Тест-драйв Lada Kalina с двумя педалями: сравниваем «робот» и «автомат»

Ещё совсем недавно на автомобилях Lada сложно было даже представить себе трансмиссию, отличную от исконной «механики». Сегодня же у нас на тест-драйве две Калины, и обе – с двумя педалями! Сравниваем вазовские машины с АМТ и с «автоматом».

Два универсала Калины – вроде похожие, но такие разные! Одна машина с японской АКП Jatco, в «Люксе» – наследние «комаровских» времён с их «золотым автоматом» в багажнике и вообще «полным фаршем». Она выпущена в конце 2013 года и нашим постоянным читателям уже знакома по «Дневнику оранжевой Калины» под именем Рыжик. А вторая – совсем новая, 2015 года выпуска, с коробкой АМТ и в комплектации «Норма». Она – уже «андерссоновская», из нынешнего дня, когда на заводе оптимизируют всё, от качества сборки до списка поставщиков и состава комплектаций.

Пара мелочей бросается в глаза практически сразу – штатные динамики в Калинах за последние полтора года стали звучать явно лучше, а задние двери теперь открываются с нормальным усилием. Ну а если по-крупному – какая из них всё-таки самая правильная Калина, какая лучше? Для этого мы тут сегодня и собрались.

Если говорить о комплектациях, то такой машины, как наш Рыжик, вы на официальном сайте Lada уже не найдёте: Калины с «автоматом» Jatco теперь предлагаются только в комплектации «Норма», без вариантов. А вот с трансмиссией АМТ – какую хочешь: и «Норма», и «Люкс», и каждую из версий можно доукомплектовать пакетами опций. Хотя совсем недавно было ровно наоборот: вы могли взять машину с АМТ в «Норме», а если хотели «Люкс» и чтобы с двумя педалями, то будьте добры, берите «автомат». Но такие машины в посткризисные времена стали слишком дорогими – на ценнике люксового универсала с японской импортной коробкой красовались цифры 562 700 рублей.


Конечно, и авторынок в целом, и цены на продукцию Lada в частности нынче не те, что год или два назад, и к этому печальному обстоятельству никак не удаётся привыкнуть. Но теперь «немеханическая» Калина в люксовом исполнении стоит дешевле, от 539 000 рублей (в то время, когда пишется этот материал, действует акция, и цена ещё на «десятку» ниже) – с той лишь разницей, что теперь это машина не с японским «автоматом», а с российско-немецкой AMT. Доплатив ещё 20 000, вы получаете пакет опций, в который «переехала» мультимедийная система с семидюймовым тачскрином (раньше она была достоянием «Люкса» по умолчанию), а также входят три электронных помощника в дополнение к ABS, BAS и EBD (антиблокировка, помощь при экстренном торможении, распределение тормозных усилий) – система курсовой устойчивости ESC, противобуксовочная система TCS и, что особенно важно в контексте разговора о трансмиссиях, система помощи при трогании на подъёме HSA.

На нашем тестовом автомобиле белого цвета такой системы не было – эта Калина укомплектована по варианту «Норма». По большому счёту это отличная комплектация, недаром являющаяся самой ходовой – для полного счастья в нашей машине не хватало разве что обогрева лобового стекла, который, впрочем, доступен в списке опций. А вот что до ассистента трогания в горку, то его появление на люксовых Калинах было для нас сюрпризом – мы считали, что это пока прерогатива модели Vesta, и в нашем видеосюжете говорим о HSA на Lada Kalina применительно к «недалёкому будущему». Что и говорить, сюрприз приятный – в нашем тест-драйве машине с АМТ этой функции не хватало, и если Калина с «автоматом» в режиме «драйв» при старте в горку уверенно ползла вперёд, то машина с АМТ беспомощно скатывалась назад. Нельзя сказать, что мы были к этому не готовы – ранее мы знакомились с такой трансмиссией на моделях Priora и Granta, – равно как и нельзя сказать, что мы считаем это серьёзным минусом: в конце концов, это всего лишь вопрос привычки. И в этой самой привычке и кроется ответ на главный вопрос – какая двухпедальная Калина лучше?

Всё зависит от того, с какого именно автомобиля человек пересаживается на машину c АМТ. Если ранее у него была Lada с «механикой», он будет доволен. Он будет кайфовать от самого факта ненужности, простите, дёргания за кочергу (поборники «спортивности» в условиях городских пробок – отдельный случай, который мы не рассматриваем). Его не будет особо раздражать подвывание шестерён (оно чуть меньше в силу оптимизированных автоматикой режимов работы, но никуда не делось), потому что к этому звуку он привык. Он спокойно отнесётся к отсутствию режимов «драйв» и «паркинг». Он понимает, что автомобиль нужно заводить в «нейтрали» и быстро поймёт простой алгоритм старта двигателя. И его не смутит отсутствие «противоотката», ведь ранее он регулярно поддерживал навык трогаться в горку на машине с обычной МКПП, полученный ещё в автошколе. А вот если вы долгое время ездили на машине с классическим «автоматом», все эти моменты – это как раз кто, к чему вам предстоит привыкнуть.

А есть ли момент, который будет одинаково нов и для тех, и для других? Да, есть, и это то, за что новую вазовскую коробку часто ругают многочисленные «обзорщики» – время переключения передач. Действительно, АМТ, как бы ни открещивались от этого термина вазовцы, самый что ни на есть «робот», причем в простом исполнении – не продвинутый и дорогой «преселектив», а обычный, с одним сцеплением. В управление механической коробкой вместо рычага переключения «вживлены» два актуатора (выжима сцепления и перключения передач) и электронный блок, ведающий их работой. Эти компоненты предоставила немецкая фирма ZF, а испытывали трансмиссию совместно с инженерами Porsche, как когда-то давно на ВАЗ-2108. Да что там, обе компании являются давними партнёрами АвтоВАЗа, и продукт у них получился достойный – наконец-то совпали желания инженеров, мнение маркетологов и направления финансовых потоков.

Этот пятиступенчатый «робот» – один из наиболее удачных среди тех, на которых мне приходилось ездить. Он работает деликатнее, чем большинство французских или японских аналогов. Но в силу самого конструктива переключения на нём действительно заметны, и наиболее сильно это проявляется при интенсивных ускорениях. В наших сравнительных заездах мы пришли к выводу, что машинка с «роботом» чуть быстрее точно такой же с «автоматом», но совсем незначительно («по паспорту» – 12,9 с до «сотни» против 13,1), а сам разгон на «автомате» происходит плавнее, и по ощущениям он более приятный. Сам момент переключения в классической АКПП более «размазанный», там есть сглаживающий фактор ввиду работы масла в гидротрансформаторе, а в «роботе» этому фактору просто неоткуда взяться.

Но вот какое дело: в качестве эксперимента мы посадили за руль машины с АМТ девушку. В обычной жизни Наталья ездит на машине с «автоматом» – как раз на том Рыжике, который был у нас на тесте в качестве автомобиля для сравнения. И знаете что? Она заметила многое – и то, что «робот» чуть резче ведёт себя на старте, и то, что он более шумный, и что нет режима «ползущей передачи»… Единственное, что она не заметила, – это моменты переключений. Почему? Всё дело в том, что девушки, как правило, не ускоряются в режиме «газ в пол». Точно так же, как не делает этого и большинство мужчин в 99% возникающих в реальности ситуациях – если только им не надо «протестировать» автомобиль и непременно выявить его минусы. Да-да, если вы ездите на этой коробке так, как ездите обычно, перемещаясь между домом, работой и магазином, вы едва ли будете негодовать по поводу медленных переключений. Поначалу вы можете быть не готовы к особенностям работы коробки в моменты «спуртов» – например, при выезде на нерегулируемое кольцо – но, в конце концов, вы привыкните и к этому.
kolesa_kalina2_bakeevphoto_112015-63.jpg

«Да какого чёрта я должен привыкать к Pentium II, в то время как у всех нормальных людей уже MacBook Pro?!» – всё ещё негодует часть читателей. Но мы-то с вами понимаем, что «автомат» Jatco – совсем не Макбук. Наоборот, если вдруг кто упустил – он медленнее, чем более современная АМТ, просто переключается мягче. Но стоит при этом гораздо дороже – это полностью импортный узел, при установке которого на Lada требуются дополнительная система охлаждения и оригинальные приводы колёс (АМТ – российская на 80%, из оригинальных импортных компонентов только актуаторы и блок управления), и машины с «автоматом», таким образом, дороже аналогично укомплектованных версий с «роботом» на сумму порядка 25 000 рублей. И ведь это только часть проблемы. Главная проблема с АКПП Jatco – это расход топлива. При езде по городу в межсезонье, когда автомобиль регулярно стоит в пробках, буксует и греется, на «автомате» у вас будет получаться от 11,5 до 12,5 литров на сто километров, в зависимости от того, насколько вы аккуратный водитель. А автомобиль с АМТ в тех же условиях расходует около 8,4 – 8,5 литров. На трассе же, если не особо «топтать», он без труда выходит на показатель 5,6 л/100 км.
kolesa_kalina2_bakeevphoto_112015-66.jpg

Однажды, возвращаясь той же дорогой, на которой в ходе теста была получена эта цифра, я сбросил показания и попробовал «топтать» – обгонял всех, кого можно, оттормаживался перед тихоходами, сигналил фарами, снова обгонял (короче, демонстрировал явно девиантное поведение) – и получил на финише… 5,8 л/100 км. Цифры, которые абсолютно недостижимы для владельца Калины с японским «автоматом». С ним Калина съедает порядка 8,5 литров АИ-95 на каждую «сотню» пути. В качестве заметок на полях стоит указать, что разницы по стоимости ТО (по крайней мере, в первые три заезда к сервисменам) между машинами с разной трансмиссией нет никакой, зато она есть между 8- и 16-клапанными моторами. ТО-1, ТО-2 и ТО-3 на 8-клапаннике стоит, соответственно, 1 300, 5 800 и 6 600 рублей, в то время как на 16-клапаннике ТО-1 отсутствует (регулировка клапанов не нужна), ТО-2 вытягивает на 5 500, а ТО-3 — на 6 400 рублей. Цены взяты по максимуму, с расходниками и дорогим маслом. Таким образом, 16-клапанные моторы чуть дешевле в плане обслуживания. Ах, да – в ходе нашего теста мы забыли провести ещё одно упражнение – торможение двигателем. Жаль, что забыли, но само торможение попробовали на обеих машинах, и сказать есть о чем. Бог с ними, с затяжными спусками, для которых у Jatco есть фиксированные 2 и 1 передачи. А как быть на подъездах к обледеневшим и разъезженным до состояния катка перекрёсткам? Актуальная проблема, не так ли?


Попадать в фиксированные передачи на «автомате» в этой ситуации – то ещё удовольствие, да и включает он их с такой задержкой, что вы уже потеряли надежду, нажали на тормоз и остановились в миллиметрах от заднего бампера Porsche Cayenne Turbo, во имя абээски, ебэдэшки и святой хаккапелиитты, аминь. На «роботе» AMT всё проще – перевёл рычаг в «мануал», качнул его пару раз назад, и вместо четвёртой едешь уже на второй, причем на «механике» ты едва ли сделал бы это значительно быстрее. Только что мы потеряли последнюю блондинку, читавшую этот материал, – стоило прекратить этот старческий маразм на тему торможения двигателем чуть раньше. Две педали, ABS, шипы максимальной зубастости – вот и весь расклад, дедушка, иди спать. Ну и ладно, гладких вам дорог, как говорится. Интересно, кстати, что страховщики думают иначе, и по простоте управления оценивают вазовский "робот" хуже, чем "автомат": по данным РСА (Российский союз автостраховщиков) ОСАГО для молодого водителя на машине с АМТ составляет в среднем 9636,97 р., в то время как с АКПП — всего 8833,73 р. По мере "взросления" водителя и увеличения стажа страховочная разница между двумя типами трансмисии уменьшается — для водителей старше 22 лет и со стажем больше 3 лет взносы за ОСАГО составляют, соответсвенно 5353,92 и 4907,76. Но разница всё равно остаётся — то есть страховщики уверены, что даже у опытного водителя на машине с АМТ больше шансов совершить фатальную ошибку!
kolesa_kalina2_bakeevphoto_112015-1.jpg


Но готовы ли люди на самом деле переплачивать за Калины с японским «автоматом», да ещё весь срок эксплуатации переплачивать за бензин? В нынешних экономических реалиях – не готовы. Это подтверждает наш опрос в материале о «роботизированной» Гранте, где своё мнение высказали более 5 000 человек. Почти 58% предпочли коробку АМТ, а «автомат» захотели менее 20%, остальные же остановились на МКПП или выбрали вариант «я так и не понял, в чем разница». Об этом же говорит и представленная в этом материале инфографика – в 2015 году автомобилей Lada Kalina в кузове универсал с АКПП было продано гораздо меньше, чем годом ранее.
amt.png

Инфографика подготовлена по данным аналитического агентства "АВТОСТАТ"



И этому же свидетельствует нынешний список комплектаций Калины: АМТ предлагается в четырёх вариантах, а Jatco – только в одном, в исполнении «Норма». Кстати, АКПП доступна и на Гранте – после старта продаж автомобилей с АМТ «автомат» у Гранты забрали вовсе, но потом вернули, однако тоже только в одну комплектацию «Норма». А ещё в конце 2014 – начале 2015 года была выпущена пробная партия Lada Kalina с «автоматом», но в сочетании с базовым 87-сильным 8-клапанником – такую версию вазовцы предложили вслед за партнёрами по альянсу, комплектующими такими агрегатами модели Datsun, соплатформенные с Lada. Эксперимент не удался, и сейчас такая версия тоже исчезла с официального сайта Lada, дилеры распродают последние экземпляры. Тенденция такова, что на Datsun в ближайшем будущем по-прежнему будет ставиться АКПП Jatco (очевидно, что эта коробка обходится компании Nissan гораздо дешевле, чем АвтоВАЗу), а на Lada может остаться только АМТ. Конкуренция между «родственниками» обостряется?

Инфографика подготовлена по данным аналитического агентства "АВТОСТАТ"



Обо всём этом мы узнали не сегодня, как и не является новостью тот факт, что на Lada Vesta и Lada Xray «классических автоматов» не предвидится, только адаптированная под эти модели АМТ, к которой впоследствии, может быть, добавится ниссановский вариатор. Касательно АМТ, если судить по последним публикациям в корпоративном издании АвтоВАЗа «Волжский автостроитель», над этой коробкой продолжается плотная работа – над калибровками, некими «новыми функциями»… Так станет ли «робот» на Lada полноценной заменой «автомату»? Нет, не станет, какие новые функции на него не навесь, – просто в силу его природы. Это просто другая коробка, со своими плюсами и минусами, и она нынешней «оптимизированной» Ладе подходит куда больше дорогой и прожорливой японской АКПП. И всё-таки немного жаль, что топовых Lada Kalina с такими коробками в модельном ряду Lada больше нет, и что «породистый» характер динамики в сочетании с люксовыми опциями оказался нынешнему потребителю Lada не по карману.
29.png

Инфографика подготовлена по данным аналитического агентства "АВТОСТАТ"


Андрей.jpg
Андрей Чепелев выпускающий редактор Kolesa.ru
Коллега Иннокентий разложил все по полочкам, и мне остается добавить лишь немного. Четырехступенчатый «автомат» Jatco JF414E – вещь надежная, не поспоришь. И кстати, ошибаются те, кто называет его «проверенным годами», «архаичным» и чуть ли не списанным со старых праворульных Тойот 90-х годов. Неправда ни то, ни другое, ни третье. Эту коробку Jatco разработал непосредственно перед внедрением на модели Lada, и помимо Калины, Гранты и ВАЗовской Nissan Almera он стоит лишь на нескольких достаточно современных моделях Nissan для внутреннего японского рынка. Но это так, для восстановления справедливости. Здесь мы разбираем отличия «робота» и «автомата». Так вот, по статистике мастеров по АКПП, коробка действительно удачная с точки зрения ресурса. Но в обслуживании машина с «автоматом» будет дороже! Хотя бы потому что на автоматической коробке нужно раз в 80-100 тысяч километров менять масло со снятием поддона и чисткой магнитов от стружки. А тысячах на 200 придется, скорее всего, провести капремонт с заменой как минимум фрикционов, сальников и прокладок, а скорее всего – еще и с ремонтом гидротрансформатора. Замена масла потянет, вероятно, тысяч на 15-20, а капремонт – на все 40. У АМТ, судя по всему, вполне надежный блок управления (массовых отказов не наблюдается), а значит обслуживание будет сводиться к периодической замене сцепления. Конечно, сегодняшних покупателей вопросы обслуживания коробки через какие-то там 100 или тем более 200 тысяч километров вряд ли беспокоят… Да и 40 тысяч – деньги, в общем-то, не космические. Но еще один грузик на весах в пользу АМТ, как ни крути, – более низкие затраты на содержание.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
14 комментариев
30.11.2015 20:46
Антон Цепилов

Хороший обзор, надо как-нибудь попробовать покататься на "роботе". Калина на "автомате" - очень приятная машинка, переключения скоростей мяяягонькие, и действительно нет характерного "вазовского" подвывания шестерён. С другой стороны, когда оттормаживаешься по свежему ледочку на старой доброй "кочерге", сильно задумывашься - а оно вообще надо, роботы - автоматы эти? Кто не выезжал из дворовой ледяной колеи враскачку "газ-сцепление-газ-сцепление"? Ведь ни на роботе, ни на автомате так уже не прокатит...


30.11.2015 22:32
Юрий

Именно так говорят те, кто в жизни на машине с автоматом ни разу не ездил) А зачем оно надо, а расход высокий, и тд и тп)Я вот 9 лет ездил на машинах с ручкой, теперь второй год на автомате, не могу нарадоваться) комфорт и удовольствие) Для обгона - тапку в пол, кик-даун с пятой на вторую и полетели, особенно в пробках устаешь в разы меньше чем с механикой, знай себе газ нажал-отпустил)А все эти ваши торможения двигателем - по мне лучше шипованная резина, ABS и ESP - и все ок)

2

01.12.2015 18:53

А ведь на роботе можно враскачку :) Представители Автоваза говорили о таком.

1

02.12.2015 11:20
автолюбитель

До 3 км/час на АМТ можно переключать вперед-назад без нажатия на тормоз. Это и есть режим "раскачки".

1

30.11.2015 21:22
ДимСаныч

Великолепный обзор! Спасибо!


30.11.2015 22:23
Юрий

"А вот если вы долгое время ездили на машине с классическим «автоматом», все эти моменты – это как раз кто, к чему вам предстоит привыкнуть."Ребята, вы серьезно? На какой машине с автоматом надо долго ездить, чтобы потом захотелось сесть на Калину ???Да даже владельцы 10-летних праворуких "японцев" в жизни не пересядут на Калины, что уж про других говорить...А еще опечатка - "В управление механической коробкой вместо рычага переключения «вживлены» два актуатора (выжима сцепления и перключения передач)"ПЕРКЛЮЧЕНИЕ передач, это очень по-вазовски, да.


02.12.2015 01:38
Константин Кирсанов

Владею Грантой на автомате второй год. Хочу сказать про расход топлива. 8,5 - 8,9 по городу. Трасса 7 - 7,5. И я не всегда соблюдаю скоростной режим. Либо у меня бортовик что-то недоговаривает, либо у Вас Калина слишком много ест.

3

02.12.2015 01:43
Константин Кирсанов

И такой момент, как реализация рычага на АМТ (его внешний вид на Калине и Гранте), лично для меня являются отталкивающим фактором. Лучше на механике взять машину, чем с этим ...

3

05.12.2015 20:35
Илья Пантелеев

Во. У меня друг также думает. А я вот только АМТ себе в будущем и хочу. Ни автомата не механики мне вот уже и не нужно. Объясню. АМТ хорош для неспешной езды по городу и загороду в качестве экономии топлива и свободы рук от манипуляции рычагом. Но если нужно кого-то обогнать на трассе, просто переходим в ручной режим, и скидываем передачи до 3-й, обгоняем, и снова включаем робота режим авто. Нужно в городе подрайвить - включаем ручной режим и едем как хотим, хоть всю дорогу на отсечке двигателя. Рычаг как джойстик и заведомо нет нечёткости переключения или длинных ходов рычага, нет войны с синхронизаторами, как это есть сейчас у меня на МКПП. Для меня это оптимальное решение т.к. люблю экономить, но также бывает желание поорудовать переключением передач лично, а АМТ это позволяет.

4

09.12.2015 12:03
Виталий Фоменко

Ну зачем сразу вспоминать про дешевый старый вазовский 4АТ?!!! Все современные автомобили, даже китайские, имеют давно 6АТ (а дорогие 7 и 8АТ. Это дает существенную экономию топлива, сопоставимую с МТ, и максимальную мягкость интенсивного разгона. DSG, кстати, на мощные двигатели обычно не ставят - АТ надежней и выносливей. Для выбора нормальной коробки передач нужно сделать одно - не покупать технологически устаревшие Жигули. Робот на них только из экономии - он очень простой и дешевый. АТ надежней и долговечней - они вообще не обслуживаются обычно, а если и обслуживаются, то только один раз - на 60 т.км. замена ATF (масла). Все. Никаких тебе дисков, выжимных, сцепления, синхронизаторов. Просто езди и получай удовольствие от 150 т.км. до 300 т.км. в зависимости от предусмотренного производителем срока эксплуатации. Ломаются автоматы крайне редко, а ремонт обойдется не дороже эксплуатационных расходом на механику за весь срок эксплуатации - от 20 до 50 т.р. (Ленд Ровер).

3

17.01.2016 20:11
Илья Пантелеев

Потому, что покупая продукцию ВАЗа можно рассчитывать только на 4АТ, 5-ти ступенчатую АМТ, и 5-ти ступенчатую МКПП. Если, как вы говорите, выбирать 6-ти и более ступенчатые автоматы - это нужно покупать другие авто и за другие деньги.

3

12.07.2016 09:44
Павел

Зачем таким, как вы садиться за руль? Я когда читал, думал, что девушка пишет! Если у вас война с синхронизаторами, то вам нужно передвигаться исключительно на общественном транспорте. поскольку человек, не способный освоить азы управления легковым авто, априори не сможет адекватно воспринимать постоянно меняющуюся обстановку на дороге и декватно реагировать на эти изменения. Из-за таких ездунов и скапливаются пробки, происходит куча мелких дтп, тошнотики в левом ряду и пр. Не позорьтесь и пересаживайтесь на общественный транспорт - это нисколько не постыдно в отличие от поведения за рулем, сравнимым с поведением не самой умной блондинки


22.12.2015 08:50
Алексей Поторочин

У меня гранта АМТ 2015гВ ноябре наступили морозы -15-20 градусов. Появилась такая проблема, когда машина постоит около 10 часов:Заводится хорошо, я обычно грею двигатель до 40 по БК и еду. Теперь пытаюсь ехать, нажимаю педаль тормоза, перевожу рычаг в режим "A", либо "R" либо "М" — нажимаю педаль газа — и машина НЕ ЕДЕТ. Реакции на педаль газа — НЕТ. Причем в режиме "N" — реакция есть, обороты растут по нажатию. Могу сделать вывод, что педаль газа рабочая, дело не в ней.Чек не горит, шестеренка не горит. Каких-либо странных звуков, запахов — нет.Далее машина греется примерно до 50 по БК и волшебным образом реакция на нажатие педали газа появляется. Далее машина едет без проблем.Причем, когда морозы были теплее чем -15 градусов, такой проблемы не было вообще. Можно было хоть сразу ехать. Теперь приходиться греть машину около 15 минут до примерно 50 градусов по БК.Дилер - у кого покупал- говорит, что это особенность коробки АМТ - надо греть. И ещё дал странный совет греть педаль газа путем направления воздушных потоков печки в ноги. Я считаю, что это неисправность, и что коробка АМТ прогрева не требует. В инструкции ничего не сказано про прогрев коробки и педали газа.Уважаемые журналисты! Поднимите эту тему пожалуйста, уже у нескольких людей такая проблема, как узнать официальный комментарий АВТОВАЗа на эту проблему?Почему если это особенность, ничего не сказано о ней в руководстве.

2

01.12.2015 14:03
Дмитрий Аверкин

Какой материал, однако :) Слог, фото, инфографика — чтиво, просящееся в закладки.

И поддерживаю посыл: возвращаться иногда к тест-драйву давно освоенных машин. Оценить работу над ошибками всегда уместно — глядишь, поменьше будет "пуканоментариев" (© Эд Молотов) от десятилетие назад застрявших в танке...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings