Метель в сердце: как наша Lada Vesta прошла 6 000 километров по зимнему Казахстану

Если вы решите поехать в декабре через добрую (хотя как сказать) половину Казахстана, вам понадобятся, как минимум, пара запасных колёс, домкрат, насос, аптечка, термос, много тёплых вещей, а ещё нужно будет отключить функцию «благоразумие» в настройках мозга.

 

Или же должна быть какая-то серьёзная причина, чтобы пойти на это. У нас причина была: на заводе «Азия Авто» запускали сборку моделей Lada Vesta, Xray, Largus и Granta Liftback, и коллеги по цеху наверняка в очередной раз поинтересуются у редакции Kolesa.ru, не жмёт ли нам корона короля Джулиана, но мы оказались единственными журналистами из России, которые попали на это мероприятие.

В этом году мы уже мотались на Весте из Тольятти в Усть-Каменогорск, дело было в конце февраля. В той поездке, особенно по пути туда, мы долго двигались по территории России, пересёкши границу с Казахстаном в районе Троицка. Все формальности, связанные с пересечением границы, ныне остались в силе, так что можете перечитать тот наш материал. А вот само место пересечения в этот раз мы выбрали совершенно иное – и оказались на территории Казахстана уже через триста с небольшим километров, в Уральске.

2

Далее наш маршрут пролегал через Актобе, Рудный, Затобольск, Сарыколь, Кокшетау, Щучинск, Ерейментау, Экибастуз… я не собирался выругаться, а просто хотел подчеркнуть, что въехав в Казахстан на западе, мы двинули на север, и обходя Астану во избежание возможного трафика, углубились в восточную часть – Павлодар, Семей и, наконец, Усть-Каменогорск. Хотя опасаться нам стоило не пробок в мегаполисе – кажется, это вообще последняя вещь, которой стоит опасаться в Казахстане, где каждая встреченная на трассе фура воспринимается как оплот цивилизации, – а превратностей маршрута и того, как штатный навигатор Весты по прозвищу Олег этот маршрут интерпретирует.

2

Ок, давайте просто признаем, что этот момент настал, и скажем: Олег, мы ненавидим тебя. Вообще, Олеги, как правило, милые люди, но ты – не человек. Ты уж прости за прямоту, просто конченый урод.

Мы, конечно, тоже хороши – не учли, что при перепрошивке, которую мы учинили недавно, настройки маршрута переключились на «самый короткий путь» – в результате чего мы в какой-то момент оказались в ночной степи, и в свете фар перед нами лиса ела зайца. Но это никак не объясняет того факта, что Олег предлагал нам заехать в каждую – в каждую! – глухую деревню по пути нашего следования. Тоже, видимо, скучая по цивилизации в бескрайних казахстанских степях.

3

Вероятно, именно это обстоятельство способствовало тому, что в районе Хромтау мы попали на какой-то карьер (дело, опять-таки, было ночью, но за сутки до лисы с зайцем) и угодили на дорогу, засыпанную чем-то вроде выработки с этого карьера. Ездят там только КрАЗы, Уралы и AT-AT из «Звёздных войн», так что наша Веста моментально пропорола свою низкопрофильную покрышку – спереди слева отвратительно-жёстко застучало.

4

Кое-как выбравшись обратно на М-36 на летней запаске, мы заночевали в отеле, решив, что утро вечера мудренее. «В номере немного прохладно – ветер в эту сторону», – сказала нам администратор, как будто намекая, что недавней прохлады в «минус десять» и шквального ветра, выдувавшего из нас ледяные сопли при замене колеса, нам недостаточно. Мы всё же рискнули снять на ночь пуховики, о чем жестоко пожалели в пять утра.

3

Чтобы закончить с глюками навигации, отметим, что езда по деревням – не единственный номер, которым радовал Олег нас, своих ярых поклонников. Кроме того, он может внезапно «накинуть» километраж до конечной точки – при прохождении половины маршрута он внезапно пересчитывает количество километров на исходное (то, которое было на старте), да так на нём и зависает. Ну а сам мультимедийный комплекс порою, ничтоже сумняшеся, начинает самостоятельно перезагружаться несколько раз кряду.

Всё это очень радовало нас в дороге и позволило освоить те этажи русского мата, кои доселе считались нами несуществующими.

Когда в термосе заварился кофе и немного растопил наши обледеневшие тушки, мы принялись искать шиномонтажку, но все они, как назло, открывались только в 8:00. Наконец мы обнаружили казахских мужчин, которые в небольшом кирпичном строении настойчиво, раз за разом, поджигали и взрывали колесо от фуры. Поняв, что это и есть шиномонтаж, мы приобрели у них покрышку, которая нам почти подходила – а по их уверениям, подходила чуть более, чем полностью – 205/55 R16 вместо 195/55 R16. Вариантов ремонта «родной» покрышки, пробитой с боковины как будто бы из «Магнума», парни предложить не смогли – у них не оказалось камеры, которой стоило бы «подстраховать» вулканизационный грибок. Воткнув видавшую виды Hakkapeliitta5 назад на левую же сторону, мы двинулись дальше.

К слову, те покрышки, которые стоят сейчас на нашей Весте – Nokian Nordman, – в этой поездке справлялись со своими функциями посредственно. Мы уже не раз говорили, что они не слишком нас устраивают – хотя бы потому, что с завидной регулярностью и каким-то звериным энтузиазмом теряют шипы. Тормозить они отказываются и на льду, и на сочетании его с асфальтом, и на сухом асфальте, и на снежной каше в оттепель, и на укатанном снегу в мороз. В казахстанской командировке мы попробовали все эти типы покрытий. И представляете, поняли одну вещь: не надо соваться в зимний Казахстан на плохой низкопрофильной резине и с единственной летней (летней, Карл!) запаской. Впрочем, на одном пробитом колесе эта тема не была исчерпанной.

4

К вечеру того же дня, уже слегка накатавшись по издолбленным дорогам, покрытым красивой ледяной коростой, мы снова потеряли левое переднее колесо – за рулём, кстати, снова находился незадачливый автор этих строк. На сей раз обошлось без пореза – колесо просто медленно спускало (как выяснится позже, кончился вентиль, он же «сосок»), и нас бы выручил насос, позволив на периодической подкачке протянуть до очередного шиномонтажа, но насоса у нас, матёрых путешественников, конечно же, не было. Обмёрзшие пальцы вновь непринуждённо обхватили «баллонник» и весело завертели рукоятку домкрата. Со степи, погоняемая свистом ветра, накатывала ночь. Спереди слева у Весты снова оказалось «лето», и мы отправились на поиски доброго человека, который помог бы нам.

Мир в очередной раз оказался не без добрых людей. Мы спросили у охранника на заправке – и он сказал, что есть такой Дед, который единственный, кто во всей округе может починить колесо ночью. Мы немного потолкались по тёмным дворам очередного посёлка, послушали сонные ругательства разбуженных нами жителей и нашли-таки правильную шиномонтажку – с крупными надписями «У Деда», «круглосуточно» и номером телефона. Дед приехал через пятнадцать минут и починил нам оба колеса. У Деда четверо сыновей, младшему 25 лет. Все они разъехались по Казахстану, работают в разных областях и занимают хорошие должности. «Как назло, все умные выросли – были бы глупые, на этой шиномонтажке работали бы, а так мне приходится», – со смехом говорит Дед. Дай ему Бог здоровья. И поменьше ночных клиентов.

Мы были без преувеличения счастливы. Остаток ночи мы провели в степи, любуясь на зверей, занятых поеданием друг друга, пересекая едва различимые в темноте броды замёрзших рек, а потом немного увлеклись сафари – нашему краш-тестеру – фотографу Владимиру – показалось, что глупо упускать возможность мчаться в кромешную казахстанскую неизвестность на автомобиле за обезумевшем от света фар зайцем.

Едва ли кто-то из нас помнит, как мы снова оказались на трассе, но в наступившем третьем дне нашего путешествия мы действительно продолжали катить по дороге, проезжали редкие деревушки, что-то ели в придорожных кафешках… Весь этот день, в отличие от предыдущих, со светло-голубого, как казахстанский флаг, неба нам светило солнце, но буквально за несколько десятков километров до финиша на трассу опустился ледяной туман. Он – как обычный туман, только ещё красиво искрится в свете. Под вечер, укрытые этим неземным сиянием, мы вкатились в Усть-Каменогорск.

Мы провели здесь великолепные два дня – посмотрели на запуск четырёх моделей Lada на «Азия Авто», сравнили Весты ижевской и казахстанской сборки (этот материал готовится к публикации), познакомились с нашими казахстанскими коллегами, поели человеческой еды и поспали на человеческих кроватях. Едва ли можно было ждать от жизни чего-либо ещё. Разве что столь же весёлой обратной дороги.

На удивление, обратный путь показался нам простым. Причин тому, наверное, несколько. Во-первых, это был именно сравнительно простой путь – как минимум, мы не потеряли ни одного колеса и ни разу не заблудились. Во-вторых, сам выбранный маршрут оказался более удобным, цивилизованным, с более адекватными дорогами: через Астану, на Петропавловск, и дальше уже в Россию, на Курган, Челябинск и Уфу. Ну а в-третьих, как писал Илья Стогов, дорога имеет смысл, если это дорога домой. К тому же, нас радовали открывающиеся из окна виды – например, в Астане, спросив про красивые места у парня на белом Мерседесе, мы получили полноценное сопровождение и устроили нашей Весте отличную ночную фотосессию.

А вот на выезде из столицы встряли аж на четыре часа – дорогу на Петропавловск на ночь перекрыли из-за метели. В такую погоду, какая застала нас на обратном пути, трассу в тёмное время суток всегда закрывают, потому что днём ты видишь перед собой только летящий снег, но днём хотя бы светло, и если ты влетишь в ограждение, тебя, возможно, тоже будет видно. Ночью же не видно вообще ничего, если только после аварии машина не вспыхивает и не выгорает на шквальном ветре дотла, как микроавтобус, остов которого попался нам утром. Случилось это, кстати, на платном участке трассы, за который вы отдадите 250 тенге (50 рублей), и охранник в придорожной кафешке, которую каким-то чудом не занесло по самую крышу, рассказал, что каждую неделю здесь происходит по несколько тяжёлых аварий.

Плата за проезд очень адекватная, потому что тут нет освещения (видимо, как бы нет смысла освещать сплошной поток снега), зато изредка попадаются туалеты и беседки, где, вероятно, нужно пристёгиваться к лавке стропами, чтобы не унесло в степь. Мы двигались чертовски медленно – хотя нам впервые за всё путешествие попался ровный асфальт, он был испещрён коварными перемётами, иногда глубиной в полколеса. Но вот дорога окончательно свернула на Петропавловск, снежные тучи внезапно разбежались, вышло солнце.

И когда мы пересекли границу, мы понимали, что нам предстояли ещё около 1 300 километров по уфимской трассе, которая так же, как трассы северного Казахстана, славится своими метелями, но мы наслаждались тем, что на дорогах окончательно воцарился асфальт (хоть какого-то качества), тем, что на заправках продают еду, тем, что в телефоне появился Интернет по нормальной цене. Нам стало настолько спокойно, что уже в пути мы смогли подвести некие промежуточные итоги.

18

Во-первых, смесь FuelEXx Gazoline из линейки RVS-Master, призванная обеспечивать полное сгорание топлива при любом его качестве, не помогла снизить его расход (при остановках, включая многочасовые, мы почти никогда не глушили двигатель), но на динамике точно сказалась – машина стала чуть более приемистой. Это при том, что заправляться нам действительно приходилось где попало.

Во-вторых, диски LS, которые мы поставили осенью взамен штатного «литья», показали себя в лучшем виде – при тяжелейших условиях эксплуатации они выдержали всё. Повреждение только одно – заметная щербина осталась в месте бокового пореза на убойной дороге карьера.

7

В-третьих, на морозах у Весты капитально обмерзают задние стёкла, прямо-таки покрываются коркой. Впрочем, это мы поняли ещё по прошлому нашему путешествию в Казахстан.

1

В-четвёртых, вы способны открыть в себе что-то новое, если с хорошей компанией отправитесь в далёкий путь. Спасибо за это путешествие Виталию Архирееву и Владимиру Миро. Мы – команда.

И знаете, нам очень понравилось в Казахстане. Здесь невероятно красивое небо и непривычно отзывчивые люди. Это огромная страна, в которой полно интересных мест, но о них мы пока знаем только по рассказам. Обещаем разобраться с этим – в свойственной нам манере. Следите за публикациями.

Следите за нашим проектом на странице <strong><a href="https://www.kolesa.ru/tag/ladavesta100">«Лада Веста 100»</a></strong>, а также в соцсетях по хэштегу #ладавеста100.

23

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
5 комментариев
22.12.2016 14:36
А. Б.

Герои!

7

23.12.2016 13:14
Ivan Semenov

Давайте в Салехард сгоняйте. :-)

5

23.12.2016 14:45
Борис Игнашин

Каждый раз поражаюсь, как вы умудряетесь калечить колеса. Надо просто смотреть на дорогу и адекватно выбирать скорость. Подвеска все прощает. Ну еще можно колеса накачать получше, благо очень холодно и они не прогреваются


25.12.2016 02:31
Lima-Sierra@ya.ru

Молодцы!

Но это... может, на фиг уже этого Олега и попробовать внешний навигатор? В городе обычного смартфона с яндексом за глаза и за уши, в степи не проверял )

2

12.01.2017 17:29
Вячеслав Леонидов

У нокиан и нордман похоже слабовата боковина для наших дорог. Отчим тоже умудрился пробить. Бриджи и Kama по прочности боковины вроде всегда были в лидерах. На уродливых R15 тоже мало кто хочет ездить.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы