Концептуальное безумие: пять странных идей для создания автомобилей

Существование многих серийных авто напрямую зависит от концептуальных проектов. Инженеры и дизайнеры автомобильного мира пестуют свои идеи, воплощая их в самостоятельных существ. Премьеры будущих моделей всегда считались событием торжественным и проходили на лучших автосалонах планеты. Концепт, накрытый черным полотном, походил на кокон, вот-вот готовый проклюнуться. Треск оболочки, вспышки софитов и… новую машину принимали в семью под аплодисменты и вздохи восхищения публики.

 

По крайней мере, так должно быть. Но так случается не всегда. Иной раз вместо объекта восхищения под материей оказывается непонятное создание из стекла и стали, которое вызывает у людей не восторг, а ужас. Художника Пабло Пикассо вдохновляли женщины, что отражалось на его полотнах буйством красок. А создатели аппаратов, представленных ниже, скорее всего, выбрали неправильный объект вдохновения, забыв, что внешность в автодизайне решает практически все. Машина, в производстве которой инженер со стилистом не нашли взаимопонимания, обречена. Наше «Viva!» таким ошибкам. И вечная память.

«Порнографический» болид Bisiluro Damolnar

Первый герой нашей подборки громко заявил о себе в 1955-м, хотя был известен и ранее. Упертый поклонник сюрреализма Карло Моллино, итальянец по происхождению, имел обширный круг интересов. На руках у него был диплом архитектора, но вместо того, чтобы осваивать профессию, мужчина предпочитал мастерить странные арт-объекты из старой мебели, а также промышлял порнографическими снимками.

Предметом для вдохновения Моллино тоже избрал женщину. Как видим, ничего хорошего из этого не вышло


Однажды Моллино познакомился с гонщиком Марио Дамонте. После серии высокопарных бесед об искусстве, мужчины, как водится, заговорили об автомобилях, а потом перешли на личности. Дамонте признался, что для победы в Ле-Мане ему необходим болид совершенно иного толка, чем те, что тогда нарезали круги на трассе. Моллино увидел в этой теме повод для смеха и набросал карандашом скетч (тот, что представлен выше). А вот гонщик увидел в рисунке скрытый потенциал… Так на свет появился несуразный концепт Bisiluro Damolnar.

Следуя случайной идее, Моллино сделал подробный чертеж кузова. Технические особенности его не интересовали – в те времена все считали, что красивый самолет так же гладко и полетит. Архитектор изучил все существовавшие тогда модели «катамаранного типа», и придумал корпус, визуально целостный, но как бы состоявший из двух «торпед», соединенных горизонтальной перемычкой. В более крупной части авто располагалась кабина пилота и бензобак, в меньшей находились мотор и трансмиссия. Радиатор, состоявший из латунных трубок, был размещен в центре.


Сложное название концепта расшифровывается весьма просто: «bi siluro» в переводе с итальянского означает «близнец торпеды», а Damolnar – всего лишь аббревиатура из имен его создателей (Моллино, Дамонте, Нарди)


Построить такой автомобиль взялся инженер Энрико Нарди, который и сам любил «притопить» на гоночном треке. Он поставил в болид четырехцилиндровый двигатель Giannini объемом 737 см³ и мощностью 62 л. с. Снаряженная масса автомобиля составила всего 420 кг, что вкупе с приличной аэродинамикой теоретически позволяло ему разогнаться до 216 км/ч.

Когда настал момент истины, за руль этого ассиметричного уродца сел Марио Дамонте (Карло Моллино значился подменным пилотом). Как следует разогнавшись, гонщик был неприятно удивлен, что его чудо-болид постоянно ведет в сторону боковым ветром. Держать прямую было крайне сложно, а из-за плохой развесовки выполнять повороты оказалось вообще самоубийственной задачей. В итоге самый быстрый круг длиной в 13,5 км Дамонте одолел за 5 минут 40 секунд со средней скоростью 143 км/ч. Мучения пилота длились относительно недолго: на 148-ой минуте Bisiluro Damolnar был сброшен с трассы пролетавшим мимо Jaguar D-Type. После ряда акробатических кульбитов Damolnar самоустранился в кювет и продолжать гонку был уже неспособен.


Реплика Bisiluro Damolnar до сих пор хранится в итальянском Национальном музее науки и техники имени Леонардо да Винчи


Плюсы: Помимо конструктивных особенностей, болид изобилует и стилистическими фишками. Взять, к примеру, руль, который имеет приплюснутую форму. Это было сделано для того, чтобы пилот удобнее уместился в тесной кабине и не упирался в него ногами. Идея, кстати, запатентована!

Минусы: Низкая устойчивость. Плохая управляемость. Слишком легкий корпус. Все это, конечно, спасло Дамонте жизнь, но вряд ли стало критерием идеального автомобиля.

Гусеница Sir Vival

В конце 50-х некий изобретатель Уолтер К. Джером загорелся желанием создать самый безопасный автомобиль на земле, о чем не преминул сообщить всем крупным американским промышленникам. Никто из них денег на исследования энтузиасту не дал, но за его работой следили – все же речь шла о возможной серийной разработке. Но то, что в итоге получилось у мистера Джерома, в уродливости могло потягаться с памятным автомобилем Aurora, с которого мы когда-то начали наш крестный путь…

Возможно, если наш герой хоть немного подумал бы о дизайне, его проект получился бы другим. Но такие «мелочи» вниманию Уолтера были чужды. Он даже над названием не долго думал, разбив слово survival (англ. «выживание») на два слога – Sir Vival. Единственное, что волновало изобретателя, это потенциал безопасности авто, поэтому все свои силы он отдал техническому оснащению. В качестве опытного образца Джером взял седан Nash 1948 года выпуска, до неузнаваемости изменив многострадальный автомобиль.


Пресса мгновенно превратила Sir Vival в мишень. На страницах профильных изданий развернулись настоящие баталии из-за концепта: одни хвалили его оснащение и потенциал, другие поносили внешность


Концепт Sir Vival представлял собой две автономные части, объединенные «ломающейся» рамой. В головной был расположен двигатель и прочие силовые узлы, а в пассажирской был обустроен салон на три персоны. Водитель восседал на особом месте, поглядывая на дорогу из плексигласовой амбразуры. Привод автомобиля по-прежнему оставался задним: инженер основательно поломал себе голову над трансмиссией, а рулевое управление осуществил простым остроумным способом: с помощью зубчатых колес передняя часть поворачивалась вся целиком. И никакого гидроусилителя!

Мистер Джером продемонстрировал готовый концепт в 1959 году при большом скоплении потенциальных инвесторов. Конечно же, его изобретение наделало много шума, только совсем не такого, как ожидал изобретатель. Люди, точно с цепи сорвавшись, упражнялись в остроумии, придумывая Sir Vival разные обидные прозвища. Дизайн проекта был единодушно заклеймен как неприемлемый, а на различные нововведения в области безопасности публика плевать хотела. С тех пор и до самой смерти Уолтер Джером свои изобретения обнародовать не решался.


В настоящее время машина в полной сохранности и на ходу находится у торговца автомобилями Эдварда Т. Мура в Беллингаме, штат Массачусетс


Плюсы: Обрезиненные бамперы вокруг кузова, полное отсутствие острых углов во всей конструкции, крепкий изолированный салон, ремни безопасности – все это в свое время могло спасти не одну жизнь.

Минусы: Несмотря на свою полезность, насекомые редко отличаются красотой. Брать гусеницу в качестве примера для подражания – неудачный выбор.

Гоночный катамаран Silver Fox

Нашего следующего героем можно смело окрестить «катамараном на колесах» – даже создатель концепта, Пьеро Таруффи, называл его так. Он создал этот автомобиль в 1967-м, искренне веря, что оный принесет изобретателю славу. Г-н Таруффи являлся опытным гонщиком и, как выяснилось позже, лучше бы им и оставался.

Следуя по пути авторов Bisiluro Damolnar, Таруффи мечтал изобрести удивительную машину с низким коэффициентом лобового сопротивления и «порвать» всех на очередной гонке «24 часа Ле-Мана». Желание достойное и даже понятное. Неясно другое: с чего бы опытному пилоту западать на двойной фюзеляж, зная обо всех проблемах этой конструкции?


Болид Tarf I и ассиметричный тактический разведсамолет Blohm & Voss BV 141 – источники вдохновения для мсье Таруффи. Возможно, без них не было бы и «Серебряной Лисы»…


По крайней мере, у Таруффи был какой-никакой опыт в этом вопросе: в середине 50-х он успешно пилотировал похожие аппараты Tarf I и Tarf II (см. фото выше). Но в этот раз ему была необходима более совершенная конструкция. В качестве основы он взял два раздельных кокпита и соединил их с помощью трубчатых перемычек. Последние, кстати, выполняли функцию антикрыльев и были элементами подвижными: угол их наклона можно было регулировать как в статике, так и во время скоростной атаки болида…

В задней части пассажирского отсека располагался двигатель, взятый от малолитражки Renault. Легкий четырехцилиндровик имел объем всего 956 см³ и мощность в 51 л. с. Но при общем весе авто, не достигавшем и 500 кг, на таком движке было реально развить высокую скорость. Во время тестовых испытаний «катамаран» зафиксировали на отметке в 249 км/ч – цифре, для обычной малолитражки недостижимой!

Воодушевленный Таруффи обратился за помощью в Officina Stampaggio Industriale SpA, или OSI – небольшую итальянскую фирмочку, которой и предложил выпуск своего концепта. Гонщик даже адаптировал его для дорог общего пользования, оборудовав багажник с местом для запасного колеса. В OSI, как ни странно, согласились на выпуск прототипа (видимо, в те времена многие не дружили с головой). Таруффи назвал его Silver Fox.


Девчонки на рекламных постерах неспроста облачились в морскую форму, просто концепт, который они представляют, больше похож на спасательный шлюп, чем на автомобиль


На Туринском автосалоне 1967 года все говорили об OSI Silver Fox, как о перспективном проекте в области автомобилестроения. Многие всерьез ждали от него достойных результатов на заездах Ле-Мана. Стоит ли говорить, что легкий «катамаран» столкнулся с теми же проблемами, что были у Bisiluro Damolnar? Низкая жесткость кузова на изгиб и кручение, уязвимость при боковом ветре, плохая управляемость на прямой и в поворотах, вялый разгон….

Короче говоря, жизнь Silver Fox оказалась недолгой. Когда Таруффи решил выкупить свой болид у обанкротившихся OSI, оказалось, что «Лису» по кусочкам растащили многочисленные кредиторы. Таруффи не удалось собрать другой такой же. Да и был ли смысл? Идея «катамарана на колесах» оказалось не просто утопической, она легко могла пусть своих приверженцев по миру.


В наши дни уцелевший корпус Silver Fox возят по выставкам ретро-каров. А ведь когда-то он участвовал в гонках. И даже доехал до финиша!



Плюсы: Возможность «раскачать» малолитражный движок на 200%.

Минусы: Кроме странной внешности? Все описанное выше. Да, чуть не забыл: еще отсутствие стереосистемы!

«Ботаномобиль» от Toyota

Почти в каждом «параде уродцев» мелькает образчик японского автопрома. Чтобы продолжать эту добрую традицию как можно дольше, приходится прилагать усилия, но оно того стоит, ибо из «коллективной» архивной памяти на белый свет выходит нечто невероятное. Как, например, чудовищный концепт Toyota CX-80 выпуска 1979 года. Благо, что модель появилась лишь на Токийском автосалоне, а ведь могла и на конвейер пойти! Только представьте себе этот ужас. Что это – очередная вариация на тему автомобиля для гиков или реальное представление того, как должны выглядеть современные машины?


Так и вижу тематический рекламный ролик: «Мама, мама, я не хочу садиться за руль Toyota CX-80! Это жуткий концепт!». «Ну что ты, сынок, он не жуткий. Он просто ДРУГОЙ». А потом жуткий хохот за кадром и зловещая музыка…



Компактный городской автомобиль в Toyota делали для кого угодно, но только не для его будущих владельцев (а в том, что такие могли быть, я не сомневаюсь, ведь японцы – одни из самых странных людей на планете). Вот, например, стеклянная полоса на бортах создана специально для уличных извращенцев: пусть мол, все видят, чем там водитель с пассажирами занимаются! А вот эта панель с фарами – как раз для статистов фильма «Робокоп» или «Киборг». На общем фоне как-то теряются слова разработчиков о «переднем приводе и просторной кабине» CX-80.

Плюсы: В случае приобретения себе такого автомобиля многие вещи для меня перестали бы быть актуальны. Я перестал бы опасаться угонщиков и уж точно никогда больше не завел бы себе собаку, ибо механические формы жизни, как правило, очень ревнивы. Не удивлюсь, если концепт Toyota CX-80 знает пять языков и умеет перемещаться во времени… Ну ведь хоть какие-то плюсы у него должны быть!

Минусы: Может, японцы и знают, как сделать недорогую машину с впечатляющими характеристиками, но по части внешней эстетики у них наблюдаются серьезные проблемы.

Gillette – теперь и на колесах

С некоторых пор автомобильные компании выбирают концепт-проекты не только из числа предложенных штатными дизайнерами, но и со стороны, путем проведения различных конкурсов. К чему это может привести, даже представить сложно. Но достаточно взглянуть на проект Egochine B, чтобы понять: вдохновенные энтузиасты – люди опасные. К примеру, финалистом дизайнерского конкурса Peugeot 2010 года стал сеньор Паоло Де Джусти – с виду безобидный молодой человек, в голове которого творится истинный беспредел!


Эскизы и скетчи Egochine B неожиданно хороши, и действительно соответствуют стилистике «ретро-футуризма»…



Нет, его концепт – не бритва на колесах, хотя и выглядит таковой, а «переосмысление концепции ретро-каров вроде Isotta-Fraschini на современный лад» (цитата). Не знаю как вы, а я даже после объяснения вижу в Egochine B бритву на колесах, а его автора – пациентом психиатрической клиники. Удивляет, что многие специалисты из Peugeot действительно считают концепт крутым! По их расхожему мнению, этот «изящный, дорогой спорткар в состоянии пилотировать лишь истинный эгоцентрист, уверенный в себе». Даже не знаю, что на это сказать. Остается лишь надеяться, что Egochine B – просто шутка.


А вот оригинал как-то не очень! При этом его автор решил, что сие «авто» непременно следует оснастить электродвигателем с водородными топливными элементами. Да, это, без сомнений, им обоим пойдет на пользу!



Плюсы: Единственный плюс этого концепта в том, что он так и не вышел на стадию проектирования. Надеюсь, этого никогда не случится.

Минусы: Если бы этот концепт заказала компания Gillette, все встало бы на свои места. Но даже самая изощренная логика рушится при виде бритвы, считающей себя автомобилем, одобренной старейшей французской маркой…

Эпилог

Рыба-меч или рыба-молот – забавный такой пример совмещения несовместимых вещей. Их не так много, но все они выглядят органично, даже естественно. А все потому что мать-природа знает, кому, куда и что прилепить. Человеку подобные эксперименты стоят огромных трудов и удаются редко, а в миру и вовсе приживаются единицы. Тут мало задумать техническую революцию – нужно еще и с особым усердием выбрать источники вдохновения. Тогда, в отличие от наших героев, и самому на готовый результат взглянуть будет не страшно.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
28.03.2016 06:01
Муравьев Константин

Эту статью нельзя назвать правильной, так как, концепт кары - это не серийные автомобили, а только направление дизайна (то-есть берется дизайн с концепт-кара, ломается под реалии современного мира, и получается автомобиль).


28.03.2016 12:19
Феликсандр

Похоже под конец статьи автор потерял чувство объективности. Видимо первые три автомобиля его слишком сильно расстроили. Иначе как объяснить странные придирки к внешности Toyota CX-80 и Egochine B? Возможно CX-80 не блещет особым изяществом, но и уродцем его можно назвать с натяжкой. Вменять CX-80 в вину стеклянную полосу очень опрометчиво - этот элемент дизайна был в те времена в тренде у многих дизайнеров.

Помню как-то высказывание своего приятеля насчет странности некоторых автомобильных концептов. Похоже у некоторых людей отсутствует способность воспринимать искусство форм. Интересно, если бы в мире отсутствовал такой предмет как "бритвенный станок", чем бы еще автор упрекнул концепт Egochine B?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings