Арбат, которого нет: почему так и не появился минивэн Москвич

21974 1 17

В конце 80-х годов у АЗЛК был реальный шанс выпустить автомобиль, способный поспорить с модными на тот момент минивэнами от Renault, GM и PSA. Арбат обещал быть передовой моделью, но вмешались экономические реалии.

 

В середине восьмидесятых годов даже советским конструкторам стало очевидно, что требуется какой-то «промежуточный» класс автомобиля, сочетающий в себе преимущества универсала и микроавтобуса. От первого так называемые мини- и компактвэны взяли «легковые» габариты и поведение на дороге, а от универсала – многофункциональность.

В отечественной периодике тех лет такие автомобили называли универсалами повышенной вместимости (УПВ), что полностью отражало их назначение. Наиболее известные примеры УПВ того времени – Chrysler Voyager, Renault Espace и Mitsubishi Chariot (он же Space Wagon).

Автомобильная промышленность СССР ничего подобного советским гражданам не предлагала, хотя еще в шестидесятые годы ВНИИТЭ занимался экспериментальными разработками прототипов такого класса. Тем не менее между универсалами (ВАЗ-2104, АЗЛК-2137 и ГАЗ-24-02) и микроавтобусами вроде РАФа существовала «нишевая пустота».

В то время многие ведущие конструкторы советского автопрома склонялись к тому, что УПВ примерно десятилетие спустя должен полностью вытеснить легковой универсал, выигрывая у последнего в функциональности при схожих габаритах и ненамного большей стоимости. В будущем оказалось, что покупатели универсалов и однообъемников все же являются представителями разных фокус-групп, а автомобили схожего назначения, но разных классов не конкурируют между собой даже в рамках одной производственной линейки моделей.


Именно поэтому в современном мире универсал Dacia Logan MCV, к примеру, отлично сосуществует с компактвэном Lodgy и грузопассажирским фургоном Dokker. Более того, в линейке Renault Group найдется еще как минимум пара автомобилей (Kangoo и Espace), которые занимают промежуточное положение между обычной легковушкой и «бусом». Подобные примеры можно привести и для других производителей, у которых несколько универсалов «дополнены» парой вариаций на тему УПВ.

Москвич-минивэн: начало

Поскольку АЗЛК-2141 был не оригинальной разработкой завода, а «римейком» на тему Simca 1307, его «модельная гамма» состояла всего лишь из одного типа кузова – пятидверный хэтчбек. Поскольку все остальные модификации нужно было создавать, что называется, с чистого листа, конструкторы решили склонить выбор в пользу перспективного УПВ, а не классического пятидверного универсала. Иными словами, на «платформе» переднеприводного Москвича должен был появиться принципиально новый автомобиль, использующий от «донора» только силовой агрегат и подвески.

Во многом облик будущего Арбата зависел от конкретной личности – Александра Кулыгина, который приехал в Москву из далекой Ухты. Его предыдущие проекты, среди которых Ухта и спорткар под названием Панголина, произвели сильное впечатление даже на специалистов. «Свежая кровь» самодельщика-любителя оказалась на АЗЛК кстати: новичок с честью справился с поставленной задачей и даже превзошел её, сделав не традиционный пластилиновый макет, а масштабную копию «почти автомобиля» – прототип с прозрачными стеклами, оптикой и даже деталями интерьера. Внешне первый вариант УПВ выглядел вполне современно даже по мировым меркам, но при этом был довольно безликим.


УПВ Кулыгина на обложке первого номера «За Рулем» за 1987 год


Интересно, что Кулыгин работал не со скульптурным пластилином, как это было принято среди советских автомобильных дизайнеров, а отдавал предпочтение пенопласту, гипсу и пластику. «Авторская» технология была куда более быстрой и эффективной.

Следующий вариант УПВ от Кулыгина уже получил имя собственное – Круиз. Он выглядел более «автобусным», чем предшественник, а в легких и воздушных линиях кузова даже просматривалось что-то «ситроеновское». Интересно, что три ряда сидений, по замыслу автора, имели широкие возможности по трансформации, а передние кресла к тому же разворачивались против хода.

Арбат – минивэн, которого не было

Решение о запуске однообъемников в серию было в первую очередь административным. Ведь зеленый свет проекту Арбат был дан только после того, как генеральный директор АЗЛК В. Коломников «продвинул» эту идею в профильном министерстве, в котором он работал «в промежутке» между работой на АЗЛК.




По утвержденному техзаданию будущий минивэн получил отраслевой индекс АЗЛК-2139 и стал «перспективой» (так тогда называли будущие модели) официально. Увы, в результате серьезных кадровых ротаций с завода ушел как бывший главный конструктор, так и основатель БХК Игорь Зайцев, да и сам Кулыгин покинул творческий коллектив АЗЛК.

Будущий Арбат создавали одни из самых опытных дизайнеров АЗЛК – А. Сорокин, В. Арутюнян и М. Елбаев. Возможно, именно поэтому в облике макета без труда просматривалось явное отражение тенденций моды начала девяностых годов. В отличие от угловатых «концептов» Кулыгина, проект Сорокина выделялся «зализанной» формой кузова и отличной аэродинамикой благодаря вклеенным стеклам и отсутствию выступающих элементов.




Более того, по ряду решений (оптика, остекление) Арбат опередил своё время лет на пятнадцать! Ведь что-то подобное появилось на некоторых серийных автомобилях (например, Skoda Roomster) только в начале двухтысячных. Справедливости ради заметим, что московский макет при всей своей самобытности внешне чем-то неуловимо напоминал американский Pontiac Trans Sport (он же Chevrolet Lumina APV и Oldsmobile Silhouette).




Арбат радикально отличался от серийных Москвичей не только внешне, но и конструкцией. Ведь в основе минивэна лежал пространственный каркас со стальным остовом, а наружные панели кузова были выполнены из пластика. Такое решение было нетрадиционным для советского автопрома, хотя и широко использовалось «самодельщиками». Впрочем, в сегменте минивэнов это было как раз «классикой жанра». Схема была впервые применена как раз на Renault Espace, который придумали не сами Renault, а их партнеры из Matra. Затем ее переняли в том числе и упомянутые выше американцы из GM.

В интерьере также было много оригинальных решений, среди которых электронная комбинация приборов, «мультируль» (!), бортовой компьютер, штатная аудиосистема и даже климатическая установка, воздуховоды которой через торцы приборной панели заходили на двери.

Проект АЗЛК-2139 был сдан к новому 1988 году, но при этом руководством было принято решение о постройке альтернативного варианта с привлечением зарубежных специалистов итальянского кузовного ателье Garnero. Итальянцы очень быстро сделали полномасштабный пластиковый макет, который выглядел как настоящий автомобиль.

Увы, как и итальянский «собрат», московский Арбат оставался всего лишь макетным образцом. Да, благодаря наличию силового агрегата и других «настоящих» узлов и агрегатов он мог передвигаться по территории завода. Но не более: над ним, по сути, поработали только «экстерьерщики», в то время как расчетов кузова на прочность, жесткость и кручение сделано не было, да и испытаний как таковых не проводилось – по проекту были выполнены больше макетные работы, нежели ходовые.


Советские автомобилисты впервые увидели Арбат на обложке «За Рулем» в конце 1990 года


Руководство АЗЛК планировало выпускать Арбат не в Москве, ведь АЗЛК работал практически на полную мощность. Именно поэтому первый советский минивэн должен был появиться на «дочернем предприятии» завода в Калужской области, но сначала в самом сердце советской Родины нужно было завершить строительство моторного производства, где должны были выпускать силовые агрегаты для новых моделей. Увы, всем этим планам не суждено было сбыться по уважительной причине – после развала СССР московскому автозаводу стало резко не до освоения перспективных моделей, а уже в 1992 году стало очевидно, что главной задачей руководства становится выживание предприятия в прямом смысле.




В то время заводу удалось остаться на плаву, но Арбат, к сожалению, навсегда так и остался «перспективой» – минивэном, которого не было, разработанным в стране, которой не стало. Да и сам АЗЛК пережил свой однообъемник менее чем на десять лет. Впрочем, у Москвича не так давно появились шансы не просто восстать из пепла, но и стать минивэном в третьем тысячелетии – кто знает, не начнет ли выпускать свои «лоджии» и «доккеры» под маркой Москвич компания Renault, закрепившая за собой права на бренд в этом году…


Читайте также:



Поделиться: 0 13 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Сергей Ёлкин

классный минивен!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Заменят ли Kia Rio седан? Где взять дизель для Mohave 2? Туманные перспективы Kia Telluride в РФ

С Александром Мигалем, управляющим директором Киа Моторс Рус говорим о нынешних сложностях на российском автомобильном рынке, перспективах появления под капотом субкомпакного кроссовера Kia Seltos мотора 1.6 MPI (машину…

2006 0 0
Статьи / Авто Недели
Минимум статуса, максимум сложностей: стоит ли покупать Volkswagen Phaeton за 800 тысяч

Имея 800 тысяч рублей, на вторичном рынке можно выбирать из массы интересных седанов. Здесь и дерзкая «пятерка» BMW в кузове E60, и статусная Audi A8 второго поколения, а на крайний случай – донельзя скучная, но простая…

673 2 0
Статьи / История
Ошибка природы: как разрабатывали и почему забраковали ГАЗ-21 6х4 с тремя осями

Сегодня никто не сомневается, что автомобилю повышенной проходимости необходим привод на все колёса, без него – никуда. Но в 30-х годах XX века инженерам казалось, что шарниры привода управляемых колёс – слишком сложное…

10229 0 17
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 с пробегом: принципиально разные автоматы и ресурс турбомоторов “за 300”

Идея покупки шведской машины в возрасте больше 20 лет на первый взгляд выглядит, в лучшем случае, авантюрой. Впрочем, пристальный осмотр кузовов оставляет приятные впечатления (особенно по сравнению с Мерседесами рубежа…

3513 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 c пробегом: удивительно крепкий кузов и многовато хлопот с электрикой

Audi, BMW и Мерседесы конца 90-х уже почти все сгнили или добиты насмерть плохим сервисом и просто возрастом. Как держится спустя 20 и более лет их обычно более доступный и спокойный шведский конкурент? В первой части…

2633 4 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

2547 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

83315 31 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Самый быстрый бандюган: опыт владения Jeep Grand Cherokee ZJ 5,9

Согласно канонам журналистики, заголовок, который нужно растолковывать и пояснять читателю – плохой заголовок… Но я все же не нашел в себе сил отказаться от использования первого же, что спонтанно пришло в голову – микса…

29345 14 7
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Небрежный плод её забав: тест-драйв Renault Arkana

Предположения о том, что Arkana будет машиной компромиссной, возникли у нас, едва в прессу проникла первая доза слухов о новинке. Премьера дизайн-концепта на прошлогоднем Московском салоне лишь утвердила нас в этой…

23139 42 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

38871 12 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

7537 1 0
Статьи / Практика
Гаджет с моноклем: обзор радар-детектора/видеорегистратора iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12

iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12 – весьма необычное комбо-устройство! В нем имеется и немного «уличной магии» в виде жестового управления, и «библиотека помех», и «монокль на глазу». Давайте разберемся, что все это значит, и…

5655 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

61724 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

17029 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

16494 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

114430 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

79244 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

66025 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?