Рядовые патрульные: спецверсии Москвичей и Жигулей для советской милиции

25328 3 7
В послевоенные десятилетия и до самой перестройки в СССР, наряду с милицейскими Волгами, получали всё большее распространение доступные автомобили малого класса - как тогда говорили, малолитражные. Сначала это были «Москвичи», а с 1970 года к ним добавились «Жигули». Массовый выпуск недорогих легковушек позволил обеспечить советскую милицию большим количеством патрульных машин.
 

Первым из автомобилей малого класса широкое распространение в СССР получил «Москвич-400-420», выпускавшийся с 1947 года Московским заводом малолитражных автомобилей МЗМА. В 50-е годы фондов, выделенных МВД на служебный транспорт, не всегда хватало на закупку автомобилей «Победа» М-20. Поэтому в некоторых регионах в милицейские гаражи поступали «Москвичи». Завод в то время не получал задания на разработку специальной модификации «Москвича» для милиции, и такая машина в производственную программу не входила.

Москвич 400-420

Москвич 400-420

На местах автохозяйства сами оборудовали седаны «Москвич» громкоговорителями, дополнительными осветительными приборами и другими устройствами. Также самостоятельно машины окрашивали в синий цвет и наносили отличительные знаки – красную полосу и надписи.

Москвич-400-420

Москвич 400-420

Единая окраска милицейских автомобилей была утверждена приказами министра внутренних дел СССР 1953 и 1957 годов. Автомобиль «Москвич» по всем параметрам превосходил распространённые тогда в милиции мотоциклы с коляской М-72. Он отличался устойчивостью, управляемостью, предоставлял четырём пассажирам такие комфортабельные условия передвижения, какие не мог обеспечить мотоцикл. По маневренности «Москвич» превосходил «Победу», а по проходимости мало уступал ГАЗ-67, что в условиях того времени играло заметную роль.

В 60-е годы, когда правительство упразднило общесоюзное МВД и передало руководство милицией республиканским министерствам охраны общественного порядка (МООП), централизованная система закупки автотранспорта не действовала. В то время местные хозяйственные управления нередко приобретали для милиции и госавтоинспекции не «Волги», а «Москвичи» моделей 407 и 403.

1 / 3
Москвич-403 и АМ-3
2 / 3
Москвич-407
3 / 3
Москвич-403

Просторный отапливаемый салон создавал более удобные условия для работы дежурного экипажа, чем были в прежнем «Москвиче». Багажник вмещал набор необходимого криминалистического инструмента или служил для установки радиостанции, обеспечивавшей связь машины с диспетчерской. МЗМА на несколько лет раньше ГАЗа выпустил модификацию с кузовом универсал. Машины «Москвич-423Н» тоже служили в милиции. Их преимущества, в частности, оценили кинологи — сзади в универсал было удобно посадить служебную овчарку.

Москвич-423Н

Москвич 423Н

Поначалу «Москвичи» этого семейства носили принятую в 50-х годах синюю окраску с красной полосой. С 1963 года МООП РСФСР ввел новый стандарт – бирюзово-голубой кузов и красную полосу только на передних дверях. В таком виде «Москвичи» этого поколения служили в милиции. Но часто из-за сложностей с перекраской автомобилей, красную полосу наносили на машины произвольных цветов.

Это продолжалось и после 1964 года, когда МЗМА сумел оперативно обновить базовую модель. Новые «Москвичи-408» получили в милиции ещё большее распространение, встречались даже машины с четырьмя фарами, по документам проходившие как «экспортные», но на самом деле массово поставлявшиеся и на внутренний рынок.

Москвич-408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск 31 5 1966

Москвич 408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск ‘1966

Конец 60-х годов ознаменовался несколькими важными событиями. Во-первых, конструкторы МЗМА разработали для «Москвича» принципиально новый двигатель модели 412, который уверенно поставил московскую машину в один ряд современными для тех лет европейскими моделями. Выпуск этих двигателей развернул Уфимский моторный завод. Во-вторых, было принято решение дублировать производство автомобилей «Москвич» на машиностроительном заводе в Ижевске, и вскоре автомобильный парк страны пополняли уже два завода. В-третьих, в Тольятти развернулась стройка нового завода-гиганта по производству автомобилей на базе FIAT-124. В-четвёртых, кресло министра охраны общественного порядка занял Н.А. Щелоков, который возродил общесоюзное МВД и вплотную занялся обновлением парка милицейского автотранспорта.

1 / 3
Москвич 412 АЗЛК
2 / 3
Москвич 412
3 / 3
Москвич 412 АЗЛК

Приказ министра внутренних дел №338 от 22 сентября 1969 года утвердил новый стандарт окраски милицейских автомобилей – жёлтый кузов, синяя полоса вдоль каждого борта, синяя крышка багажника. Для автомобилей разных марок был предложен одинаковый набор специального оборудования: Два рупора громкоговорителя, проблесковый маячок синего цвета на высокой «ножке», фара-искатель на левом переднем крыле, пара жёлтых противотуманных фар, фонарь с надписью «остановитесь» на багажнике, радиостанция «Пальма».

Москвич-412 АЗЛК

Москвич 412 АЗЛК

В первые же списки автомобилей, которые следовало закупить МВД, помимо ГАЗ-69, «Волг» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, входили машины «Москвич-412». Причем, предполагалось в год покупать «Москвичей» вдвое больше, чем «Волг». И ещё до начала серийного производства в Тольятти Щёлоков проявил интерес к новинке советского автопрома ВАЗ-2101. Эти машины тоже подлежали закупке и переоборудованию.

Надо заметить, что новую жёлто-синюю окраску и сигнальную аппаратуру «примерили на себя» даже «Москвичи» с так называемым «старым кузовом» образца 1964-1969 годов. Но основную массу составили всё-таки модернизированные машины, пошедшие с конвейера в ноябре-декабре 1969-го. Для нужд МВД закупались «Москвичи» обоих заводов, но большее распространение в милиции всё-таки получили ижевские. Дело в том, что у «Ижмаша» не было такой большой экспортной программы, как у АЗЛК, к тому же все 100% машин из Ижевска с 1968 года комплектовали двигателями модели 412, в то время как АЗЛК ещё был вынужден устанавливать 408-е моторы. Так или иначе, а жёлто-синие «Москвичи» в начале 70-х несли службу наравне с «Волгами» обоих поколений.

1 / 5
Москвич-408, ИЖ-412, ГАЗ-24
2 / 5
ИЖ-412
3 / 5
ИЖ-412
4 / 5
ИЖ-412
5 / 5
ИЖ-412

Опытные образцы «Жигулей» в милицейской окраске и комплектации существовали уже в 1970-1971 годах, но в больших количествах продукция ВАЗа начала поступать в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу только с 1973 года. Первые лет 7 все милицейские «Жигули» отличались кузовом и салоном базовой модели ВАЗ-2101, самой массовой и дешёвой. Но часть машин для МВД оснащалась прямо на заводе в Тольятти более мощным двигателем ВАЗ-2103 с соответствующими передаточными числами трансмиссии. Из-за очень большого количественного выпуска на заводе ВАЗ в 70-е годы удалось обеспечить массу милиционеров и инспекторов ГАИ служебным автотранспортом, а многих пересадить с мотоцикла на автомобиль.

ВАЗ-2101 нач.70-х

ВАЗ-2101 начало 70-х

В 1975 году желто-синюю окраску милицейских машин узаконил введённый в действие ГОСТ. Но уже к началу 80-х годов этот стандарт всё чаще и чаще нарушали на местах, в том числе в Москве и Ленинграде. Если милицейские машины начала 70-х поступали в гаражи МВД со специализированных предприятий, где были все условия для перекраски и переоборудования автомобилей, то к концу десятилетия возродилась практика закупки стандартных машин на автозаводах и оборудования их силами местных автобаз. Поэтому на улицах замелькали «Жигули» и «Москвичи» с синими полосами на белых, бежевых, даже ярко-зелёных и ярко-красных кузовах, бессистемно подобранными моделями радиооборудования, громкоговорителей и специальных световых сигналов.

ВАЗ-2101 и Москвич 2140

ВАЗ-2101 и Москвич-2140

С 1976 по 1988 годы базовой моделью АЗЛК был «Москвич-2140». В патрульно-постовой и дорожно-патрульной службах милиции эти машины встречались очень часто. Обычно им оставляли конвейерную окраску. Но завод выпускал большое количество гражданских «Москвичей» жёлтого цвета нескольких оттенков. Если такие машины приходили в милицию, соблюдение ГОСТа получалось само собой. Параллельно с московскими машинами МВД закупало ижевские седаны. Сначала это были «Москвичи-412» образца 70-х, а потом модернизированные автомобили образца 1982 года с приставкой «028» в индексе. В Ижевске базовые гражданские машины в 80-х в жёлтый не красили, поэтому в милиции обычно работали машины произвольных цветов с синей полосой.

Москвич-2140

Москвич-2140

Во время Олимпиады 1980 года в московской милиции помимо ВАЗ-2101, появились ВАЗ-2103. К середине 80-х Волжский автозавод заменил свою первую модель автомобилем ВАЗ-21013 с кузовом от ВАЗ-21011. Такие машины, как самая бюджетная версия, тоже получили в гаражах системы МВД массовое распространение. Что касается «Жигулей» следующих моделей, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, то на них милиционеры и инспекторы ГАИ массово пересели уже в перестроечные и постсоветские годы.

1 / 8
ВАЗ-2101
2 / 8
ВАЗ-2101 и вертолёт
3 / 8
ВАЗ-2105
4 / 8
5 / 8
ВАЗ-2101
6 / 8
ВАЗ-21013
7 / 8
ВАЗ-21013
8 / 8
ВАЗ-21013

В 1988 году в СССР появился первый легковой автомобиль для милиции, разработанный самим автозаводом производителем базовой модели и вошедший в официальный типаж Минавтопрома. Управление конструкторских и экспериментальных работ УКЭР АЗЛК спроектировало специальную модификацию «Москвича» для работы в системе «Патруль», машина получила отраслевой индекс модификации АЗЛК-21418 и на неё были выпущены отдельные Технические условия.

1 / 2
Москвич-21418
2 / 2
Москвич-21418

В стандартное оснащение автомобиля входили: дополнительный аккумулятор в багажном отсеке, фара-искатель и противотуманные фары, сигнально-громкоговорящее устройство СГУ-60, дополнительные панели с розетками для подключения специального электрического и радиооборудования, запираемые на ключ снаружи замки задних дверей и их блокировка от открытия изнутри, кронштейны для пристёгивания наручников на заднем сиденье.

Москвич-21418

Москвич-21418

Милицейская модификация комплектовалась 1,5-литровым двигателем УЗАМ-331.10. Интересно, что в производственную программу завода входил и ещё один автомобиль для правоохранительных органов АЗЛК-21417 без внешней специальной окраски, но частично оборудованный, как АЗЛК-21418. Официально его выпуск не разглашался.

Две популярные модели Волжского автозавода ВАЗ-2121 «Нива» и ВАЗ-2108 плохо подходили для милиции из-за кузовов с двумя боковыми дверями. Тем не менее, МВД заинтересовалось обеими машинами. «Нивы» со специальной окраской и оборудованием появились в УВД некоторых областей и республик СССР ещё в конце 70-х. Благодаря повышенной проходимости, эта машина показала себя, как возможная альтернатива популярному в милиции УАЗ-469Б. Милицейские ВАЗ-2108 несли службу в милиции и ГАИ одновременно с аналогично окрашенными и оборудованными ВАЗ-2109.

ВАЗ-2108

ВАЗ-2108

В активе у ВАЗа было специальное предложение для силовых органов. На протяжении многих лет специальное КБ в Управлении главного конструктора УГК разрабатывало роторно-поршневые двигатели системы Ванкеля. Сначала односекционные роторные моторы устанавливали на ВАЗ-21018, затем пришло время двухсекционных роторных двигателей на ВАЗ-21059, ВАЗ-21079 и специальных модификациях ВАЗ-2109. Эти машины отличались повышенными скоростными и динамическими качествами, поэтому небольшие их партии закупали и КГБ/ФСБ и МВД. Роторные ВАЗы тоже «примерили на себя» милицейскую окраску и специальное оборудование.

В постсоветский период милиция, а потом полиция закупала любые доступные модели автомобилей. Продукция ВАЗа долго лидировала в этом списке, и только в 10-х годах XXI века её в массовом порядке начали вытеснять иномарки.

Поделиться: 0 7 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Сейчас самой массовой малолитражкой в правоохранительных органах стала Гранта, ещё есть Ларгусы, те же кинологи на них ездят. И до сих пор попадается вазовская классика и Волга. Иномарок в ГАИ/полиции у нас минимум, немного Фокусов и всё меньше праворульных японцев, которые, видимо, уйдут со службы вместе с жульками.

Sergeyiones

А регион у Вас какой? В Москве менты ездят сплошь на Фордах и Шкодах, реже - на Логанах.

Андрей Чепелев

Всё так, всё так

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Немецкие инженеры разработали для советских машин «автоматы» и дизели. Почему это не пригодилось?

В послевоенные годы в Восточных землях Германии, контролируемых Советской Военной Администрацией Германии (СВАГ), действовала обширная сеть конструкторских бюро. Немецкие инженеры занимались в том числе и разработками в…

21096 0 0
Статьи / Практика
Не виноватая я: окончание сравнительного теста тормозных колодок

Прадед одного персонажа известного фильма как-то сказал: “Имею желание купить дом, но не имею возможности… Имею возможность купить козу, но не имею желания”. И выпил за то, чтобы возможности совпадали с желанием. У нас…

1381 2 0
Статьи / Авто Недели
Разорительный, но не во всем: стоит ли покупать Hummer H2 за 1,5 миллиона рублей

Мы уже касались темы выбора огромного автомобиля – из последнего можно вспомнить в буквальном смысле самый большой серийный внедорожник Ford Excursion, вымерший, как гигантские динозавры. Однако одной из проблем…

2792 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

190 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

2502 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1699 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

77971 25 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49655 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38887 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

34218 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24314 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6788 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60547 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16553 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15405 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

106555 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77168 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63864 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?