согласованы Консорциумом производителей, поставщиками комплектующих, общественными организациями и исследовательскими институтами, что обеспечивает создание единой сети в будущем.



Изображение с камеры головного автомобиля передается на мониторы всех машин в колонне, и водитель знает, что происходит впереди, и свое место в колонне.



Минимизировать расстояние между автопоездами позволяет высокая эффективность автоматических систем и скорость реакции компьютера. При возникновении внезапного препятствия у водителя уходит до 1,4 с до начала торможения, на скорости 80 км/ч – это 30 м! Электроника принимает решение гораздо быстрее – всего за 0,1 с, и автопоезд успевает за это время проехать всего 2,2 м. Поэтому мы считаем, что дистанции 15 м вполне достаточно.




Однако автоколонна на автобане не одна, есть и другие участники движения. А кроме того, возможны ливень, гололед, мокрый снег, дорожные работы… Как система будет работать в этой ситуации?


Если на свободном участке дороги какой-то автомобиль без системы Highway Pilot Connect вклинивается в колонну, то следующий за ним грузовик с ней автоматически увеличивает дистанцию до безопасной. В этой фазе автопоезд требует перехода на ручное управление, а как только помеха исчезает, машина снова переходит в автоматический режим и сокращает дистанцию до 15 м. Если же погодные условия резко ухудшаются, датчики покрываются грязью или мокрым снегом, либо на дороге гололед, то система отключается и передает управление водителю.



Все это очень интересно, но сколько машин можно собрать в такую колонну? И еще: впередиидущий автомобиль экономит меньше всего топлива, и на первом водителе самая большая ответственность. Не много найдется желающих быть ведущими в колонне при таких условиях. Как решать эту проблему?


Теоретически в такую колонну можно собрать все грузовики (смеется), но на практике более 10 машин в колонне мы считаем собирать нецелесообразным. Пока наши технические средства не позволяют передавать такой большой объем данных, ведь он будет нарастать лавинообразно с каждым новым грузовиком, да и используемая нами система передачи данных сейчас работает на расстоянии около двухсот метров.

Да, вы правы, найти ведущего будет непросто, но мы думаем, что транспортные компании выработают систему бонусов для водителей ведущего грузовика.



Ваши конкуренты тоже работают над автомобилями с автоматизированной системой управления. Философия и технические решения у них отличаются от ваших, и хотелось бы понять, на рынке останется одна наиболее эффективная система или каждый производитель будет использовать свою?


Я уже упоминал, что частота и протокол передачи данных стандартизированы для всей территории Европы. Так что в такие колонны могут собираться грузовики разных производителей. Но технические решения каждый использует свои. Я думаю, что так будет и в дальнейшем.

А возможность согласования наших систем мы проверим совсем скоро. 1 апреля в Нидерландах стартует автопробег European Truck Platooning Challenge, в котором шесть европейских производителей: Mercedes, MAN, DAF, IVECO, Scania и Volvo Trucks (Renault Trucks принадлежит концерну Volvo Trucks и использует технические решения Volvo – прим. авт.) покажут возможности по движению беспилотных автопоездов в колонне.




Понятно, что на сегодняшний день – это революция в перевозках, но она будет возможна только при максимальной открытости транспортных компаний и их желании передавать данные о своих перевозках и маршрутах следования. А данные о количестве грузовиков, степени их загруженности, маршрутов следования и груза – все это коммерческая тайна, и конкуренцию пока никто не отменял. Много ли найдется в нашем мире желающих подключаться к единой сети?


Мы понимаем, что реализовать полную открытость при современных условиях на 100% не удастся, но мы уверены, что движемся в верном направлении и способны полностью изменить всю систему перевозок. Повышение эффективности пойдет на пользу всем. Не надо забывать и об экологии: наши машины не только меньше тратят топлива, у них еще и минимальные выбросы. Наши водители будут меньше уставать и тратить время впустую. Все это благотворно скажется на нашем будущем. Я уверен, что мы на верном пути.






Читайте также:



Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

629 1 0
Статьи / Популярные вопросы
Как оплатить штраф со скидкой, если прошло больше 20 дней после нарушения?

О том, что многие штрафы за нарушение ПДД можно оплатить со скидкой 50%, знают уже все. Но иногда случается так, что штраф, высланный заказным письмом по почте, попадает к нарушителю уже по истечении 20 «льготных» дней,…

264 0 0
Статьи / Авто Недели
Без ржавчины – еще не значит идеально: стоит ли покупать Audi A8 II за 700 тысяч

Audi A8 – весьма любопытный автомобиль. Месяц назад мы выбирали Mercedes-Benz E-Class за 600 тысяч, а тут за сравнимые деньги можно попытаться поискать седан классом выше – ведь во втором поколении A8 уже вполне уверенно…

1090 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2219 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2286 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Antara с пробегом: V6 – плохой, но АКП ещё хуже

Немецкий “брат” Chevrolet Captiva заметно переплюнул свою “сестричку”. У него и салон подороже, и едет он благороднее, и шума в нём меньше. Обо всём этом мы рассказали в первой части обзора этого автомобиля, пообещав,…

8391 6 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35445 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

28998 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

19917 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31167 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18290 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14510 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42371 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35164 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

18854 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

56881 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47908 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45184 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?