Стиль Lead Sled: 70 лет эстетики тюнинга

Фото: truefitment.com Мы постоянно заглядываем во «вчера» для того, чтобы лучше понять суть вещей, окружающих нас сегодня, – такова человеческая природа. Для этого же мы посещаем автомобильные музеи и выставки, испытывая наслаждение от ретро-техники. А как насчёт истории тюнинга?

 

Принято считать, что большинство проявлений тюнинга связано с автомобильным спортом и его своеобразной гоночной эстетикой. Но это не совсем так – с миром соревнований роднится далеко не каждый стиль. В последнее время мы повествуем о тех стилях, что появились с единственной целью – удовлетворить потребность владельца в самовыражении посредством неординарного внешнего вида авто. В этом случае ходовые качества играют если и не последнюю роль, то далеко не главную. Если копаться в разнообразных культурах и веяниях, то рано или поздно возникает закономерный вопрос – с чего же всё начиналось? Мы нашли «деда» всего «модного» тюнинга, и имя ему – lead sled, т.е. «свинцовые сани».

История появления

Появление стиля lead sled – закономерное явление, возникшее в послевоенные годы в Соединённых Штатах Америки. Как мы ранее упоминали в статье про хот-роддинг, с войны вернулась технически подкованная и не бедствующая материально молодёжь, стремившаяся к самореализации. К концу 40-х годов прошлого века удивить кого-либо хот-родом уже было сложно, вследствие чего образовалась когорта людей, решивших сделать упор на внешность своих машин. Если экстерьер хот-рода подчинён цели достижения максимальной скорости и мощного ускорения, то «лэд слэду» гонки ни к чему. Его задача – выглядеть настолько круто, насколько это возможно.


Используемые автомобили

Первое, за счёт чего можно было выделиться, – нестандартная база проекта. В то время как быстрые машины продолжали строить из довоенной техники, «модники» приобретали последние модели. Дизайн на тот момент уже диктовала аэродинамика, не успевшая потесниться «детройтским барокко» с его острыми «плавниками» и неимоверным количеством хрома. Чтобы вам было легко представить Ford или Mercury конца 40-х, вспомните отечественную Победу. Это автомобиль, напоминающий формами подводную лодку или перевёрнутый вверх дном металлический таз. Именно такие машины послужили основой для первых «свинцовых саней». Позже к ним присоединились модели 50-х годов, а некоторые кастомайзеры (от слова «custom» – «уникальный», «сделанный по индивидуальному образцу») экспериментировали с довоенными Фордами и «Шеви». Классикой стиля lead sled считается купе Mercury Eight образца 1949-1950 годов. Первый подобный автомобиль был построен в 1949 году братьями Баррис в их собственной мастерской Barris Kustoms.


Bez-Imeni-6.png
Bez-Imeni-5.png

На фото: Ford Deluxe Shoebox



Общие приёмы

Разобравшись с «заготовками», перейдем к канонам, характерным для этого стиля, чтобы, наконец, понять, причём тут санки и свинец. Образ «лэд слэда» формируется из нескольких аспектов. Первый признак – чопперинг крыши. Её стойки укорачивались на величину от двух до семи дюймов, делая автомобиль ниже и придавая стремительность и приземистость силуэту. Во-вторых, ченнелинг кузова – то бишь его занижение относительно рамы. Эти два приёма широко применяются и при постройке хот-родов, но в данном случае они несут исключительно эстетический смысл, не прибавляя к максимальной скорости дополнительных миль в час. И, наконец, шейвинг кузова. Мы писали об этом приёме в контексте европейской тюнинг-сцены, однако своим появлением он обязан именно американцам. Он же является объяснением слова «свинец» в названии стиля. Дело в том, что устранять образовавшиеся после снятия с кузова «лишних» деталей отверстия и углубления в середине прошлого века можно было единственным способом – наплавкой свинца. Пластмасс и эпоксидных шпатлевок в то время попросту не существовало, поэтому заполнение элементов кузова расплавленным свинцом с целью достижения гладкой поверхности стало визитной карточкой таких проектов. Слово «sled» («санки», «салазки») используется лишь для рифмы, а не для обозначения реального предназначения таких машин.




Что ещё?

Хотя шейвинг «лэд слэдов» носит радикальный характер (удалению подвергаются даже функциональные элементы типа дворников и дверных ручек), он не распространяется на радиаторную решётку и передний бампер. Эти элементы, в отличие от остального кузова, сохраняют хромовый блеск, хоть зачастую и меняются на аналогичные детали от других моделей. Дополнительное занижение обеспечивается благодаря тому, что выхлопные трубы проводятся под кузовом вдоль линии порога. Патрубки в этом случае обычно выходят перед задними колёсами и способны демонстрировать языки пламени, даже несмотря на абсолютно стандартный двигатель. Колёсные диски снабжаются хромированными колпаками, а на шинах появляются вайтволлы – белые резиновые полосы на боковинах. Всё это способствует приданию более классического вида, что вкупе с уникальной окраской и прикрытыми с помощью накладок задними колёсами делает образ «лэд слэда» незабываемым.




Сквозь время

Канонический lead sled невозможно изготовить из серийного автомобиля, произведённого позже 1960 года, ведь тогда округлые формы стали сменяться прямыми углами. Несмотря на это, стиль выжил, а в наше время даже переживает самый настоящий расцвет. Правда, найти «живой» Mercury Eight или подобный ему автомобиль уже практически невозможно даже в США. На помощь энтузиастам приходят ателье, занимающиеся изготовлением копий кузовных элементов из пластика – можно собрать реплику легендарного купе, не прибегая к продаже апартаментов на Манхэттене. Но стоит помнить, что настоящие «свинцовые сани» должны быть выполнены из стали и свинца, а не из пластика и шпатлёвки, – иначе прародители этого движения вас не поймут. Современные экземпляры нередко таят в своих пухлых недрах мощные двигатели, современную электронику и многие другие атрибуты технического прогресса. С нашей точки зрения, это шаг вперёд, а не в сторону, ведь процесс эволюции свойственен каждой автомобильной культуре.


Проект на базе ГАЗ-21 Волга в стиле Lead Sled в процессе постройки



Без сомнения, приятно наблюдать, как люди по всему миру стремятся приобщиться к культуре, чья история берет свое начало почти 70 лет назад. Наша страна традиционно выступает в роли догоняющей. А жаль – найти 21-ю Волгу и даже Победу труда не составляет. Проектов на их основе создана масса, однако большая их часть представляет из себя откровенный «колхоз» с использованием того, что попалось под руку… Но ещё не поздно всё изменить!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
04.10.2015 17:55
Сергей

Можно было по-больше сказать про российские проекты. Насколько я знаю Ford Deluxe 51-го часто на выставках светит. Еще были Chevrolet Coupe 49-го и Bel Air 54-го от zz-гаража.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings