Читайте также

Все, что вы не знали о будущем Оки: что такое ЕлАЗ-1121

59857 1 16
В истории многих советских автомобилей осталось немало тёмных пятен, известных лишь узкому кругу специалистов. К примеру, знали ли вы, что у маленькой и малотиражной Оки должны были появиться две более мощные «сестрёнки», а выпускать их собирались на бывшем тракторном заводе в Елабуге? История ЕлАЗ-1121 интересна, поучительна и при этом немного печальна, как и общая ситуация в советском автопроме конца восьмидесятых годов.
 

Появившаяся в конце восьмидесятых Ока вызвала бурную, но неоднозначную реакцию у советских автомобилистов, ведь по некоторым параметрам она была все-таки «недостаточной». При всех прелестях микролитражки многие советские граждане хотели машину «чуть-чуть больше» – пускай не как Жигули, но такую, на которой могли бы куда-то уехать не только два человека.

Ведь ВАЗ-1111 идеально соответствовал запросам горожанина, не обременённого семьей или дачей, а такие советские граждане финансово не всегда могли себе позволить даже мотоцикл. Те, кто уже накопил на машину за несколько лет, хотели купить не Запорожец, а компактный, но при этом полноценный автомобиль. И надо признать, что японская концепция (и взятый за основу прототип в виде Daihatsu Cuore) не совсем соответствовали ожиданиям советских автомобилистов.

1 2
  Daihatsu Cuore L55-L60 – прямой прообраз Оки

Формально четырехместная, но при этом почти лишенная багажника Ока со своими крошечными колёсиками плохо вписывалась в действительность того времени.

vaz-1111_oka vaz_1111_oka_1
Ока была рассчитана на «своего» покупателя. Но в СССР от подобной машины хотели чуть больше, чем она могла предложить

Однако на ВАЗе это отлично понимали еще в момент разработки ВАЗ-1111. Как и в случае с «восьмеркой», конструкторы готовили и другие версии – более мощные и практичные.

Проектируя Оку, на ВАЗе, что называется, вошли во вкус и замахнулись не на один автомобиль, а на целое семейство компактных автомобилей особо малого класса.

Тем более, что Ока изначально была рассчитана на относительно немассовое производство – около 50 000 автомобилей в год, в то время как спрос на компактную малолитражку специалисты оценивали на уровне 300 000 штук. Подобные производственные мощности «под семейство 11ХХ» ВАЗ выделить не мог, а возможности КамАЗа и СеАЗа никак не соответствовали планируемым объемам.

Именно поэтому уже в 1988 году состоялось специальное заседание научно-технического совета Минсельхозмаша СССР, в результате которого строящийся с 1984-го тракторный завод КамТЗ в Елабуге перепрофилировали под выпуск автомобилей — как нетрудно догадаться, им должен был стать ЕлАЗ-1121. Точнее, на момент начала работ в УГК ВАЗа в 1988-м «перспектива» носила условный индекс 1112 – это был своеобразный «автомобиль 2000 года», полноразмерный макет которого практически сразу же сделали в Тольятти. Но в первую очередь в Елабуге решили выпускать именно «улучшенную Оку», которая получила внутризаводское обозначение ХМ-1121.

1121
Полноразмерный макет прототипа 1121
000
Индекс ЕлАЗ-1121 общественности впервые «озвучили» в 1989 году – в ноябрьском номере журнала «За Рулем» (ЗР 11, 1989)

Больше цилиндров и даже дверей

Чем же этот автомобиль принципиально отличался от Оки? Прежде всего, двигателем: под капотом новой модели должен был стоять совершенно новый трехцилиндровый мотор объемом 820 «кубиков» и мощностью 40 л.с.

engine-1121
Трехцилиндровый двигатель 1121

Это позволило бы маленькой машинке стать более динамичной – чего греха таить, с «половинкой восьмого» 650-кубовая Ока сильно теряла в динамике при полной нагрузке, что со временем и заставило заводчан создать двигатель объемом 0,75 л уже на основе «полторашки» ВАЗ-21083.

При этом по кузову и конструкции «двадцать первый» принципиально не отличался от Оки, поэтому освоение такой модификации в условиях действующего производства было бы достаточно быстрым.

vaz_oka_11
Принципиально компоновка ВАЗ-1111 (на фото) не менялась. Но двигатель и подвески ЕлАЗ-1121 полагались новые

В случае с ЕлАЗ-1121 снова напрашивается аналогия с Самарами: освоив обычную «восьмерку» с двигателем объемом 1,3 литра, со временем в Тольятти начали выпуск более мощных полуторалитровых версий, а также пятидверной «девятки».

Еще больше надежд возлагали на ЕлАЗ-1125 – модель с пятидверным (!) кузовом длиной 3,45 метра и четырехцилиндровым двигателем, которая на ранних стадиях обозначалась как 1112. Такая машина могла бы серьезно «подвинуть» на внутреннем рынке Таврию, да и за пределами СССР у компактной переднеприводной пятидверки класса В мог найтись свой покупатель – тот самый, который покупал Opel Corsa A, Fiat Uno, Ford Fiesta, Peugeot 205, Renault 5 и так далее.

ЕлАЗ = ВАЗ, Fiat, Porsche…

Однако в СССР понимали, что такой масштабный и глобальный проект вряд ли получится освоить собственными силами. Именно поэтому 21 ноября 1989 года в Риме был подписан Меморандум о намерениях совместного производства с Fiat.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
В мартовском номере «За Рулем» за 1990 год достаточно подробно рассказывали о будущем совместном проекте А 93 (ЗР 3, 1990)

Каждая из сторон хотела извлечь свою выгоду из сотрудничества: на ВАЗе надеялись уже в 1993 году запустить в Елабуге ЕлАЗ-1125, который решили разрабатывать совместно с Фиатом под кодовым обозначением А-93, ну а для итальянцев это сотрудничество с ВАЗом в итоге вылилось в модель Punto.

1 / 3
Cотрудничество с ВАЗом по проекту А 93 не пропало – вскоре Fiat начал выпуск модели Punto
2 / 3
Cотрудничество с ВАЗом по проекту А 93 не пропало – вскоре Fiat начал выпуск модели Punto
3 / 3
Cотрудничество с ВАЗом по проекту А 93 не пропало – вскоре Fiat начал выпуск модели Punto

Причем главной «вишенкой на торте» в этой истории снова могла стать фирма… Porsche: для разработки новых четырехцилиндровых двигателем объемом 1,1 л и 1,25 л на ВАЗе «по старой памяти» приняли решение заключить новый контракт с немецкой компанией. И немцы в ходе работ по соглашению действительно изготовили около двадцати образцов четырехцилиндровых агрегатов объемом 1,1 литра! При этом «базовый» трехцилиндровый мотор для первенца с индексом 1121 на ВАЗе решили сделать собственными силами.

0
Трехцилиндровый мотор должен был улучшить динамику маленькой машины

Внешне ХМ-1121 отличался от базового ВАЗ-1111, в основном, элементами отделки — решеткой радиатора, бамперами и колпаками колёс.

00
Елаз-1121. Очень похоже на обычную Оку, но различий хватает

Однако это было обманчивое сходство! Во-первых, кузовные панели новой машины проектировали под вклеенные стёкла – то есть, речь шла о серьезной доработке штампов, благодаря чему жесткость кузова на кручение увеличивалась в полтора раза.

Elaz-1121
На фото: ВАЗ-1121

При превращении в ЕлАЗ-1121 Ока должна была стать более мощной, комфортабельной и даже массовой с точки зрения применяемых технологий.

Во-вторых, улучшенная Ока должна была получить заметно модернизированные подвески колёс — в частности, задняя балка по конструкции возвращалась к «восьмерочной», то есть, разнесённые на Оке пружину и амортизатор вновь объединили в общий узел подвески. Именно поэтому по «ездовому комфорту» (то есть, сочетанию плавности хода и управляемости) модернизированная машина должна была вплотную приблизиться к вазовской же «восьмерке», которую сами конструкторы во время работы над ХМ-1121 использовали в качестве безоговорочного эталона и «точки референса». Интересно, что термин «комфорт езды» в обиходе тольяттинских конструкторов появился благодаря инженерам Porsche, с которыми на ВАЗе тесно сотрудничали в рамках работы над проектом «Гамма» — тем самым ВАЗ-2108… Иными словами, ЕлАЗ-1121 имел все шансы стать пусть и маленьким, но весьма «драйверским» автомобилем.

356e
Рабочие записи по доводке подвесок ХМ-1121 за октябрь 1990 года (из личного архива В. Верещагина)

Второе важное нововведение — тросовый (!) привод механизма переключения передач, который на ВАЗе пошел в серию только двадцать лет спустя — на Гранте… Прибавим сюда 13-дюймовые колёса на четырех болтах вместо прежних «бубликов», и мы получим похожий внешне на обычную Оку, но гораздо более практичный и приспособленный к эксплуатации автомобиль, который к тому же был рассчитан на ежегодный тираж в несколько сотен тысяч экземпляров.

Семь бед – один ответ

За четыре года в строительство предприятия вложили 2 миллиарда рублей, а уже в 1991 году с его конвейера должны были сходить серийные малолитражки. К 25-летию ВАЗа на ВДНХ состоялась юбилейная выставка, одним из экспонатов которой был предсерийный ЕлАЗ-1121.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Хотя бы минимум информации о модернизированной Оке советские автомобилисты получили в ноябре 1991-го – то есть, уже после распада СССР (ЗР 11, 1991)

И тут грянул тот самый август 1991-го… Советское государство перестало существовать, что означало теперь уже окончательное прекращение финансирования на государственном уровне.

Существовал еще один важный нюанс. Хотя ЕлАЗ-1121 был разработан ВАЗом по заданию Минавтосельхозмаша специально для Елабуги, проблемы со своевременным завершением строительства возникли еще до августовского путча. Причина банальна — деньги. В последний для себя год огромная страна вступала с не лучшей ситуацией в экономике и государственном бюджете, вследствие чего запуск первой очереди производства на ЕлАЗе вынужденно перенесли на 1992 год.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Судьба предприятия оставалась неопределённой, что находило отражение в соответствующих публикациях (ЗР 10, 1991)

Кабинет Министров СССР рассматривал вариант передачи недостроя на баланс ВАЗа и даже пытался привлечь иностранцев (в частности, все тот же Fiat, Ford, Volkswagen и General Motors), однако такую позицию «в штыки» восприняло руководство уже на тот момент суверенной Республики Татарстан, на территории которой и строилось предприятие. Ранее в Тольятти рассматривали ЕлАЗ в качестве своей новой производственной площадки, где будут выпускаться и другие модели ВАЗа, однако правительство Татарстана категорически отрицало возможность передачи управления или распоряжения своей «стройкой века» предприятиям или организациям за пределами республики. Поэтому в качестве выхода из сложившегося положения Fiat предлагал перенести на площадку в Елабуге производство своей уже готовой и давно выпускавшейся модели Panda, для чего советская сторона должна была приобрести лицензию. Однако в самом Татарстане с подобным вариантом и созданием СП не соглашались.

1 / 3
На первых порах итальянцы предлагали выпускать в Елабуге Fiat Panda
2 / 3
На первых порах итальянцы предлагали выпускать в Елабуге Fiat Panda
3 / 3
На первых порах итальянцы предлагали выпускать в Елабуге Fiat Panda
00
В 1993-м еще надеялись, что ЕлАЗ все-таки будет. Знак вопроса в заголовке статьи весьма красноревиво указывает на сомнения в этом (ЗР 1, 1993)

При этом чиновники надеялись, что недострой в качестве «подарка» возьмет на себя «родной» КамАЗ, который и завершит строительство автозавода за свой счет, однако в Набережных Челнах взвесили все «за» и «против», после чего отказались от подобной идеи. В итоге ЕлАЗ лёг непомерным грузом на бюджет республики, зависнув на стадии 28-процентного выполнения плана строительно-монтажных работ.

Уже к 1993-году ЕлАЗ покинули главный конструктор и технический директор, десятки специалистов вынуждены были переехать на ВАЗ и КамАЗ… История ЕлАЗ-1121 закончилась, так и не успев начаться.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
К началу 1994 года всем стало ясно, что в чуда в Елабуге не произойдёт, а судьба ЕлАЗ-1121 к тому времени была понятна не только специалистам (ЗР 2, 1994)

Напоследок отметим: в начале девяностых годов в самом Тольятти, несмотря на высокую степень готовности модели 1121, просто не рассматривали вопрос постановки на производство этого автомобиля. У завода хватало своих проблем как с выпуском текущего модельного ряда, так и с запуском в серию куда более востребованных и перспективных моделей вроде той же «десятки».

P.S. Ирония судьбы в том, что еще в 1988 году все в той же Елабуге прошла научно-техническая конференция, 300 участников которой также думали о том, как же начать выпуск народного автомобиля на ЕлАЗе, причем даже без поддержки на уровне госбюджета СССР. В итоге в Елабуге всерьез и надолго выпускать автомобили не смогли ни с советским государством, ни уже без него…

Автор благодарит Вячеслава Верещагина (г. Тольятти) за помощь в подготовке материала.

Поделиться: 0 15 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

И вот так всегда...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Всегда свежее: почему нельзя постоянно доливать масло вместо замены?

Среди многих способов способов убивать машину по-варварски выделяется практикуемый многими «я доливаю». Речь идёт о масле, слишком высокий расход которого, по мнению некоторых автолюбителей, позволяет не менять его…

11675 3 0
Статьи / Популярные вопросы
Что делать при ДТП?

Статистика показывает, что большинство водителей хоть раз в жизни попадало в ДТП. Как действовать в такой ситуации, и как не допустить ошибок при оформлении ДТП?

693 0 0
Статьи / История
Чита, Белка, Муравей: советские раритетные вагончики-легковушки

Предыдущая статья была посвящена зарубежным легковым автомобилям вагонной компоновки с обтекаемыми кузовами, задним расположением двигателей и просторными салонами. В этой же статье отдадим дань памяти советским…

6737 0 6
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

3850 21 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC I с пробегом: прелести безрамочных дверей и руль, который не крутится

Volkswagen давно уже перестал быть “народным”: денег за эти машины просят много. Зато доля “премиальности” в них заметно выросла. А значит, автомобили стали не только дороже и комфортнее, но и сложнее, и – что никак не…

6974 24 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS I с пробегом: хорошие старые V8, плохие новые V8 и всегда плохие V6

Мало с какими машинами возникает столько сложностей при выборе “рестайл или дорестайл”. С одной стороны, только до 2006 года на CLS ставили нормальные V8, а после с бензиновыми двигателями - сплошные беды. С другой,…

4518 9 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

28495 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

18686 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Кулаки, гранаты, прутья: первый тест-драйв Lada XRAY Cross, технический разбор и видео

Отрадно, что при подготовке к решающей атаке на Hyundai Creta в штабе Автоваза возобладала линия «ястребов»: Lada XRAY Cross снабдили широким набором средств поражения противника. Между тем, вазовский кроссовер мог…

16621 50 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28364 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16084 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

9642 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

39957 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

29190 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13411 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

40185 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

38506 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

32438 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?