Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

20159 1 0
В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса. Основой их арсенала были в основном крупные, мощные и тяжелые специальные многоосные автомобили для ракетных комплексов, удивлявшие советских людей и иностранных атташе на ежегодных парадах на Красной площади.
 

О них мы уже много писали, и в дальнейшем предложим вам очередные статьи на эту тему. А здесь отвлечемся от гигантомании и попробуем привлечь ваше внимание самыми маленькими военными автомобилями Советской армии — специальными машинами-карликами, не отличавшимися эффектной внешностью и техническими достижениями, но строго и незаметно выполнявшими свои важные обязанности.

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Москвич-400/401 АПА-7 (1957–1965 гг.)

Как только отгремели залпы Великой Отечественной войны, на Московском заводе малолитражных автомобилей начался серийный выпуск первого советского легкового автомобиля малого класса Москвич-400 с 23-сильным мотором. За ним последовал 26-сильный Москвич-401. Им соответствовали два шасси 400-420К и 421-420К для монтажа специальных кузовов.

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

В военном отношении об этих сугубо гражданских машинах можно было бы и не вспоминать, хотя уже в начале 1950-х первый Москвич негласно прошел полный цикл военных испытаний. В последующие годы на Москвичах монтировали оборудование легкого аэродромного пускового агрегата АПА-7 для электростартерного запуска авиамоторов небольших гражданских и военных самолетов. Аккумуляторы, кабели для подключения к бортовой электросистеме самолета и устройство для их подзарядки помещались в специальном цельнометаллическом кузове трапецеидальной формы c откидными задней и боковыми панелями. Для освещения рабочей площадки служила задняя фара. Таких машин собрали порядка 1 000 единиц.

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401

Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

С начала 1960-х Запорожский автозавод «Коммунар» (ЗАЗ) в обстановке секретности проводил обширные и достаточно глубокие разработки по компактным плавающим полноприводным военным транспортерам переднего края (ТПК), о которых мы уже рассказывали.

original-36_-__html_58b6631c

Транспортер переднего края ЗАЗ-967 в многоцелевой комплектации (из архива В. Куранова)

Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Попутно завод занимался организацией массового выпуска полноприводных микролитражных автомобилей Запорожец с моторами воздушного охлаждения, формально рассчитанных на применение в сельском хозяйстве. Если же взглянуть на эти работы с военной точки зрения, то в их конструкции можно легко обнаружить внешние и технические параллели как с секретными ТПК, так и с зарубежными военными мини-вездеходами.

Вездеход ЗАЗ-971

В 1962 году первым публичным проявлением военных разработок в Запорожье был компактный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971 (4х4) с утилитарным кузовом. Он базировался на агрегатах серийных Запорожцев и ТПК первой серии, а сведущие люди уже тогда отмечали его поразительное внешнее сходство с легкой австрийской армейской машиной Steyr-Puch Haflinger.

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

«Советский Хафлингер» получил задний 27-сильный двигатель V4 воздушного охлаждения, коробку передач с «раздаткой» от ТПК и независимую подвеску. Он мог перевозить четырех человек и 400 кг груза, весил 750 кг и развивал максимальную скорость 70 км/ч. Организовывать серийный выпуск столь непривычной для Советской армии машины военные посчитали нецелесообразным.

Вездеходы ЗАЗ-969/ЛуАЗ-969М

В достаточно благополучной творческой обстановке первой половины 1960-х компактная четырехместная грузопассажирская машина ЗАЗ-969 (4х4) с полезной нагрузкой 250 кг могла бы возглавить всё семейство легких многоцелевых военных автомобилей и даже претендовать на звание советского джипа. Ее создавали в Запорожье при участии специалистов НАМИ с использованием шасси опытного ТПК и агрегатов серийной заднемоторной легковушки ЗАЗ-965А. Автомобиль оборудовали 27-сильным мотором V4, но переднего расположения, отключаемым передним мостом, бортовыми редукторами и простейшим угловатым кузовом с узкими целлулоидными окнами, складными скамейками и съемными фартуками. Машина массой 870 кг достигала скорости 75 км/ч.

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Особый интерес военных к вездеходу ЗАЗ-969 характеризует факт, что, не дожидаясь организации его серийного производства, в период с апреля по ноябрь 1965 года он прошел цикл испытаний на полигоне 21 НИИИ в сравнении с упомянутым 24-сильным вездеходом Steyr-Puch Haflinger. Преимущества австрийской машины были налицо, и впоследствии мини-вездеходы 969-й серии официально в Советской армии не применялись.

Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ) На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)
Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ) На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)

В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода. Простой и экономичный автомобиль с целевым применением в сельском хозяйстве снабжался новым обтекаемым кузовом, мог доставлять четырех человек и 100 кг груза и развивал скорость 80 км/ч, но жестким военным требованиям не соответствовал.

1 / 2
Модернизированный 40-сильный ЛуАЗ-969М двойного назначения (фото К. Букатина)
2 / 2
Легкий многоцелевой вездеход ЛуАЗ-969М в Народной армии ГДР

Несмотря на это, ЛуАЗ-969М находил применение в частях Советской армии, расквартированных на территории Украинской ССР и в ряде социалистических стран, где выполнял функции разъездных автомобилей и мобильных средств связи.

Палубный тягач 3913

Своеобразной экзотической редкостью в ряду отечественной военной автотехники был практически не известный единственный советский специальный палубный тягач 3913 (4х4). До сих пор он несет службу на тяжелом авианесущем крейсере (авианосце) «Адмирал Кузнецов», которая заключается в буксировке на палубе и в трюмах истребителей и вертолетов новых поколений.

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Эта необычная короткобазная машина была разработана в середине 1980-х в СКБ Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗАП) с использованием агрегатов грузовиков КамАЗ. Компактный тягач яркооранжевого цвета получил несущий сварной корпус из листовой стали толщиной 15-20 мм, заднее расположение силового агрегата, центральное место водителяоператора и четыре односкатных ведущих и управляемых колеса, а внешне напоминал рядовой внутризаводской вариант. Из четырех построенных машин две погибли в морской пучине, две другие остаются в работоспособном состоянии.

Самоходная пусковая установка 9П114

Эта малогабаритная самоходная пусковая установка с механическим приводом ведущих колес являлась предшественником сходной машины 9П116 с электрической трансмиссией, о которой мы уже рассказывали. Секретную авиадесантируемую установку 9П114 (Бр-257), которую с марта 1961 года разрабатывал завод «Баррикады», предполагалось транспортировать в грузовом отсеке вертолета Ми-6 или на внешней подвеске Ми-10. В тылу противника она должна была съехать на грунт и с выбранного места произвести единственный боевой пуск ракеты тактического комплекса «Луна-М».

original-36_-__html_m3f3871b3

Прототип десантируемой вертолетной ракетной установки 9П114 (из архива А. Широкорада)

Колесное шасси представляло собой открытую низкопрофильную тележку с фронтальным местом водителя, приводом передних колес от 45-сильного бензинового мотора Москвич-407, задними управляемыми катками небольшого диаметра, подъемной ракетной направляющей и винтовыми домкратами. Для ускорения обратной погрузки машины в вертолет использовалась механическая лебедка.

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

После долгих испытаний в 1965-м построили две модернизированные установки Бр-257-1 с дополнительными отсеками для оборудования и оснащения. Они весили по 7,5 т и развивали скорость не более 8 км/ч. На их основе был сформирован ракетно-вертолетный комплекс (РВК) с вертолетами Ми-6, получивший официальное обозначение Ми-6РВК, но многочисленные трудности его практического применения привели к прекращению работ по таким системам.

Колесный тягач НАМИ-044 (1958–1960 гг.)
(фотографии из архива НАМИ)

Одной из самых легких и компактных советских машин двойного назначения был оригинальный опытный капотный тягач НАМИ-044 (4х4) с двухместной кабиной и коротким кузовом для балласта, созданный в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко.

original-36_-__html_m4550e8

Компактный многоцелевой тягач НАМИ-044 с бортовой системой поворота

original-36_-__html_m34e49d03

Машина НАМИ-044 с короткой бортовой платформой и арочными шинами

Автомобиль получил 135-сильный дизельный двигатель переднего расположения, необычную 15-ступенчатую трансмиссию с «нормальной» пятиступенчатой коробкой передач и трехступенчатой раздаточной, а также широкопрофильные арочные шины. Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, изменявшая направление движения по образцу гусеничной техники — подтормаживанием колес одной из сторон машины. При этом место рулевого колеса заняли рычаги поворота, как в гусеничном тракторе.

original-36_-__html_m4353431 original-36_-__html_34b7250d

На фото: Тягач с системой задней навески рабочего оборудования и НАМИ-044 с задним V-образным бульдозерным отвалом

Тягач мог устойчиво работать на скоростях от 0,5 до 45 км/ч, буксировал легкие прицепы и комплектовался навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске.

На заглавной фотографии — на военном аэродроме электростартерные машины АПА-7 на шасси легковушек Москвич.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

"В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода" - а разве не в конце?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

620 0 0
Статьи / Финвопрос
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?

В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию,…

2139 7 1
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

1675 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

400 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2350 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2359 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35729 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29114 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

20254 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31236 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18341 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14598 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35236 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

20543 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57068 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47973 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45290 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?