День на гонках: как выглядит этап WTCC изнутри

7 июня мы провели в боксах российской команды Lada Sport Rosneft, гоняющейся на трёх новейших Lada Vesta TC1 в чемпионате мира по турингу. Теперь мы готовы рассказать, как выглядит жизнь команды WTCC в самый жаркий период — во время воскресной гонки.

10:00

Команды приехали сюда ещё в четверг, и утро перед гонкой для них — всего лишь чуть более волнительное, чем накануне. Из боксов не спеша выходят три пилота команды Lada Sport Rosneft: Роб Хафф, Яап ван Лаген и Ник Катсбург. Они направляются на автограф-сессию — очередь фанатов вдоль длинного стола, за которым пилоты подписывают карточки и плакаты, сформировалась ещё час назад. Над каждым пилотом стоит девушка, которая держит зонтик. Сегодня на трассе Moscow Raceway будет жарко.

Хафф в 2012 году стал чемпионом мира (правда, в составе другой команды), а с 2013 присоединился к российскому коллективу и сразу же ярко продемонстрировал свою скорость. В этом году от него ждут подиумов и побед. Яап ван Лаген, опытный гонщик, работал с Lada раньше, но вернулся в WTCC после долгого перерыва, причем буквально накануне. Ник Катсбург — и вовсе новичок в чемпионате. Ему 27 лет, но у него хороший послужной список в других сериях. Этим парням только предстоит доказать свою скорость в гонке.

SVA_3491.jpg


10:15

В боксах не наблюдается ни малейшей спешки. Царит умиротворённая, если не расслабленная атмосфера. Несколько гостей боксов пришли сюда с детьми. Но это умиротворение лишь кажущееся — механики готовят машины к старту. Главный гоночный инженер Марк Каловало делает пометки в маленьком потрёпанном блокноте, выслушивает механика, проводящего замеры под капотом Катсбурга, и подпевает разносящейся над трассой «Fly away» Ленни Кравица.

Периодически в боксах звучит громкая сирена — это значит, что кто-то движется по пит-лейн. В подтверждение этому мелькает силуэт одной из Honda — сейчас у пилотов есть возможность попробовать автомобиль на трассе перед началом главных событий.

10:20

В боксах появляется главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин, они беседуют с руководителем команды Виктором Шаповаловым: «В общем, платформа отличная, и всё, что нам нужно сейчас делать — просто работать с ней», — говорит Шаповалов. «Take your time» — отвечает Маттин. Похлопав Шаповалова по плечу, он направляется к машине Хаффа и начинает фотографировать интерьер. Я спрашиваю его: «Подыскиваете новые идеи для дизайна?». «Нет, смотрю, что ещё они отсюда выкинули», — с характерной усмешкой отвечает Маттин.


SVA_3555.jpg



10:50

Главное событие дня — гонки WTCC. Но кроме этого на трассе проходят так называемые гонки поддержки — как раз сейчас стартует Формула-4. Тем временем из лаунж-зоны на втором этаже в боксы Lada Sport Rosneft спускаются президент АВТОВАЗа Бу Инге Андерссон и представитель компании Rosneft.

Виктор Шаповалов знакомит президента с гоночными автомобилями Lada Vesta, коротко рассказывая о них. Андерссон не упускает возможности сесть за руль машины Ника Катсбурга, который квалифицировался вчера на великолепном для дебюта девятом месте. Президент довольно проворно забирается на место пилота, осматривает кокпит и так же проворно вылезает наружу. Катсбург предлагает Андерссону свой комбинезон: «Может быть, смените одежду?». Президент со смехом отказывается.

11:00

На месте пилота в машине Хаффа — его механик. Гонщик стоит рядом, беседует со Стивом Маттином. Автомобиль заведён, идут последние проверки. Несмотря на это, атмосфера в боксах по-прежнему радостная, почти праздничная — заметно, что и члены команды, и президент очень воодушевлены вчерашней квалификацией.




11:15

Заканчивается гонка поддержки, и над пит-лейном вновь разносится прерывистый рёв сирены — машины Формулы-4 возвращаются в боксы. Тем временем механики Lada Sport Rosneft заканчивают работать с автомобилями, закрывают их и встают позади. В боксах всё ещё находится президент и продолжается светское общение, но в «жилой» части боксов, позади автомобилей, пилоты начинаются готовиться к гонке — каждый по-своему.

Хафф беседует по телефону — судя по улыбке, говорит с девушкой. Катсбург и ван Лаген общаются между собой в маленьком закутке, где стоит стол и несколько стульев — обычно там находятся только пилоты и, возможно, их гоночные инженеры. Кроме этого, в боксах есть обеденная зона, где можно перекусить и выпить чаю, стоит большой стол для совещаний, за котором могут разместиться все члены команды, а рядом — просторное помещение для комплектов покрышек, столы с инструментами и аккумуляторами для гайковёртов. Узкий изогнутый коридор ведёт отсюда к машинам. По пути к ним — специальные ниши, в которых лежат шлемы и перчатки пилотов. Все три пилота проверяют свои шлемы и перчатки, застёгивают комбинезоны.

В боксах установлено несколько мониторов, на которые выводится картинка с трассы, причём трансляция включает в себя и только что нарезанные лучшие моменты гонки. Сейчас на мониторах замедленные повторы гонки Формулы-4. Рядом с одним из мониторов — еще один, на него постоянно выводятся отрывы в гонке, а также служебная информация. Сейчас этот экран сообщает, что до закрытия пит-лейна остаётся 57 секунд.




11:30

На трассе появляются Lada Kalina NFR в «гражданской» и гоночной версии – гостей боксов Lada Sport Rosneft катает «гоночное такси» в исполнении пилотов российского кузовного чемпионата Кирилла Ладыгина и Михаила Митяева.

11:35

В боксах всё ещё много народу, хотя до старта остаётся всего 40 минут. Шаповалов просит народ разойтись — на пит-лейн выкатывают машину Яапа ван Лагена, поднимают на домкраты и надевают на колёса «грелки». То же самое происходит с машинами Катсбурга и Хаффа.

11:45

Механики огораживают специальными лентами узкую площадку боксов непосредственно перед пит-лейн. Теперь эту ленту могут пересекать только они и пилоты. Под ленточку подныривает ван Лаген — он уже в подшлемнике и готов занять своё место за рулём. Все гости остаются в другой части боксов. Скоро они разойдутся на трибуны или пойдут в лаунж-зону.

Президент Бу Андерссон отправляется на прогулку по пит-лейн — сейчас то время, когда можно пройти из боксов прямо на стартовую прямую и посмотреть на последние приготовления пилотов к старту. Пока прямик пуст — пилоты заводят моторы в боксах. Над трассой стоит идеальная для гонки погода: легкие облака, солнце, +27.

11:52

На трассу выезжают Хафф, Катсбург и ван Лаген. Они вместе с другими пилотами делают круг по трассе, после чего расставляются по стартовой решётке. Здесь машины снова поднимают на домкраты и надевают на колёса грелки.



12:00

Все машины расставляются на старте. Маршалы открывают стартовую прямую — теперь зрители, имеющие доступ в паддок и на пит-лейн, могут походить между машинами, пофотографировать пилотов, автомобили и грид-гёлз. Тусовка продолжается, не хватает только Берни Экклстоуна. :)

Поул-позиция у 4-кратного чемпиона WTCC Ивана Мюллера, а позади него чемпион прошлого года Хосе-Мария Лопес, оба представляют заводскую команду Citroen, которая доминировала в прошлом сезоне и пока лидирует в этом. На третьей позиции Габриэле Тарквини на Honda, также чемпион WTCC, имеющий в паддоке прозвище «Лис» — за умение как обороняться, так и придумывать коварные планы атаки.

Роб Хафф стоит рядом со своей Lada Vesta TC1. У него на старте четвёртое место, и похоже, что здесь сейчас самая большая толпа народа — всем интересно, неужели это «та Лада, которая смогла». Lada в этом сезоне действительно удивляет, но российский этап для команды — особенный. Можно сказать, переломный. Тем не менее, на лице Хаффа нет ни тени волнения — он как всегда лучезарно улыбается, соглашается на фото (примерно трёхсотое с утра), а на пожелание удачи отвечает очень искренним «Thank you!».

12:10

Зрителей просят покинуть стартовую прямую. Боксы нашей команды почти опустели. Теперь здесь «на дежурстве» остаются лишь механики, которые при необходимости произведут срочный мелкий ремонт или поменяют колесо в случае прокола. Плановых пит-стопов в WTCC нет — обе гонки, проходящие в воскресенье, довольно короткие. До старта остаётся 5 минут.

12:14

Зрители занимают места на главной трибуне и напротив, в лаунж-зоне, с балкона которой открывается вид на стартовую прямую. Наблюдать что-то, помимо момента старта и проносящихся раз в две минуты машин, можно благодаря телетрансляции. Девушка на стартовой прямой проносит табличку «1 min». Пилоты запускают моторы.


SVA_3687.jpg



12:15

Пилоты уходят на прогревочный круг. Накануне Шаповалов отмечал, что старт с места — это тот компонент, который команде ещё нужно отрабатывать, поэтому мы с нетерпением ждём окончания прогревочного круга и старта гонки. Итак, Хафф стартует с четвёртой позиции, Катсбург девятый, ван Лаген двенадцатый. Всего в гонке — 18 машин.

Рёв моторов... Гаснут огни светофора, старт! Ник Катсбург стартует не слишком удачно и «зарубается» с Томом Коронелем. Ярко жёлтую Lada Vesta разворачивает прямо на трассе, но гонщик отлавливает её и едет дальше — теперь он десятый, на границе очковой зоны. Яап ван Лаген со старта также проигрывает одну позицию, но пытается наверстать упущенное и показывает лучшее время круга! Хафф сохраняет на старте свою четвёртую позицию и более того — вовсю прессингует Габриэле Тарквини. «Весты» выглядят в гонке отлично.

А вот у Себастьяна Лёба из Citroen уик-энд, похоже, не задался — в субботу он квалифицировался лишь 11-м, а сейчас, в гонке, пропустил вперёд Тьягу Монтейро на Honda. Другой Citroen, идущий пятым — Ма Цинь Хуа — отрывается от преследователей и приближается к Хаффу, но Хафф, в свою очередь, мёртвой хваткой вцепился в Тарквини, постоянно показывая себя в зеркалах.

Тем временем ван Лаген серьёзно прессингует Хьюго Валента на Chevrolet, заставляет того ошибаться. В какой-то момент Lada Vesta оказывается на лучшей траектории и Яап совершает чистейший обгон на торможении. Он просто летит по трассе, и в скором времени догоняет своего напарника Ника Катсбурга — одна «Веста» пропускает другую. Командная тактика в WTCC не запрещена, а у ван Лагена есть шансы догнать идущую впереди пару Монтейро (Honda) и Лёб (Citroen), и под конец гонки он делает это. Если бы гонка продлилась на пару кругов дольше, ван Лаген финишировал бы на одну-две позиции выше.

Хафф готов пройти Тарквини в каждом повороте, но «Лис» не сдаётся. На практически «умершей» резине, скользя по случайно вынесенной на трассу земле, совершая небольшие помарки, Тарквини продолжает ожесточённо сопротивляться атакам Хаффа. Пилот Lada не оставляет попыток вплоть до выхода из последнего поворота, и чтобы опередить «Лиса», ему не хватает буквально метра.

Тарквини финиширует третьим, перед ним пара Citroen – Лопес и Мюллер, никому не давший шанса оспорить его поул. Итог гонки для Lada: Яап ван Лаген десятый, Хафф четвёртый, Катсбургу очков принести не удалось. Но во второй гонке он, ввиду реверсивной системы старта, начнёт гонку со второй позиции.

13:10

Между заездами в боксах почти пусто, здесь только инженеры и механики. На командном мостике по ту сторону пит-лейна нарастает напряжение — впереди ответственный старт. В ожидании второй гонки мы беседуем с Владиславом Незванкиным, директором по развитию гоночных программ подразделения Lada Sport и руководителем проекта Lada Vesta Sport. Команда Lada Sport Rosneft – их совместное с Виктором Шаповаловым детище.



Ваши эмоции от гонки?


В это сезоне это лучшее место для нашей новой машины. Радует, что Веста показала скорость, и не только Роб её продемонстрировал — и Яап, и Ник были быстры. Так что у нас большие надежды на вторую гонку.


Были ли шансы у Хаффа пройти Тарквини? Резина под конец гонки не позволяла атаковать или Тарквини действительно «Лис» и попросту не позволил себя обогнать?


И то, и другое. И надо понимать, что это чемпионат мира. Здесь все пилоты суперпрофессиональны, и явные ошибки на таком уровне недопустимы. Да, Роб, конечно, ждал ошибки, и небольшие помарки со стороны соперника были, но это не было ошибками. Габриэле заслуженно приехал на третью позицию, с чем мы его поздравляем. Но надеемся, что вторая гонка для нас будет ещё более интересной.


Каковы шансы Ника Катсбурга хорошо уехать со второй позиции и ваш прогноз на гонку?


Судя по тому, как Ник тестировал автомобиль, как тренировался и квалифицировался, учитывая его гоночную биографию и опыт... При всей его молодости (ему 27 лет), он обладает огромным экспириенсом, и в этой связи я надеюсь, что от него во второй гонке мы увидим настоящую борьбу, и он не затушуется перед корифеями WTCC.


Виктор Шаповалов накануне признался, что над стартом с места ещё приходится работать. Есть ли ещё какие-то подобные, не до конца отработанные моменты? Над чем команда будет работать в ближайшее время?


Как показал старт сегодняшней гонки, проведённая работа начала давать результаты. Мы нашли оптимальную настройку стартовой программы — собственно, Роб сегодня это продемонстрировал. Сейчас с каждым выездом на трассу автомобиль становится всё более совершенным. Предела нет, этот процесс продолжается постоянно, и вы сами видите, что прогресс есть. Мы уже не отстаём от Citroen, а значит, можем навязывать им борьбу. Мы выкладываемся на 200% — всё-таки это российский этап, дома и стены помогают. Мы рады болельщикам, которые пришли нас поддержать, и я думаю, они не остались разочарованными.


Сейчас остались слабые места в конструкции или в настройках машины? Обрёл ли автомобиль ту форму, которую должен иметь к этой фазе чемпионата?


Всей правды мы не раскроем, интригу сохраним (смеётся). Давайте дождёмся следующих гонок. Сейчас середина сезона, так что предстоит много интересного, и, как я уже сказал, от каждого выезда на трассу, будь то в гоночном режиме или в тестовом, мы получаем обратную связь и продолжаем настраивать автомобиль. Мы в этом сезоне сменили автомобиль, полностью сменили шасси, предстоит ещё масса работы по адаптации к новым условиям регламента, которые появились — в частности, это старт с места. Но мы гибко реагируем на все изменения, которые происходят в чемпионате и надеемся, что следующие этапы будут для пилотов и команды ещё более интересными. Не скажу почему, но мы над этим работаем.


14:00

Снова воздух над Moscow Raceway вибрирует от рёва моторов, остаются считанные секунды до старта второй гонки WTCC. Тьягу Монтейро (Honda) стартует с поула, второй Ник Катсбург (Lada), третий Норберт Мичелис (Хонда), далее — Хьюго Валент (Chevrolet), Ма Цинь Хуа (Citroen), Том Чилтон (Chevrolet), Роб Хафф (Lada), Габриэле Тарквини (Honda), Хосе-Мария Лопес (Citroen) и Иван Мюллер (Citroen).

На старте Монтейро удерживает лидерство, а вот Катсбург отдаёт второе место Мичелису. Зато Хафф отыгрывает со старта позицию у Чилтона и становится шестым! Лидер чемпионата Лопес совершает фальстарт, за что позже будет оштрафован. Они борются бок о бок с Мюллером, именно эти два пилота на Citroen сражаются за лидерство в чемпионате, но в этой гонке они далеки от топа — у них 12 и 13 места.

А Роб Хафф отодвигает в вираже другой Citroen, Ма Чинь Хуа, и становится пятым! Хафф действует довольно жестко, но в пределах правил. Ван Лаген преследует Рикарда Райдела на Honda, Катсбург удерживает третье место. Гонщики Citroen Мюллер и Лопес, сражаясь между собой, теряют позиции — их обоих проходит Том Чилтон.

Хафф совершает ещё один рывок, проходит Хьюго Валента (Шевроле) и перемещается на четвёртое место. Теперь он идёт прямо позади напарника, Ника Катсбурга, и вскоре без борьбы проходит его... Впереди ещё десяток кругов, но у «Весты» Яапа ван Лагена сломана задняя подвеска — увы, такое уже в третий раз на этой машине... Оставшиеся две Lada продолжают сражение — тем более, что у идущего третьим Хаффа неплохие шансы на атаку: две «Хонды» впереди него, Монтейро и Мичелис, сражаются между собой и теряют довольно много времени.

Тем временем позади Катсбурга, идущего вслед за Хаффом на четвёртой позиции, активизируется Тарквини — «Лис» обгоняет теряющего темп Валента, а затем предпринимает несколько попыток атаки на Катсбурга, однако дебютант чемпионата отстаивает свою позицию, запуская «Хонду» в полёт по внешнему радиусу с оторванным задним бампером. Заводские «Ситроены», Хуа, Лёб и Мюллер, едут в очковой зоне, но далеко от подиума — шестым, седьмым и восьмым. Похоже, яркого доминирования по скорости у Citroen больше нет.



Возглавляют же пелетон две «Хонды» — заводскую команду представляет Монтейро, а идущий за ним Мичелис — «полузаводской» коллектив. Интересно, что Мичелису принадлежит пока единственная в этом сезоне победа, одержанная не за рулём Citroen. Гонщик на Lada, Роб Хафф, подобрался к нему уже менее чем на две секунды. Лидер совершает ошибку, и все три первых машины моментально оказываются рядом — Хафф уже всего в шести десятых секунды позади Мичелиса, то есть на дистанции атаки.

На 11 круге, за пять кругов до финиша, Хафф начинает атаки на Мичелиса. Всего круг спустя он проходит «Хонду» — в контактной борьбе, по внутреннему радиусу. Есть соблазн догнать лидера на последних кругах, но похоже, что команда решает не рисковать — они финишинуют в таком порядке: Монтейро, Хафф, Мичелис. Lada – на втором месте в российской гонке WTCC.

На награждении все в команде Lada Sport Rosneft очень воодушевлены — едва ли меньше механиков Монтейро, которые вместе с пилотом хором поют гимн. Хафф одновременно с грянувшим фейерверком вскрывает свою бутылку шампанского и добавляет сладкие брызги к тоннам падающего с неба конфетти.

...Машина ван Лагена с вывернутой подвеской стоит в боксах команды, но в режиме закрытого парка, окружённая запретными лентами и обвешанная табличками — пока к ней не разрешено притрагиваться никому, кроме представителей FIA. Маршалы проверят техническое состояние автомобиля, а потом команде предстоит решить, что же делать с хрупкой задней подвеской автомобиля... После того, как на подиуме отгремели гимны и апплодисменты, мы беседуем в боксах Lada Sport Rosneft с руководителем команды, Виктором Шаповаловым.


SVA_4015.jpg
SVA_4008.jpg


В первой гонке впереди нас было три чемпиона мира, Хафф, идущий сзади них, был четвёртым. Пройти вперёд нам тогда не удалось — никто из чемпионов не дал шанса, в частности, Габриэле не открыл даже маленькой лазейки; Роб пытался пару-тройку раз, но обогнать было невозможно. При этом скорость была, и во второй гонке мы рассчитывали на более высокий результат. У нас был лучший комплект резины на вторую гонку, а, значит, и больше возможностей — и всё получилось. Мы не были идеально готовы к началу сезона — у нас была совершено новая машина в условиях отсутствия тестов, но к настоящему моменту мы сложили все составляющие успеха, и Lada Vesta поехала по-настоящему быстро — собственно, как я и говорил вам накануне. Мы проделали огромную работу, но есть ещё много вещей, которые мы должны сделать, и я думаю во второй половине сезона мы будем реально сильны...

Виктор Шаповалов

Его прерывает Роб Хафф, который вбегает в боксы после пресс-конференции и с размаху жмёт Шаповалову руку: «Ты, должно быть, чертовски счастлив, чувак? Сегодня мы сделали большой шаг вперёд, так ведь? Спасибо тебе!».


ladavesta123.png


В ожидании следующего этапа WTCC который пройдёт в Словакии с 19 по 21 июня, предлагаем вам поподробнее познакомиться с гоночной Lada Vesta TC1. Краткая версия представлена ниже в виде инфографики, а для тех, кто любит подробности, мы подготовили отдельный материал: «Как устроена Lada Vesta для WTCC» .


SVA_3620.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings