Сверхновая. Репортаж с производства Lada Vesta

Сентябрь 2015 года. Мы приехали на ИжАвто, где совсем скоро должно начаться серийное производство самой ожидаемой новинки этого года – седана Lada Vesta. Оправдает ли автомобиль ожидания? Будет ли он таким, каким его задумали?

 

Репортажи с производства – наш любимый в последнее время жанр. Только вот делать репортаж об ИжАвто в частности и об АВТОВАЗе (заодно с Renault-Nissan) вообще – задача сложная, особенно сейчас, накануне запуска Весты. Потому что каждый раз во время беседы, даже с выключенными диктофонами и камерами, сотрудники оговариваются: «это не для печати», «про это лучше не надо», «это вам только для ознакомления».

И дело не в том, что дела плохи – всё с запуском Весты нормально. Просто слишком опасаются вазовцы, ижевцы и коллеги по франко-японскому альянсу называть цифры и факты, которые имеют хотя бы минимальные шансы быть истолкованными негативно. Слишком хорошо они знают, что такое комментарии в Интернете и что такое комментарии про АВТОВАЗ. Мы держим обещания, поэтому извините – точных цифр в этом репортаже будет по минимуму.

Хотя честно говоря – ребятам, имеющим отношение к Весте, в разговорах с журналистами можно было бы быть и посмелее. Понаглее даже. Шутка ли – скоро каждый из них войдёт в историю. Как соавтор одного из самых выдающихся отечественных автомобилей. А в том, что это будет именно такой автомобиль, сомнений практически не осталось. Это действительно будет сверхновая звезда. Да, это личное, очень субъективное мнение автора данного текста. Но извините ещё раз – этот текст пропитан субъективизмом и эмоциями. Потому что очень радостно за то, что происходит с нашим автопромом прямо сейчас. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.


А впрочем, не всё спокойно в «ижевском королевстве», поэтому давайте-ка пройдём по цехам ИжАвто и посмотрим, как предприятие готовится к ответственному старту. Вот, например, в цехе штамповки, который занимает площадь в 32 000 квадратных метров и имеет 37 штамповочных линий, пахнет свежей краской. То тут, то там мы видим бригады маляров, накладывающих ее слой за слоем на стены, колонны и махины прессов. Краска – белая. Скоро здесь будет практически аптечная белизна.

«Точно, как в аптеке» – именно так, с предельной точностью, анонсирована дата запуска Lada Vesta – 25 сентября. В Ижевске собираются выпустить около 6 000 автомобилей до конца года и порядка 1 600 к старту продаж, который анонсирован на ноябрь. Вот новейшая штамповочная линия, на которой сейчас делают боковины кузова седана Nissan Sentra. Но на следующий год планы по сборке Сентры у ИжАвто более чем скромные – Ниссан заказал всего 1 000 штук.



Ну а что же Веста? Автомобиль-антикризис? Цена пока не названа, что понятно в свете ситуации с курсами валют, но у Весты есть, по крайней мере, один козырь – локализация. Ниссановцы в своё время сознательно пошли на отказ от локализации Sentra и Tiida и в конечном итоге получили вышеописанные проблемы. А жаль – автомобили-то замечательные. Будет ли замечательной Веста? Она проще и бюджетнее, но выглядит так, как никогда не выглядел российский автомобиль, локализована примерно на 65% и собирается по новым стандартам.

Оборудование, впрочем, не всё сплошь новое – вот ещё одна бригада покрывает белой краской ряд прессов, которые стоят здесь с 1980-х годов. В белом цвете прессы выглядят необычно, смутно напоминая какие-то самодвижущиеся механизмы из «Звёздных войн». За все эти годы работать им пришлось не так уж много – сначала на них недолго штамповали детали для Ижей, потом для KIA, и только в последние годы нормально загрузили под сборку лифтбеков Granta, моделей Nissan, а теперь вот и Lada Vesta. Их ресурса хватит ещё очень надолго.

Под каждую штампуемую деталь есть специальный контрольный стол, своё «идеальное тело», на котором осуществляется выборочный контроль точности. То и дело к такому столу подходят контролёры и делают пометки маркером прямо на металле. Встречаются пометки к в виде иероглифов – среди контролёров, как и среди простых рабочих, много японцев из Nissan. Интересная деталь – сзади на касках у них крупно по-русски написаны фамилии. Хорошо бы, если бы на и касках российских коллег появились фамилии, только написанные иероглифами – тогда и японцам было бы легче сориентироваться среди множества похожих друг на друга европейских лиц :).



До цехов сварки суммарной площадью 46 000 квадратных метров мы добрались аккурат к обеденному перерыву – сварщики, как по команде оставив сварочные клещи, двинулись в сторону столовой. Да, на ИжАвто многое варится именно клещами, вручную, сварочных роботов сравнительно немного – 36 на сварке Lada Granta и 18 на Nissan. Минусы этого подхода известны, но есть и плюсы – сварочная линия более гибкая, чем, например, тольяттинская, на которой варят кузова Калины. У ижевской линии есть возможность быстрой адаптации под новые задачи, и в частности именно поэтому в Ижевске стало возможным производство автомобилей с тремя разными платформами «в одном потоке», хотя ещё совсем недавно считалось, что это нереально.


N8E_7124.jpg


Готовые, сваренные кузова седанов Vesta стоят на линии контроля под тысячеваттными лампами, выявляющими любой, даже самый незначительный дефект. Исправляют дефекты тут же, на этой линии. В итоге, если с кузовом всё хорошо, он отправляется на покраску. Здесь, на покрасочной линии, людей практически нет – они только на финальном этапе, где осуществляется мелкая «доводка» и контроль. Огромная окрасочная линия, позволяющая делать Весту в 18 различных цветах кузова, представляет собой висящий под потолком «рукав» квадратного сечения, который лишь изредка опускается к полу или прерывается, и в этом разрыве можно увидеть кузов Гранты, Ниссана или Весты, прошедший очередную стадию окраски.




Но одна из последних стадий – как развязка в хорошем кинофильме: через большие окна можно наблюдать, как роботы слой за слоем наносят на кузов защитный лак. Весь цех окраски занимает больше 56 000 квадратных метров и включает 12 окрасочных роботов. Сейчас они могут одновременно красить кузова в 7 различных цветов, а после модернизации станет возможным одновременная покраска в 20 цветов. А на этот свежеокрашенный кузов Lada Vesta совсем скоро поставят двигатель, панель приборов, сиденья…


NDF_2798.jpg



Мы перемещаемся в цех сборки, где по одной линии идут Granta и Sentra, и пока нечасто их «разбавляет» Vesta. К нам присоединяется генеральный директор всей этой громадины под названием ИжАвто, Михаил Рябов. Он с улыбкой здоровается и даёт нам короткое интервью, которое заканчивает почти стихами: «Мы будем тут жить, но сделаем автомобиль таким, каким он должен быть». Это сказано уже не на камеру и не на диктофон, приправлено соответствующими междометиями, и очень заметно, что работы ещё очень много, и она трудная. Но Рябов знает, о чем он говорит, и он из тех людей, которые отвечают за свои слова.




Речь идёт о 24-часовой работе. Буквально. На этом последнем рубеже перед запуском Lada Vesta завод не будет стоять ни минуты – все силы брошены на то, чтобы Веста как автомобиль получилась. Проблемы есть – например, сейчас слишком много времени тратится на доводку автомобилей до товарной кондиции уже после того, как они сходят с конвейера. В кратчайшие сроки это время нужно сократить практически втрое. Это суперсложная задача, и это только одна из проблем. Но факт состоит в том, что ни одна машина не выедет за заводские ворота, пока не будет идеально соответствовать заявленному уровню. К старту производства Веста, как и весь завод Иж-Авто, подойдёт в хорошей форме. Рябов говорит, что ремонт помещений, покраску стен и новые товарные площадки нужно закончить за неделю – «и будет красота». Говорит с характерным блеском в глазах – такой блеск бывает у очень увлечённого человека. Самое большое увлечение в жизни директора «Иж-Авто» – это его работа. И это круто.

А дальше мы выкатываем за ворота сборочного цеха за рулём новёхонькой, только что собранной алой Lada Vesta. Она действительно хороша, и мы предвкушаем, как совсем скоро расскажем о ней своим читателям. Мы колесим по территории завода. Прислушиваемся к ощущениям. Смотрим по сторонам. Видим только что закатанную в асфальт новую товарную площадку, созданную специально под Lada Vesta, и вспоминаем слова Рябова о рабочих из компании, которая строила эту площадку: «бригадир у них – мировой мужик, приходит в шесть утра, вместе со мной, уходим тоже вместе, в восемь вечера».




Да, Рябов – он такой же: мировой мужик, практически не уходящий с работы домой. Удачи вам, мировые мужики. Сил и терпения. И выпускайте её уже скорее.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
26 комментариев
15.09.2015 21:18
Станислав

Да, удачи мужикам! Вопреки всему!))


16.09.2015 08:51
Вячеслав Скорых

Аааа! Красненькая! Хочу!!! Думаю, куча народу побежит в автосалоны, чтобы посмотреть и пощупать новинку.


16.09.2015 09:55
Max Popov

Жду, не дождусь. Меняю свой Фокус 2007 года дизельный на Весту, ибо от стоимости запчастей на форд у меня полное финансовое разорение скоро наступит. Кстати, видел комплектацию Весты только с двумя подушками безопасности, может, кто знает - будут четыре ставить?

P.S. Желаю удачи всем, кто имеет отношение к производству этих новых машин. Понимаю, что сейчас им всем тяжело, но мое личное мнение, и ощущение, что Весту ждет просто грандиозный успех. Сам буду брать желтенькую(Лайм).


16.09.2015 11:55
Simon Logic

Мне кажется, на старте продаж гибкость по комплектациями будет никакая. Три варианта с одним двигателем и все. Те комплектации, что выкатили в ВКонтакте, также абсурдны. Люкс купить на ручке невозможно, подушек боковых, как вы указали, нет, климата нет, и так далее. Да еще и продажи начнутся только в городах миллионниках.


16.09.2015 12:56
Иванов

Если я не путаю, то колеса.ру писали о старте продаж в более чем 20 городах. Не мог бы ты насчитать более 20 российских городов -миллиоников? И кто из производителей выкатывает по 10-15 комплектаций на старте продаж?


16.09.2015 15:17
Олег Андрущенко

Насколько помню, писали, что на первых этапах Веста поступит дилерам находящимся в 22х крупных регионах РФ, а к весне уже и во все остальные регионы.


17.09.2015 09:55
Вячеслав Скорых

Думаю, вы правы и на старте ждать большого количество вариантов комплектации не стоит. У нас в салонах зимой вообще пустовато. Но весьма вероятно, что к весне выбор уже побогаче будет.


16.09.2015 16:35
Андрей Чепелев

А если не секрет, что именно так поражает воображение из цен на запчасти?


16.09.2015 16:53
Max Popov

Ну, к примеру, менял недавно ремни(ГРМ, агрегатов, ролики плюс кассета привода ТНВД, потому что пробег уже за 200 тыс.) Так вот запчасти вместе с работой вышли больше 40 тыс рублей. А еще на 140 тыс. менял двухмассовый маховик(маховик со сцеплением и выжимным тогда стоил 25 тыс.), а сейчас снова надо менять, так вот сейчас это стоит под 40 тыс. не считая работы. А еще недавно поменял шланг от интеркуллера, так вот эта резиновая штука стоит 4500. А еще кнопка багажника(просто микрик) стоит от 3 до 4.5 тыс руб. И так могу много перечислять, но у меня через это настроение портится :-)


26.10.2015 13:02
Юрий

Был владельцем Форд Фокус 2, 2005 года выпуска, никаких проблем с ценниками на запчасти и работой, все в очень разумных пределах. Менял комплект ГРМ с роликами и ремней приводов - около 12 т.р. вышло с работой, про 40 - это просто развод.

Сменить Фокус 2 (породистая управляемость, динамика, безопасность, комфорт) на Весту (распиаренный кот в мешке)- это надо быть не совсем в адеквате.


16.09.2015 18:15
Сергѣй

Искренне хочется, чтобы наконец получилось. Но разум подсказывает - стоить будет запредельно. Если уж сейчас Калина 2 перевалила далеко за 500, что говорить о Весте. Пичаль-беда.


17.09.2015 09:38
Дмитрий Аверкин

"Калина-2" в базе перевалила не 500, а 400. Это первое. И второе: "Весту" покуда запускают в не самоё доступной комплектации: без 87-сильного двигателя и с кондиционером.

Так разум вам подсказывает, или вам отказывает?


17.09.2015 23:36
Александр Короленко

ну его нафиг, драндулет этот. замучаешься потом детские болезни лечить. Да и легендарную российскую рукожопую сборку никто не отменял. даже если конструкция будет на уровне, всё как всегда испортит эта самая сборка... а если и коробка будет завывать как на гранте, то это будет пипец...


18.09.2015 11:13
Сергей Харламов


18.09.2015 23:51
Sss Sss

ждем универсал кросс


19.09.2015 08:55
Alex1331

На ДВ ее привезите - пусть народ поугорает


19.09.2015 09:28
Павел Братишко

"через большие окна можно наблюдать, как роботы слой за слоем наносят на кузов защитный лак".

Судя по фото под этой фразой на ИЖАВТО автомобили красят киборги.


19.09.2015 17:01
Term

Ждем, надеемся и верим! Удачи мужикам!


21.09.2015 22:43
Roman Fuflygin

Внешне выглядит очень даже, молодцы, наконец то начали делать что то стоящее. Но: даже если и качество будет тоже на уровне, иномарки то тоже не стоят на месте. Везде уже пошли тачки с радарами определяющими расстояние до след машины и автоматом регулирующие это расстояние если оно сокращается до предельной величины. Датчики полосы дороги в которой находится машина. Датчики контролирующие не заснул ли водитель за рулем. Будет ли это на Весте? А ведь сейчас это уже не роскошь а самые нужные средства повышения надежности и качества вождения.


22.09.2015 14:25
Alex1331

Вот оно, счастье - кузов из вторчермета в виде буквы "Х"


25.09.2015 22:58
Олег Александров

Всё зависит, первое от качества автомобиля, но конкуренция в данном сегменте очень высокая. Очень бы не хотелось если бы вопросу конкуренции как обычно решались бы административными средствами.


03.10.2015 20:58
Sergey Kretsev

В мире существует только два типа машин - =немцы= и все остальные.


21.10.2015 09:44
Руслан Яфаров

Хорошая статья. Хрен с ним, что получится очередной Иж, главное, что директор завода и бригадир - мировые мужики))) Так у нас и делается, работают по 24 часа, не спят и вкалывают, чтобы успеть к сроку, гордятся этим!!! Получается залипуха, а зачем?! Я че то сомневаюсь, что на Тойоте или Мерседесе рабочие рассказывают, что они не спят 3 сутки и сейчас пойдут собирать очередной автомобиль. Стыдно, что в России флагманом назвали автомобиль, который даже толком конкуренцию составить самым бюджетным!!!! даже не немецким и японским, а корейским автомобилям не может. Пока менталитет россиян от риспиздя.ства не избавится, хорошего автомобиля не получится. Т.е. никогда.


26.10.2015 12:58
Юрий

Золотые слова!

Вспомните, не так уж давно, упала ракета, которая должна была к 9 мая доставить знамя Победы на МКС... Тоже наверняка спешили неистово, не спали сутками, чтобы ровно к 9 мая успеть... И вот что вышло...

Работал раньше на крупном заводе, знаю что все эти мега-спешки до добра не доводят. Закрываются глаза на десятки мелких косяков, главное - успеть!

А косяки вылезут потом, "как нибудь разберемся". Разбирать в данном случае будут одурманенные агрессивным пиаром весты ̶л̶о̶х̶и̶̶ потребители...


20.09.2015 11:39
Иван Сюсюкин

Так и хочется сказать: Не верю!!!!!! Слишком много болтовни, вспомните с Грантой было тоже самое, а что в итоге?! И не забывайте какой у АвтоВАЗа сервис. Не давно написал письмо в службу поддержки завода по поводу проблем с КПП Лада Гранта, и что вы думаете, ответа так и не дождался, пришлось звонить на горячую линию где мне тоже внятно не чего так и не ответили, сказали решайте вопрос с дилером как хотите. Боюсь что с Вестой не чего не поменяется, будут так же проблемы которые дилеры не только не будут хотеть решать, но и что самое страшное не знающие что с ними делать!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings