Пациенту стало лучше или он просто бравирует? Продажи новых машин и цены в июне 2015 года

В июне на российском первичном рынке легковых автомобилей наметился легкий ренессанс – темпы снижения продаж замедляются уж третий месяц кряду. Если в апреле спад продаж составил 41,5%, а в мае – 37,7%, то есть, «положительная дельта» составила всего 3,8%, то в первом месяце лета значение потерь относительно АППГ (аналогичного периода предыдущего года) составило 29,7%, то есть, улучшение относительно мая – уже на 8%, что, согласитесь, неплохо само по себе, а тем более, что это постепенное улучшение, как мы заметили, наблюдается уже третий месяц подряд.

Все это полностью соответствует прогнозам Йорга Шрайбера – председателя комитета автопроизводителей АЕБ, которые он озвучил в прошлом месяце. Г-н Шрайбер в мае обозначил возможность постепенного «замедления снижения продаж», и, судя по цифрам, не ошибся. Но внезапно с сомнениями в правдивости статистики выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры», официально заявив о завышении показателей продаж. Что ж, тем интереснее будет дождаться результатов за два оставшихся летних месяца – продолжится ли оттепель в такую жару, или же сомнения РОАД небеспочвенны?

Йорг Шрайбер, тем временем, и сам говорит о том, что «пока нет повода расслабляться», так как «дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок» – понижение ключевой кредитной ставки Центробанка и помощь государства в покупке автомобилей в виде льготного автокредита и программы утилизации. Автокредит и правда является одним из главных «двигателей продаж», а программа сдачи «автохлама» при покупке нового автомобиля уже доказала свою однозначную эффективность, поэтому будущие результаты продаж будут результатом «битвы темной и светлой стороны», где на темной стороне будут выступать цены и снижение объема накоплений у населения.

Depositphotos_52800621_original.jpg

Кроме того, АЕБ, как и обещала, обновила общегодовой прогноз на 2015 год на его экваторе, скорректировав предполагаемый объем продаж до 1,55 млн. автомобилей, что должно составить -36% относительно 2,49 млн. в 2014 году. Напомним, ранее, в январе этого года в АЕБ были настроены несколько более позитивно, предполагая снижение продаж на 24,2% – до 1,89 миллиона единиц, но рынок расставил все на свои места. Ну а теперь давайте перейдем от цифр общих к цифрам детальным, тем более, что интересные моменты в июне все-таки есть.

Премиум-сегмент

По традиции, начнем с тех, кто в прошлые месяцы был локомотивом продаж не в штучном исчислении, а в относительном к прошлому месяцу – Lexus и Porsche. И не зря – один из них вновь смог сохранить положительную динамику, и это японский бренд. Японцы сумели пририсовать палочку к минусу в предыдущем месяце, получив из -2% нынешние +2%, да и объем продаж весьма стабилен – 1 608 автомобилей против 1 645 в этом мае и 1 576 в прошлом июне. А вот Porsche слегка просел, но в процентном отношении (-8%) это кажется более страшным, чем в штучном – 479 машин против 523, то есть, всего на 44 меньше. Да что там говорить – Citroen продал ровно столько же! Но не будем забегать вперед… Перейдем лучше к лидерам. Mercedes с результатом в 3 816 проданных машин всего примерно на 100 штук отстает от героя-УАЗа (почему героя – расскажем ниже) и вообще расположился недалеко от первой десятки. И даже сокращение продаж на 18% или 814 машин нисколько не влияет на его непоколебимое лидерство в сегменте. BMW и Audi – вновь «близнецы-братья»: и позиции в рейтинге у них остались те же, что и в мае – 16 и 17, соответственно, и машин продано примерно одинаково – 2 151 и 2 007, и сокращение продаж практически идентичное – на 34 и 33%, так как в прошлом июне они тоже продали почти одинаково, BMW – 3 247 машин, а Audi – ровно 3 000. Стабильность – признак мастерства, правда, не совсем ясно, насколько это выражение применимо к синхронному падению продаж на треть.
32.jpeg
31.jpeg


Пойдем ниже в абсолютных числах продаж: если для Infiniti все тоже стабильно и марка третий месяц подряд показывает практически идентичный результат относительно АППГ – минус 37% в этом июне – и продолжает продаваться сотнями (420 машин в июне 2015 против 668 в июне 2014), то для Volvo можно отметить интересный результат. На первый взгляд он не так заметен – ведь продажи упали на 54% относительно прошлого года и составили 795 машин против 1 730. Но стоит взглянуть на продажи мая 2015, где значится число 287, и можно сразу же заметить результат появления на рынке нового XC90! Первые машины начали приходить к покупателям в мае, но основная масса все же пришлась на июнь, и вот положительные последствия этого дебюта на нашем рынке. Кстати, по случайному, но интересному стечению обстоятельств, тест-драйв Volvo XC90 вышел у нас синхронно с этой статьей, так что – welcome! Кстати, мы заметили, что незаслуженно не упоминали в материале другие внедорожники этого класса – марки Land Rover. А ведь они хоть и держатся в общем отрицательном тренде, показывая результат в -54% относительно прошлого июня, но зато смогли реализовать даже больше Volvo – 877 автомобилей.
Depositphotos_61017839_original.jpg


В нижней части «абсолютного зачета» Cadillac снова плюсует – 130 машин против 110 и 18% прироста (о значимости таких результатов мы размышляли в прошлый раз), а Jaguar и Acura – в минусах: 84 и 52 автомобиля, соответственно, и 41 и 40% сокращения относительно прошлогодних показателей. Посмотрим в июле, сможет ли новый Jaguar XE подхлестнуть продажи марки так же, как это сделал XC90 для Volvo. Ну а маленький smart снова в плюсе, пусть и не таком большом, как в мае: 50 проданных машин против 31 в прошлом июне и 61% прироста. Крошечному автомобилю – крошечные продажи (хоть это и ни в коем случае не пожелание), зато стабильная положительная динамика – однозначно повод для гордости.

Средний сегмент

В этот раз в среднем сегменте – без сенсаций: Mitsubishi, так «выстрелившая» в мае, в июне вновь встала в общую шеренгу – 50-процентное падение продаж относительно АППГ и результат в 2 748 проданных машин, против 4 002 в этом мае и 5 503 в прошлом июне. Ford, также бывший в числе «откровений мая», практически сумел сохранить и процентный, и количественный результат прошлого месяца – минус 33% и 3 023 проданных автомобиля Результатов вывода на рынок Фиесты не видать – подождем, как «отыграет» рестайлинговый Фокус. В целом здесь можно условно выделить две группы: те, кто смог удержать спад продаж хотя бы в пределах более-менее адекватных в условиях рынка 40%, и те, кому это сделать не удалось. В первой группе, помимо упомянутого Ford, – Nissan с относительно неплохим результатом в -26% (8 916 проданных машин против 12 007 в прошлом июне), Toyota с -35% (8 495 против 13 139), Volkswagen с его -38% (6 769 против 10 850) и, как ни странно, Chevrolet с -40% (4 712 против 7 891). Еще сюда довольно неожиданно попала Honda с результатом в -36% и 702 проданными автомобилями, что, между прочим, чуть ли не в два раза больше, чем 409 штук в этом мае, но все же в полтора раза меньше, чем 1 105 в прошлом июне. Впрочем, когда продажи идут на сотни, результат все же менее показателен (снова вспомним Cadillac). Ну а у остальных представителей среднего сегмента деле обстоят еще печальнее: у Skoda спад продаж составил 44% (4 405 реализованных машин против 7 857 за АППГ), у Mazda – 52% (1 987 против 4 173), у Suzuki – 62% (538 против 1 417), у Subaru – 65% (445 против 1 254), а у SsangYong – все 75% (476 против 1 875). Opel, как и Subaru, «упал» на 65% с 1 583 автомобилями относительно 4 489 за прошлый июнь – то ли запал кончается, то ли запас.
renault_logan_ru-spec_2.jpeg


Ну и «французы» в лице концерна PSA традиционно также не в ладах с продажами – Peugeot продал 584 машины и показал убыль на 65%, а Citroen – 479 и 66 процентов минуса. В июне даже отдельно взятое коммерческое отделение Mercedes окончательно победило «французов», продав, для сравнения, 631 LCV (легкий коммерческий автомобиль, то есть).

Бюджетный сегмент

Ну а здесь хорошие новости ждут тех, кто радуется успехам отечественного производителя. Начнем мы с лидера в лице, конечно же, Lada, для которой процентный спад реализации в июне составил всего 12% – практически лучший результат в бюджетном сегменте (а в абсолютном исчислении – лучший, 26 416 машин)! Практически, да не самый, ведь ГАЗ смог реализовать 6 115 коммерческих автомобилей, что всего на 1% меньше результата прошлого июня. Но главным героем стал УАЗ. Ульяновские внедорожники в июне разошлись тиражом 3 907 штук, что на 447 больше, чем в июне 2014 года, а это значит, что прирост составил солидные для нынешнего периода 13%! А еще это значит, что УАЗ – лидер июньского рейтинга по сочетанию абсолютного показателя продаж и процентного результата, ведь ближайший «плюсовой» автопроизводитель – Lexus – реализовал чуть ли не в 3 раза меньше машин, а прирост, как мы помним, составил всего 2%. Слегка наладились дела и у остальных, хоть и не у всех. Корейские собратья – Hyundai и Kia – вновь обменялись строчками в таблице: Kia стал вторым с результатом в 13 928 проданных машин, что на 3 095 штук или 18% меньше, чем за АППГ, а Hyundai – третьим, с 12 289 автомобилями и снижением на 27% или 4 465 машин. Renault, по-прежнему идущий на 4 месте, «пострадал» на 39% – 9 986 реализованных авто после 16 479 в июне 2014 года. Практически такой же процентный результат – минус 38% – показал Volkswagen, правда, объемы продаж у него поскромнее: 6 769 в нынешнем июне против 10 850 в прошлом. Datsun, вопреки нашим ожиданиям, пока не демонстрирует роста, «застряв» на определенном уровне: после 3 367 в мае теперешний результат – 3 244 машины, хотя в апреле реализовали 2 508 штук и прирост в мае был.
kia_rio_sedan_44.jpeg
hyundai_solaris_5.jpeg


Daewoo держит отрицательную планку в области 50%: если в мае продажи просели на 56%, то в июне – на 45%; в штуках это выглядит как 1 735 в июне 2015 против 3 131 в июне 2014. Узбекский бренд с корейскими корнями скрестил пальцы и повторяет про себя «Джентра – помоги, Джентра – работай». Gentra старается, но пока «не вывозит». А помогать ей некому: Nexia даже за 537 тысяч (не брать же ее без кондиционера) – явно никудышное предложение, а уж за 596 тысяч в «максималке» и вовсе попахивает болезненной тягой ко всему узбекскому… Так же грустно дела обстоят и у «китайцев». Их предводитель – Lifan – смог найти покупателей для 837 автомобилей, хотя годом ранее их было 1 717, то есть, в два раза больше. Для Geely потери сравнимы – минус 46% и 704 проданных за этот июнь машины, а у остальных – еще хуже: у Chery – 449 машин и -62%, а у DongFeng, Changan, Brilliance, BAW, Haima и JAC продажи вообще ничтожны и идут на десятки.
tablitsa_3_june.png

Что мы приобрели

С начала июня стартовали продажи обновленного хэтчбэка Kia Rio (не забудьте прочитать наш тест-драйв) – главного локомотива продаж марки в России (правда, больше в кузове седан). Слегка освежилась внешность, а вместе с ней и цены – впрочем, привлекательности автомобиль нисколько не потерял, а скорее, даже наоборот. Поэтому те, кто не покупал в апреле рестайлинговый седан, ожидая хэтча, взяли в руки от 569 900 до 809 900 рублей и отправились в автосалоны. Honda начала продажи своего обновленного CR-V (и его мы тоже успели протестировать), которому рестайлинг принес не только слегка измененную внешность, но и передний привод в «базе». Хорошо это или плохо – решать покупателям, но в целом кроссовер с двухлитровым двигателем от именитого японского производителя за 1 300 000 рублей (а именно с этой отметки стартуют цены) выглядит достаточно гармоничным предложением. Максимальная комплектация (разумеется, полноприводная) стоит уже 1 760 000, но поскольку в обозримом будущем обещают версии и с мотором на 2,4 литра, можно ожидать дополнения и в отношении ценового диапазона. С азиатской стороны июнь принес нам еще один новый кроссовер, но уже куда более доступный – Lifan X50 стоимостью от полумиллиона – на Kolesa.ru пару дней назад появился эксклюзивный его тест-драйв, которого больше ни у кого пока что нет. При этом топовая версия с кожаным салоном, люком с электроприводом и боковыми подушками безопасности не выходит за рамки 600 тысяч рублей. Учитывая, что сегмент кроссоверов, как известно, нынче – самый популярный и динамично развивающийся, можно полагать, что свою аудиторию этот компакт от китайского производителя найдет.
tablitsa_2_june.png

Что мы потеряли

Основное слово в отношении потерь на первичном рынке в июне – это «оптимизация». Оптимизацию модельного ряда провели две компании – Renault и Ford, в результате чего наш рынок покинули сразу несколько автомобилей. Так, у Renault из-за низкого спроса стал недоступен компактвэн Scenic. Нельзя сказать, что это огромная потеря, но обновленный Scenic был вполне симпатичным автомобилем, что, впрочем, не спасло его от непопулярности. У Ford все прошло еще более кардинально: сразу три модели отправились «на выход». Причина та же – низкий спрос, а кроме того, смена поколений, в результате которой поставки новых автомобилей пока осуществляться не будут. В результате рынок не досчитался двух вэнов – среднеразмерного S-Max и крупного Galaxy, а также пикапа Ranger. Хотя, если взглянуть на старания Ford по выводу новых моделей в России в этом году, то можно предположить, что и эта троица уходит не навсегда. Но проверить это мы сможем только через несколько месяцев. Кроме того, стоит отметить уход из России марки BYD. Он не случился в одночасье, все происходило постепенно, но, пожалуй, начало лета стало точкой окончательного расставания. Заметим, что BYD уходит от нас уже не в первый раз – в 2011 марка уже сворачивала продажи из-за низкого спроса, и вот это произошло снова. Но главной проблемой для тех нескольких автовладельцев, что все же купили автомобиль этого бренда, теперь станет не скорбь об утрате автосалона, а потеря гарантийных обязательств и официального сервиса. Кто и где теперь будет обслуживать их автомобили – неизвестно. Вот и покупай автомобили у китайских производителей… Хотя, что там говорить – GM несколько месяцев назад был столь же стремителен и однозначен в принятии решений, а уж того, что Opel и Chevrolet могут превратиться в недоступные зарубежные бренды, не мог ожидать никто. Так-то.
tablitsa_1_june.png

…и немного скепсиса о РОАД, от редактора

Рискну предположить, что РОАД, сомневаясь в правдивости АЕБ, открывают «секрет Полишинеля». Завышение результатов продаж? Да ну! Неужели? На самом же деле, это старая, как мир, практика дилеров: они всегда перед важным отчетным периодом «накручивают» результаты продаж ради благосклонности импортеров. Предзаказы, заявки от клиентов… все идет в статистику, чтобы показать в выгодном свете положение дел и получить хорошие квоты по нужным моделям в следующем году. Хорошо это или плохо, даже сложно сказать. Скорее всего – ни так, ни так. Ибо как ни выворачивайся, как ни перемещай циферки по столбикам, покупателей-то больше не станет…

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings