Рядовые патрульные: спецверсии Москвичей и Жигулей для советской милиции

24291 3 4
В послевоенные десятилетия и до самой перестройки в СССР, наряду с милицейскими Волгами, получали всё большее распространение доступные автомобили малого класса - как тогда говорили, малолитражные. Сначала это были «Москвичи», а с 1970 года к ним добавились «Жигули». Массовый выпуск недорогих легковушек позволил обеспечить советскую милицию большим количеством патрульных машин.
 

Первым из автомобилей малого класса широкое распространение в СССР получил «Москвич-400-420», выпускавшийся с 1947 года Московским заводом малолитражных автомобилей МЗМА. В 50-е годы фондов, выделенных МВД на служебный транспорт, не всегда хватало на закупку автомобилей «Победа» М-20. Поэтому в некоторых регионах в милицейские гаражи поступали «Москвичи». Завод в то время не получал задания на разработку специальной модификации «Москвича» для милиции, и такая машина в производственную программу не входила.

Москвич 400-420

Москвич 400-420

На местах автохозяйства сами оборудовали седаны «Москвич» громкоговорителями, дополнительными осветительными приборами и другими устройствами. Также самостоятельно машины окрашивали в синий цвет и наносили отличительные знаки – красную полосу и надписи.

Москвич-400-420

Москвич 400-420

Единая окраска милицейских автомобилей была утверждена приказами министра внутренних дел СССР 1953 и 1957 годов. Автомобиль «Москвич» по всем параметрам превосходил распространённые тогда в милиции мотоциклы с коляской М-72. Он отличался устойчивостью, управляемостью, предоставлял четырём пассажирам такие комфортабельные условия передвижения, какие не мог обеспечить мотоцикл. По маневренности «Москвич» превосходил «Победу», а по проходимости мало уступал ГАЗ-67, что в условиях того времени играло заметную роль.

В 60-е годы, когда правительство упразднило общесоюзное МВД и передало руководство милицией республиканским министерствам охраны общественного порядка (МООП), централизованная система закупки автотранспорта не действовала. В то время местные хозяйственные управления нередко приобретали для милиции и госавтоинспекции не «Волги», а «Москвичи» моделей 407 и 403.

1 / 3
Москвич-403 и АМ-3
2 / 3
Москвич-407
3 / 3
Москвич-403

Просторный отапливаемый салон создавал более удобные условия для работы дежурного экипажа, чем были в прежнем «Москвиче». Багажник вмещал набор необходимого криминалистического инструмента или служил для установки радиостанции, обеспечивавшей связь машины с диспетчерской. МЗМА на несколько лет раньше ГАЗа выпустил модификацию с кузовом универсал. Машины «Москвич-423Н» тоже служили в милиции. Их преимущества, в частности, оценили кинологи — сзади в универсал было удобно посадить служебную овчарку.

Москвич-423Н

Москвич 423Н

Поначалу «Москвичи» этого семейства носили принятую в 50-х годах синюю окраску с красной полосой. С 1963 года МООП РСФСР ввел новый стандарт – бирюзово-голубой кузов и красную полосу только на передних дверях. В таком виде «Москвичи» этого поколения служили в милиции. Но часто из-за сложностей с перекраской автомобилей, красную полосу наносили на машины произвольных цветов.

Это продолжалось и после 1964 года, когда МЗМА сумел оперативно обновить базовую модель. Новые «Москвичи-408» получили в милиции ещё большее распространение, встречались даже машины с четырьмя фарами, по документам проходившие как «экспортные», но на самом деле массово поставлявшиеся и на внутренний рынок.

Москвич-408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск 31 5 1966

Москвич 408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск ‘1966

Конец 60-х годов ознаменовался несколькими важными событиями. Во-первых, конструкторы МЗМА разработали для «Москвича» принципиально новый двигатель модели 412, который уверенно поставил московскую машину в один ряд современными для тех лет европейскими моделями. Выпуск этих двигателей развернул Уфимский моторный завод. Во-вторых, было принято решение дублировать производство автомобилей «Москвич» на машиностроительном заводе в Ижевске, и вскоре автомобильный парк страны пополняли уже два завода. В-третьих, в Тольятти развернулась стройка нового завода-гиганта по производству автомобилей на базе FIAT-124. В-четвёртых, кресло министра охраны общественного порядка занял Н.А. Щелоков, который возродил общесоюзное МВД и вплотную занялся обновлением парка милицейского автотранспорта.

1 / 3
Москвич 412 АЗЛК
2 / 3
Москвич 412
3 / 3
Москвич 412 АЗЛК

Приказ министра внутренних дел №338 от 22 сентября 1969 года утвердил новый стандарт окраски милицейских автомобилей – жёлтый кузов, синяя полоса вдоль каждого борта, синяя крышка багажника. Для автомобилей разных марок был предложен одинаковый набор специального оборудования: Два рупора громкоговорителя, проблесковый маячок синего цвета на высокой «ножке», фара-искатель на левом переднем крыле, пара жёлтых противотуманных фар, фонарь с надписью «остановитесь» на багажнике, радиостанция «Пальма».

Москвич-412 АЗЛК

Москвич 412 АЗЛК

В первые же списки автомобилей, которые следовало закупить МВД, помимо ГАЗ-69, «Волг» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, входили машины «Москвич-412». Причем, предполагалось в год покупать «Москвичей» вдвое больше, чем «Волг». И ещё до начала серийного производства в Тольятти Щёлоков проявил интерес к новинке советского автопрома ВАЗ-2101. Эти машины тоже подлежали закупке и переоборудованию.

Надо заметить, что новую жёлто-синюю окраску и сигнальную аппаратуру «примерили на себя» даже «Москвичи» с так называемым «старым кузовом» образца 1964-1969 годов. Но основную массу составили всё-таки модернизированные машины, пошедшие с конвейера в ноябре-декабре 1969-го. Для нужд МВД закупались «Москвичи» обоих заводов, но большее распространение в милиции всё-таки получили ижевские. Дело в том, что у «Ижмаша» не было такой большой экспортной программы, как у АЗЛК, к тому же все 100% машин из Ижевска с 1968 года комплектовали двигателями модели 412, в то время как АЗЛК ещё был вынужден устанавливать 408-е моторы. Так или иначе, а жёлто-синие «Москвичи» в начале 70-х несли службу наравне с «Волгами» обоих поколений.

1 / 5
Москвич-408, ИЖ-412, ГАЗ-24
2 / 5
ИЖ-412
3 / 5
ИЖ-412
4 / 5
ИЖ-412
5 / 5
ИЖ-412

Опытные образцы «Жигулей» в милицейской окраске и комплектации существовали уже в 1970-1971 годах, но в больших количествах продукция ВАЗа начала поступать в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу только с 1973 года. Первые лет 7 все милицейские «Жигули» отличались кузовом и салоном базовой модели ВАЗ-2101, самой массовой и дешёвой. Но часть машин для МВД оснащалась прямо на заводе в Тольятти более мощным двигателем ВАЗ-2103 с соответствующими передаточными числами трансмиссии. Из-за очень большого количественного выпуска на заводе ВАЗ в 70-е годы удалось обеспечить массу милиционеров и инспекторов ГАИ служебным автотранспортом, а многих пересадить с мотоцикла на автомобиль.

ВАЗ-2101 нач.70-х

ВАЗ-2101 начало 70-х

В 1975 году желто-синюю окраску милицейских машин узаконил введённый в действие ГОСТ. Но уже к началу 80-х годов этот стандарт всё чаще и чаще нарушали на местах, в том числе в Москве и Ленинграде. Если милицейские машины начала 70-х поступали в гаражи МВД со специализированных предприятий, где были все условия для перекраски и переоборудования автомобилей, то к концу десятилетия возродилась практика закупки стандартных машин на автозаводах и оборудования их силами местных автобаз. Поэтому на улицах замелькали «Жигули» и «Москвичи» с синими полосами на белых, бежевых, даже ярко-зелёных и ярко-красных кузовах, бессистемно подобранными моделями радиооборудования, громкоговорителей и специальных световых сигналов.

ВАЗ-2101 и Москвич 2140

ВАЗ-2101 и Москвич-2140

С 1976 по 1988 годы базовой моделью АЗЛК был «Москвич-2140». В патрульно-постовой и дорожно-патрульной службах милиции эти машины встречались очень часто. Обычно им оставляли конвейерную окраску. Но завод выпускал большое количество гражданских «Москвичей» жёлтого цвета нескольких оттенков. Если такие машины приходили в милицию, соблюдение ГОСТа получалось само собой. Параллельно с московскими машинами МВД закупало ижевские седаны. Сначала это были «Москвичи-412» образца 70-х, а потом модернизированные автомобили образца 1982 года с приставкой «028» в индексе. В Ижевске базовые гражданские машины в 80-х в жёлтый не красили, поэтому в милиции обычно работали машины произвольных цветов с синей полосой.

Москвич-2140

Москвич-2140

Во время Олимпиады 1980 года в московской милиции помимо ВАЗ-2101, появились ВАЗ-2103. К середине 80-х Волжский автозавод заменил свою первую модель автомобилем ВАЗ-21013 с кузовом от ВАЗ-21011. Такие машины, как самая бюджетная версия, тоже получили в гаражах системы МВД массовое распространение. Что касается «Жигулей» следующих моделей, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, то на них милиционеры и инспекторы ГАИ массово пересели уже в перестроечные и постсоветские годы.

1 / 8
ВАЗ-2101
2 / 8
ВАЗ-2101 и вертолёт
3 / 8
ВАЗ-2105
4 / 8
5 / 8
ВАЗ-2101
6 / 8
ВАЗ-21013
7 / 8
ВАЗ-21013
8 / 8
ВАЗ-21013

В 1988 году в СССР появился первый легковой автомобиль для милиции, разработанный самим автозаводом производителем базовой модели и вошедший в официальный типаж Минавтопрома. Управление конструкторских и экспериментальных работ УКЭР АЗЛК спроектировало специальную модификацию «Москвича» для работы в системе «Патруль», машина получила отраслевой индекс модификации АЗЛК-21418 и на неё были выпущены отдельные Технические условия.

1 / 2
Москвич-21418
2 / 2
Москвич-21418

В стандартное оснащение автомобиля входили: дополнительный аккумулятор в багажном отсеке, фара-искатель и противотуманные фары, сигнально-громкоговорящее устройство СГУ-60, дополнительные панели с розетками для подключения специального электрического и радиооборудования, запираемые на ключ снаружи замки задних дверей и их блокировка от открытия изнутри, кронштейны для пристёгивания наручников на заднем сиденье.

Москвич-21418

Москвич-21418

Милицейская модификация комплектовалась 1,5-литровым двигателем УЗАМ-331.10. Интересно, что в производственную программу завода входил и ещё один автомобиль для правоохранительных органов АЗЛК-21417 без внешней специальной окраски, но частично оборудованный, как АЗЛК-21418. Официально его выпуск не разглашался.

Две популярные модели Волжского автозавода ВАЗ-2121 «Нива» и ВАЗ-2108 плохо подходили для милиции из-за кузовов с двумя боковыми дверями. Тем не менее, МВД заинтересовалось обеими машинами. «Нивы» со специальной окраской и оборудованием появились в УВД некоторых областей и республик СССР ещё в конце 70-х. Благодаря повышенной проходимости, эта машина показала себя, как возможная альтернатива популярному в милиции УАЗ-469Б. Милицейские ВАЗ-2108 несли службу в милиции и ГАИ одновременно с аналогично окрашенными и оборудованными ВАЗ-2109.

ВАЗ-2108

ВАЗ-2108

В активе у ВАЗа было специальное предложение для силовых органов. На протяжении многих лет специальное КБ в Управлении главного конструктора УГК разрабатывало роторно-поршневые двигатели системы Ванкеля. Сначала односекционные роторные моторы устанавливали на ВАЗ-21018, затем пришло время двухсекционных роторных двигателей на ВАЗ-21059, ВАЗ-21079 и специальных модификациях ВАЗ-2109. Эти машины отличались повышенными скоростными и динамическими качествами, поэтому небольшие их партии закупали и КГБ/ФСБ и МВД. Роторные ВАЗы тоже «примерили на себя» милицейскую окраску и специальное оборудование.

В постсоветский период милиция, а потом полиция закупала любые доступные модели автомобилей. Продукция ВАЗа долго лидировала в этом списке, и только в 10-х годах XXI века её в массовом порядке начали вытеснять иномарки.

Поделиться: 0 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Сейчас самой массовой малолитражкой в правоохранительных органах стала Гранта, ещё есть Ларгусы, те же кинологи на них ездят. И до сих пор попадается вазовская классика и Волга. Иномарок в ГАИ/полиции у нас минимум, немного Фокусов и всё меньше праворульных японцев, которые, видимо, уйдут со службы вместе с жульками.

Sergeyiones

А регион у Вас какой? В Москве менты ездят сплошь на Фордах и Шкодах, реже - на Логанах.

Андрей Чепелев

Всё так, всё так

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

27 0 0
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

12398 0 23
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

4147 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2972 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3636 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2917 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

37186 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29893 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

35046 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31554 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18614 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14994 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42707 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35637 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

27598 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

58465 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48342 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45988 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?