«Тайфуны» и «Торнадо»: новые армейские «Уралы»

41593 0 22

На форуме Армия-2015 ожидалось несколько автомобильных премьерных показов. В том числе – нового «Урала» для нужд армии. При этом на сайте Минобороны РФ в списке основных образцов вооружения и военной техники, демонстрируемых на форуме, значился лишь защищенный автомобиль Урал-63095 Тайфун-У не такая уж и новинка по состоянию на июнь 2015 года. И только посвященные ждали на трассе «Танкового биатлона» новый Урал-63704-0010 Торнадо-У: не бронированный, зато повышенной проходимости и грузоподъемности. Сегодня мы расскажем об обеих машинах, а заодно постараемся избавиться от возможной путаницы в названиях.

Табель о рангах

Собственно говоря, «Тайфун» – это не отдельная машина, а целое семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, разработанное кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых – Ярославский моторный завод, НИИ стали, Федеральный ядерный центр в Сарове, «Магистраль» (производитель бронестекол), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска) и т. д. Машин в результате получилось три. Про КамАЗ 63968 Тайфун-К и КамАЗ-63969 Тайфун мы уже писали, а вот про Урал-63095 Тайфун-У пришла пора написать сегодня.

На фото: КамАЗ-63969 Тайфун


Еще раз: «Тайфунов» разработано на сегодняшний день три. Это бронемашины повышенной защищенности (в том числе, от мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов) класса MRAP – КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (соответственно, литера «К» означает КамАЗ, а литера «У» – Урал). И полноценный бронетранспортер (БТР) КамАЗ-63969 Тайфун.

С «Торнадо» ситуация следующая. На вооружении российской армии состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» – модернизированная РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм – и «Торнадо-С» – модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм. Обе системы смонтированы на шасси Урал-4320, разработанном еще в 1977 году.

Попытки заменить шасси второй половины ХХ века на более современное предпринимались неоднократно. Так, в Беларуси РСЗО БМ-21 БелГрад смонтированы на базе МАЗ-6317. Поэтому неудивительно, что новое оригинальное шасси от Уральского автозавода получило унифицированное название «Торнадо-У», в качестве специально созданного для систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

Бронированный «Урал» уровня MRAP


На фото: Урал-63095 Тайфун, фото: wikipedia.org



Урал-63095 Тайфун – многофункциональный модульный бронеавтомобиль класса MRAP. То есть, его броня защищает от бронебойных пуль, выпущенных из крупнокалиберного пулемета 14,5 мм и стрелкового вооружения, а противоминная защита – от мощных самодельных взрывных устройств и фугасов (до 8 кг в тротиловом эквиваленте под днищем). Как и всякий MRAP, может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины радиоэлектронной борьбы или связи, санитарной машины или автомобиля для инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, а также собственно перевозок личного состава (от 12 до 16 человек в зависимости от модификации – не считая экипажа из трех человек) и грузов.

Шасси капотное, рамное, полноприводное, трехосное (формула 6х6). Полная масса – 24 тонны, двигатель мощностью 450 л.с., производства Ярославского моторного завода Группы ГАЗ, автоматическая шестиступенчатая коробка передач и механическая двухступенчатая раздаточная коробка. Подвеска – независимая гидропневматическая, с возможностью регулировки дорожного просвета (±300 мм), шины – пулестойкие с противовзрывными вставками и системой автоподкачки. Рулевое управление – с гидроусилителем двухсторонннего действия.


На фото: Урал-63095 Тайфун



Бронированный «Урал» способен преодолевать подъем до 60%, почти двухметровый брод (1800 см) и вертикальную стенку высотой 0,6 м. Два топливных бака емкостью 300 л каждый обеспечивают запас хода до 1800 км. Броня разнесенная, навесная, комбинированная – из стали и керамики. Вооружение – дистанционно управляемый боевой модуль. Экипаж и десант могут вести огонь из стрелкового оружия через бойницы.

Уральский автозавод запустил бронемашины в серию в 2014 году, впервые они были продемонстрированы в мае прошлого года на военном параде в Москве. А министру обороны (тогда еще Анатолию Сердюкову) бронемашины продемонстрировали еще в июне 2011 года – на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра ЦНИИ Минобороны РФ. Планировалось принять Урал-63095 на вооружение уже в 2014 году. Однако по ряду причин, известных, пожалуй, только военным, это событие перенесли на 2015 год.

Новый Урал-63704-0010 «Торнадо-У»

Итак, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» был впервые публично продемонстрирован автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Этой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась для транспортировки вооружений, а также военной и специальной техники, а не для продажи на «гражданке».

Та же механическая КПП и двухступенчатая механическая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. Подвеска, в отличие от броне-Урала, – зависимая, рессорная. Рабочая тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом и АБС. Как утверждает главный конструктор завода «Урал» по военной технике Олег Якупов, при производстве «Торнадо-У» применяются только российские комплектующие.




В качестве одной из главных особенностей машины производитель называет кабину: она капотная, каркасно-панельная, трехместная, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Имеется возможность установки на кабину комплекта дополнительной защиты (КДЗ) – брони 5-го класса защиты по ГОСТ 50963-96 (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, выпущенных из АКМ с расстояния 5-10 м).

Полная масса Урал-63704-0010 – до 30 т, грузоподъемность – 16 т, масса буксируемого прицепа – 12 т. Двигатель дизельный, рядный, шестицилиндровый, многотопливный, мощностью 440 л.с. Максимальная скорость – 100 км/ч. Дорожный просвет – 400 мм. Машина способна преодолевать подъем до 60%, брод глубиной 1,8 м. Запас хода – около 1000 км.


Урал-63095 Тайфун Урал-63704-0010 «Торнадо-У» Урал-4320 (для справки)
Масса, т 24 30 (14 и груз – 16) 21,3 (10,5 и груз – 10)
Колесная формула 6х6 6х6 6х6
Габариты, длина/ширина/высота, мм 9695/2550/3400 7366/2500/2715 (с тентом – 3005)
Клиренс, мм Изменяемый 400 400
Двигатель ЯМЗ-5367, 450 л.с. 440 л.с. КамАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238, 200-300 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 105 100 85
Запас хода по шоссе, км 1 800 1 000 1 300
Подвеска Независимая, на двух поперечных рычагах, пневмогидравлическая Зависимая, рессорная Зависимая, рессорная
Преодолеваемый подъем 60 % 60 % 60 %
Преодолеваемый брод, м 1,8 1,8 1,25






Читайте также:



Поделиться: 0 16 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

40833 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1757 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8434 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3622 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2964 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15062 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172470 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60792 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

73556 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22458 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16449 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10222 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34868 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10624 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9085 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388766 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261124 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75011 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?