Евреи, не жалейте заварки: как и на чем ездят в Израиле

Дороги каждой страны уникальны, и даже в рамках Евросоюза вы без всяких информационных щитов быстро начинаете ощущать факт пересечения границы. Естественно, масса особенностей есть и у израильских трасс. Какую машину выбрать, побольше или поменьше? Как ориентироваться на дорогах? К чему нужно быть готовым, чего не надо опасаться, и что не стоит делать ни в коем случае? Эти темы и станут предметом разговора в сегодняшней части повествования.

 

Про выбор машины

Отправляясь в поездку, стоит заблаговременно забронировать машину, воспользовавшись каким-нибудь онлайн-сервисом. Дело в том, что Израиль — страна с официальной государственной религией, и эта религия требует отмечать шаббат. А это значит, что с обеда пятницы до вечера субботы городской транспорт в стране не ходит.

В вашем распоряжении остается только такси. Похоже, работа водителя такси таковой не считается... Логики в этом никакой нет — в Израиле полно людей, готовых работать в это запретное с точки зрения иудаизма время хоть водителем автобуса, хоть машинистом на железной дороге. Но кто же будет искать логику в вопросах религии? Остается только принять это как данность.

А вот такси стоит дорого... К тому же стоит учесть, что сеть маршрутов общественного транспорта в стране не такая уж густая. В общем, без машины — никак. Дешевле всего стоит аренда маленького автомобиля субкомпактного класса с самым маленьким моторчиком типа Kia Picanto, Suzuki Alto, Chevrolet Spark или Hyundai i10. И все же стоит задушить домашнее земноводное и не поддаться соблазну заказать самый дешевый вариант. Почему?

Память древних камней: зачем путешествовать на машине по Израилю Отдых бывает разный... Если вы готовы провести свой отпуск, равномерно поджариваясь на пляже в лучах тропического солнышка, перемежая этот процесс лишь на кратковременное погружение своего т...

Во-первых, даже если вы закажете машину с механической коробкой, то скорее всего вам «в порядке апгрейда» дадут автомобиль с каким-то вариантом автоматической трансмиссии. Ну не пользуется «ручка» популярностью в этой стране, и все тут. А во-вторых, автомобилей без кондиционеров в Израиле просто нет — и это правильно, потому что кондиционер вам точно понадобится. И все бы ничего, в стране совершенно не зазорно ездить на всяческих «малышах», но вот беда: сочетание малосильной «жужжалки», кондиционера и «автомата» вполне закономерно приводит к тому, что машина «не едет».

И если в плотном городском трафике это не будет вызывать особого раздражения, то езда по горным серпантинам превратится в настоящее мучение. «Горы? В Израиле?» — удивится осведомленный, хорошо знающий географию человек. Ну да, никаких высочайших вершин мира в стране действительно не наблюдается. А вот мест с весьма пересеченным рельефом и серпантинов — хватает. Так что рекомендую следовать заветам старого анекдота («Евреи, не жалейте заварки!») и выбирать что-то средненькое. В последней поездке мне досталась новенькая Mazda 3 с двухлитровым мотором, и это было как раз то, что надо.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Неожиданная «шестерка»

Израиль — страна небольшая, с хорошо развитой дорожной сетью, и практически в любое место можно попасть несколькими способами. Сами израильтяне в основном доверяют навигационному сервису Waze с информацией о пробках и полицейских засадах. Вы, в принципе, тоже можете им пользоваться, но увы — вся топонимика будет на иврите... Так что ограничения скорости лучше все-таки более-менее соблюдать. В этом плане меня только радовала Mazda 3 с выползающим из приборного щитка прозрачным дисплеем прямого визирования. Значение твоей текущей скорости висит у тебя прямо перед глазами, так что контролировать ситуацию легко и просто.

mazda3_sedan_98

И все же мне непонятно, почему в стране не получили распространения камеры и автоматические системы фиксации нарушений, а за скоростным режимом следят только патрульные с радарами. Ведь, например, контроль за проездом по единственной платной автотрассе номер 6 полностью доверен как раз такой системе. «Шестерка» тянется практически через всю страну с юга на север.

Выжить и не сойти с ума от восторга: как и на чем ездят в индийских Гималаях Старенький микроавтобус Мерседес, балансируя между краем грунтовой дороги и пропастью, бодренько идёт на обгон кашмирского дальнобойщика, чуть не сбивая с серпантина дорожных рабочих. Индийс...

Она обходит крупные города, мелкие пересекает через выделенные желоба с путепроводами, на ней нет светофоров и участков с обгонами по встречке. Но нет и привычных терминалов с пунктами оплаты! О выезде на платную дорогу предупреждают только не слишком заметные щиты. Камеры снимают проезжающие машины, компьютерная система распознает номера, и через какое-то время вы получаете счет за проезд, причем с ваших заблокированных при получении машины денег его сдернет прокатная компания. В общем, если вы не хотите платить — лучше сразу поставить в навигаторе галочку, запрещающую проезд по платным дорогам. Это не грозит вам никакими особыми проблемами: параллельно с «шестеркой» проложено несколько бесплатных трасс — правда, более загруженных и не таких удобных.

Из непривычных для нас особенностей организации движения в стране я бы хотел отметить то, что для каждого ряда выделен отдельный светофор, а в некоторых местах пара рядов может относиться к одной трассе, а еще пара — к другой. Перестраиваться для съездов и поворотов лучше заблаговременно: израильтяне не верят в водительское благородство и дисциплинированность, так что многие поворотные карманы физически отделены от основной проезжей части бордюрами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Их нравы, или под знаком «рега»

Увидь, если сможешь: тест-драйв обновленной Mazda3 Стремление к совершенству – путь бесконечный. В масштабе каждого конкретного автомобиля совершенство может иметь две ипостаси: глобальное и локальное. Если стремление к глобальному совершенс...

Что же касается дорожных нравов, то тут есть определенные моменты, к которым стоит быть готовым. С одной стороны, вам практически не придется сталкиваться с привычной нам дорожной агрессией. А с другой... Ну не очень-то хорошо израильтяне водят. Во-первых, по моим наблюдениям, лишь ничтожный процент израильских водителей соблюдает рациональные интервалы движения, соответствующие скорости потока.

Так что пусть вас не удивляют ни отдельные экземпляры, удерживающие дистанцию в 5-6 корпусов в ползучей пробке, ни автомобили, «висящие» у вас на бампере на скорости за сотню. Кстати, это совершенно не означает, что «поджавший» вас водитель хочет ехать быстрее. Нередко после ухода на ряд вправо он точно так же перестраивается за вами и продолжает изучать мельчайшие детали дизайна крышки багажника и задних фонарей Mazda 3. Зачем? А кто его знает... Во-вторых, на скоростных магистралях вам придется стать свидетелями массы ничем не обоснованных перестроений, причем без включения поворотников. Вот едете вы себе в левом ряду, и вдруг прямо перед вами из правого ряда, в метре от капота, вплывает машина. Это может быть легковушка, а может — коммерческий фургон или пикап. Думаете, он хочет кого-то обогнать? Да ничего подобного. Он как ехал километров на 10 в час медленней вашего ряда, так и продолжит движение с той же скоростью...

В небольших городах и поселках вы можете стать свидетелями того, как на узкой улочке два старых знакомых остановятся, перекрыв движение в обе стороны, и будут с детской непосредственностью беседовать, не обращая внимание на бибиканье окружающих. Все поедут лишь тогда, когда они полностью удовлетворят взаимное любопытство по поводу здоровья тети Сони и детишек дяди Иосифа.

А если вы зазевались и проскочили момент, когда вам нужно было перестроиться в поворотный ряд, вы можете хоть полчаса стоять с включенным поворотником — никто и не подумает пропускать. И не потому, что в каждой машине сидит по жлобу, а просто из-за того, что водители не поймут, чего, собственно, вы хотите.

Чтобы поняли — нужно открыть окно и показать универсальный жест, носящий в Израиле название «рега»: сложенные щепоткой большой, средний и указательный палец, направленные вверх. Это означает «извините, очень прошу, потерпите секундочку»... И вот это срабатывает практически всегда.

israel

Навигация по методу Моисея

Не могу не упомянуть о серьезной проблеме, с которой сталкиваются в этой стране все автопутешественники. Я имею в виду навигацию. Помните, Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне? Безусловно, у него не было GPS-устройств, которые серьезно облегчили нашу жизнь. Вот только работа с ними в Израиле имеет свои особенности...

Дело в том, что однозначное написание названий улиц, поселков и городов существует только на иврите, а его вы, как и я, по вполне естественным причинам не знаете и читать знаки еврейского алфавита не можете. Ладно, переключаем навигатор на латинские буквы. Кстати, встроенный навигатор Mazda 3, на которой я ездил, понимал не только английский, но и русский. Но вы обязательно столкнетесь с тем, что даже на соседних указателях название населенного пункта может быть написано по-разному, в атласе он будет писаться третьим образом, а на карте в базе данных навигатора — четвертым.

Flooded 5-storey residential building by sunset

Скажем, вы ищете улицу Прахим («Цветочную»), на которой, согласно записи в путеводителе, находится интересующий вас объект. Забиваете в навигатор Prahim — нету такой улицы! Но есть какой-то Prakhim. Смотрите на общую карту — нет, не то, это совсем в другом месте. Потом вам подсказывают: в иврите есть что-то вроде артикля, и советуют поискать haPrahim. Тоже не находится... В итоге после долгих шаманских плясок с бубном вы узнаете, что у вас в навигаторе эта улица обозначена как A‘Prahim.

Tel Aviv Skyline

В следующий раз, наученные горьким опытом, вы начинаете при поиске маршрута подставлять перед названием А с апострофом. И... опять ничего не можете найти, потому что в этот раз нужно было подставить «ha», и без апострофа. А на третий раз окажется, что ha, но с апострофом. В общем, в итоге я планировал поездки так: искал объект на карте Google, узнавал его координаты и уже их забивал в навигатор. Но даже тут возможны всякие казусы. Один из них и произошел во время поездки в музей ВВС.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как и большинство подобных музеев, израильский музей авиации занимает часть территории авиабазы. Сама авиабаза «Хацерим» расположена в пустыне Негев, недалеко от города Беэр-Шева. Увы, среди точек POI в навигаторе мне его найти не удалось, но на картах Google авиабаза все-таки была обозначена. В общем, я списал координаты и поехал.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В итоге навигатор привел меня... к воротам действующей авиабазы «Хацерим», и охранявшая вход деваха с автоматом очень удивилась тому обстоятельству, что у них на базе еще и какой-то музей имеется... То, что я приехал в нужное место, но с неправильной стороны, я понял. Но дальше-то куда двигаться?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Пришлось вылавливать местных обитателей. В итоге около меня собрался целый синклит, в состав которого вошел офицер в форме ВВС и офицер полиции (который оказался родственником авиатора). Сначала они долго пытались совладать с навигатором в салоне Mazda 3, потом — с навигатором iGo в планшете, но потом полисмен плюнул и нарисовал на листочках из своего блокнота подробнейшую схему, следуя которой, я вполне благополучно добрался до парковки перед музеем. В общем, нужно быть готовым к такого рода историям...

Ну и еще немного наблюдений об автопарке. В Израиле очень сложно увидеть в потоке автомобиль какой-нибудь из особо престижных марок. Наверное, в любом московском микрорайоне зарегистрировано больше Mercedes, BMW и Lexus, чем во всей этой стране, не говоря уж о Range Rover, Porsche и Jaguar. Основу парка составляют середнячки японских, корейских и европейских брендов. Мало на дороге и коллекционных раритетов. Но иногда можно увидеть что-нибудь очень интересное: например, армейский М-151 в идеальном состоянии или Suzuki Samurai, полностью обклеенный искусственной травой.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На этом мы останавливаемся — но это не последний из рассказов об автопутешествии по Израилю. Впечатления от посещения израильских военно-технических музеев, пляжей и памятников природы еще впереди.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
14.02.2017 22:01
psb@mail.ru

Очень интересно, ждем продолжения!

2

15.02.2017 12:18
Семён Смирнов

Лёгкая наркомания на первом фото из 13)


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings