Предки «Бумеранга» — колесные танки Второй мировой

5865 0 0

Известно, что все новое – это хорошо забытое старое. Буквально только что мы написали о новой разработке для российской армии – колесном танке «Бумеранг», представленном публике на параде 9 мая в Москве. Однако у концепции колесного танка история долгая, и отсчет свой она начинает вовсе не с принятия на вооружение армией США успевшего стать «живой легендой» Stryker M1128 MGS. Воевали такие машины уже в годы Второй мировой, причем достаточно успешно. И только сложности организации промышленного производства в военное время остановили развитие этой техники, уже тогда имевшей ряд преимуществ перед гусеничными танками.

Как все начиналось

Первыми, надо признать, были немецкие конструкторы. Причем к разработке колесных танков, то есть – тяжелых броневиков, их подтолкнула безвыходная ситуация, в которой оказалась Германия после Первой мировой войны.

Дело в том, что по условиям Версальского договора проигравшая войну Германия не имела права иметь на вооружении танки. А вот броневики им разрешили – для полицейских нужд. То есть, для борьбы с разного рода массовыми беспорядками. К слову, и многие современные военные бронемашины имеют полицейские аналоги – в этом мир за последние сто лет не изменился.

На фото: БА-11, фото: wikipedia.org



Причем немецкие конструкторы сразу предложили для повышения проходимости машины по бездорожью формулу 8х8. Уже в 1928 году компании Daimler-Benz и Magirus создали два прототипа, которые после заводских испытаний были переданы Рейхсверу – это произошло в 1931 году. Однако экономика Германии находилась в жесточайшем кризисе, денег в военном бюджете не было, и в серию пошел тяжелый броневик 6×4 Sd.Kfz.231. Лишь позже в войсках появились модификации 8х8. Именно эти машины вошли в 1939 году в Польшу в ходе ее раздела между Германией и Советским Союзом, где и попали в руки советских специалистов. По одной версии, машины были подбиты поляками, по другой – Красной армией, ошибочно принявшей двигавшихся навстречу немцев за поляков.

Ижорский броневик и его заслуги

Нельзя, впрочем, сказать, что советские конструкторы просто скопировали немецкую машину. Работы над аналогичным колесным танком начались на Московском автозаводе в 1936 году. Сперва было создано специальное укороченное шасси ЗИС-6К (ЗИС-34) с двигателем увеличенной мощности, с дополнительным задним управлением (машина могла с равным успехом двигаться как в одну сторону, так и в другую). Одновременно на Ижорском заводе в Ленинграде проектировали бронекорпус. К концу 1938 года на ЗИСе были собраны экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первый прототип бронеавтомобиля БА-11.


На фото: подбитый БА-11



Тут-то и подоспели два немецких Sd.Kfz.231, некоторые технические решения из которых и перекочевали в советские колесные танки. Но в целом по вооружению БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжелых бронеавтомобилей тех лет, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов. Подкачали только мощность двигателя и колесная формула 6×4. Полноприводная версия БА-11 6х6 была изготовлена осенью 1940 года, но серийному производству помешала блокада Ленинграда немецкими войсками. Фактически производство БА-11 было свернуто, а наладить сборку на Подольском заводе не удалось.

Уже готовые к началу войны БА-11 воевали на Ленинградском фронте (поскольку новых не производилось, в 1943 году этих машин в строю не осталось). По отзывам фронтовиков, по бронезащите, огневой мощи, проходимости и запасу хода БА-11 превосходил танк Т-26. Разработанный с учетом немецких технических решений, низкий корпус с наклонным расположением бронелистов неплохо защищал экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, не говоря уже об осколках. Машина была вполне устойчивой при стрельбе, несмотря на то, что на ней стояла 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года. Пулеметов было два: в башне и в лобовом листе брони (огонь из него вел командир).


На фото: Sd.Kfz.231 (6-Rad)



Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93-99 л.с. (было два варианта бензинового мотора). Для сравнения: на немецком Sd.Kfz.231 был установлен двигатель в 115 л.с., но таких советская промышленность в те годы не производила. Зато зажигание было дублировано: могло работать от магнето (генератора) и батареи, что повышало его надежность. А наличие реверса в трансмиссии обеспечивало 9 передач вперед и 6 назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Имелся и механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Шины были пулестойкими и с глубоким протектором. Дополнительно проходимость машины увеличивалась за счет цепей «Оверолл», которые надевали на ведущие колеса, а также запасных колес по бортам, которые могли вращаться.

Чем ответил противник?

Немцы, правда, тоже не стояли на месте. В войска к началу войны поступили тяжелые броневики 8х8. Для того, чтобы не путать их с трехосными платформами, были введены обозначения Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.231 (6-Rad). Соответственно были обозначены и следующие модели колесных танков: Sd.Kfz.232 (6-Rad) и Sd.Kfz.232 (8-Rad), Sd.Kfz.263 (6-Rad) и Sd.Kfz.263 (8-Rad). Sd.Kfz.263 Fu (8 Rad) выпускался только в формуле 8х8.


На фото: Sd.Kfz.231 (8-Rad)



Вооружен был Sd.Kfz.231 (8-Rad) 20-мм пушкой KwK 30 и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом MG34. Вообще все немецкие тяжелые броневики уступали в вооружении БА-11, за исключением Sd.Kfz.233 – специальный бронеавтомобиль артиллерийской поддержки. Он также был модификацией Sd.Kfz.231(8-Rad), и на нем была установлена короткоствольная 75-мм пушка KwK-37 фирмы Rheinmetall-Borsig. Для ее установки пришлось пожертвовать башней: орудие устанавливалось непосредственно в лобовом листе боевого отделения, которое вдобавок стало открытым. Экипаж при этом был сокращен до 3 человек за счет второго механика-водителя: у классического Sd.Kfz.231 (8-Rad), как и у БА-11, было две кабины управления: для движения вперед и назад.

Как видите, немецких модификаций Sd.Kfz.231 было множество, производились они и в годы войны, воевали вплоть до полного разгрома Вермахта союзными войсками антигитлеровской коалиции. Лишь Sd.Kfz.231 (6-Rad) из-за плохой проходимости по пересеченной местности был отозван с фронта и передан полиции. То есть, в результате выполнял функции, положенные ему по Версальскому договору.


БА — 11 Sd.Kfz.231 (6-Rad) Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Боевая масса, т 8,13 6,0 8,3
Экипаж, чел 4 4 4
Выпуск, шт 18 123 607
Габариты (Д х Ш х В) 5 295 х 2 490 х 2 390 5 570 х 1 820 х 2 250 5 850 х 2 200 х 2 350
База, мм 3 550 3 400 4 800
Колея, мм 1 920 1 690 / 1 840 1 350 / 1 440
Клиренс, мм 265 240 270
Тип двигателя Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 90 70 150
Скорость по шоссе, км/ч 64 62 85
Запас хода по шоссе, км 316 250 300
Колесная формула 6 х 4 6 х 4 8 х 8
Тип подвески на листовых рессорах полунезависимая, на листовых рессорах полунезависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. 22 20 30
Преодолеваемый брод, м 0,6 0,6 1,0


Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Peugeot-Citroen перезапускает Opel на Украине. На очереди – Россия!

В рамках стратегии по снижению уровня безубыточности до 800 000 машин в год концерн PSA наладит централизованную работу Opel на Украине.

9 0 0
Статьи / Интересно
Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели

В детстве каждый из нас наверняка любил играть в машинки. Многие делают это и во взрослом возрасте, только игра приобретает характер коллекционирования. И если вы еще не стали профессиональным собирателем масштабных…

3732 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

1935 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

1511 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

2119 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

13120 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20705 18 0
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12438 7 7
Редкие авто
И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде…

11863 6 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71919 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13280 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9183 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52327 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9289 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7507 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367819 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247554 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113635 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?