Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada

Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.

Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин. Мы намеренно обошли (за небольшим исключением) тему тизеров, скетчей и концептов, потому что этому стоит посвятить отдельный материал. Указанный в скобках год – это дата, когда была представлена серийная версия автомобиля.

Mercedes-Benz A-Class (1998)

Первый большой успех пришёл к Маттину в 1997, когда авторитетный журнал «Autocar» назвал его «Дизайнером года» за разработку облика Mercedes-Benz A-Class. На тот момент Маттину было всего 33 года. За его плечами были: оконченный в 1987 году Университет Ковентри по специальности «промышленный дизайн» (на последнем курсе он умудрился выиграть конкурс Королевского общества дизайна Великобритании), приглашение от концерна Daimler в том же 1987 и вступление в должность дизайнера в Mercedes-Benz. А также повышение до старшего дизайнера в 1990 и до дизайн-менеджера в 1993.

autowp.ru_mercedes-benz_a190_6.jpg

Mercedes-Benz A-Class (1998)


Это был поистине крутой взлёт, и даже пресловутый «лосиный» тест, печальным популяризатором которого стал A-Class, не бросил тени на талант британца – к дизайну-то не было никаких вопросов. Наоборот, первое поколение A-Class, во многом благодаря своей невероятной внешности, размерам и пропорциям, не только стало революцией внутри бренда, но и, по сути, ввело в обиход понятие «люксовый компакт-кар». Проблемы с устойчивостью машины при резких манёврах в Mercedes-Benz постарались устранить оперативно. А Маттин в 2000 году был повышен в должности до старшего дизайн-менеджера.

Mercedes-Benz SL-Class (2001)

Надо сказать, что к своим обязанностям в новой должности Маттин приступил не в самые лёгкие времена – репутация марки в период «миллениума» упала ниже, чем когда-либо. Один инновационный A-Class (да ещё с изначально подмоченной «лосями» репутацией) не мог тянуть вперёд имидж марки, нужны были другие новые модели, существенно освежающие взгляд на «старомодный» Mercedes-Benz. Одна из главных ставок была сделана на пятое поколение крупного родстера SL.


mercedes-benz_sl_350_7.jpeg

На фото: Mercedes-Benz SL (2001)



Маттин не подвёл. Он пошёл на важный шаг – обыграл в «монолитном» облике «Эс-Эля» тему сдвоенных круглых фар, являвшуюся одной из фишек тогдашнего фирменного стиля Mercedes-Benz. Да, после рестайлинга в 2006 SL лишился двойных «глаз», но своё дело они сделали – взбудоражили критиков, пробудили интерес общественности и, в конце концов, способствовали продажам машины. Особенно популярной стала топ-версия SL 55 AMG, которая ныне претендует на попадание в разряд бессмертной классики.

Maybach 57/62 (2002)

Практически одновременно с работой над малышом A-Class и родстером SL Маттину пришлось принимать ещё один серьёзный вызов. Серьёзным он был не только потому, что задача совершенно не коррелировала с остальными работами в творческом плане (как дизайнеру удаётся «переключать мозги» между столь разными проектами?!), а ещё и потому, что требовалось ни много ни мало вдохнуть жизнь в легенду германского автопрома, марку Maybach, которой концерн Daimler владеет с 1960 года. Первая попытка представить, как должен выглядеть преемник величественного Maybach Zeppelin, была предпринята в 1997 году, когда в Токио показали концепт нового Maybach.


maybach_57_1.jpeg

На фото: Maybach 57 (2002)



В 2002 появились серийный Maybach 57 и его удлинённый собрат Maybach 62; позднее у обеих моделей были топ-версии с литерой «S» в индексе… Те «Майбахи» получились в высшей степени шикарными и технологичными, но слишком дорогими, слишком претенциозными и слишком затратными для компании – в 2011 году Дитрих Цетше, глава Daimler, объявил о прекращении существования марки. Но эти машины в своё время вдохнули жизнь в обновлённый S-Class, автором дизайна которого тоже был Стив Маттин. А кроме того, позволили последнему как следует «набить руку» на серьёзных проектах и отточить стиль.

Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)

У марки Mercedes-Benz хватает и собственных легенд, и одна из них – SLR. А точнее – 300SLR образца 1955 года, который считался дорожной версией знаменитого 300SL Gullwing, «крыла чайки». Что ж, перерождение машины, предполагавшее совместное производство с McLaren Automotive, более чем удалось, и далеко не в последней степени это относится к дизайну. Стив Маттин вложил в этот автомобиль часть души – а иначе, наверное, и быть не могло. Автомобиль умышленно попал на стык классов, ровно посередине между суперкарами и «гран туризмо», что и сделало его столь притягательным.


autowp.ru_mercedes-benz_slr_mclaren_40.jpg

На фото: Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)



Алюминиевая рама, карбоновый кузов, задний привод, расположенный спереди 626-сильный мотор. И 3,7 секунд до «сотни», ввиду чего автомобиль позиционировался как самый скоростной автомобиль с автоматической коробкой передач… Прибавьте сюда нереально крутой облик, в котором сплелись традиции и новаторский дух двух величайших автоспортивных брендов. И ведь эта машина тоже стала легендой, иконой, уникумом – после остановки производства SLR McLaren в 2009 году дороги немцев и англичан в разработке подобных машин вновь разошлись. Эта машина так и осталась единственной. Но карьера Стива Маттина продолжала набирать обороты.

Mercedes-Benz SLK-Class (2004)

Можно предположить, что после SLR McLAren Маттину над редизайном маленького родстера SLK работалось проще. С другой стороны, «изначальный» SLK был столь харизматичен и популярен, что риск навредить был чрезвычайно велик. Стив снова всё сделал правильно (хотя это нам сейчас легко говорить, а тогда кто знал, как правильно?). Он крайне аккуратно привил компактному родстеру «гены» монструозно-прекрасного SLR McLaren. При этом очаровательная харизма первого поколения вместе с основными пропорциями спорткара осталась на месте! Бинго!


mercedes-benz_slk_200_kompressor_9.jpeg

На фото: Mercedes-Benz SLK (2004)



Всё это вкупе с обновлённым механизмом складывания крыши, который стал компактнее и быстрее, сделали рестайлинговый Mercedes-Benz SLK просто бомбой. Маленькой притягательной двухместной бомбой. Внешность этой машины производит такое впечатление, как будто не устареет никогда. Маттин любит повторять придуманное им же выражение: «Не стоит следовать трендам, гораздо выгоднее создавать их». Похоже, эту формулу он вывел именно тогда, в работе над SLR McLaren и SLK.

Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)

На фоне этого работа над вторым поколением М-класса (а точнее, кроссовером ML, если использовать «европейские» обозначения моделей бренда) выглядит почти рутиной. Но на самом деле это не так. Во втором поколении кроссовер переставал быть «остро заточенным» под североамериканский рынок автомобилем и в значительной степени ориентировался отныне и на европейского покупателя (что не помешало ему, однако, слегка вырасти в габаритах). Произошедшее обновление, в том числе и по части дизайна, было значительным.


На фото: Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)


Отдельного упоминания заслуживает и Mercedes-Benz GL, суть удлинённая 7-местная версия ML. Он появился на следующий год после «прародителя» и был первым 7-местным «ответвлением» этой линейки кроссоверов – над интерьером Маттину пришлось трудиться особо. Интересно, что GL задумывали как замену Geländewagen, но по факту «ветеран» удержался в производстве благодаря армии фанатов, а GL обзавёлся своей собственной аудиторией.

Mercedes-Benz S-Class (2005)

Уже к финалу своей карьеры в Mercedes-Benz Маттину удалось реализовать ещё один большой проект – новый флагман марки, легендарный S-Class. От рубленных и излишне консервативных форм седана в дизайн-штате «Мерседеса» начали избавляться ещё при переходе к прошлому поколению (от культовой для России серии W140 к более лёгкой и компактной W220), а Маттин в начале «нулевых», при переходе к серии W221, довел эту линию до конца.


autowp.ru_mercedes-benz_s500_28.jpg

На фото: Mercedes-Benz S-Class (2005)


Кто-то усматривает в этом дизайне злоупотребление ретро-мотивами (в частности, в сильно раздутых арках колёс) и слишком сильное влияние Maybach, но на самом деле по дизайну S-Class круче «Майбаха» – потому что Маттин более удачно развил свои прежние идеи, максимально облегчив силуэт большой машины, придав ему элегантности и динамики. У Маттина получился образцовый (если не лучший в истории) S-Class.

Mercedes-Benz R-Class (2005)

Под занавес «романа с Мерседесом» Маттин поучаствовал в рестайлинге своего первого детища – обновлённый A-Class был представлен в 2004 году. А одной из серьёзных вершин, взятых в бытность его дизайнером Mercedes-Benz, можно назвать R-Class, появившийся в 2005 и смешавший в себе черты минивэна, универсала и кроссовера.


autowp.ru_mercedes-benz_r350_us-spec_4.jpg

На фото: Mercedes-Benz R-Class (2005)


Интересно, что идея «спортвэна» была проработана давно – ещё в 2001 году мерседесовцы показали концепт-кар Vision GST (то есть «Grand Sports Tourer»), автором которого тоже был Стив Маттин. В работе над серийным вариантом ему удалось сохранить основные линии концепта почти нетронутыми.

Volvo XC60 (2008) и S60/V60 (2010)

После буйства креатива в Mercedes-Benz карьера Маттина в Volvo может показаться почти застоем: с 2005 по 2009 – всего три концепт-кара, семейство S60/V60 и среднеразмерный кроссовер XC60. Но тут всё немного сложнее.


На фото: Volvo S60 и V60 (2010)


Дело, во-первых, в том, что линейка моделей Volvo, мягко говоря, покороче мерседесовской, да и сроки внедрения моделей у шведов были тогда длиннее, а во-вторых – Маттин совмещал должность главного дизайнера бренда с должностями вице-президента и члена правления компании. Так что же, он стал мэтром и слегка отошёл от искусства в угоду управленческим функциям? На самом деле в результате работы над этими тремя концептами он совершил ещё одну революцию.


autowp.ru_volvo_xc60_t6_27.jpg

На фото: Volvo XC60


Вглядитесь в то, какими были Volvo до Маттина и как стали выглядеть после. «Скромное обаяние буржуазии», – эти слова вполне можно сказать про маттиновские Вольво. Маттин открыл в себе очередную грань таланта, научился работать в новом для себя ключе и совершенно иных условиях, нежели те, к которым привык в Mercedes-Benz. А бренду Volvo подарил новый стиль, который к сегодняшнему моменту прочно укоренился в традиции марки.

Lada Vesta (2015) и Lada Xray (2016)

В 2010 году маститый британский дизайнер преподаёт в Университете Умео в Швеции и не подозревает, что год спустя в его жизни случится поворот, да покруче всех, что были раньше. Игорь Комаров, тогдашний президент АВТОВАЗа, приглашает его работать в Россию. И как работать – создавать новый фирменный стиль марки Lada. Вот это вызов!


lada_vesta_concept_33.jpeg

На фото: Lada Vesta (концепт 2014 года)


Маттин соглашается на новую работу, новость об этом попадает в прессу. Интересно, что некоторые российские издания в связи с этим начинают высказывать сомнения в правильности нового назначения на АВТОВАЗе – мол, Мерседесы у Маттина получались скучноватые, а Вольво, наоборот, были слишком далеки от истинного шведского автодизайна… Словом, всё, что делал Стив Маттин раньше, он делал НЕ ТАК.


lada_xray_concept_2_31.jpeg

На фото: Lada XRAY (концепт 2014 года)


Отчасти они оказались правы, невольно описав главное, пожалуй, свойство творческой натуры Маттина – делать НЕ ТАК. Не следовать тренду, а создавать его. Поэтому, когда в 2012 году он представил концепт LADA Xray, для большинства это было шоком. Второе потрясение случилось два года спустя, когда одновременно были показаны «максимально близкие к серийным автомобилям» Xray Concept-2 и Lada Vesta.

Сайт Kolesa.ru в режиме реального времени следит за подготовкой производства обеих моделей, описывая историю развития проектов нового флагмана Lada Vesta и первого российского кроссовера Lada Xray, и ждёт новой революции от Маттина. Революции, к которой сейчас готовится весь АВТОВАЗ. И, кажется, мы готовы ответить на вопрос из заголовка.


c6b45e54d5ea2f0f460e71863bf1258b.jpg



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
13 комментариев
30.06.2015 07:04
Денис Слюнин

Этот ML я считаю один из самых красивых мерсов. Очень нравится мне.


30.06.2015 15:19
Евгений

Маттин слишком крут для АвтоВаза.


02.07.2015 07:25
Alexandr Ponomarev

Дизайн у ВАЗа теперь есть и весьма не плох, тем более на фоне самар с их многолетним зубилом, осталось дело за качеством и адекватной ценой.


07.07.2015 15:38
Вячеслав Залевский

S60 дорестайл один из самых красивых Вольво


11.07.2015 15:28
Walter Simons

Теперь я понимаю, почему его погнали с Мерса :)


11.07.2015 16:00
Mourad Mokrane

АвтоВАЗу очень повезло заполучить Маттина. Его почти 2 года уговаривали, и он согласился, так как для него, это вызов. Сделать из бренда LADA - над которым по-сути смеялась вся Европа, и который в России ассоциируется с ведром полным гвоздей - бренд который будут покупать и ценить за отличный дизайн, удобство, отличное соотношение цены и качества, это то, за чем в Россию приехал Маттин. У АвтоВАЗа все только начинается!

7

25.09.2015 09:00
Anton Koryagin

то самое ...вно над которым европа смеётся; до сих пор некоторые модели ваз ездят по самым большим просторам (на самом большом материке покрывая соответственно одни из самых больших расстояний), будучи не только вполне исправными, но доступными по цене, и достаточно неприхотливыми, выносливыми, ремонтно пригодными "на коленке", функционируя при одних из самых высоких колебаниях температур, в большинстве случаев при отсутствии присутствия каких либо дорог !Всего и надо было бы - сделать эти авто комфортнее, что едва ли стоило бы больших усилий для предприятия с опытом и персоналом, специалистами и поддержкой президента.. Но вот политика партии" (капитализм, вместе с входом в альянс Рено-Ниссан Вазу надсаженный) теперь как видно сделают своё дело, и едва ли в будущем Лада там будет рулить..Не знаю что и как там к краху Детройта привело, но мне кажется, что здесь уместно выразиться так: лучшее враг хорошего. Не исключено, что какие то актёрские и прочие таланты рекламирующих новый продукт от Лады - от части таки сделают своё дело, но бизнес так и останется бизнесом, так и на посредственном качестве авто и их запчастей - это не самая последняя статья доходов почти любого предприятия. Стало быть меняется только шкурка (внешность), а всё остальное остаётся прежним, вот только то прежнее теперь вон как подорожает, что; обещали бюджетный авто (в районе 400 тыр), а уже сейчас поговаривают о 600 и более за не самую дорогую версию данного - народного авто. Едва ли тот самый народ около 700 готов выложить, работая за 15 тыр в месяц.

5

24.07.2015 23:34
Антон Корягин

Кроме перечисленных мной машин ещё около 10 моделей авто прежде чем стать серийными были придуманы во всех деталях -мной - 14 -15 летним подростком, в 1986 - 88 г.г., в СССР:

Ауди ТТ Ауди R-8, Мерседес SLK (1996), Форд Фокус -1 (и седан и хетч, фФорд КА (даже оригинальный шильдик КА - и его конфигурация и само значение - это мои инициалы придуманные мной для нашивки оных на бейсболке). концепт кар от Форда - "Synergy", Вольво SCC, BMW -X coupe (концепт), BMW -7 (e66), ..

Без понятия о том кто и как делал так, что мои "рисоваки" становились точными прототипами нескольких серийных авто, но это факт.

8Сегодня есть и более серьёзные идеи в плане оригинальной конструкции авто, альтернативного источника питания автомобиля, дизайн,.. Но как видимо это не так интересно (для автомобилестроителей) как модные корочки престижного вуза, рекомендации от маэстро жанра, манеры, крОсивое мия, .. - обложка..


28.08.2015 18:09
Alex1331

Надо объяснить этому чуваку, что автомобили в виде русской буквы "Х" будут ассоциироваться с определенным образом...


04.11.2015 01:30
Avi Mann

Он и W220 нарисовал. Самая удачная в плане дизайна машина, а не отмечено. Напутали?


04.11.2015 01:30
Avi Mann

Он и W220 нарисовал. Самая удачная в плане дизайна машина, а не отмечено. Напутали?


13.04.2016 10:56
Павел

Вы олень, обиженный жизнью


24.07.2015 23:25
Антон Корягин

Спорим на миллион денег, что Стив Маттин не сможет опровергнуть (например на полиграфе), что наброски ставшие впоследствии машинами; Майбах (62 кузов), Мерседес А класса и Вольво S80 - были сделаны (мной) в 1986 -87 г.г. !?*Кроме прочего : закалебал бы ты Стив свои однотипные штамповки вмятины на крыльях лепить на каждой своей "новой" модели ! Это по твоему называется стиль, и мы его должны будем теперь "хавать" в каждой модели ?! А ты не задавался вопросом о том, что даже просто чтобы угодить большему количеству потребителей - именно разнообразие требуется, не говоря уже о богатстве = разнообразии воображения (?!).. По моему это тупо повтор называется, а не стиль..А если это простой повтор (штамповка) то это значит, что ни чего нового у тебя и нет ?! А как же тогда твоё славное образование в престижном иностранном вузе - не помогает ? Зато зарплата регулярно и в иностранной валюте.Да и работёнка у тебя Стив судя по всем не пыльная - штампуй какую ни будь фегню на каждом типе машин и всё тут .. Ждём в с такими же выштамповками версию грузовика под брендом Лада ! =))

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings