Кризис авторынка: идем на дно или уже на дне?

5202 0 5

Сегодня в России работают две государственных программы, направленных на поддержку отечественного автопрома: утилизации автохлама и льготного кредитования. Правда, эксперты рекомендуют тем, кто собирается воспользоваться этими предложениями, поторопиться: выделенных из госбюджета денег хватит, по их мнению, примерно на три месяца (а по наиболее популярным маркам авто квоты уже израсходованы). При этом вряд ли федеральное правительство в условиях жесткого кризиса выделит на эти цели дополнительные средства. Все-таки речь идет о поддержке автопрома, а не автомобилистов. Все эти проблемы отраслевые эксперты обсуждали в Петербурге на круглом столе, организованном агентством «ТТ-Финанс» и редакцией «МК в Питере».

Что с нами было?

Эксперты, собравшиеся в зале «Сайгон» гостиницы Radisson Royal на углу Невского и Владимирского проспектов (аккурат там, где когда-то тусовался знаменитый ленинградский «Сайгон») оптимизма не излучали. Открывший заседание Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов лишь констатировал, что вторичный рынок чуть-чуть оживился, в отличие от первичного.



По его словам, это произошло из-за того, что многие граждане в ходе биржевой паники конца 2014 года вкладывали свои средства в новые автомобили – просто чтобы они не сгорели. И теперь эти практически новые машины (которые владельцам оказались не очень-то и нужны) появились на вторичном рынке. Эксперт сказал несколько добрых слов в адрес тех автодилеров, которые продолжали работать, несмотря на все проблемы с курсом рубля, часто – себе в убыток, но зато смогли сохранить позиции на рынке.

В целом, все присутствующие согласились с такой оценкой текущей ситуации, а Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком», добавила, что ощущения от 2014 и начала 2015 годов у нее «как в фильме ужасов»: такого падения авторынка на ее памяти еще не было. По убеждению эксперта, многие банкиры продолжают перестраховываться за счет клиентов и по-прежнему держат завышенные процентные ставки по кредитам. А в условиях, когда платежи по автокредиту достигают 25 тыс. рублей в месяц, большинство нормальных людей предпочитает взять ипотеку (имеющую сопоставимые текущие платежи) и покататься пока на старой машине.

Действительно, в конце 2014 года банки были вынуждены специально снизить темпы автокредитования, покаялся Андрей Запорожский, директор департамента розничного бизнеса «Балтинвестбанка». Правда, по его словам, у банкиров просто не было другого выхода: Центральный банк поднял ставку рефинансирования и кроме того, никто не брался строить финансовые прогнозы даже на краткосрочную перспективу. В такой ситуации было просто непонятно, под какие проценты выдавать кредиты, и какие-то банки ввели заградительные (то есть, специально завышенные) процентные ставки по кредитам, а кто-то вообще приостановил их выдачу.

Тем не менее, уже в январе 2015 года доля продаж автомобилей по программам автокредитования составила 20%, сейчас она составляет около 35%, а к концу лета прогнозируется на уровне 40%. Положительную роль сыграла при этом государственная программа льготного автокредитования, в том числе она стала своеобразной информационной кампанией для продвижения обычных банковских кредитов, не попадающих в госпрограмму. Андрей Запорожский напомнил, что Центробанк постепенно снижает ставку рефинансирования, и очередное ее снижение ожидается 19 июня.

С одной стороны, банки стали постепенно снижать процентные ставки (сейчас они составляют около 19,5-20% годовых по обычным автокредитам и 13-14% по кредитам с господдержкой). С другой стороны, покупатели, пришедшие в автосалон или банк и выяснившие, что их будущая машина в программу не попадает (например, стоит больше 1 млн рублей), часто брали обычные кредиты, посчитав их вполне подъемными для себя.

Что с нами будет?

Программа утилизации автохлама, запущенная с 15 мая 2015 года, пользуется традиционной популярностью у автомобилистов, считает Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг». По его словам, по состоянию на 1 июня (то есть, всего за полмесяца) по этой программе оформлено 2127 сделок на общую сумму 278 млн рублей. По его оценке, к сентябрю в этой госпрограмме денег уже не будет, а если темпы вырастут – то и раньше. Примерно такой же срок эксперт отводит и на госпрограмму льготного кредитования: ведь государство просто частично выплачивает банкам кредит за клиентов из ограниченных бюджетных средств – и снижение процентной ставки происходит за счет этих дотаций.

В связи этим специалист порекомендовал тем, кто собирается сдать старую «лоханку» в зачет нового авто или взять льготный кредит, не затягивать этот процесс. Тем более, что сейчас многие автопроизводители предоставляют лизинговым компаниям возможность продавать машины с дополнительной скидкой. А это с одновременным применением программ льготного кредитования и утилизации автохлама может в ряде случаев дать общую скидку в размере 35% от стоимости нового автомобиля.

Про лизинг

Интересно, что лизинг для физических лиц, который разрешен в нашей стране уже несколько лет как, до сих пор преподносится как новинка. Еще год назад мы сравнивали кредит и лизинг и не нашли явных преимуществ ни у одной из схем. Интересно узнать, что поменялось за это время…




Подробно об автолизинге для частников рассказал Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «Контрол Лизинг». Напомним, что по лизинговой схеме машина остается в собственности лизинговой компании, автомобилист берет ее в аренду, выплачивая при этом ежемесячные платежи, оплачивая страховку и выполняя ряд дополнительных требований (в частности, имеются ограничения по пробегу и географии использования авто).

По истечении срока выплат машина может перейти в собственность клиента, но большинство предпочитает взять по той же схеме новую машину (у старой как раз истекает гарантия), чтобы не заморачиваться с обслуживанием и последующей продажей автомобиля с пробегом. Именно по такой схеме пользуются машинами 20% американских и 10% европейских автомобилистов. В России же пока доля лизинговых схем в продажах автомобилей не превышает 2,5%. И хотя объем таких сделок вырос в 2014 году на четверть, речь идет о ничтожно малых в масштабах страны величинах. Более того, на пике кризиса лизинговые компании вообще приостановили продажи и решились возобновить их только в марте 2015 года.

Тем не менее, Дмитрий Тимофеев полон оптимизма и предсказывает продажам автомобилей в лизинг быстрый рост даже при общем падении авторынка – за счет кредитования и других финансовых схем. Он напомнил, что еще в 2000 году автокредитование вызывало смех даже у специалистов – банкиров и дилеров. Считалось, что россияне всегда будут покупать подержанные авто из стран Евросоюза, которые гонят частным порядком перегонщики, самостоятельно заниматься растаможкой, ремонтом и разборками на трассе в случае ДТП (с применением грубой физической силы). Однако прошло всего 15 лет и оказалось, что большинству граждан все эти проблемы не нужны, и подавляющее большинство готово заплатить за страховку, новую машину и пользование кредитом – просто чтобы не заниматься решением этих вопросов.

При этом гендиректор лизинговой компании перекинул мячик на сторону поля автодилеров, посетовав, что продавцы по-прежнему предлагают клиентам в первую очередь традиционные банковские кредиты. Впрочем, не со зла: большинство из них и сами не представляют, как работают эти схемы – именно поэтому в автосалонах не могут внятно объяснить клиенту всю финансовую выгоду от использования лизинга.

Впрочем, автодилеры, в свою очередь, сетуют на неподготовленность общества и, разумеется, на СМИ, которые в недостаточной степени разъясняют населению новые финансовые возможности. При этом Игорь Скворцов, руководитель автосалона компании «Элан-Моторс» отметил, что дилерами «любая новая схема приветствуется, так как она позволяет привлечь новую группу клиентов».

Чем наше сердце успокоится?

В последнее время российская экономика постепенно оживляется просто потому, что надо жить и надо на что-то жить, считает Дмитрий Тимофеев. Он прогнозирует, что в третьем квартале 2015 года общество постепенно избавится от депрессии и в качестве примера привел факты набора персонала компаниями, которые ранее провели сокращения.

Его поддержал Игорь Скворцов: по его словам, депрессия была связана с резким ростом цен из-за падения курса рубля: автомобиль, стоивший 700-800 тысяч рублей, подорожал до миллиона, и это не могло не остановить потенциальных покупателей. По его мнению, авторынок оживится сам собой: можно отложить покупку нового автомобиля на 1-2 года, но потом его все равно придется покупать. «Рубль более-менее стабилизировался, и думаю, что дно, которое мы могли достичь – либо мы на нем находимся сейчас, либо уже его прошли», — отметил эксперт.

«Оптимист!» — тут же отреагировала Нонна Шалина. По ее мнению, падение рынка продолжится, поскольку снижение объемов производства – всегда отложенное. И если в первом квартале падение составило 38%, то во втором оно достигнет, скорее всего, 45%. «Мы все еще не представляем глубину этого кризиса, исходя из реальных и не зависящих от нас предпосылок. Падение будет продолжаться до конца года, и в начале следующего года продолжится. Пик падения придется на следующую зиму», отметила Нонна Шалина. При этом эксперт напомнила заседание круглого стола, состоявшееся весной 2014 года, на котором банкиры излучали оптимизм, а она предсказывала жесткий экономический спад – и оказалась права.

Андрей Запорожский в целом также высказал осторожный оптимизм, хотя и оговорился, что в кризис прогнозы строить невозможно в принципе. Тем не менее, он отметил, что в мае объем выданных его банком автокредитов удвоился по отношению к мартовским показателям, хотя и не достиг докризисного уровня. «Рынок автокредитования будет расти. Медленно, но расти», — считает банкир. Сбудутся эти предсказания или же окажутся правы пессимисты, мы с вами увидим уже в ближайшем будущем.


Читайте также:



Поделиться: 0 1 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут?…

14163 1 10
Статьи / История
Синьор Kozel: как и почему в Италии тюнинговали УАЗы

Тюнинг советских автомобилей иностранными импортёрами – явление привычное и закономерное. Ведь чтобы заинтересовать и привлечь избалованного западного покупателя, нужно было "завернуть" доступную по цене машину…

16369 7 2
Новости / Авто и бизнес
Вместо Илона Маска должностей лишаются 4 тысячи сотрудников Tesla

Заседание совета директоров Tesla, прошедшее 5 июня, не принесло в руководящую структуру компании ни одного из тех изменений, которые были рекомендованы сторонними экспертами: все члены совета директоров и Илон Маск…

2547 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

1951 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1461 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

17387 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20074 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14187 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12013 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71460 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15734 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13028 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51700 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9128 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7208 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365544 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246253 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112898 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?