Ural и Altay по-османски и их «друзья»: колесная бронетехника Турции

Удивительный поворот истории: еще неделю назад, когда мы писали о развитии военного автомобилестроения Турции, эта страна считалась не то чтобы вероятным противником, но недружественной державой. Достаточно было одного извинения Реджепа Тайипа Эрдогана – и отношения восстановлены. А мы тем временем продолжаем изучать турецкие армейские автомобили и на сей раз сосредоточимся на броневиках.

 

В конце 1980-х, как только турецкая автомобильная промышленность набрала силы, на шасси большинства грузовиков местной сборки стартовало интенсивное создание собственной бронетехники. Всё начиналось с легких броневичков на базе легких английских вездеходов и импортных советских БТР-60, а к настоящему времени процесс вооружения страны вылился в огромную боеспособную армию самых совершенных колесных бронемашин, выполненных в многочисленных исполнениях по нормам НАТО и насыщенных современными агрегатами и передовым вооружением.

Как и военные автомобили, практически все они разработаны крупными иностранными компаниями, оснащены зарубежными видами оружия, лицензионными или покупными агрегатами. В начале XXI века появились сообщения о выпуске автобронетехники целиком и полностью турецкого происхождения. Хотя, учитывая отсутствие каких-либо технических подробностей, есть подозрения, что участие иностранных поставщиков просто стало менее афишируемым.

Оттоманское милитари: военные автомобили Турции До недавнего времени мы не воспринимали Турцию в роли противника и тем более как существенную военную силу. Последняя война с тогда еще Османской империей закончилась в 1918-м, и с тех пор н...

Сегодня базис сектора колесной бронетехники турецкого военно-промышленного комплекса составляют компании Otokar и BMC, к которым за последние годы подсоединились еще три сравнительно небольшие фирмы.

Otokar

Лидерство в группе колесных бронемашин долгое время удерживает бывшая автобусная компания Otobus Karoseri Sanayi (Otokar) из Стамбула. Свои первые легкие бронемашины она начала выпускать в 1991 году, когда их базой послужили лицензионные вездеходы Land Rover Defender, и теперь превратилась в головного турецкого изготовителя полноприводной колесной бронетехники для национальных вооруженных сил, армий союзников и войск ООН. При этом официальное название фирмы изменили на Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi.

Первой военной продукцией стал легкий 122-сильный броневичок APV в нескольких исполнениях, выполненный в стиле английских бронемашин Shorland, оснащенный высокими шестиместными корпусами с двумя боковыми дверями и возможностью установки на крыше пулемета на шкворневой опоре или в поворотной башне. Их используют для патрулирования, разведки, штабных целей, перевозки важных персон и санитарной службы. Этих простых машин собрано 2500 экземпляров, и до сих пор они остаются в фирменной программе.

Патрульные бронемашины Otokar APV на территории завода в Сакарье
Патрульные бронемашины Otokar APV на территории завода в Сакарье
Легкая многоцелевая машина Otokar APV с пулеметной башней
Легкая многоцелевая машина Otokar APV с пулеметной башней
Модернизированная патрульная бронемашина на шасси Defender
Модернизированная патрульная бронемашина на шасси Defender
Санитарная бронемашина Otokar APV для доставки четырех раненых
Санитарная бронемашина Otokar APV для доставки четырех раненых

Летом 1994-го началась сборка патрульно-разведывательного бронеавтомобиля Akrep на шасси Defender 110. Он снабжен сварным трехместным корпусом с пуленепробиваемыми стеклами, на крыше которого можно разместить один-два пулемета, гранатомет или малогабаритную башню с дистанционным управлением. Обе машины развивают скорость 125 км/ч и имеют запас хода до 1 000 км.

Патрульная пулеметная бронемашина Otokar Akrep на шасси Defender
Патрульная пулеметная бронемашина Otokar Akrep на шасси Defender
Машина Akrep с дистанционно управляемыми спаренными пулеметами
Машина Akrep с дистанционно управляемыми спаренными пулеметами
Боевая машина Otokar Akrep с пулеметной установкой в открытой башне
Боевая машина Otokar Akrep с пулеметной установкой в открытой башне
Полицейский вариант Akrep с наблюдательной башней и гранатометами
Полицейский вариант Akrep с наблюдательной башней и гранатометами

В 1998 году компания Otokar приступила к выпуску многоцелевой плавающей бронемашины Cobra, созданной на американском 190-сильном шасси HMMWV с автоматической коробкой передач, независимой подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах. Она снабжена сварным корпусом с противоминным бронированием для доставки шести десантников, на ее крыше размещаются башня с пулеметами, 25-мм пушка, гранатометы или противотанковая ракетная система. Все версии достигают скорости 110 км/ч и с места до 96 км/ч разгоняются за 13 секунд. В общей сложности их изготовили свыше 3 000 единиц, поступавших в 15 стран.

Легкая бронемашина Otokar Cobra на 190-сильном шасси HMMWV
Легкая бронемашина Otokar Cobra на 190-сильном шасси HMMWV
Боевая машина Cobra с 7,62-мм пулеметом в одноместной башне
Боевая машина Cobra с 7,62-мм пулеметом в одноместной башне
Машина Cobra с дистанционным управлением пулемета и лебедкой
Машина Cobra с дистанционным управлением пулемета и лебедкой
Многоцелевая машина Otokar Cobra в варианте бронетранспортера
Многоцелевая машина Otokar Cobra в варианте бронетранспортера

В 2013 году была представлена новая многоцелевая тактическая машина Cobra II модульной конструкции, не имеющая ничего общего с упрощенным предшественником Cobra. Ее создавали на базе опытного образца XM-1211, которым американская компания AM General пыталась заменить свой легендарный Хаммер.

Новая Кобра с противоминным бронированием способна выполнять функции бронеавтомобиля с разнообразными боевыми модулями на крыше или пятидверного бронетранспортера для доставки до 10 военнослужащих. На выбор покупателя ее предлагают с дизельными двигателями Cummins мощностью 281 или 360 л. с. В стандартный набор агрегатов входят автоматическая шестипозиционная коробка передач, все блокируемые дифференциалы, независимая пружинная подвеска, дисковые тормоза, ABS, система подкачки шин, видеокамеры, кондиционер и др. Кроме того, существует трехдверный вариант и плавающая версия с двумя гребными винтами. По последним данным, сейчас фирма выполняет заказ стоимостью 47,5 млн евро на поставку машин Cobra II в турецкую армию.

Модульная тактическая бронемашина Otokar Cobra II нового поколения
Модульная тактическая бронемашина Otokar Cobra II нового поколения
Машина Cobra II на базе американского экспериментального «Хаммера»
Машина Cobra II на базе американского экспериментального Хаммера
Боевой отсек с тремя поперечными и четырьмя боковыми сиденьями
Боевой отсек с тремя поперечными и четырьмя боковыми сиденьями
Презентация амфибии Cobra II с дистанционно управляемой пушкой

В 2014 году на Международном военном салоне Eurosatory впервые в Западной Европе появилась тактическая бронемашина с удивительным именем Ural. Отражает ли это мечты турецких стратегов о своих будущих завоеваниях? В личной беседе сотрудники фирмы Otokar говорят, что для них марка Ural – всего лишь дань памяти древним тюркским племенам огузов, потомки которых селились на Южном Урале и потом стали предками современных турок.

Что же касается самой машины, то это легкая модульная конструкция на немецком шасси Unimog с закрытым корпусом на 9–10 человек, 168-сильным дизелем, автоматической пятипозиционной трансмиссией, передней торсионной подвеской и поворотной башней с различным вооружением, развивающая 110 км/ч.

Облегченная бронемашина Otokar Ural на шасси немецкого «Унимога»
Облегченная бронемашина Otokar Ural на шасси немецкого Унимога
Броневик Otokar Ural с 5-дверным бронекорпусом на 10 десантников
Броневик Otokar Ural с пятидверным бронекорпусом на 10 десантников
Бронемашина Ural с дистанционно управляемым пулеметным модулем
Бронемашина Ural с дистанционно управляемым пулеметным модулем
Испытания новой машины Otokar Ural с открытой пулеметной башней
Испытания новой машины Otokar Ural с открытой пулеметной башней

Следующий по ранжиру 10-местный колесный бронетранспортер Kaya с противоминной защитой днища MRAP создан на базе Unimog 5000 с более мощным 218-сильным двигателем и восьмиступенчатой коробкой передач Tiptronic с электропневматическим управлением. В процессе изготовления опытных образцов его оснащали двумя вариантами высоких несущих бронекорпусов с задней входной дверью, двумя продольными рядами с 10 индивидуальными сиденьями и легким вооружением на крыше. Вариантом боевой версии стал оригинальный транспортный автомобиль с передком от бронемашины и задней тентованной платформой для доставки 4,5 т грузов.

Бронемашина Otokar Kaya с первым вариантом бронекорпуса. 2009 год
Бронемашина Otokar Kaya с первым вариантом бронекорпуса. 2009 год
Второй вариант машины Kaya с обновленным бронекорпусом. 2010 год
Второй вариант машины Kaya с обновленным бронекорпусом. 2010 год
Испытания 10-местной бронемашины с открытой пулеметной башней
Испытания 10-местной бронемашины с открытой пулеметной башней
Полубронированный 4,5-тонный грузовой автомобиль на шасси Kaya
Полубронированный 4,5-тонный грузовой автомобиль на шасси Kaya

В 2013 году появилась модернизированная 300-сильная бронемашина Kaya II с американской трансмиссией Allison, новыми формами корпуса и усиленной обитаемой бронекапсулой с индивидуальными сиденьями для восьми солдат-десантников и автоматическим кондиционером. Машины серии Kaya достигают максимальной скорости 95 км/ч, с ходу форсируют водные преграды глубиной 1,2 м и имеют запас хода до 1 200 км.

Презентация бронемашины Otokar Kaya II в варианте бронетранспортера
Презентация бронемашины Otokar Kaya II в варианте бронетранспортера
Машины Kaya II с новой бронекапсулой и пулеметным вооружением
Машины Kaya II с новой бронекапсулой и пулеметным вооружением
Испытания машины Otokar Kaya второго поколения с открытой башней
Испытания машины Otokar Kaya второго поколения с открытой башней
Интерьер боевой капсулы с индивидуальными регулируемыми креслами
Интерьер боевой капсулы с индивидуальными регулируемыми креслами

Развитием серии Kaya стал более крупный бронетранспортер Kale на шасси Unimog с 10-местным корпусом-монококом с пуленепробиваемыми боковыми смотровыми окнами и бронированием MRAP, башней для легкого вооружения и независимой пружинной подвеской всех колес. Его основными агрегатами являются американские двигатель Cummins мощностью 296 л. с. и шестипозиционная трансмиссия Allison.

Бронемашина Otokar Kale с несущим корпусом и пулеметной башней
Бронемашина Otokar Kale с несущим корпусом и пулеметной башней
Машина Kale с защитой MRAP и всеми пуленепробиваемыми стеклами
Машина Kale с защитой MRAP и всеми пуленепробиваемыми стеклами

Гордостью турецкого военно-промышленного комплекса считается собственный проект унифицированного семейства Arma, который официально с 2007 года разрабатывала компания Otokar. Так ли это? Современные турецкие источники тактично «забывают», что за четыре года до того фирма начала осваивать выпуск 400-сильной четырехосной бронемашины Yavuz. Ее макет под маркой Terrex AV81 в 2001-м собрала сингапурская проектно-конструкторская группа Singapore Technologies Kinetics Ltd., а изначально эту машину проектировала ирландская компания Timoney.

Так или иначе, теперь Турция располагает наиболее совершенными и хорошо вооруженными трех- и четырехосными авиатранспортабельными плавающими боевыми машинами Arma с корпусами вместимостью до 12 человек. Они оснащены шестицилиндровым дизелем мощностью 450 л. с., автоматической шести- или семипозиционной трансмиссией, независимой регулируемой гидропневматической подвеской или обычной пружинной и предлагаются в нескольких версиях для несения вооружения и перевозки военнослужащих. Их максимальная скорость на шоссе — 105 км/ч, на плаву — 8 км/ч.

Пулеметная бронемашина Otokar Arma на трехосном модульном шасси
Пулеметная бронемашина Otokar Arma на трехосном модульном шасси
Трехосная бронемашина Otokar Arma с автоматической 20-мм пушкой
Трехосная бронемашина Otokar Arma с автоматической 20-мм пушкой
Трехосный модуль Arma с автоматической пушкой калибра 30 мм
Трехосный модуль Arma с автоматической пушкой калибра 30 мм
Многоцелевое модульное четырехосное плавающее шасси Otokar Arma
Многоцелевое модульное четырехосное плавающее шасси Otokar Arma
Четырехосный 12-местный бронетранспортер с пулеметным модулем
Четырехосный 12-местный бронетранспортер с пулеметным модулем
Бронемашина Arma с башней Mizrak-30 и автоматической 30-мм пушкой
Бронемашина Arma с башней Mizrak-30 и автоматической 30-мм пушкой

В обширной программе компании Otokar имеется также танк Altay, созданный в кооперации с южнокорейской военно-промышленной группой Hyundai Rotem, но его говорящее название формально не имеет ничего общего с нашим Алтаем: это имя турецкого генерала, воевавшего в начале ХХ века.

ВМС

К созданию колесной бронетехники автомобильная группа BMC пришла совсем недавно. Интересно, что в 1990-е годы она начинала с модернизации 300 советских бронетранспортеров БТР-60 для турецкой армии. Сейчас в ее программу входят три собственные двухосные многоцелевые бронемашины с защищенными корпусами, бронестеклами, системами противоминного бронирования MRAP, лицензионными дизелями Cummins, автоматическими трансмиссиями, простыми рессорными подвесками и корпусами для доставки десанта и монтажа вооружения.

Первая модель ВМС 250-10Z Vuran оснащена четырехдверным корпусом вместимостью семь–девять человек, двигателем в 245 л. с. и планетарными бортовыми редукторами с блокируемыми дифференциалами.

Легкая бронемашина ВМС 250-10Z Vuran с 4-дверным бронекорпусом
Легкая бронемашина ВМС 250-10Z Vuran с четырехдверным бронекорпусом

Более солидная бронемашина ВМС 350-16Z, известная под маркой Kirpi, снабжена усиленной противоминной защитой, 350-сильным дизелем и приподнятым над поверхностью земли объемным корпусом-капсулой с продольным расположением индивидуальных сидений для 9–10 человек. На ее основе в 2012 году был создан опытный трехосный образец.

Многоцелевая 350-сильная машина ВМС 350-16Z Kirpi с защитой MRAP
Многоцелевая 350-сильная машина ВМС 350-16Z Kirpi с защитой MRAP
Машина ВМС 350-16Z с пулеметной башней для доставки VIP-персон
Машина ВМС 350-16Z с пулеметной башней для доставки VIP-персон
Бронекорпус модели 350-16Z с двумя боковыми дверями и одной задней
Бронекорпус модели 350-16Z с двумя боковыми дверями и одной задней
Опытный трехосный бронетранспортер Kirpi с противоминной защитой
Опытный трехосный бронетранспортер Kirpi с противоминной защитой

Летом 2016 года фирма ВМС объявила о пополнении своей программы третьей двухосной многоцелевой бронемашиной Amazon с лицензионными силовыми агрегатами мощностью от 245 до 360 л. с.

Кроме представленных выше компаний изготовлением колесной бронетехники занимаются также пока малоизвестные за границами Турции фирмы Nurol, Katmerciler и FNSS. Обо всех этих бронемашинах читайте чуть позже на портале нашего онлайн-журнала.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы