Суперкары в деталях: KTM – четырёхколесный мотоцикл

Австрийская компания KTM больше известна, как производитель высокоскоростных гоночных и внедорожных мотоциклов. Но что бывает, когда фанаты мотоциклов хотят построить бескомпромиссный автомобиль? Получается KTM X-Bow.
 

История компании КТМ началась в 1934 году, когда инженер Ханс Трункенпольц открыл в родном австрийском городке Маттигхофен небольшую мастерскую по обработке металлов «Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen», услуги которой пользовались популярностью в округе. После окончания Второй мировой Трункенпольц решил переключиться на выпуск велосипедов, а уже к 1954 году из ворот фабрики выехал первый мотоцикл. Как и известная нам Yamaha, линейка мотоциклов стала основной для KTM: их внедорожные модели несколько раз побеждали в ралли-рейде «Дакар», а кольцевые активно используются мотогонщиками кубка MotoGP. В 2006 году в компании задумались о создании сверхлегкого суперкара, который впоследствии получил имя X-Bow.

2007 – KTM X-Bow

Премьера нового автомобиля состоялась спустя год на Женевском автосалоне. Первый четырехколесный суперкар в ассортименте КТМ был разработан в кооперации с несколькими крупными фирмами. Так, эффектный и броский родстер был создан дизайнерами австрийской студии промышленного дизайна Kiska Design (это, кстати, фамилия основателя фирмы, Джеральда Киски). В результате внешность КТМ чем-то напоминает насекомое – крошечные фары, схема окраски, в которой преобладает некрашенный полированный углепластик, разбавленный яркими цветами некоторых элементов, а элементы обтекателя и вовсе похожи на сложенные хитиновые крылья.

2007 – KTM X-Bow.jpg


В отличие от буйства экстерьера, в салоне преобладают серые тона: гоночные сиденья обтянуты замшей и снабжены четырёхточечными ремнями безопасности. На рулевом колесе разместились все функции, за которые обычно отвечают подрулевые переключатели: так, помимо клавиши клаксона, на руле можно найти и кнопки включения поворотников и переключения дальнего/ближнего света. Вся информация о скорости, оборотах двигателя, температуре охлаждающей жидкости и масла выводится на жидкокристаллический дисплей бортового компьютера, который позаимствовали у супербайка компании – KTM 1198 RCR.

Конструкцию машины разработали в известной фирме Dallara: в основе баркетты без лобового стекла лежит карбоновый монокок, к которому крепятся внешние пластиковые навесные элементы и алюминиевые рычаги независимых подвесок передних и задних колес. Осаживать машину с максимальной скорости призваны вентилируемые дисковые тормоза итальянской фирмы Brembo диаметром свыше 300 мм спереди и сзади. В результате удалось снизить массу машины до 870 кг, при этом ее длина составляет всего 3,6 метра, причем суперкар весьма широк – целых 1,8 метра.

Как и ближайшие конкуренты, KTM не имеет даже лобового стекла, а сами производители советуют своим покупателям пользоваться шлемами. Впрочем, защищать двух седоков от переворота призвана мощная алюминиевая дуга безопасности, размещенная за сиденьями. Для более полного контакта с трассой пришлось применить шины разной размерности – 205/40 R17 спереди и 235/40 R18 сзади.

За спиной водителя разместился двухлитровый рядный четырехцилиндровый турбомотор, позаимствованный у Audi, который развивает 220 л. с. и 300 Нм крутящего момента. В паре с ним работает шестиступенчатая «механика», а по заказу можно установить и семиступенчатую роботизированную трансмиссию DSG с двумя сцеплениями. Для улучшения сцепления с дорогой задний мост снабжен самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения. В результате разгон с места до «сотни» у австрийского родстера занимает не более четырех секунд, при этом максимальная скорость достигает 230 км/ч.

В стандартное оснащение открытого родстера входят кондиционер и отопитель воздуха, стереомагнитола, гидроусилитель, а также антиблокировочная система тормозов. Машина заинтересовала покупателей и пользовалась активным спросом среди фанатов трек-дней, даже несмотря на ценник в 45 850 евро.

2008 – KTM X-Bow Dallara



Специально для любителей коллекционных изданий специалистами KTM была подготовлена эксклюзивная модификация родстера, получившая имя Dallara – в честь фирмы, создавшей кузов X-Bow. От стандартных X-Bow исполнение отличается эксклюзивными шильдиками Dallara, форсированным до 240 л. с. с помощью новой выхлопной системы, турбомотором Audi и семиступенчатой роботизированной КПП DSG в стандартной комплектации. В результате разгон до «сотни» сократился на две десятых секунды, а максимальная скорость поднялась на 10 км/ч от «обычного» X-Bow. За эксклюзив придется доплатить целых 10 000 евро, а всего было выпущено 100 автомобилей.

2008 – KTM X-Bow GT4

Но многим покупателям австрийского родстера было мало участия в любительских трек-днях, они хотели выступать на машине в профессиональных гоночных сериях, таких как класс GT4. Это самая доступная серия гонок FIA, а гонщики там соревнуются на купе Lotus Evora, BMW M3 и Donkervoort D8, омологированных FIA. В КТМ пошли навстречу клиентам и подготовили собственный гоночный автомобиль, созданный с учетом требований по омологации FIA.



Согласно правилам, австрийский родстер получил более мощные стальные дуги безопасности за кокпитом вместо стандартных алюминиевых, систему автоматического пожаротушения и специальную пожаробезопасную горловину бензобака, а в общей сложности в машину внесли более 30 изменений. Иными стали и передние крылья, приливы на которых должны предотвратить опасный контакт машин колесами, углепластиковый монокок дополнительно армирован, исчезли ниши для номеров, появились места для крепления балласта и задний красный фонарь для того, чтобы машина была более заметной при езде в дождливую погоду.

В механику серьезных изменений почти не вносили: двухлитровый турбомотор Audi оснастили системой смазки с «сухим» картером, чтобы бороться с отливом масла из картера при сильных боковых перегрузках и, как следствие, возникновением масляного голодания и повреждения мотора. Кроме того, установили прямоточную выпускную систему с гоночными катализаторами, что в результате позволило поднять мощность мотора до 250 л. с. В паре с двигателем работает шестиступенчатая секвентальная коробка передач Xtrac, в подвеске появились регулируемые гоночные амортизаторы, а тормозная система стала полностью настраиваемой и лишилась ручного тормоза.



Помимо участия в гонках GT4, гоночная версия также стала основой для запущенного в 2009 году фирменного монокубка KTM X-Bow Super Sport Cup, который был разделен на два кубка – северный, который разыгрывался на трассах Германии, Великобритании и стран Бенилюкса, и южный – во Франции, Италии и Испании. Цена боевого гоночного болида составляла 82 900 евро, причем в эту стоимость входит и полная заводская поддержка клиентов-пилотов: от тестовых дней и персональных настроек с специалистами КТМ до полного техобслуживания за год.

2009 – KTM X-Bow Superlight



Для омологации гоночного автомобиля по правилам класса FIA GT4 компания КТМ выпустила ограниченную партию серийных облегченных родстеров X-Bow. Как и гоночный собрат, родстер отличается более мощным 240-сильным турбомотором Audi, работающим в паре с секвентальной шестиступенчатой коробкой передач, усиленными стальными дугами безопасности за спинами пассажиров и регулируемой подвеской. От «обычных» X-Bow его отличают отделка корпуса целиком из некрашеного углепластика, новая выхлопная система, а в салоне появились иные сиденья и рычаг переключения передач. Стоимость такого сверхлегкого родстера – 58 000 евро, а всего было выпущено 50 таких автомобилей.

2011 – KTM X-Bow R

Спустя два года на Франкфуртском автосалоне состоялась премьера заряженной версии австрийского родстера. Новинка получила приставку R в заводском индексе. Двухлитровой «четверке» Audi TFSI переписали программу блока управления двигателем и установили новый, более производительный турбокомпрессор, в результате чего мощность мотора увеличилась до 300 л. с. и 400 Нм крутящего момента. С двигателем сагрегатировали шестиступенчатую механическую коробку передач. В результате всех ухищрений новинка весом всего 750 кг разгоняется до паспортной «сотни» за 3,5 секунды, а максимальная скорость открытой баркетты без лобового стекла достигла 235 км/ч.



Монокок оставили без изменений, а вот в подвеске появились новые пружины и амортизаторы, в результате чего клиренс снизился на 15 мм, что помогло уменьшить центр тяжести машины, это положительным образом сказалось на управляемости. Тем же целям служат и разновеликие передние и задние шины с увеличенной шириной покрышек, а чтобы быстро остановить баркетту, австрийцы установили увеличенные в диаметре перфорированные вентилируемые тормозные диски из композитных материалов. От предшественника «эрка» отличается специальной окраской корпуса, подчеркивающей её спортивный характер. При заказе X-Bow R покупатель может выбрать комплектацию, причем на цене это никак не сказывается. В комплектации Street «эрка» имеет отопитель и кондиционер, снабжена трекшн-контролем, ABS и аудиосистемой, зато Race, лишенный кондиционера и вспомогательной электроники, можно оснастить гоночной секвентальной коробкой передач. Базовая цена машины составила 58 795 евро.

2012 – KTM X-Bow RR

Для тех клиентов, которым оказалось недостаточно способностей X-Bow R, в КТМ приготовили еще более хардкорную версию, справедливо получившую приставку RR в названии. Все тот же двигатель Audi 2.0 TFSI подвергли усиленной программе доработки в МТМ, где известные тюнеры установили новый интеркулер увеличенной площади и кованые поршни с шатунами, а также увеличили давление наддува. В результате мощность героического мотора подскочила до 360 л. с. Двигатель сагрегатировали с секвентальной гоночной коробкой.




Из машины выкинули кондиционер, аудиосистему и электронные ошейники, а также улучшили аэродинамику кузова, установив новые боковые обтекатели и задний диффузор. Результат не заставил себя долго ждать – RR массой всего 720 кг разгоняется с нуля до 100 км/ч за 3,2 секунды, а максимальная скорость достигла 250 км/ч! Кстати, родстер под управлением гонщика Кристофа Хааса, победителя марафона «24 часа Нюрбургринга», прошел Северную петлю всего за 7 минут и 25 секунд, побив время круга таких автомобилей, как Ferrari 458 Italia (7:28) или Porsche 911 GT3 RS (7:27). Цена на новинку, кузов которой полностью выполнен из некрашеного карбона, составила 66 000 евро.

2013 – KTM X-Bow GT

Для клиентов, которым нужен прогулочный родстер, чтобы на нем можно было и прохватить по треку, и покататься летним вечером по побережью Ниццы, австрийцы подготовили «одомашненную» версию своего родстера, лучше приспособленную к дорогам общего пользования. Новинка, представленная на Женевском автосалоне, получила приставку GT. От ранних версий X-Bow новая модификация отличается лобовым и боковыми стеклами, которые позволили передвигаться на машине без шлема. Также автомобиль получил легкосъемную матерчатую крышу, которая рассчитана на движение при скоростях не более 130 км/ч, причем владелец должен внимательно следить за прогнозом погоды – хранить её придется отдельно, в гараже. Для вещей владельца выкроили багажный отсек, в котором могут поместиться только фирменные дорожные сумки.




Автомобиль оснастили двухзонным климат-контролем, электроприводом зеркал заднего вида, аудиосистемой с четырьмя динамиками и АБС. Под капотом разместился двухлитровый двигатель Audi TFSI, развивающий скорость 240 л. с. В паре с ним штатно работает семиступенчатая роботизированная коробка передач DSG с двумя сцеплениями, однако, по заказу могут установить и механическую трансмиссию, а также дифференциал повышенного трения. В результате время разгона до «сотни» у «цивилизованной» версии составило четыре секунды, а максимальная скорость достигла 220 км/ч.

2015 – KTM X-Bow GTR

Весной 2015 года на гоночные трассы кубка FIA GT4 вышел закрытый гоночный прототип, построенный на базе X-Bow компанией КТМ и гоночной командой Reiter Engineering. Углепластиковый монокок, основу кузова машины, оставили практически без изменений, добавив к нему лишь стальной каркас безопасности. Внешние панели закрытого кузова выполнили все из того же углепластика, причем дверей нет: для того чтобы попасть в кокпит, приходится поднимать переднюю часть кузова машины. Серьезные изменения коснулись и задней части: машина стала длиннее, для повышения устойчивости на больших скоростях получила развитый диффузор и огромное антикрыло для создания прижимной силы.




За спиной водителя разместился двухлитровый турбомотор Volkswagen, развивающий 400 л. с., который снабдили системой смазки с сухим картером. В паре с ним работает секвентальная коробка передач Xtrac. Хотя GTR и не имеет допуска на дороги общего пользования, австрийцы продают машину всем желающим командам всего за 139 000 евро – и это одна из самых недорогих машин в пелетоне.

Производство автомобилей марки:

Изначально в КТМ планировали выпускать 500 родстеров в год на заводе Dallara в Италии, но машина оказалась настолько популярной, что для расширения производства был построен специальный завод в городе Грац, Австрия. Впрочем, углепластиковые монококи все равно изготавливаются в автоклавах завода Dallara, откуда и приходят в Грац, где происходит окончательная сборка автомобилей. Завод рассчитан на выпуск 1 000 автомобилей в год. Купить X-Bow можно только в Европе, у 50 официальных дилеров марки.


Сравнительные характеристики автомобиля KTM X-Bow и ближайших одноклассников

kmt.png


Интересные факты:

  • Эмблема марки представляет собой стилизованные буквы КТМ оранжевого цвета, который, кстати, является фирменным для компании.
  • X-Bow – один из официальных автомобилей, участвующих в «Гонке Чемпионов» – The Race of Champions, ежегодном международном мероприятии, в котором принимают участие гонщики-победители самых престижных мировых серий: Формулы-1, WRC, ALMS, WTCC, NASCAR. Родстер был по достоинству оценен многими легендарными гонщиками, среди которых был и Михаэль Шумахер, который тепло отозвался о динамике и управляемости австрийского спорткара.
  • Автомобили KTM X-Bow в разных модификациях официально лицензированы для многих автомобильных симуляторов. Покататься на них можно, например, в Gran Turismo 6 или Forza Motorsport 5, а также в GRiD 2, Assetto Corsa и Project CARS.

history-kmt.png



В чем фишка КТМ?

  • Компания – разработчик высококлассных мотоциклов.
  • Это первый суперкар, построенный в Австрии.
  • Автомобили разработаны совместно с компанией Dallara – одним из крупнейших производителей гоночных болидов в мире.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы