Со дна пожиже: можно ли загубить мотор слишком вязким маслом?

13555 19 6
Мастера официальных дилерских сервисов породили немало опасных заблуждений, базируясь на рекомендациях производителей и не желая мыслить за пределами “гайдлайнов”. Чего стоит только опровергнутая многократно, в том числе производителями автоматических коробок, теория о “несменяемости” масла в АКП… Ещё одна популярная байка, тиражируемая дилерами, возникла на волне увлечения производителями маловязкими маслами вроде 0W20 и 0W30. Теперь многие проблемы с мотором объясняются мастерами использованием “слишком вязкого масла”. Попробуем разобраться, возможно ли это вообще.
 

Что такое SAE?

Начнём с пояснения простых вещей — с обозначений класса вязкости всесезонных масел по стандарту SAE, Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), наиболее популярному в мире. В обозначении, скажем, класса 5W30 первая цифра — это индекс вязкости при низких температурах, а вторая — при высоких.

Чтобы определить эти индексы, методика SAE предусматривает ряд инструментальных тестов: CCS – Cold Crank Simulator, MRV – Mini Rotary Viscometer для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — Kinematic viscosity для температуры 100 градусов и новый тест HTHS — High Temperature High Share для 150 градусов. Всё это делается с помощью точной сложной аппаратуры, и фиксироваться на этой части мы не будем.

Для каждого класса масла определен диапазон, в который должны укладываться его характеристики. Но общий смысл обозначения максимально прост: первая цифра говорит, насколько вязким является масло при холодном старте, а вторая — насколько оно выдерживает рабочие температуры. При этом каждая из цифр вовсе не означает абсолютное значение вязкости.

Для иллюстрации мы взяли результаты исследования лаборатории компании Widman International и немного адаптировали их для российского читателя.

На графиках хорошо заметно, как сильно параметры вязкости масел меняются при росте температуры. Очевидно, что пока мотор не прогреется хотя бы до 30 градусов, ему приходится очень тяжело, особенно на маслах 10W40 и 15W40.

вязкость 1

А вот между 40 и 80 С можно наблюдать совсем интересную картину: с ростом температуры кривые начинают пересекаться. И масло 10W40 к 80 градусам становится менее вязким, чем 5W40.

вязкость3

Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла, но при даже незначительном дальнейшем росте температуры масло 5W30 теряет остатки всей вязкости и становится слишком жидким. Так что тут более вязкие масла даже имеют очевидное преимущество.

вязкость5

Аналогичные “сюрпризы” существуют и для низкотемпературного индекса. И, конечно же, масла с одной номинальной вязкостью и полностью соответствующие стандарту всё же могут довольно существенно различаться по характеристикам. Но для простоты объяснения я буду учитывать индексы вязкости раздельно — как масла 5W или как масла W40, говоря о низкотемпературной и рабочей вязкости, без оговорок о реальном классе масла, чтобы не вносить путаницу. Просто подразумевая, что большая вязкость соответствует большему классу вязкости, без дополнительных хитростей и оговорок.

Статьи
«Ресурс современной АКПП – 1 млн километров»: интервью с гендиректором «ZF Руссия» Олегом Молотковым

К:  Если позволите, начнем с информационного повода – недавнего представления новой коробки. Для каких автомобилей предназначен свежий восьмиступенчатый «робот»? Или хотя бы для продольного или поперечного расположения...

15276 8 10

Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 при температуре около нуля градусов имеет кинематическую вязкость порядка 1 500 мм2/с, а при рабочей температуре этот параметр уже составляет всего 13 единиц. У синтетики 5W30 эти параметры меняются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и порядка 11 при рабочей.

Вязкость зависит от температуры нелинейно: в зависимости от состава масла она резко повышается в зоне низкой температуры и достаточно плавно изменяется в области рабочих температур. Замер рабочей вязкости проводится при ста градусах Цельсия, но рабочим диапазоном обычно является зона от 20-30 градусов, когда вязкость выше номинальной уже не на два порядка, а менее чем в десять раз.

В зависимости от двигателя и режима эксплуатации температура масла внутри него существенно различается, а значит, и вязкость одного и того же масла в рабочем режиме в разных двигателях разная. Более того, она непрерывно меняется в процессе движения. Таким образом, выбор вязкости масла связан еще и с такими параметрами, как типичная длительность поездки, нагрузка и температура окружающей среды.

К тому же на температуру масла (а значит, и на его вязкость) заметно влияет состояние двигателя. Повышенный объем картерных газов, неисправная система вентиляции, дополнительная защита картера, изношенный масляный термостат, грязный маслорадиатор — всё это вносит свои коррективы в режим работы масла.

Кроме того, нужно учитывать, что масло меняет свою вязкость в процессе эксплуатации. Обычно рабочая вязкость снижается по мере вырабатывания загущающих присадок, что особенно характерно для масел с вязкостью свыше W40, а низкотемпературная вязкость, наоборот, возрастает, поскольку срабатываются и присадки, повышающие текучесть при низкой температуре. Последнее характерно для всех масел с существенной долей минеральной основы, то есть, фактически для 99% масел на рынке, потому что даже у очень дорогих эта доля менее 30% не бывает. Чистая синтетика может вести себя иначе, но это тема для отдельного разговора.

Гуще или жиже?

С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости, не выше и не ниже заявленной в документах. Это просто технически невозможно: как я уже подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется, причём в весьма широком диапазоне.

Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло. Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.

Auto mechanic hand holding motor oil

Конечно, в долгосрочной перспективе возможно проявление каких-то особенностей, вызванных использованием слишком вязкого масла. Но их никак нельзя назвать фатальными для всего мотора. Например, может раньше срока износиться редукционный клапан насоса, сам маслонасос или фазорегуляторы. Но и это крайне маловероятно.

Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны. Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».

вязкость4

Другое дело — использование слишком маловязкого масла. Как мы видели из графиков, при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости в 9 мм2/с. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Тем временем, нормальная рабочая температура в современных моторах может достигать 110 градусов, а масло им часто рекомендуют и вовсе 0W20. И тут последствия могут быть более губительными, вплоть до проворота вкладышей и износа шеек коленвала. Поэтому уж лучше более густое масло, чем более жидкое.

Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны.

Абсолютно справедливо! А если давление масла при холодном запуске повышается в 5! раз - это небольшое повышение? И тут, как раз, зарыты все собаки. Баловаться маловязкими маслами могут разные автопроизводители, но есть те, кто действительно конструирует двигатели (особенно спортивные версии) с учетом последующего применения соответствующего масла, что сильно влияет на эксплуатацию двигателя. Вы уже наверняка догадались, что речь идет о Хонда. Всем владельцам авто с моторами K-серии в кошмарах сняться выкрошенные распредвалы. А мастера не раз материли размер масляных каналов в головке ГБЦ и блоке цилиндров. Использование более вязких "правильных" (по мнению владельцев) масел как раз и приводило к повышенному давлению в системе и масляному голоданию распредвалов, что в свою очередь приводило к критическому их износу. Эти поломки нельзя считать производственными дефектами, потому что те, кто лили 0w-20/30 и регулярно его меняли, никаких проблем с износом до 200-250 тыс. не имели. Это - высокофорсированные атмосферные моторы, здесь рекомендации производителя были не для галочки.

P.S. Вот бы еще добавить график зависимости давления масла разных вязкостей в зависимости от температуры на примере какого-нибудь двигателя К-серии (а еще лучше - производительности маслонасоса). Было бы очень показательно.

P.P.S И да! Я знаю, что такое редукционный клапан и как он работает).

Борис Игнашин

рабочая вязкость мало связана с вязкостью холодного пуска, конечно проще сделать масло с устойчиво уменьшенной вязкостью во всем диапазоне, без загустителей, те рабочей вязкостью порядка SAE20-30

Те кто лили SAE30 в хонду имели эти проблемы ничуть не реже, выкрошенные распредвалы это из-за конструктивного дефекта, и как раз тот случай, когда владельцы ищут причину не там, где надо. Другое дело, что малозольные масла с пониженным пакетом анифрикционных присадок им противопоказаны, как и большие интервалы замены, тут как раз лучше менять чаще, чем раз в 10к.
Повышенное давление в системе не может привести к масляному голоданию, в принципе.
ЗЫ- большая часть К серии по нынешним временам к высокофорсированным ну никак не отнести.

Вот вязкостью высокой редко убьешь мотор, ну только если японца с узкими каналами и то это надо замен7-10 делать тогда может будет негативный эффект. А вот меньшей вязкостью точно можно подгубить, если рекомендована w40, а мы зальем w20 то движок уже через пару замен будет брынчать как ушатанный.
Но в целом убивает не вязкость а отсутствие допуска. Там сразу катализатор полетит и куча всего заплачет.
Но в целом зачем лить не годную вязкость? Даже мое любимое ПАО масло Ликви Моли есть в нужной вязкости всегда.

Сергей Вершинин

"Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла" - Единственные слова в статье, которые верно отражают её суть. Льём что хотим. У маловязких масел никаких проблем при рабочей температуре нет и быть не может. То, что там будет свыше температурных режимов, указанных в допуске, меня мало интересует, так как это маловероятно на практике и убить движок любым другим известным способом можно гораздо быстрее. К тому же, прочность масляной плёнки не зависит от её толщины. А значит, говорить о том, что менее вязкое масло хуже смазывает детали и прочую ерунду про проворот вкладышей и износ шеек нельзя. Зато с ростом вязкости уменьшается теплопроводность масла, что сказывается на его температуре. При прочих равных, менее вязкое масло будет лучше охлаждать двигатель и само нагреется меньше. Так же маловязкие масла обладают меньшим трением, т.е. двигателю работать легче на маловязком масле. Разговоры про разное давление на маслах разной вязкости вообще никак не обоснованы. Испытайте масла разной вязкости на одном двигателе, нарисуйте графики давления, тогда я вам поверю.

Борис Игнашин

О, я вижу пришел "масляный профессионал" с ойлклаба )
Что такое прочность масляной пленки, что такое "хуже смазывает"? Хуже результат на машине трения? Месье теоретик, я так понимаю, вы никогда не замеряли давление масла разного типа и не видели результаты недостатка давления? Наборы лозунгов оставьте для вышеназванного ресурса пожалуйста, а тут не заповедник.

Сергей Вершинин

С Ойлклабом лично не знаком, уж простите. Тем более с их лозунгами.
Хуже смазывает - значит обеспечивает более высокий коэффициент трения, при прочих равных.
Прочность масляной пленки - свойство масла сопротивляться потере своих эксплуатационных показателей под действием внешних факторов, таких как давление, температура и т.п. в парах трения.
Вы сами сказали, что при рабочих температурах все масла укладываются в рекомендуемую вязкость, откуда возьмётся недостаток давления? Вроде исправные моторы обсуждаем.
На зиму заливаю в свой карбюраторный Ниссан Премьера 1994 года, с пробегом под 400 000 км, Eneos 0W20 и вообще проблем не знаю. Особенно при температурах ниже 35 градусов, когда у остальных гудрон в двигателе на утро, что даже стартер не крутит, я спокойно запускаю двигатель без всяких ночных прогревов и прочих танцев с бубнами. И что-то вкладыши, сволочи такие, никак проворачиваться не хотят.

Анатолий

В свой Мерс LiquiMoly Top Tec 6300 0W-20 заливаю, так как предпочитаю немецкие масла. С ним и правда проблем никогда не было, даже в самый лютый мороз все прекрасно работает.

Борис Игнашин

если мерс не с 271/642 чугунинными, а с алюсилом, то задиры будут, алюсил требует более толстой масляной пленки

Борис, спасибо за статью!
Достаточно интересно, в т.ч. граф. подтверждение)
Будут ли по теме актуальны какие-либо доп. рекомендации для турбо-моторов?

Борис Игнашин

Да все те же, немного греть, не лить маловязкие, если вкладыши, насос или турбина устали

Ok, спасибо🙂

Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше,

Борис, фактическая ошибка в статье. Вы путаете вязкость по SAE J300 и Viscosity index (VI, индекс вязкости). Индекс вязкости - если очень просто - зависимость вязкости масла от температуры и не имеет единиц измерения. Чем больше VI, тем более широкий температурный диапазон имеет масло. Т.е. большой VI - это хорошо.

Борис Игнашин

Да вроде, не путаю. Почему вы так решили?

Ну вот же цитата. Вы имели ввиду вязкость по SAE, а пишете "индекс вязкости". Еще раз повторюсь, чем выше индекс вязкости, тем лучше.

Борис Игнашин

это случайное совпадение наименований, в русском языке индекс это цифровой или буквенный указатель параметра, для более быстрого поиска. Если вас смущает формулировка, читайте "индекс вязкости по SAE"

Сложно доверять графикам без нанесенных точек измеренных значений. На базе какого числа точек они провели каждую кривую? по трём или по сотне?

Борис Игнашин

это не лабораторная работа, важна тенденция, а не абсолютные показатели

хорошо заметны два самых важных фактора, вязкость при нуле градусов на порядок выше вязкости в рабочем состоянии(а при меньших температурах разница еще выше), низкотемпературные свойства масел очень важны и очевидно прокачиваемость в основном зависит именно от них, и при рабочей температуре вязкость масла меняется в значимых пределах, в заметно больших, чем разность в индексах вязкости по SAE у смежных групп или даже через одну-две

В том-то и дело, что тенденция очевидна и без графиков, а вот например график в интервале 40-80, где аж несколько пересечений кривых с разностью порядка долей градуса(!) без нанесенных точек вообще всерьез рассматривать нельзя. В благих намерениях исследователей не сомневаюсь, но в итоге они сами себя перехитрили.

Борис Игнашин

это вообще не существенно

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

2082 1 1
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

22663 1 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

19673 5 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1727 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

2370 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3229 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

28054 28 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14916 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11911 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26475 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21107 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4004 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56977 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41150 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16526 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71547 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55250 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54403 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?